Консультация "Приобщение детей к природе в семье"
консультация на тему

консультация для организации работы с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_priobshchenie_detey_k_prirode_v_seme.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

 

Консультация «Приобщение детей к природе в семье»

Одним из важных вопросов экологического образования старших дошкольников является проблема приобщения детей к природе, развития эмоционально окрашенного к ней отношения. И этой проблемой должны заниматься не только детские сады, школы и другие воспитательно - образовательные учреждения, но прежде всего родители. Ученые едины во мнении: слова и дела родителей оказывают огромное влияние на детей, именно родители формируют мораль, поведение, мир ценностей, личность детей, а семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Знания о природе детям системно дает педагог, но определенное отношение к природе можно воспитать только вместе с семьей ребенка. Наша с вами задача создать условия для формирования экологической культуры дошкольников. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первым услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег - это много красивых снежинок. Для него одного поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любопытство. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечая главного. Но если рядом взрослый, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше. Как известно, главное в нашем общении с детьми – личный пример. Начинаем день с взгляда в окно. Прекрасно, если за ним простирается парк или сквер, в любом случае найдём возможность увидеть кусочек неба и растительности. Порадуемся вместе хорошей погоде, обратим его внимание на приметы сезона, отметим особенную красоту именно этого момента: молодую листву или пушистый снег на ветках, игру света в облаках, цвет травы в лучах солнца… Даже в тоскливую сырую погоду находим чему удивиться или порадоваться. При полном, казалось бы, отсутствии оснований для радости «притягиваем их за уши»: после дождей грибы хорошо растут, почва напитается влагой и даст хороший урожай, можно, наконец, в резиновых сапогах по лужам походить, кораблики попускать! И очень хорошо, если от наших высказываний о природе у ребенка не появится ощущение того, что от нее исходит какая-то угроза: не запугивайте его ветром, холодом и т.п. Природа – друг! Если эта мысль станет главным мотивом бесед с ребенком, то будет совсем нетрудно научить его не сорить на полянках и дорожках, не убивать жуков и лягушек. Более того, он с удовольствием и энтузиазмом начнет наблюдать, исследовать природные явления, и это вторая интереснейшая ступень «экологического воспитания» детей.

Среди книг в домашней библиотеке ребенка должны быть и рассказы о животных, и хорошо иллюстрированные справочные издания на эту тему, и книги об интересных явлениях природы. А с каким удовольствием дети будут слушать рассказы, рассматривать фотографии о ваших походах и путешествиях. От наблюдений ребенок естественным образом переходит к исследованию тех или иных явлений и объектов природы, и тут у нас есть богатейшие возможности развивать его исследовательский талант. Жизнь растений, насекомых, домашних и диких животных, удивительные свойства обыкновенной воды, почвы, минералов – перечислять интереснейшие темы можно бесконечно. Выбирайте то, что интересует вас самих, и ребенок обязательно разделит ваши интересы. Многие считают, что для воспитания доброты и душевности нужно завести дома какое-либо животное. Нужно понимать, что само по себе присутствие хомячка или кошки в доме ничему ребёнка не учит. Учит наше отношение к животному. Если я забочусь о кошке или собаке, рассказываю ребенку, что и как нужно делать, и привлекаю его к посильному участию в этой увлекательной и приятной для меня заботе о «брате меньшем» - это одно. Но если прогулка с собакой, очистка клетки хомячка для меня обуза, если я обязываю это делать ребенка под лозунгом: «Ты просил собачку?! Вот сам и ухаживай!» - это совсем другое. Раздражаясь и требуя, мы лишь провоцируем еще одну волну раздражения – на этот раз от ребенка к зверьку. Ребенок мал, он не может гарантировать, что его интерес к тому или иному явлению будет стойким. Вот здесь и нужен наш взрослый подход к проблеме. Заводя дома животное, принимаем как данность, что ответственность за него ляжет на нас. Возможно, удастся пробудить у малыша стойкий интерес к этому занятию, но только добром и личным примером. Так же вероятно, что этого не получится, - ребенок очень скоро потеряет интерес к зверьку. Тогда ответственность и забота о животном лягут на наши плечи. Заставляя детей «через не хочу» выполнять необходимое, мы воспитываем, возможно, не доброту и душевность, а совсем, совсем другое… А между тем можно смоделировать нужную нам ситуацию в необременительном варианте: кормить птиц, подкармливать дворовое животное, навещать знакомых, которые держат какое-либо животное, систематически посещать зоопарк….

Картины природы – сильнейшее эстетическое средство воздействия на душу ребенка, и его значение невозможно переоценить. Надо честно признать: чаще всего городской пейзаж является стрессовым фактором для малыша. Вы измените ситуацию, благоустройте и украсьте мир вокруг своих детей: посадите кусты рядом с домом. Дети реально примерили на себя роль созидателя и утвердились в ней. Экологоразвивающая среда в домашних условиях может включать: уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения и растения, выращенные ребенком самостоятельно или вместе с родителями, а также все средства, необходимые для ухода за ними, здесь возможно, но не желательно нахождение каких-либо зверьков (хомячков, морских свинок, черепах, рыбок, птичек и т.д.). Уголок «выращивания», оснащенный необходимыми средствами для самостоятельной исследовательско-природоведческой деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием): инструменты для работы с землей, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, природный материал, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т.д. Приезжая с ребенком на дачный участок, необходимо занять и увлечь ребенка интересным делом. Прежде всего, попросите его помочь вам, только делайте это на полном серьезе, без всяких там сюсюканий, тем более что он действительно окажет вам помощь. Если вы делаете посадку, то попросите его подержать подготовленные к посадке семена или разгрести грядку, или самому положить в подготовленную лунку семечко. При этом рассказывайте ему о своих действиях. Каждый раз, когда вы приезжаете с ребенком на свой участок, первым делом нужно предложить ему посмотреть, не появился ли расточек, Как только вы увидите появившийся расточек, обрадуйтесь. Когда вы сажаете не семена, а рассаду, необходимо также объяснять ребенку свои действия. Если высаживаете рассаду помидоров, то пусть ребенок подносит вам по одному стебельку. Если сломает нечаянно, возьмите в руки сломанный стебелек и скажите: "Я думаю, этот не будет жить и не принесет нам плода, он сломался, но давай требуем все же его посадить". Посадите наряду с другими хотя бы один сломанный. Через несколько дней, когда вы снова подойдѐте со своим ребенком к грядке с окрепшими стеблями помидоров, покажите ему на сломанный стебелек и напомните, что он был поломан при посадке. При этом не разговаривайте с ребенком назидательным тоном. На следующий год ребенку нужно предложить свою собственную грядку, чтобы дать возможность делать на ней все, что он захочет. Ни в коем случае не нужно ребенка заставлять или исправлять сделанное им. Можно лишь спрашивать у него, чего бы он хотел сделать на своем опытном участке, своей грядке. Оказать помощь можно, лишь спросив у него разрешение поработать с ним совместно. Когда вы будете высевать злаковые, дайте ему бросить на грядку своей ручкой зерна. Так ребенок проявит интерес к растительному миру. Дело не только в том, что он будет знать и чувствовать, как и что растет. Главное — он начнет думать, анализировать, чувствовать. Именно в детстве, когда инициатива и энергия ребенка, кажется, бьют через край, имеет смысл направить их в созидательное, творческое русло – русло полезных дел. И общение с природой дает для этого бесконечные возможности.

Памятка для родителей "Прогулка в Природу"

Подготовка к прогулке:

- определить маршрут и задачу (что увидим, куда пойдем);

- подготовить игры для отдыха, обсудить их с ребенком;

- подготовить предметы для сбора коллекций (банки, сачок, коробки, пакеты).

Поездка в лес:

- обратить внимание ребенка на погоду, описать ее (небо, свет, настроение, растения);

- понаблюдать за изменением местности (что видим вокруг, характер дороги, повороты, смена пейзажей, рельефа).

Прогулка в лесу:

- на опушке леса обратить внимание на настроение и чувства, запахи, общий вид леса: какие видим деревья, траву, цветы, тропинки, оттенки зелени, окружающую местность;

- в лесу послушать шум, пение птиц, наблюдать изменение картины в разных участках леса. Останавливаться у интересных деревьев, пеньков, растений; наблюдать за птичками, бабочками, муравьями, рассматривать их; сравнивать увиденное, чувствовать и видеть красоту и поэтические образы в окружающих явлениях.

Отдых на полянке:

- найти красивую полянку и организовать место для отдыха;

- рассмотреть полянку, кустарники и деревья с разных мест;

- организовать сбор коллекций;

- организовать игры,

Путь из леса

Для возвращения выбрать другую дорогу, желательно с водоемом или рекой, где можно купаться или наблюдать за водными растениями, берегом, течением воды, ее цветом, красотой, запахами.

Беседа о прогулке

По дороге домой, пока впечатления еще сильные и чувства переполняют ребенка, организовать беседу об увиденном (Что понравилось? Почему: Что больше запомнил? Что удивило? Что нового увидел? Какая погода? Животные? Растения? Воздух? Где было красивее? Что делали? Что собрали? Как менялось настроение? Как шумит лес? Какие запахи?)

Занятия дома:

• обработка коллекции (прогладить листья, засушить цветы, сложить камни, оформить букет) Выполняя работу, обучайте ребенка рассматривать предметы коллекции, любоваться ими, отмечайте особенности, сравнивайте с другими предметами или явлениями, называйте форму, цвет, величину, пространственное расположение деталей и особенностей поверхности;

• поделки из природного материала, собранного на прогулке игрушки, макеты, икебаны, аппликации;

• подбор книг о природе, чтение, рассматривание картинок;

• рисование и лепка на природную тему.

"Беседа о диких животных"

Вариант 1: беседа строится на основе рассматривания иллюстраций, фотографий, книг, журналов с изображениями диких животных.

Вариант 2: беседа строится в условиях зоопарка, парка, леса, сада заповедника.

Вопросы родителей

• Как называются эти животные?

• Где они живут?

• Опиши их внешний вид.

• Каковы они по характеру и по повадкам?

• Какие ощущения ты испытываешь при виде и общении с этими животными?

Такие беседы с ребенком способствуют усвоению новой информации. Дополнительно можно поделиться своими впечатлениями от встречи с этими животными, познакомить ребенка с неизвестными ему животными. При описании их сравнивают с другими животными.


«Известное об известном»

1. Самый крупный: - из млекопитающих – синий кит - 150 тонн, 30 метров

 - из птиц – страус - 90 кг, высота 270 см

 - из змей – анаконда, длина 5-10 метров

 2. Самые высокое растение – эвкалипт, до 162 м

Самые толстые – баобаб, до 50 метров в окружности

Самые длинные – ротанговая пальма, стебли до 400 метров в длину 3.Быстрее всех: - бегает гепард

 - плавает меч-рыба - летает стриж

- стебли бамбука за сутки могут вырасти на 90 см. Его максимальная высота – 36 метров.

4.Птиц на Земле – 8500 разных видов. Из них 770 живут у нас.

5.Один цветок одуванчика дает 200 семян. На растении бывает до 6 цветков. Появляется 1200 новых одуванчиков.

6.Белка заготавливает на зиму до 600 граммов сухих грибов. 7.Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик, по 4-5 см в сутки.

8. Обыкновенные пчелы в секунду делают 200 взмахов крыльями.

9.При продолжительности жизни в 70 лет человек тратит:

 на сон 23 года,

на разговоры – 13 лет,

на еду – 6 лет,

на умывание – 1,5 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей младшей группы «Экологическое воспитание в семье». Тема практикума: «Роль игры в ознакомлении детей с природой»

Целесообразность проведения мероприятия:       Ещё великие русские педагоги прошлого Константин Дмитриевич Ушинский, Елизавета Николаевна Водовозова, Лев Николаевич...

Консультация для родителей "Отношение детей к природе родного края начинается в семье"

Консультация для родителей "Отношение детей к природе родного края начинается в семье"...

Консультация для родителей «Ознакомление детей с миром природы в семье»

Консультация для родителей «Ознакомление детей с миром природы  в семье»...

Консультация для родителей «Приобщение детей к природе в семье»

Консультация для родителей страршей и подготовительной группы об экологическом воспитании в семье, о приобщении к природе....

Консультация для родителей «Приобщение детей к природе в семье»

Одним из важных вопросов экологического образования старших дошкольников является проблема приобщения детей к природе, развития эмоционально окрашенного к ней отношения. И этой проблемой должны занима...

Консультация для родителей «Приобщение детей к природе в семье»

Консультация для родителей воспитанников...