Психологическая готовность к школе
статья на тему
Часто приходится сталкиваться с вопросами родителей о том, что такое «готовность детей» к школе, о которой так часто говорят психологи и педагоги. Приходится слышать и жалобы на то, что ребенка по какой-то причине не взяли в школу, хотя он умеет достаточно хорошо и читать и считать.
Прежде всего, необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимается не отдельные знания и умения, а так называемая «школьная зрелость». Это, похоже, как в природе, у каждого фрукта и плода есть свой срок созревания, но чтобы плод был крепким и здоровым, его надо подкармливать и ухаживать: во время полоть от сорняков, рыхлить, защищать от вредителей и болезней, а главное, все в свое время, иначе можно упустить время.
Маленькому человеку нужна развивающая среда – иначе говоря, условия, в которых он может активно познавать окружающий мир, а также необходимы внимание и искренний интерес родителей. Естественно, родителям полезно знать, как, в зависимости от возраста, развивается психика ребенка (что он в состоянии понять, почувствовать, сделать, увидеть, услышать).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы психолога
Психологическая готовность к школе.
Что это такое?
Часто приходится сталкиваться с вопросами родителей о том, что такое «готовность детей» к школе, о которой так часто говорят психологи и педагоги. Приходится слышать и жалобы на то, что ребенка по какой-то причине не взяли в школу, хотя он умеет достаточно хорошо и читать и считать.
Прежде всего, необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимается не отдельные знания и умения, а так называемая «школьная зрелость». Это, похоже, как в природе, у каждого фрукта и плода есть свой срок созревания, но чтобы плод был крепким и здоровым, его надо подкармливать и ухаживать: во время полоть от сорняков, рыхлить, защищать от вредителей и болезней, а главное, все в свое время, иначе можно упустить время.
Маленькому человеку нужна развивающая среда – иначе говоря, условия, в которых он может активно познавать окружающий мир, а также необходимы внимание и искренний интерес родителей. Естественно, родителям полезно знать, как, в зависимости от возраста, развивается психика ребенка (что он в состоянии понять, почувствовать, сделать, увидеть, услышать). Тогда становится ясно, чему и когда следует учить малыша, какие требования предъявлять, а главное – как помочь маленькому человеку усвоить все эти жизненно необходимые навыки и умения. А если быть внимательным и наблюдательным, то малыш сам вам подсказывает, когда начинать переворачивать со спины на животик, давать разные предметы и игрушки, (которые он познает и языком, и руками и, постукивая) – главное, не мешать, а стимулировать, т.е. обогащать среду. А когда начинает понимать значения слов, использует речь, чтобы передать свои впечатления, наблюдения, мысли, чувства, необходимо пополнять активный словарный запас. Часто говорит сам с собой, ведь у ребенка до 6,5 – 7 лет внутренняя речь не развита, поэтому не одергивайте его, если он разговаривает вслух. Еще лучше, если вы будете разговаривать с малышом и по-русски, т.к. все учебники, кроме родного языка, написаны на русском языке.
Правильно, грамотно организованная развивающая среда, немного терпения, труда и искреннего внимания взрослых, в дальнейшем избавят ребенка от многих проблем и трудностей, а самих родителей – от беспокойства и хлопот, связанных с обучением в школе.
Итак, вернемся к нашему разговору о готовности ребенка к школе. Первый вопрос, который родители должны задать самому себе: «Хочет ли ребенок в школу?» Одна из составляющих «школьной зрелости» – это мотивационная готовность, то есть наличие у ребенка желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако, это не совсем так, прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут и к школе ему купят новый красивый ранец, пенал и другие подарки. А еще потому, что он хочет быть взрослым, вспомните себя, когда вы были детьми, как это важно, поскорее стать взрослым.
А, что, значит, быть взрослым? Ведь это и определенные обязанности, например, рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он еще полностью не осознает, что, для того чтобы приготовить уроки, ему придется пожертвовать, например, игрой или прогулкой. Именно это стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника», что и является основой готовности к школе.
Конечно, такая позиция формируется почти у всех детей к 7 годам, однако, если ребенок часто слышит в доме разговор о том, что в школе неинтересно, и если он видит, что отношение к нему и к его занятиям в семье не меняется от того, что он идет в школу, то такая позиция может и не сформироваться вообще. Важно рассказывать детям о том, что значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он там будет выполнять. На доступных примерах уже пятилетним детям можно рассказывать об уроках, оценках, школьном распорядке. Все это способствует формированию у вашего ребенка «внутренней позиции школьника.
Нужно ли уметь читать?
Многие родители считают, что умение читать и считать является главной в подготовке к школе, хотя, определенные навыки у ребенка в чтении, письме и счете должны быть. Гораздо важнее – это наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления и дает возможность ребенку без труда научиться бегло читать, считать и решать задачи «про себя».
Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определенные знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Вы можете объяснить ребенку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки в гараже, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки – заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить рисунок-чертеж. Постепенно такие чертежи становятся все более условными, так как дети, запоминая принцип построения и решения задач, могут уже как бы нарисовать данные обозначении (палочки, схемы) в уме, в сознании. Наличие этих внутренних опор, знаков реальных предметов и дает возможность детям решать в уме уже достаточно сложные задачи, улучшать память и внимание, что необходимо для успешной учебной деятельности. Поиграйте с ребенком в игры, в которых надо придумать какие-то обозначения для каждого слова, части рассказа или стихотворения. Вначале вы можете даже нарисовать эти придуманные обозначения, а потом, глядя на них, ребенку будет намного легче выучить нужный материал.
Такие игры помогают в развитии не только памяти и внимания, но и мышления детей, так как они учатся выделять главное не только в какой-то работе, но и в предметах окружающей мира.
Таким образом, как вы видите, немножко терпения и фантазии, а также внимания, которое вы должны уделять ребенку, и интеллектуальная готовность к школе у него тоже сформирована. Ведь родители – самые лучшие преподаватели для своего малыша!
Почему же самая большая радость—приобщение ребенка к миру знаний — должна достаться другим, а не родителям
Александрова С.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
Педагогический проект «Мотивационная готовность как один их основных компонентов психологической готовности к школе»
Педагогический проект для старших дошкольников по формированию мотивационной готовности к школе посредством проектной деятельности....
Конспект выступления на родительском собрании в подготовительной к школе группе «Бабочки» «Психологическая готовность к школе»
В конспекте раскрывается значение термина "готовность к школьному обучению", описываются критерии, по которым она определяется....
Семинар-практикум с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе."
Данную методическую разработку можно использовать в работе с родителями будущих выпускников детского сада. Материал будет полезен педагогам ДОУ: воспитателям подготовительной к школе группы, педагогам...
"Психологическая готовность к школе. Работа педагога-психолога по подготовке детей к школе"
Выступление на родительском собрании (подготовительные группы)...
Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"
Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....