«Подготовка детей к школе в соответствии с новыми стандартами обучения»
статья (подготовительная группа) на тему

Лотфуллина Ильмира Исмагильевна

новые стандарты обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Подготовка детей к школе в соответствии с новыми стандартами обучения»

   Особенностью современного отечественного образования является его стандартизация.  В связи с этим качеством изменились приоритеты целей как дошкольного образования, так и его школьной ступени. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» и «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» в качестве основных направлений образовательного процесса указали общекультурное, личностное и познавательное развитие детей, сохранение и укрепление их здоровья, коррекцию недостатков в развитии.

   Новые стандарты созданы как результат интеграций экономик и культур в современном мире и основаны на многолетних исследованиях отечественной психологической и методической школы.

   Однако на любой ступени образования нередко имеет место расхождение результатов научных исследований, программ и нормативов с образовательной практикой. Во многих случаях это связано с недостаточной психолого-педагогической компетентностью взрослых, работающих с детьми,-педагогов, психологов, родителей.

  Условием обеспечения готовности детей к учению является грамотное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в дошкольный период. В ФГОС ДО сказано, что «основная программа дошкольного образования проектируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации развития детей дошкольного возраста».

   Поэтому имеет смысл вектор понятия «готовность ребёнка к школе» переместить в сторону понятия «готовность взрослых» (родителей, педагогов) сопровождать ребёнка как на этапе дошкольного детства, так и в период адаптации к школе. По мнению Г.А.Цукерман, не дети должны быть подготовлены к школе, а школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей, помогать их личностному росту – таков основополагающий принцип гуманной педагогики.

    Вся логика развития ребёнка до школы направлена на подготовку его к последующей ступени развития: «все компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путём при нормальном развитии ребёнка-дошкольника, подразумевающем, что ребёнок много играет сам, со сверстниками и взрослыми, как в сюжетно-ролевые игры, так и игры по правилам. Кроме того, он рисует, лепит, раскрашивает картинки, вырезает и клеит самоделки, складывает узоры из мозаики и собирает кубики по картинкам –образцам, занимается с разнообразными конструкторами, пытается играть на игрушечных инструментах и, конечно же, слушает сказки, повести и рассказы». Конечно, ребёнок «должен обучаться основам грамоты и счёта, но не вместо всего перечисленного». Поэтому, чтобы обеспечить старшему дошкольнику условия для его естественного развития и включения в новую деятельность, взрослому, сопровождающему ребёнка, необходим определённый уровень развития психолого-педагогической компетентности.

   Если обобщить все показатели готовности ребёнка к учению в школе как внешние, видимые, так и внутренние, то можно представить три условные группы: «физическая готовность», «педагогическая готовность», и «психологическая готовность» к учению.

К физической готовности можно отнести:

  • Паспортный возраст (рост, вес и др.)
  • Функциональные возможности ребёнка (сила, ловкость, выносливость, работоспособность)
  • Состояние здоровья ребёнка (наличие\отсутствие частых или хронических заболеваний, травм)

К педагогической готовности можно отнести предпосылки формирования предметных знаний, умений и навыков (а не сами навыки чтения, счёта, письма)

  • Общая осведомлённость;
  • Интуитивные до числовые представления, сравнения и уравнения множеств;
  • Прямо\обратный счёт;
  • Развитый фонематический слух;
  • Развитие устной речи;
  • Владение предметными умениями.

   Психологическая готовность к школе формируется постепенно в общении с взрослыми и сверстниками, в игре, в дошкольных видах деятельности и в посильном труде, т.е. подготавливается всем ходом жизни ребёнка.

   Е.Г.Гуцу отмечает, что психологическая готовность к школе –это и индивидуальная характеристика. Даже при одинаковом паспортном возрасте поступающих в школу детей интервал индивидуальных вариантов психологического развития может быть достаточно широк. Эти различия затрагивают все сферы детской личности и проявляются во всех компонентах психологической готовности к обучению. Комбинаций различного сочетания разных показателей готовности может быть бесконечно много – нет и не может быть двух абсолютно одинаково готовых к школе детей.

   В настоящее время существует достаточное количество пособий для проведения занятий по подготовке к обучению детей к школе. Однако вопрос о целях данных занятий, об организации деятельности детей на занятиях, их структуре остаётся открытым и очень актуальным для педагогов.

   Какова цель подготовки к учению в школе?

   Существует значительное многообразие целей и задач, которые обозначены в различных УМК. Но есть цели и задачи иного уровня, которым нужно следовать независимо от целей УМК. Это задачи психологической подготовки детей к учению.

   Как подготовить ребёнка к учению?

   Согласно документам Министерства образования РФ дети принимаются в школу с шести с половиной до восьми лет. По многочисленным наблюдениям педагогов и психологов нежелательным является поступление в школу детей особенно мальчиков, которым ещё не исполнилось семи лет. Исключение составляют дети с высоким уровнем школьной мотивации и познавательного развития.

   Современные родители задумываются о том, чем заниматься с детьми в свободное время, как обеспечить развитие ребёнка, как лучше подготовить его к обучению к школе, нужно ли учить ребёнка чтению, счёту и письму?

   Очевидно, что научить детей тому или иному навыку можно в том случае, если сам владеешь им, если знаешь, как обучать и если ребёнок сам этого хочет.

   Родителям, желающим до школы научить ребёнка читать, нужно помнить важные правила: процесс общения с книгой должен доставлять ребёнку радость; ребёнок непременно научится читать в школе, поэтому, если не получается сейчас, не хочет, нужно ли делать это насильно? Возможно, просто не пришло время.  Не нужно сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Способности у детей проявляются в разное время. Их развитию во многом способствует та среда, в которой живёт ребёнок.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы конференции по подготовке детей к школе в условиях внедрения ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения для родительской общественности

Доклад   по подготовке детей к школе в условиях внедрения ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в рамках родительской конференции .  Принципиальное ...

«Совместная работа д/с и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей»

«От того, как прошло детство,Кто вел ребенка за руку в детские годы,Что вошло в его разум и сердце из окружающего мира-От этого в решающей степени зависит,Каким человеком станет сегодняшний малы...

«Совместная работа д/с и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей»

«От того, как прошло детство,Кто вел ребенка за руку в детские годы,Что вошло в его разум и сердце из окружающего мира-От этого в решающей степени зависит,Каким человеком станет сегодняшний малы...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЫЧАЕВ НАРОДА-САХА В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ СТАНДАРТОВ ОБУЧЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЫЧАЕВ НАРОДА-САХА В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ СТАНДАРТОВ ОБУЧЕНИЯ...

«Преемственность начального и дошкольного образования. Подготовка детей к школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общ...

Мотивация воспитанников дошкольного возраста к занятиям физической культурой в соответствии с новыми стандартами образования.

Мотивация воспитанников дошкольного возраста к занятиям физической культурой в соответствии с новыми стандартами образования....

Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению (теоретические проблемы подготовки детей к школе) .

Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из пре...