Участие в работе методических объединений
материал (подготовительная группа)
Методическое объединение
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Курумканская средняя общеобразовательная школа №2»
_______________________________________________________________________________________________________
671640, Республика Бурятия, с. Курумкан, ул. Ленина, 37 Тел. 8(30149) 41-5-26, факс:8 (30149) 41-5-26
Система преемственности ДОУ и школы как необходимое условие
непрерывного образования
(из опыта работы ДО и школы)
Доклад подготовила воспитатель предшкольной группы Будаева И.З.
Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе.
Поступление в школу – это, прежде всего, переход ребёнка на качественно-новую ступень своего развития.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. это связь между различными ступенями развития. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное сохраняет «радость детства». С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника (а значит, действительно, знает о реальных достижениях дошкольного детства) и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал.
В нашей школе вначале каждого учебного года составляется план совместной работы по взаимодействию по обеспечению преемственности ДО и школы.
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.
Цель работы ДО по осуществлению преемственности со школой:
1.Подготовка детей к обучению в школе в свете требований ФГОС.
Задачи:
- интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка;
- развитие способностей;
- физическое развитие и укрепление здоровья детей;
- последующая успешная адаптация детей к школе;
- развитие коммуникативных качеств личности;
- педагогическое обучение родителей: их психическая подготовка к учебе детей в школе.
Этапы работы по осуществлению преемственности ДО со школой:
1. Заключение договора сотрудничества с учителями о совместной работе ДО со школой (с учителями англ. и бур. языков, педагогом дополнительного образования – по шахматам, психологом школы)
2. Планирование совместных со школой мероприятий.
3. Диагностика и коррекция развития детей (логопед ДО и психолог).
4. Анализ школьной успеваемости выпускников предшкольной группы (отслеживаем успеваемость наших выпускников и сравниваем с результатами диагностики в ДО).
Основные задачи сотрудничества ДО и школы:
• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между предшколой, семьей и школой;
• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных
результатов;
• создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей ДО и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.
Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием.
■ методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника"), поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДО и школы);
■ работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
■ работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Методическая работа осуществляется через проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и ДО по темам:
- Адаптация учащихся 1-х классов к обучению в школе.
- Психологическая готовность ребёнка к школе.
- Задачи ДО и семьи в подготовке ребёнка к школе.
Семинары воспитателей и учителей включают в себя взаимопосещения уроков в первых классах школы и занятий в предшкольной группе. На занятиях в предшкольной группе присутствуют не только учителя, набирающие детей в 1 класс в следующем учебном году, и директор школы, заместитель директора по учебной части, все учителя нач. школы. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей.
Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников в школу (в начальную и среднюю школу, также музей и библиотеку школы). Занятия по физическому развитию проводятся воспитателями ДО в физкультурно - спортивном комплексе).
В I полугодии этого учебного года проводились совместные мероприятия, как «День знаний», спортивное мероприятие в ФСК «Папа, мама и я- спортивная семья» между воспитанниками предшколы и первоклассниками с привлечением семей воспитанников ДО и первоклассников школы, конкурс чтецов «Люблю тебя, мой край родной!» в составе жюри присутствовали учителя нач. классов, праздник Золотой осени с привлечением учеников школы и родителей, празднование Белого месяца с приглашением учителей нач. школы и бурятского языка, родителей, конкурс детского рисунка «Моя любимая мама».
Также в марте-мае запланированы следующие мероприятия:
Цели взаимодействия:
1. Реализация единой линии развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный перспективный характер.
2. Обеспечение преемственности закономерностей, принципов, методов педагогической поддержки становления духовного мира ребёнка в ДО и начальной школе.
3. Создание единой стратегии в работе с родителями.
4. Обеспечение профессионального роста педагога.
Дата | Вид деятельности | Ответственные |
Февраль | ||
08.02. | Спортивное соревнование «Папа, мама и я – спортивная семья». | Воспитатели, учителя физкультуры, 1-х классов |
Март | ||
01.03 | Посещение воспитателями уроков в 1 классах. | воспитатели учителя 1 классов |
06.03 | Конкурс чтецов, посвященный Женскому дню – 8 марта | воспитатели, учителя 1 классов. |
07.03 | Конкурс поделок «Подарок маме» | воспитатели, учителя начальной школы. |
20.03 | Посещение учителями 4 классов занятий в предшкольной группе | Воспитатели Учителя 4 классов |
23.03 | Коррекционно-развивающее занятие педагога-логопеда | Гармаева А.А. |
27.03 | «Шахматный турнир» между воспитанниками ДО и учениками 1 классов. | Гармаев Б.З. |
Апрель | ||
13.04 | Интеллектуальная игра-соревнование «Умники и умницы» между воспитанниками ДО и учениками 1-ых классов. | Воспитатели учителя 1 классов |
День открытых дверей в школе. Организация совместного концерта школы и воспитанников ДО (по плану школы – публичный отчет) | Учителя и музыкальный руководитель школы, воспитатели, родители | |
20.04 | Совместное мероприятие «Неделя безопасности движения». КВН по правилам дорожного движения. | воспитатели, учителя нач. школы |
27.04 | Родительское собрание «Скоро в школу». Тестирование родителей «Готова ли семья к поступлению ребенка в первый класс» - с последующей консультацией психолога. | Воспитатели, учителя начальных классов, родители |
Май | ||
04.05 | Выставка рисунков «Нет войне». | Воспитатели , учителя 1 классов |
08.05 | Конкурс патриотических песен | |
10-25 мая | Диагностика психологической готовности детей подготовительной группы к школе(познавательная сфера,школьная мотивация,эмоционально - волевая сфера). | Воспитатели, педагог – психолог, логопед |
31.05 | Праздник «Прощай,предшкола. Здравствуй школа!» Выпускной бал 4 классов | Воспитатели Учителя 4 классов |
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Необходимость тесного сотрудничества ДО и школы очевидна. С какими же проблемами сталкиваются педагоги при обеспечении преемственности ДО и школы? В ходе совместной работы выявлены следующие проблемы преемственности.
1. Одной из проблем является выбор школы для обучения ребёнка и выбор программы обучения, так как родители не компетентны в выборе образовательных программ.
2. Тревожит и проблема завышенных требований родителей к готовности ребёнка к школьному обучению.
3. Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и к дезадаптации детей.
Работа по преемственности даёт возможность совместно с педагогами и психологом школы разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду.
- Решение проблемы преемственности часто невозможно из-за недостаточного количества специалистов-психологов в образовательном учреждении.
Для решения этой проблемы мы создали модель преемственности детского сада и школы.
Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение следующих этапов:
1.Заключение соглашения между предшкольной группой и школой по обеспечению преемственности;
2. Составление плана совместной деятельности по обеспечению преемственности;
3. Проведение профилактических мероприятий, таких как "День открытых дверей", "День Знаний", совместные праздники и т. д.;
4. Работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);
5. планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;
6. проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе. Учителя и воспитатели должны отлично ориентироваться в программах подготовительной к школе группы и первого класса школы.
Как сохранить образовательную среду целостной?
Переход между периодом дошкольного детства и началом обучения в школе очень сложен. Не напрасно в первом классе уделяется так много внимания адаптации детей. Преемственность ДО и школы помогает сделать образовательную среду единым целым.
Под понятием «преемственность» подразумеваем плавный переход от одной образовательной ступени к другой, сохраняющий методы и формы обучения и воспитания. Педагоги первых классов начальной школы не смогут обеспечить мягкость адаптации старших дошкольников, если они не знакомы с методами работы воспитателя подготовительной группы ДО. Если старшие дошкольники не знакомы со школой и не имеют никакого представления о том, что их ждет за школьным порогом, будет очень непросто воспитать у них желание учиться.
Практика нашего ДО показывает, что дети, получающие дошкольное образование в предшколе, имеют более тесное взаимодействие с младшими школьниками, будущим учителем, раскрепощаются, раскрываются в совместных мероприятиях, при проведении праздников и утренников, при посещении школы. Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях.
Успешность воспитания и обучения детей в ДО обеспечивается интеграцией деятельности администрации школы, педагогического коллектива, родительской общественности и иными общественными организациями, принимающими участие в процессе воспитания и обучения детей. Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений, проведённых за ним ещё в ДО. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе. Данные ежегодно проводимого мониторинга адаптации показывают, что у 85% наших выпускников высокий уровень адаптации к школе, у 15% средний уровень адаптации, а дезадаптированных детей нет. Высокий уровень мотивационной готовности к поступлению в школу наблюдается у 78% детей, средний уровень у 22% детей.
По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов учителей выпускники нашего ДО хорошо осваивают программу; уровень их соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам.
Совместная работа со школой способствует:
- снятию стресса у будущих первоклассников;
- сокращается адаптационный период ребенка в школе;
- у воспитателей есть возможность следить за учёбой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе;
- учителя ближе знакомятся с будущими первоклассниками и родителями, системой работы воспитателя.
Если целенаправленно заниматься формированием преемственности, это поможет детям проявить волевые усилия, инициативность и уверенность в себе, креативность и положительное отношение к себе и своим товарищам при переходе в первый класс.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Курумканская средняя общеобразовательная школа №2»
_______________________________________________________________________________________________________
671640, Республика Бурятия, с. Курумкан, ул. Ленина, 37 Тел. 8(30149) 41-5-26, факс:8 (30149) 41-5-26
«Преемственность ДОУ и начальной школы»
Доклад подготовила воспитатель предшкольной группы Будаева И.З.
Преемственность ДОУ и начальной школы, как уровни единой системы имеют большое значение для развития ребенка, сохранения и укрепления его психического здоровья. Как правило, ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, и по окончании впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.
Преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений должны быть знакомы с требованиями, предъявляемыми детям в первом классе, и в соответствии с ними должны готовить дошкольников к системному обучению в школе, задействуя специальные учебные задания и упражнения, постепенно повышая степень их трудности и тем самым формируя предпосылки учебной деятельности. С другой стороны педагоги школ должны иметь представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду. При переходе в школу меняются образ жизни ребенка, его социальная позиция. Новая социальная позиция требует умений самостоятельно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированным, произвольно управлять своим поведением и деятельностью, знать и соблюдать правила культурного поведения, уметь общаться с детьми и взрослыми.
В содержании социально-психологической, нравственно- волевой готовности к школе можно выделить следующие компоненты: готовность к учению (обучению) и готовность к новому образу жизни.
Готовность к учению (обучению) предполагает наличие определенного уровня развития самостоятельности. Самостоятельность начинает формироваться уже с младшего дошкольного возраста и при внимательном отношении взрослых к этой проблеме она может приобрести характер довольно устойчивых проявлений в разнообразной деятельности. Возможно и формирование ответственности. Для того чтобы быть готовым к учению, ребенку надо уметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым. И эти качества успешно формируются к концу дошкольного возраста. Непременной характеристикой готовности к обучению служат наличие интереса к знаниям, а также способность к произвольным действиям.
Готовность к новому образу жизни предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками, знание норм поведения и взаимоотношений, умение общаться с детьми и взрослыми. При установлении взаимоотношений с одноклассниками дети не всегда умеют без конфликтов и обид отстаивать свою точку зрения, не заискивать перед другими, но и не противопоставлять себя другим. Эта наука дается ребенку нелегко, но в дошкольном детстве можно заложить ее фундамент.
Основные критерии подготовки первоклассников к школе
Нормальное физическое развитие
К нему относится не только мускулатура, но и координация движений. Ребенок обязан уметь выполнять мелкие и точные процессы. Его руки должны согласовывать действия с глазами. От этого зависит способность писать и рисовать.
Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие мелкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения.
При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку? Существует много игр и упражнений по развитию моторики.
Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Поэтому необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.
Немалую роль играет способ держания ручки или карандаша (участвуют в работе три пальца).
Занятие физкультурой: лазание по спортивной лестнице, подтягивание на канате, кувыркание на турнике, рука у него будет крепкой и твёрдой.
При такой всесторонней тренировке школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными. Полезно проверить результаты кропотливой работы по формированию движения кисти. Для этого используйте тест “вырезание круга”.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, и, в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.
- Желание учиться
Стремление к обучению ‒ это самый важный момент в период подготовки первоклассников к школе. Важно, чтобы ребенок серьезно относился к своей будущей социальной роли и старался получить максимальное количество знаний. В старшем возрасте это желание заложить будет практически невозможно.
- Управление поведением
Поначалу этот критерий будет для первоклассника наиболее сложным. От ребенка потребуется подавлять свою двигательную активность, выдерживать школьный режим и уметь организовать себя на уроке. Однако, уже в первые недели, большинство детей привыкают к такому ритму жизни.
- Приемы умственной деятельности
Сюда относится уровень развития познавательных способностей ребенка. Он должен уметь наблюдать за людьми, явлениями и предметами, выделять их свойства, стороны и параметры. Владение логическими операциями поможет быстро и надолго запоминать разнообразную учебную информацию. Главное– умение слушать и понимать.
- Проявление самостоятельности
Первоклассник должен уметь искать различные варианты решения несложных задач без помощи взрослых. Существенную роль в этом играет его стремление изучить что-то новое, удивительное и непознанное. Любознательные дети более инициативны и самодостаточны. На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.
- Пространственная ориентация
Под этим подразумевается не только знание окружающей обстановки или местности. Ориентация относится в целом к пространству и времени. Будущий школьник должен понимать, где необходимо писать в тетради, какое сейчас время года, который час, уметь применять глазомер для измерения предметов.
- Отношение к сверстникам и взрослым
Ребенку необходимо уметь работать в коллективе. Это означает не только высказывать свои желания, но и считаться с интересами окружающих. Хорошо, если школьник не будет бояться заговорить первым как со взрослыми, так и со своими товарищами.
- Отношение к труду
В этом возрасте уже предполагается сформированное умение работать для себя и для других. Детям важно осознавать серьезность и ответственность данного им поручения. Трудолюбие, аккуратность – необходимые качества в овладении навыками.
Традиционной формой подготовки будущих первоклассников к школе, являются занятия проводимые учителем начальных классов в период подготовки к школе. Организация таких занятий решает ряд задач:
облегчить естественный процесс знакомства со школой и создать благоприятную атмосферу, позволяющую будущим первоклассникам и учителю лучше понять друг друга.
Развивать интерес к обучению в школе;
В игровой форме познакомить детей с правилами работы на уроке, дать возможность получить новые впечатления.
Выявить первичные знания будущих первоклассников, определение стартовых возможностей детей
Дать возможность получить новые впечатления, приобрести опыт общения друг с другом, формировать навык учебного сотрудничества.
Итак, чтобы дети были интеллектуально подготовлены к школе, необходимо дать им определенные знания, выстроенные в систему, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности. Следует также развивать у ребенка любознательность, познавательные интересы и способность осознанно воспринимать новую информацию. Подготовка по основным направлениям: развитие речи, обучение грамоте, математическая подготовка ,умелые ручки.
МАТЕМАТИКА
Занятия нацелены на то, чтоб ребёнок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в прямом и обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее. Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе. Предлагается решение несложных задач из окружающей его жизни.
Обучение грамоте – чистое произношение звуков русского языка (если ребёнок не выговаривает звуки, необходимы занятия у логопеда); второе условие – развитие фонематического слуха, дошкольник должен слышать и повторять звуки.
Развитие речи
Наибольшие трудности в начальной школе испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и четко излагать свои мысли, объяснять то или иное, рассказывать об окружающем.
Обсуждая прочитанное, учим ребёнка ясно выражать свои мысли. Иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняем, почему он так думает, помогаем довести свою мысль до конца. Приучаем последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.
Умелые ручки Развитие мелкой моторики рук.
Одной из предпосылок успешного обучения в школе является достаточно высокий уровень развития мелких движений. У многих детей шести лет это умение сформировано недостаточно. Для повышения уровня развития мелких движений проводим занятия рисованием, лепкой, аппликацией, играми нанизывание бус, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
Занятия лепкой, аппликацией, рисованием способствуют развитию у ребенка образных представлений, мелкой моторики, пространственного мышления, фантазии.
Мелкая моторика - это координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга. Развитие мелкой моторики способствует развитию речи, памяти, внимания
Правильная подготовка первоклассников к школе ‒ это залог последующего успешного обучения. Все 6-7-летние дети отличаются высоким уровнем развития и пластичностью мышления. В этом возрасте развивается память, логика и воображение. Ребенка легко можно побудить что-то рассматривать, слушать, запоминать и анализировать. Поэтому важно не упустить момент, когда следует формировать его навыки и наполнять новыми знаниями.
Развитие речи. Обучение грамоте
К шестилетнему возрасту словарный запас нормально развитого ребенка составляет от 3000 до 7000 слов.
Речь - это форма мышления. Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.
В связи с выше сказанным провожу работу на:
- правильность произношения звуков;
- умение различать звуки речи на слух;
- владение элементарными навыками звукового анализа слов;
- словарный запас;
- связную речь.
Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся не различают фонем родного языка. На письме это выражается в виде их смешения и замены букв, а также неумение правильно применять при письме некоторые грамматические правила. Запись любого слова предполагает умение определить каждый звук и обозначить его соответствующей буквой. Если ребенок не может различить звуки, при письме возникают неизбежные затруднения. Для выявления отклонений в речевом развитии дошкольника подберите картинки на наиболее сложные по артикуляции звуки: с, сь, з, зь, ц, щ, ж, ч, щ, р, рь, л, ль, й. Каждый из этих звуков должен быть в начале, середине, конце слов, что позволяет выявить затруднения ребенка при произношении.
Математическая подготовка
- считать в пределах 10 (прямой и обратный счет);
- уменьшать и увеличивать число на 1;
- сравнивать числа в пределах 10, называть наименьшее, наибольшее, уравнивать число предметов;
- сравнивать предметы по длине, высоте, ширине, весу;
- размещать предметы в порядке возрастания, убывания;
- различать цвет и форму предметов;
- различать геометрические фигуры;
- ориентироваться на листе бумаги.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Курумканская средняя общеобразовательная школа №2»
_______________________________________________________________________________________________________
671640, Республика Бурятия, с. Курумкан, ул. Ленина, 37 Тел. 8(30149) 41-5-26, факс:8 (30149) 41-5-26
Организация здоровьесберегающей деятельности в ДОУ (из опыта работы)
Доклад подготовила воспитатель предшкольной группы Будаева И.З.
Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня расскажу вам немного об экспериментальной площадке «Модельная методика формирования ЗОЖ» на базе нашей школы.
Цель: укрепление и сохранение здоровья, повышение качества образования и развитие образовательной мотивации, формирование и преобразование комфортной развивающей образовательной среды;
Задача:
«Научить каждого ребёнка безопасному образу жизни, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья».
Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха. Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений. Их цель – поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Утомление детей обычно наступает после 5-7 минуты. Оно сказывается на их поведении: ребята отвлекаются, шумят, переговариваются. Эти признаки служат для педагога сигналом того, что дети устали, и необходимо дать им возможность отдохнуть, переключив на другой активный вид деятельности. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин.
Остановлюсь на динамических паузах, которые проводятся в течение всего дня:
- массаж биологически активных точек головы;
- дыхательная гимнастика;
- зрительная гимнастика
- суставная гимнастика - упражнения для суставов рук
- суставная гимнастика - упражнения для суставов ног.
Здесь остановлюсь на некоторых моментах динамических пауз, которые проводятся у нас ежедневно.
Точечный массаж — один из самых древних методов лечения. Это очень полезная процедура, ведь благодаря воздействию на определенные точки на теле можно изменить состояние здоровья малыша и предотвратить развитие многих заболеваний, остановить болезнь и укрепить иммунитет. Точечный массаж детям родители могут делать самостоятельно, начиная с самых первых дней жизни. В настоящее время точечный массаж для детей в детском саду становится методикой, которая приобретает огромную популярность. Одним из достоинств точечного массажа является то, что методика его проведения довольно проста, он не требует дополнительного оборудования и дорогостоящих приборов.
Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний. Цель комплексов массажа заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за своё здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.
Точечный массаж для детей в детском саду - это возможность привить крохе привычку правильного досуга, которые способствует развитию, как речевых навыков, так и разработке мускулатуры.
Основные условия проведения самомассажа для детей:
- не применять слишком активно силу во время надавливания на указанные точки;
- движения должны быть плавными, массирующими;
- двигаться необходимо в направлении от периферии к центру, то есть от кистей рук к плечу;
- начинать следует с поглаживания, затем переходят к растиранию тела, разминанию и вибрацию, то есть потряхиванию.
Точечный массаж для дошкольников проводится с использованием большого и указательного пальца, которыми надавливают или совершают круговые движения на точки, ответственные за состояние тех или иных органов или систем организма. Длится он всего 2—3 минуты и хорошо воспринимается ребенком. Основные точки находятся на ладонях и стопах человека, плечах и лопатках, голенях и коленях.
Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно - оздоровительной работы в детском саду. Она, как правило, проводится в форме увлекательных и весёлых игр. Это помогает не только интересно организовать время ребёнка, но и принести пользу его здоровью.
Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний, позволяют организму малыша правильно развиваться, при помощи несложных упражнений улучшается кислородный обмен в организме ребёнка. Она очень полезна для здоровья.
Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания.
Дидактический материал, используемый для дыхательной гимнастики, должен быть лёгким: ватка, пёрышко, тонкая бумага, воздушные шарики и т. д. Можно предложить ребёнку сдувать пёрышки с ладони или дуть на одуванчик. Очень полезен свисток. С ним ребёнок точно не заскучает. Увлечёт малыша и выдувание воздуха в ёмкость с водой через трубочку для коктейля. К тому же пузырьки принесут несомненную пользу и радость. Так же деткам можно предложить надувать воздушные шарики.
Зрительная гимнастика. Ни для кого не секрет, что многие родители практически не ограничивают время пребывание ребенка за компьютером и у телевизора, где зрение получает огромную нагрузку. Не приносит и пользы игры в сотовых телефонах и игровых приставках. Прививая детям простые упражнения гимнастики для глаз в течение нескольких минут, глаза отдохнут, падение зрения не будет такой близкой угрозой.
Часто недооценка применения зрительной гимнастики для детей может быть серьёзным просчётом в работе с малышами. Кроме того, этот метод является своеобразной релаксацией для нервной системы ребёнка, помогает мозгу лучше переработать полученную с помощью зрения информацию. Прививая детям простые упражнения гимнастики для глаз, нам стоит напоминать о том, что эту гимнастику ребёнок может выполнять и дома.
Ведь ни для кого не секрет, что многие родители практически не ограничивают время пребывания ребёнка за компьютером и у телевизора, где зрение получает огромную нагрузку. Не улучшают зрение и игры с мелкими деталями в сотовых телефонах и новомодных переносных приставках. Получая навык выполнения зрительной гимнастики, ребёнок выполнит её в течение нескольких минут, глаза отдохнут, падение зрения не будет такой близкой угрозой.
Суставная гимнастика укрепляет связки и суставы, развивает гибкость и повышает мышечный тонус. Суставная гимнастика делает тело сильным, красивым, закладывает основу для дальнейшего физического и духовного развития. Дает суставная гимнастика и психологический эффект: повышает жизненный тонус и активность, улучшает настроение, воспитывает волю и уверенность в себе.
Нас часто удивляет, сколько же у наших детей энергии! Недаром говорят, что внутри у них «вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель». К сожалению, нередко взрослые не выдерживают активности детей и раздражаются: «Сиди спокойно, не вертись, не бегай, не прыгай. » А ведь мозг ребенка (особенно дошкольного возраста) получает питание и кислород, именно когда ребенок двигается. Движение — это жизнь, развитие. Двигайтесь, играйте с детьми и будьте здоровы и счастливы.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности
Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности...
КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования.
4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование...
Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности
Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности...
Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности
Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности...
Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности
Активное участие в работе методического объединения,участие в проведении мероприятий методической направленности...
Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности
Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности...
Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности
Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности...