Картотека опытов и экспериментов для дошкольников
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему
Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться,
формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»
С.Л. Рубинштейн
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опыты и эксперименты | 612.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности» С.Л. Рубинштейн Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
В ходе экспериментально - познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала. Тема: «Живое и неживое» Эксперимент «Как солнце помогает растениям» Цель: способствовать расширению и углублению представлений детей об объектах неживой природы; подвести детей к выводу о необходимости света для растений; развивать понятия об изменении объектов природы, веществ и др. Материалы и оборудование: два маленьких одинаковых зелёных растения в горшках, тёмный шкаф, дневник наблюдений. Описание. 1. Поместите одно растение на солнце, а другое спрятать в шкаф. 2. Оставьте растения на неделю. 3. Сравните затем их цвет. 4. Поменяйте растения местами. 5. Оставьте растения также на неделю. 6. Сравните опять растения. 7. Зарисуйте ход наблюдения в дневник. Вывод: растение, находящееся в шкафу, стало бледнее по цвету и увяло, а растение на солнце стоит зелёным, как и прежде. Когда растения поменяли местами, то пожелтевшее растение начало зеленеть, а растение первое стало бледным и увяло. Солнце оказывает на растения огромное влияние. От солнца зависит благополучный рост и развитие всех растений. Тема: «Воздух» Опыт №1 «Свойства воздуха» Цель: познакомить детей со свойствами воздуха. Материалы и оборудование: ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. Описание: Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении. Вывод: воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Опыт №2 «Воздух сжимается и расширяется» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. Материалы и оборудование: пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой. Описание: Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается. Вывод: при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается. Тема: «Камни» Опыт «Разнообразие камней по внешним признакам» Цель: показать разнообразие камней по внешним признакам. Материалы и оборудование: разнообразные камни, ёмкости с водой. Описание. 1. Рассмотрите, какие бывают камни. 2. Найдите среди них самый большой (маленький, самый красивый (невзрачный) и т. д. 3. Выложите камни в ряд от большого к маленькому, от шершавого до гладкого, от белого до самого темного. 4. Выберите камушки, похожие на овал, круг, четырехугольник. 5. С закрытыми глазами выберите самый гладкий (шершавый, самый круглый (неровный). 6. Рассмотрите самый круглый камень. 7. Как вы думаете, этот камешек всегда был таким круглым или у него были углы? 8. Вода двигает морские и речные камушки. Они трутся о песок, друг о друга, и острые углы постепенно исчезают, стираются, - так камушек становится круглым. Дети берут камешки в ладони, трясут их, ударяют друг о друга, слушают, как они стучат. Вывод: камни отличаются по цвету, форме, размеру; камень может быть гладким и шероховатым. Тема: «Ткани» Эксперимент «Выявление свойств натуральных тканей» Цель: познакомить с различными видами тканей; формировать умение сравнивать качества и свойства тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления. Материалы и оборудование: образцы ткани квадратной формы, (драп, бязь, ситец, сатин, шёлк, лён), лупа, ножницы, ёмкость для воды, пипетки. Описание. Воспитатель предлагает рассмотреть несколько образцов ткани, потрогать, помять. - Опишите льняную ткань. (Лёгкая, тонкая, гладкая) - Что шьют из льняных тканей? (Скатерти, полотенца, постельное бельё) - Рассмотрите хлопчатобумажную ткань - ситец и сравните её с льняной тканью. - Чем они отличаются? (Ситец легче, тоньше, чем льняная ткань) - Что шьют из хлопчатобумажной ткани? (Постельное бельё, нижнее бельё, сорочки, рубашки, платья, халаты) - Чем же похожи и чем отличаются лён и хлопок? (Похожи тем, что их выращивают из семян и у растений есть волокна, из которых прядут или ткут ткани. Отличаются тем, что ткань изо льна грубая и холодная, а их хлопка – мягкая и теплая) - Рассмотрите образец драпа. Какой он на ощупь? (Толстый, мягкий) - Что можно сшить из драпа? (Тёплую юбку, пальто, куртку) - Рассмотрите образец шёлка. Какой он? (Блестящий, гладкий) - Положите перед собой хлопок, драп и лён, шёлк. Намочите эти ткани. Что случилось с тканями? Вывод: ткани бывают разные – гладкие и ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные; из ткани шьют одежду. Тема: «Металл» Опыт «Выявление свойств металла – прочность, упругость, твердость, долговечность. Исследование взаимодействия железа и магнита» Цель: познакомить детей с металлом, его свойствами, значением в жизни человека. Материалы и оборудование: канцелярские скрепки, металлические бруски, алюминий, медные монеты, медная проволока, магнит, ёмкость с водой. Исследование свойств металла: 1. Предложить детям исследовать и сравнить деревянные и металлические бруски. 2. Поместить бруски в сосуд с водой. 3. Предоставить детям магнит и разные виды металлов: алюминий, медные монеты, медную проволоку, канцелярские скрепки и т.п. Дети проверяют на опыте свойства металлов намагничиваться. Вывод: металлические изделия твёрдые, тонут в воде, способны намагничиваться; из металла изготавливают автомобили, самолёты, монеты и пр. Тема: «Пластмасса» Опыт «Выявление свойств пластмассы – легкость, прочность, безопасность» Цель: продолжать знакомить детей с пластмассой, ее свойствами и качествами; показать разнообразие предметов, изготовленных из пластмассы . Материалы и оборудование: пластмассовые стаканы, игрушки, ёмкость с водой, пластмассовые пробки. Описание. 1. Определите на ощупь гладкость, толщину пластмассового изделия (игрушки). 2. Возьмите пластмассовые пробки и опустите в ёмкость с водой (тонет – не тонет). 3. Попробуйте сломать пластмассовый стакан (пластмасса прочная). 4. Детям предлагаются наполненные водой пластмассовые стаканы, чтобы, не заглядывая внутрь, определить, что в них. Выясняют, что этого сделать нельзя, так как пластмасса не прозрачная. 5. Далее помещают стакан на яркое солнечное место, чтобы через 3 - 4 минуты определить изменение температуры (нагревание). 6. Сгибают стакан и выясняют, что он под воздействием силы гнётся, а если приложить больше усилий — ломается. Вывод: пластмасса – это плотный, гибкий материал, проводит тепло; из пластмассы изготавливают игрушки, посуду, бытовую технику и пр.
Тема: «Резина» Опыт «Выявление свойств резины – непромокаемость, эластичность» Цель: дать детям представление о резине, о её свойствах – непромокаемости, эластичности. Материалы и оборудование: воздушные шары, одноразовые перчатки, ёмкости с водой, резиновые предметы. Описание. Воспитатель демонстрирует воздушные шары, спрашивает: - Как вы думаете, что у них внутри? (Воздух) - А если внутри воздух, как можно назвать шарики? (Воздушные) - Опустите в воду различные резиновые предметы. Что с ними произошло? (Одни утонули, другие – нет) - Как вы думаете, почему? (Не тонут те предметы, внутри которых воздух) - Резина удерживает воздух, она его не пропускает, вот почему наши шарики не сдуваются. - А сейчас я вам дам перчатки. Оденьте перчатку и опустите руку в воду. (Достать игрушку) - Снимите перчатки. Какими остались ваши руки? (Сухими) Вывод: резина не пропускает не только воздух, но и воду, она – водонепроницаемая.
Примерный «алгоритм» подготовки занятия-экспериментирования 1. Предварительная работа: экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и т.д., по изучению теории вопроса. 2. Определение типа, вида и тематики занятия - экспериментирования. 3. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи). 4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики, мышления. 5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини - лаборатории или центре науки). 6. Выбор и подготовка пособий и оборудования: сезонности, возраста детей, изучаемой темы. 7. Обобщение результатов наблюдений в различной форме: дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фото, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д., с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования. |
Методические рекомендации воспитателям
Картотека опытов и экспериментов для дошкольников Выполнила: Воспитатель Я.В.Васильева МБДОУ №16 «Ласточка» Ст.Новорождественской
Тема: «Семена, плоды» Эксперимент «Проращивание семян овощных культур. Проращивание семян в тёмном, холодной месте» Цель: закреплять знания детей о том, что из семян и плодов вырастают растения. Материалы и оборудование: две банки, семена гороха, почва, тёмный шкаф, лейки с водой, палочки для рыхления, фартуки, салфетки. Опыт №1 «Определение возможности прорастания семени гороха без тепла» Описание. Необходимо выяснить, смогут ли прорасти семена гороха без тепла. В первой баночке семя находится в условии почвы, влаги, света и тепла. Вторую банку с семенем нужно поставить в светлое, но не отапливаемое помещение. Результаты запишите в таблицу. Гипотеза: семена гороха не прорастут без тепла. Вывод: гипотеза, что семена гороха не прорастут без тепла, подтвердилась. Опыт №2 «Определение возможности прорастания семени гороха в условиях темноты» Описание. Чтобы узнать, смогут ли семена прорасти без света, нужно поместить их в две баночки с одинаковыми условиями почвы, тепла и влаги, но в первой банке семена без света (в тёмном шкафу). Результаты запишите в таблицу. Гипотеза: семена гороха не прорастут без света. Вывод: гипотеза, что семена гороха не прорастут без света, не подтвердилась. Тема: «Вода и её свойства» Эксперимент «Замораживание воды. Изготовление цветных льдинок. Рассматривание льдинок. Исследование таяния льда и снега: что тает быстрее в тепле» Цель: познакомить детей с ещё одним свойством воды – прозрачностью; сформировать у детей представление о переходе воды из жидкого состояния в твердое, свойствах и признаках льда (холодный, твердый, гладкий; блестит; в тепле тает, превращаясь в воду). Материалы и оборудование: снег и лёд в ёмкостях, гуашь, пластиковые стаканы, маркеры, формочки для песка, ёмкости с водой. Опыт №1 «Вода и лёд» Описание. 1. Положите в сухой тазик кубики льда и оставьте. Через некоторое время поищите лёд в тазике. 2. Объясните, что лёд растаял и превратился в воду. 3. Налейте воду в пластиковый стакан, отметьте фломастером уровень воды в стакане и уберите на сутки в морозилку. Спустя сутки продемонстрируйте, что получилось: вода замерзла, а уровень льда заметно выше изначального уровня воды. Вывод: с понижением температуры вода превращается в снег или лёд. Опыт №2 «Изготовление цветных льдинок» Описание. 1. Подкрасьте воду. 2. Можно замораживать лед в сосудах разной формы. Это могут быть стаканчики, формочки для теста, кружки, тарелки, формочки для песка, любые пластмассовые емкости разного размера. 3. Заморозьте. Вывод: снег и лёд – это твердая вода. Опыт №3. «Снег и лёд. Где быстрее наступит весна?» Цель: понаблюдать, что произойдёт со снегом и льдом, помещенными в тёплое место, что быстрее растает. Описание. 1. Снег в тарелке и кубики льда поставить в тёплое место. 2. От комнатной температуры снег и лёд начнут таять, образуется вода. 3. Обратить внимание детей на то, что вода грязная. Вывод: быстрее тает снег, поэтому весна придет быстрее на полянку, чем на реку. Тема: «Снег и его свойства» Опыт №1 «Какие свойства (сравнение свойств снега, льда и воды)» Цель: сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. Материалы и оборудование: ёмкости со снегом, водой, льдом. Описание. 1. Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лёд, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются. 2. Сравнить, что тяжелее (вода или лёд, вода или снег, снег или лёд). 3. Что произойдет, если их соединить (снег и лёд растают). 4. Сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объём увеличивается, так как лёд тает), воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, её объём увеличивается, снег изменяет цвет), снега и льда (не взаимодействуют). Вывод: лёд и снег превращаются в воду, и наоборот. Опыт №2 «Куда делась Снегурочка?» Цель: учить устанавливать зависимость свойств снега и льда от погодных изменений Материалы и оборудование: снежная фигурка «Снегурочка» на подносе, фен. Описание. Внести на подносе снежную фигурку «Снегурочка». Можно украсить её бусинками, цветной бумагой.С помощью горячего фена изобразить тёплый летний ветер.Понаблюдать за таянием фигурки. Вывод: снег – это замёрзшая вода. Тема: «Глина» Опыт «Выявление свойств глины» Цель: закрепить знания о свойствах глины, ее применении; познакомить с разными видами глины (белая, голубая, серая, коричневая). Материалы и оборудование: дощечки для лепки, глина, речной камень. Описание: Воспитатель предлагает детям выяснить, можно ли изменить форму предложенных природных материалов. Для этого он предлагает нажать на глину, камень. - Где осталась ямка от пальца? Какая глина? (влажная, мягкая) - Почему на камне не осталось ямки? (сухой, твёрдый) Дети по очереди берут камень в руки, мнут его, катают в ладонях, тянут в разные стороны. - Изменил ли форму камень? Почему нельзя отломить от него кусочек? (твёрдый, из него ничего нельзя слепить, нельзя разделить на части) - Чем отличается глина от камня? - Глина не такая, как камень, она мягкая, делится на части, меняет форму, из нее можно лепить. - Попробуйте постучать комочком глины о камень и двумя камнями друг о друга. В чём разница? Дети лепят из глины угощения. Вывод: глина вязкая, влажная, мягкая, можно изменять её форму, делить на части, лепить. Тема: «Бумага и картон» Цель: познакомить детей с бумагой (свойствами, назначением, видами) . Опыт № 1. «Сминание бумаги» Материалы и оборудование: бумага, деревянный кубик. Описание: Предложите детям смять бумагу. Легко это сделать? Затем предложите смять деревянный кубик. Получилось ли это сделать? Вывод: дерево, из которого сделан кубик – прочное, твёрдое, а бумага – непрочная, её можно смять. Опыт № 2. «Сравнение бумаги» Материалы и оборудование: бумага и картон, ножницы. Описание: Попробуйте с детьми разрезать ножницами сначала бумагу, затем картон. Вывод: картон толще, чем бумага. Опыт № 3. «Разрывание бумаги» Материалы и оборудование: бумага и ткань. Описание: Необходимо по очереди разорвать бумагу и ткань, сделать выводы об их свойствах. Вывод: ткань прочнее, чем бумага. Опыт № 4. «Вода и бумага» Материалы и оборудование: бумажные салфетки, альбомный лист бумаги, ёмкость с водой. Описание. Положить два вида бумаги в ванночки с водой. Вывод: бумага боится воды; все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал непрочный. Опыт № 5.«Шуршащая или поющая бумага» Материалы и оборудование: разноцветная бумага и картон. Описание. Может ли бумага издавать звуки, петь? Для этого опыта нужно взять и выполнить движение «стирка белья». Бумага шуршит, скрипит. Вывод: при смятии, трении бумага издаёт звук. Опыт № 6. «Склеивание бумаги» Материалы и оборудование: цветная бумага, ножницы, клей. Описание. Предложите детям разрезать целый лист бумаги, затем взять клей и склеить части. Вывод: бумажные предметы можно склеивать. Опыт № 8. «Летающая бумага» Материалы и оборудование: полоски фольги (конфетная обвёртка). Описание. Может ли бумага летать? Для этого нужно помахать веером, чтобы получился ветерок. Вывод: полоски фольги очень лёгкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются. Тема: «Дерево» Эксперимент «Выявление свойств дерева. Деревья хвойных пород и лиственных» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами деревянных предметов, их назначением; формировать понятие о том, что лес – это богатство, его необходимо беречь. Материалы и оборудование: деревянные бруски, вата, ёмкости с водой, лупы. Описание. 1. Предложить детям потрогать и сравнить на ощупь деревянный брусок, вату, мох. 2. Рассмотрите с помощью лупы и предложите детям понюхать свежераспиленные брусочки различных пород деревьев. 3. Опустите в ёмкость с водой изделия из дерева и бумаги. 4. Сравните лист и хвою. Чем отличаются деревья хвойных пород от лиственных? 5. Возьмите 5 спичек, надломите их посередине, согните под прямым углом и положите на блюдце. 6. Капните несколько капель на сгибы спичек. Вывод: деревянные изделия твёрдые, не тонут в воде; деревья бывают лиственных пород и хвойных; из дерева изготавливают мебель, строят дома и пр.
Тема: «Стекло» Опыт «Выявление свойств стекла – прозрачность. Сравнение воды, стекла, льда» Цель: познакомить детей со стеклом, его свойствами; формировать представления о предметах, изготовленных из стекла, их особенностях Материалы и оборудование: две банки (стеклянная и металлическая), стакан с водой, лёд, железные палочки. Описание. Возьмите две банки – стеклянную и металлическую. В них лежат предметы. - Что лежит в стеклянной банке? (Стекло прозрачное) - А что лежит в металлической банке? (Она непрозрачная) - Возьмите железные палочки и постучите ими по стеклу. - Что вы слышите? Какой звук вы слышите? - А теперь постучите по столу. Одинаковые звуки? - Вы заметили, что стекло – такой материал, который издает мелодичные, громкие звук? - Рассмотрите лёд, воду и стекло. Сравните их свойства. - Чем отличается лёд, вода от стекла? Какие общие свойства вы заметили? Вывод: лёд, стекло и вода обладают общим свойством – прозрачностью; лёд и стекло твёрдые, скользкие, хрупкие, прозрачные, гладкие, бывают толстые и тонкие; вода жидкая; лёд тает, он холодный, стекло не тает. Памятка для воспитателя «Организация детского экспериментирования» 1. В группе должен быть оснащен уголок экспериментальной деятельности. 2. Планирование и организация деятельности детей по развитию познавательной активности и развитию представлений о предметном мире. 3. Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной).
4. Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности. 5. Планирование и организация опытов и экспериментов с различными предметами и веществами. 6. Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе. 7. Ведется фиксация результатов детского экспериментирования. 8. Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности. 9. Наличие картотеки опытов и экспериментов в группе. 10.Оснащенность уголка экспериментирования соответствует требованиям и данной возрастной группе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека опытов и экспериментов для дошкольников с водой
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7391213","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]]...
Картотека опытов и экспериментов старших дошкольников
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...
Картотека опытов и экспериментов для дошкольников.
Картотека опытов иэкспериментов для дошкольников....
Картотека опытов и экспериментов для дошкольников.
Поисково-познавательная деятелность для детей дошкольного возраста....
Картотека опытов и экспериментов для дошкольников
Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаемЗадача: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши - слышать, узнавать различные звуки; нос - определять запах; пальцы - определять форм...
Картотека опытов и экспериментов для дошкольников
Картотека опытов и экспериментов...
Картотека опытов и экспериментов для дошкольников "Внимание, эксперимент!"
Знакомство с некоторыми свойствами воды. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания....