Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание старших дошкольников."
консультация на тему
В данной консультации дано объяснение, что относится к экологическому воспитанию дошкольников. Какие цели и задачи ставит перед собой воспитатель. Как они решаются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_prezentatsii_ekologiya.docx | 21.21 КБ |
konsultatsiya_ekologicheskoe_vospitanie2.pptx | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Детский сад комбинирующего вида №3 «Рябинка»
Консультация для воспитателей.
Тема: «Экологическое образование
детей дошкольного возраста.»
Подготовила воспитатель
1 квалификационной категории
Коробко Наталья Борисовна
2016 год
О чем вы думаете, когда Вас просят рассказать «Что Вы понимаете под термином «экология»? Наверняка многие сразу же вспоминают про глобальную экологическую проблему, озоновые дыры, загрязнение окружающей среды, о проблемах связанные с охраной окружающей среды. А вопрос «ознакомление дошкольников с экологией» вообще вызывает затруднение. Ну что можно рассказать ребенку об экологии? Как охранять природу, как не загрязнять ее. Вот вроде бы и все. Однако если Вы решите поглубже изучить данный вопрос, то вы поймете, что здесь открываются такие большие перспективы работы с дошкольниками. А чтобы Вам было понятно, о чем речь, необходимо уточнить некоторые термины и понятия.
Экология – наука о доме. Изучает в целом планету Земля
«Ойкос» – дом, жилище, место обитания
«Логос» - наука
Экология – наука о взаимоотношении организмов между собой и средой их обитания
Экологическое образование – это непрерывный процесс усвоения ценностей и понятий необходимых для осознания и оценки взаимосвязей между людьми, их культурой и окружающей средой
Термин «экологическое образование» появился в 1968 году.
Цель экологического образования – формирование экологической культуры личности.
В итоге дети должны правильно вести себя в природе.
Задачи экологического образования:
- Формирование представлений о методах познания окружающего мира и способах отражения чувств и эмоций в различных видах деятельности;
- Развитие способности к поисковой деятельности и умение использовать полученные знания в новых условиях;
- Развитие наблюдательности, познавательной потребности и мыслительной деятельности;
- Развитие художественного вкуса, творческого воображения и способности создавать художественные образы по средствам различных видах деятельности
- Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника
- Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
- Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
- Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
- Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
Содержание экологического образования (отбирается в соответствии с принципами обучения и представляется в комплексных или парциальных программах):
- Объекты природы (растения, животные, явления природы);
- Среды жизни (наземная, водная, почвенная, воздушная);
- Биологическое разнообразие сообществ;
- Взаимосвязь в сообществах
Формы:
- Экскурсии;
- Организованная образовательная деятельность
- Прогулки на участке и целевые;
- Выставки, экспозиции;
- Праздники, досуги;
- Проекты
Методы:
- Словесные – беседы, чтение литературы, рассказывание;
- Наглядные – иллюстрации, опыты, наблюдения, выставки, модели, демонстрационный материал;
- Практические – элементарные опыты, моделирование, игры, труд.
Средства обучения:
- Раздаточный материал;
- технические средства;
- приборы, устройства;
- ИКТ.
Модели реализации экологического образования в ДОО
- Однопредметная – деятельность в рамках познавательного развития (Целостная картина мира): кружки, проект, основная образовательная деятельность.
- Многопредметная – рассматриваются вопросы экологической тематики, вытекающие из содержания направлений развития ребенка
- Смешанная – сочетание первых двух моделей; все направления перекликаются и дополняют друг друга.
Парциальные программы экологического образования:
- Рыжова Н.А. «НАШ ДОМ – ПРИРОДА» (10 блоков по каждому рекомендации по различным видам деятельности)
- Николаева С.Н. «Юный эколог» (все возраста, рекомендации, тетради для детей)
- Белавина И.Г., Найденова Н.Г. «Планета – наш дом» (старший дошкольный возраст)
- Васякина-Новикова Ж. Л. «Паутинка» (все возраста)
- Кондратьева Н.И. «Мы» (все возраста, пособия, хрестоматия, тетради для детей)
- Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. «Жизнь вокруг нас» (старший дошкольный возраст, хрестоматия, тетради для детей)
Методические пособия
- Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами
- Молотова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми»
- Молотова Л.П. «Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников»
- Скоролупова «Занятия с детьми по теме…» (разработки занятий по всем темам)
- Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром» (для младших групп)
- Николаева С.Н., Комарова И.А. «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников»
- Зенина Т.Н. «Экологические праздники для старших дошкольников
Главной задачей является не приобретение ребенком знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Важно воспитать у детей познавательный интерес к объектам живой и неживой природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в природе все взаимосвязано.
Консультация подготовлена по материалам курса повышения квалификации по теме «Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности детей дошкольного возраста по экологии» под руководством Монтезори Ольги Николаевны.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Экология – наука о доме. Изучает в целом планет у Земля « Ойкос » – дом, жилище, мест о обит ания «Логос» - наука Экология – наука о взаимоот ношении организмов между собой и средой их обит ания
Экологическое образование – это непрерывный процесс усвоения ценностей и понятий необходимых для осознания и оценки взаимосвязей между людьми, их культурой и окружающей средой. Цель экологического образования – формирование экологической культуры личности Термин «экологическое образование» появился в 1968 году .
Задачи экологического образования: Формирование представлений о методах познания окружающего мира и способах отражения чувств и эмоций в различных видах деятельности; Развитие способности к поисковой деятельности и умение использовать полученные знания в новых условиях; Развитие наблюдательности, познавательной потребности и мыслительной деятельности; Развитие художественного вкуса, творческого воображения и способности создавать художественные образы по средствам различных видах деятельности Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой); Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении; Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
Содержание : Объекты природы (растения, животные, явления природы); Среды жизни (наземная, водная, почвенная, воздушная); Биологическое разнообразие сообществ; Взаимосвязь в сообществах
Формы: Экскурсии; Организованная образовательная деятельность Прогулки на участке и целевые; Выставки, экспозиции; Праздники, досуги; проекты Методы: Словесные Наглядные практические
Модели реализации экологического образования в ДОО Однопредметная – деятельность в рамках познавательного развития (Целостная картина мира) Многопредметная – рассматриваются вопросы экологической тематики вытекающие из содержания направлений развития ребенка Смешанная – сочетание первых двух моделей; все направления перекликаются и дополняют друг друга.
Рыжова Н.А. «НАШ ДОМ – ПРИРОДА» (10 блоков по каждому рекомендации по различным видам деят ельност и) Николаева С.Н. «Юный эколог» (все возраст а, рекомендации, т ет ради для дет ей) Белавина И.Г., Найденова Н.Г. «Планет а – наш дом» ( ст арший дошкольный возраст ) Васякина -Новикова Ж.Л. « Паут инка» (все возраст а) Кондрат ьева Н.И. «Мы»(все возраст а, пособия, хрест омат ия , т ет ради для дет ей) Авдеева Н.Н., Ст епанова Г.Б. «Жизнь вокруг нас» ( ст арший дошкольный возраст, хрест омат ия , т ет ради для дет ей) Парциальные программы экологического образования:
Мет одические пособия Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами Молотова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» Молотова Л.П. «Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников» Скоролупова «Занятия с детьми по теме…» (разработки занятий по всем темам) Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром» (для младших групп) Николаева С.Н., Комарова И.А. «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников» Зенина Т.Н. «Экологические праздники для старших дошкольников»
Главной задачей является не приобретение ребенком знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Важно воспитать у детей познавательный интерес к объектам живой и неживой природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в природе все взаимосвязано.
Спасибо за внимание.
Фон, картинки детей и литературы взяты с интернет сайтов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов: "« ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
консультация для педагогов: "« ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по в...
Консультация для воспитателей "Нравственное воспитание старших дошкольников"
Важно для полноценного нравственного развития ребенка любить его, понимать и разговаривать с ним....
Консультация для воспитателей "Основы патриотического воспитания старших дошкольников"
Консультация для воспитателей. «Основы патриотического воспитания старших дошкольников»Никто не учит маленького человека:«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,попирай красоту, выше всего ставь...
Консультация для родителей "Значение режима в воспитании старшего дошкольника"
Рекомендации, советы родителям....
Консультация для родителей "Значение режима в воспитании старшего дошкольника"
Консультация для родителей "Значение режима в воспитании старшего дошкольника"...
Консультация для родителей тема: «Экологическое воспитание старших дошкольников – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту....
Консультация «Основы патриотического воспитания старших дошкольников»
Патриотическое воспитание...