Проект "Вода - водичка"
проект на тему
Вид проекта: исследовательски – творческий
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта: воспитатели, дети 5 – 7 лет, родители
Актуальность: Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda_vodichka.docx | 364.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧДОУ Детский сад 162 ОАО "РЖД"
Автор:
Молчанова Татьяна Николаевна
г. Карасук, 2017 г.
Вид проекта: исследовательски – творческий
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта: воспитатели, дети 5 – 7 лет, родители
Актуальность: Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
Реализация проекта «Волшебница Вода» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей во второй половине дня по перспективному планированию 1раз в неделю. Во время занятия проводится 2-3 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры – экспериментирования. Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
Постановка проблемы: Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.
В проекте используется метод педагогической интеграции.
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды.
Задачи:
- Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.
- Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
- Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
- Активизировать природоведческий словарь ребенка.
- Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.
Старшая группа:
- Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека.
- Научить устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях.
- Дать представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, о процессе конденсации
- Расширить представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни).
Подготовительная группа:
- Подвести к пониманию круговорота воды в природе, механизма конденсации.
- Дать представление о некоторых жидкостях, об упругости, давлении, выталкивающей силе жидкости.
- Раскрыть понятие о водной системе на нашей планете, об отрицательной и положительной роли человека.
- Дать представление о природных катаклизмах (наводнение, засуха).
- Научить разным способам очистки воды.
- Рассказать о некоторых особенностях водной среды обитания: рек, озер, морей, океанов. Рассмотреть воду как источник энергии (ТЭЦ, двигатели), показать ее народно – хозяйственное значение ( водопровод, канализация, система орошения полей, рыбоводческие хозяйства и т.д.).
- Способствовать формированию представления о приспособленности человека к пребыванию в водной среде (дыхание, передвижение, погружение на глубину).
Предполагаемый результат (старший возраст)
- Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
- Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
- Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
- Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
- Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
- Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
Взаимодействие с родителями:
- Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления информации о воде.
- Изготовление книжек – малышек.
- Создание альбома «Мир воды»
- Создание коллажа «Круговорот воды в природе»
- Консультация по теме: «Мои первые опыты».
- Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
Взаимодействие с педагогами:
- Методические рекомендации по теме.
- Привлечение воспитателя по изодеятельности; педагога – психолога, музыкального руководителя.
- Консультация по теме «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников».
- Мастер – класс «Волшебница – вода».
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Подготовительный этап проекта:
- Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
- Пополнить развивающую среду:
- Подбор художественной литературы по теме;
- Подбор энциклопедий, карт, схем;
- Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;
- Составление картотеки опытов с водой;
- Подготовка оборудования для опытов с водой.
- Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.
- Подготовить информацию для родителей по темам:
- Эксперимент в детском саду;
- Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
- Почему воду нужно беречь?
- Составление схемы «Круговорот воды в природе».
- Провести презентацию «Мир воды».
Исследовательский этап проекта в старшей группе
Вид деятельности | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей | Работа с родителями |
Игровая | «Физическая культура», «Художественное творчество», «Познание», «Музыка», «Социализация», «Здоровье». | Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да – нет», «Пишущая машинка», «Капитан укладывает чемодан», «Кто быстрее соберет?», «Круги на воде». Игры с водой, игры со снегом. | Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой. Посещение с ребенком детской библиотеки для накопления информации о воде Создание коллажа «Круговорот воды в природе». |
Двигательная | «Физическая культура», «Социализация», «Здоровье». | Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Ручеек», «Мы – водные животные». «Караси и щука», «На болоте». | |
Познавательно - исследовательская | «Познание», «Коммуникация», «Безопасность». | Эксперимент: «Какой бывает вода?» (теплой, холодной, горячей). Эксперименты: «Вода способна смачивать и очищать предметы», «Как выйти сухим из воды», «Поверхностное натяжение воды». Занятие «Кому нужна вода?» Опыты: «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода». Рассматривание снежинок. Опыты: «Пар – это вода», «Лед – это вода», «Иней», «Превращение в воду». Занятие «Поможем воде стать чистой» Опыт «Очистка грязной воды». Занятие «Берегите воду». Занятие «Ручейки и озера» Занятие «Кто живет в реке» (с элементами театрализации). | |
Трудовая | «Труд» | Создание ледяных построек, украшение территории детского сада разноцветными льдинками. | |
Коммуникативная | «Коммуникация», «Здоровье» | Беседы: «Где живут капельки», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?», «Какие свойства воды ты знаешь?», «Зачем человеку вода?». «Что растет в воде? | |
Чтение (восприятие художественной литературы) | «Чтение художественной литературы» | Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели». | |
Продуктивная | «Художественное творчество» | Ручной труд (конструирование из бумаги) «Белая кувшинка» Рисование «Круговорот, как я его понимаю» | |
Музыкальная | «музыка» | Использование музыки. |
Совместная деятельность с детьми
- Чтение художественной литературы о природе: Г.-Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфиненка», «Сказки и были о морях и океанах», стихи А.С. Пушкина «О море», Н.А. Рыжова Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр»
и др.
- Использование фольклорных материалов.
- Рассматривание энциклопедии «Жизнь в пресной воде», «Водоемы».
- Беседы на темы:
- Какие водоемы на нашей планете ты знаешь?
- Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?
- Какие свойства воды ты знаешь?
- Зачем человеку нужна вода?
- А еще кому нужна вода?
- Что было бы, если бы с земли ушла вода?
- Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.
- Составление кроссвордов, ребусов.
- Отгадывание загадок.
- Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморось, иней, сосульки, капель, ручейки и т.д.).
- Экскурсии.
- Просмотр диафильмов о природе.
- Игры – эксперименты, игры – опыты.
- Подвижные игры: «Караси и щука», «На болоте», «Ручеек», «Капельки».
- Моделирование «Круговорот воды в природе»
- Составление памятки «Правила поведения на воде».
- Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да – нет», «Кто быстрее соберет». «Подскажи словечко», «Круги на воде», игры с водой, игры со снегом.
Совместная деятельность с родителями:
- Создание альбома «Мир воды».
- Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления информации о воде.
- Создание коллажа «Круговорот воды в природе»
- Изготовление книжек – малышек о воде.
Совместная деятельность с педагогами ДОУ
- Методические рекомендации по данной теме.
- Привлечение воспитателя по изодеятельности; педагога – психолога, музыкального руководителя
- Поиск методической литературы.
Заключительный этап проекта:
- Презентация коллажа «Её величество Вода» для детей старшей группы.
- Итоговоезанятия в старшей группе «Удивительные свойства воды»
- Экскурсия с участием родителей группы к минеральному источнику санатория «Виктория».
- Изготовление Лепбука «Царица планеты Земля»
- Спортивн6ое развлечение для детей старшей группы «Волшебница Вода».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...
Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»
Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...
Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья" КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...
"Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"
Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы...
Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.
План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....
"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)
В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...