Особенности развития детей старшей группы(5-6 лет).
консультация (старшая группа) на тему

Посыпайло Оксана Александровна

Важное место в жизни ребенка занимает игра.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oks.docx29.24 КБ

Предварительный просмотр:

СТАРШАЯ ГРУППА

(шестой год жизни)

В старшей группе продолжается формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой. Движения детей становятся все более осмысленными,  двигательная активность – более целенаправленной. Дети обладают достаточным запасом двигательных умений, осознанно пользуются ими в своей деятельности. Ребенок проявляет хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость, может свободно ориентироваться в пространстве, ходить и бегать, согласуя движения рук и ног. Переносит освоенные упражнения в самостоятельную деятельность.      

            По- прежнему важное место в жизни ребенка занимает игра.  Дети достаточно четко выделяют типичные ролевые отношения лиц, роли которых они выполняют и, в соответствии с ними, строят свое поведение; ролевые  действия разнообразны. Ребенок может создавать цепочку действий, объединенных одним сюжетом, способен подчиняться правилу, установленному в игре, ролевая речь детей достаточно четка. 

   В старшем  дошкольном возрасте продолжается развитие продуктивных видов деятельности, таких как изобразительное искусство, аппликация, конструирование, художественное конструирование. Расширяется и обогащается опыт ребенка, его отношение к действительности становится дифференцированным и разноплановым.

Продуктивная деятельность ребенка начинает подчиняться замыслу, намерению. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже ставит перед собой цель, старается изобразить или построить то, что он задумал. То есть замысел не следует за исполнением, а ведет создание продукта  за собой. Теперь, начиная рисовать, дошкольник уже знает, что он собирается изобразить. Графические образы, хотя и схематичны, содержат много деталей. Предметы, которые изображаются ребенком, теперь располагаются не отдельно, а связаны друг с другом. В этом возрасте ребенок может создавать сюжетные изображения, сопровождая их словесными комментариями. В конструировании у детей появляются обобщенные способы действий и обобщенные представления о конструируемых ими объектахДети могут целенаправленно изменять конструкции различных объектов в зависимости от целей и их предназначения.

У ребенка шестого года жизни наблюдается прогресс в развитии речи в сравнении с дошкольниками пятого года жизни.

Речь становится более четкой, происходит совершенствование слухового восприятия, развивается фонематический слух. Формируется интонационная выразительность речи. Ребенок 5-6лет уже может использовать сложные грамматические конструкции,  правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении; грамотно использует все части речи; использует обобщающие слова, синонимы, антонимы.

 Помимо всего прочего, происходит развитие смысловой стороны речи, что выражается в широком использовании синонимов и антонимов. Дошкольник может описать игрушку и развернуть сюжет, который будет повествовать о действиях одной или нескольких игрушек одновременно.

Что касается коммуникативных умений, то в старшем дошкольном возрасте у ребенка выявляется интерес к установлению положительных взаимодействий как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. С одной стороны возникают устойчивые связи с другими детьми, которые выступают в роли партнеров по игровой деятельности, с другой стороны - со взрослым. В этом возрасте ребенка волнуют важнейшие вопросы жизни. Им нужен собеседник, с которым они могли бы обсудить волнующие темы, этим собеседником и должен стать взрослый человек. 

Дети 5-6 лет помимо вербальных средств общения овладевают также невербальными (жесты, мимика), способны регулировать темп речи и силу голоса, использовать разнообразные интонации.

             В образовательной работе с детьми авторы программы продолжают делать акцент на развитии способностей дошкольников. При развитии познавательных способностей основное внимание переносится с содержания обучения на его средства. Напомним, что содержание - это знания, конкретные навыки и умения (представления о явлениях природы, о жизни людей в обществе, о математических отношениях: навыки счета, связной речи и т.п.),  усваиваемые детьми в разных образовательных ситуациях.  Но для развития способностей важны не столько сами по себе эти знания и навыки (каковы бы они ни были), сколько то, каким образом они преподносятся детям, и, соответственно, осваиваются детьми.

Действия, которые выполняет ребенок в ходе обучения, выполняют двойную функцию: с одной стороны, они обеспечивают усвоение предлагаемых в обучении содержаний, что особенно важно для детей старших дошкольных возрастов в связи с подготовкой их к школе, а с другой стороны, и это главное, - развивают их общие  способности.

Задача, стоявшая перед авторами программы, заключалась в том, чтобы и в этом возрасте ввести в обучение такие действия детей, которые в максимальной степени развивают их способности. Для детей старшего дошкольного возраста - это, прежде всего, действия по построению и использованию наглядных моделей различных типов и содержаний. Под наглядными моделями понимаются такие виды изображения различных предметов, явлений, событий, в которых выделены и представлены в более или менее обобщенном и схематизированном виде основные отношения их компонентов, причем сами эти компоненты обозначены при помощи условных заместителей.

Развитие действий наглядного моделирования в старшей и подготовительной группах проходит по нескольким линиям. Первая линия - это расширение диапазона моделируемых отношений. В средней группе основное внимание уделялось работе с графическим планом, который дети использовали при ознакомлении с пространственными отношениями, и графическим моделям предметов при решении конструктивных задач. В старшей группе к моделированию пространственных отношений добавляется моделирование временных отношений (например, при построении наглядной модели сказки, звуковой модели слова), логических и прочих.

Вторая линия изменений касается степени обобщенности моделируемых отношений. Если вначале дети осваивали моделирование единичных конкретных ситуаций (например, схема данной постройки в конструировании), то в старшей группе они учатся строить модели, имеющие обобщенный характер и отображающие существенные черты многих объектов и ситуаций (например, так называемые круги Эйлера моделируют отношения между самыми различными предметами).

Третья линия изменений состоит в изменении самих наглядных моделей, с которыми действуют дети. Здесь движение идет от моделей, имеющих "иконический" характер, т.е. сохраняющих известное внешнее сходство с моделируемыми объектами (например, изображение на плане помещения различных предметов, находящихся в нем), к моделям, представляющим собой чисто условное изображение (числовая ось, модель звукового состава слова и т.п.).

В младшей и средней группах осуществляется подготовка к освоению наглядного моделирования. Дети осваивают преимущественно разрозненные действия замещения, построения и использования простейших моделей в их внешней форме. В старшем возрасте начинается собственно развитие различных форм наглядного моделирования и его включение в решение интеллектуальных задач.

Наглядное моделирование позволяет ребенку с помощью таких средств, как схемы, модели, планы, выявлять объективные связи между предметами или частями предмета, обобщать свой познавательный опыт.

Выражать же свое отношение к действительности ребенку позволяет использование символических средств. Эти средства дают ребенку возможность обобщить и проявить свой эмоционально-познавательный опыт. Освоение символических средств происходит, в основном, в заданиях, требующих комплексации различных видов деятельности (например, рисование иллюстраций к сказке, когда ребенок выражает свое отношение к ее героям с помощью цвета, композиции и других средств живописи). При этом, если в младшей и средней группах дети, прежде всего, используют отдельные признаки предметов (цвет, форма, величина) и их сочетания для выражения своего отношения к действительности, то в старшем возрасте они уже находят предметное символическое обозначение для выражения своего эмоционально-познавательного опыта.

В области развития творческих способностей, воображения дети не просто создают образы отдельных предметов, их действий и различных деталей, но переходят к созданию предварительных замыслов своих произведений. Замысел начинает предшествовать непосредственному выполнению деятельности (например, в конструировании ребенок сначала изображает свою будущую постройку на чертеже, а затем уже реализует задуманное). Практически в каждом разделе имеются задачи, прямо направленные на развитие у детей возможностей на все более высоком уровне создавать и реализовывать собственные замыслы.

Основной задачей развития художественных способностей остается освоение специфических средств художественных видов деятельности наряду с развитием эмоциональной отзывчивости на эти средства и развитием общих творческих способностей.

Что касается развития других общих способностей и личности ребенка, то тут по-прежнему основными задачами являются становление его активной позиции (через предоставление инициативы), развитиепроизвольности и осознанности поведения, ответственности, умения сотрудничать с другими детьми, проявление индивидуальности каждого ребенка.

И деятельность детей друг с другом, и взаимодействие воспитателя с детьми носит характер диалога и активного сотрудничества.

Воспитатель может проектировать свою работу по программе. Ему предоставляется возможность проанализировать реальную ситуацию, существующую в конкретном дошкольном учреждении; выявить возможности, форму и способы своей работы, составить ее проект. Реализация проекта зависит от конкретного продвижения детей и взрослых по программе. Однако необходимо сохранение последовательности развивающих задач и средств, с помощью которых ребенок решает эти задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей в старшей группе На тему: «Возрастные особенности развития детей старшей группы»

Консультация для родителей в старшей группеНа тему: «Возрастные особенности развития детей старшей группы»...

Возрастные особенности развития детей старшей группы.

Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, к...

Возрастные особенности развития детей старшей группы

Здесь вы узнаете, что должен знать и уметь ребёнок в возрасте 5-6 лет....

Возрастные особенности развития детей старшей группы.

Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, к...

Возрастные особенности развития детей старшей группы.

Возрастные особенности развития детей старшей группы....

Консультация для родителей: Возрастные особенности развития детей старшей группы.

Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, к...

Возрастные особенности развития детей старшей группы.

Возрастные особенности развития детей старшей группы....