Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание старших дошкольников."
консультация на тему

Коробко Наталья Борисовна

В данной консультации дано объяснение, что относится к экологическому воспитанию дошкольников. Какие цели и задачи ставит перед собой воспитатель. Как они решаются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_prezentatsii_ekologiya.docx21.21 КБ
Файл konsultatsiya_ekologicheskoe_vospitanie2.pptx2.38 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа Балашиха  

«Детский сад  комбинирующего вида №3 «Рябинка»

Консультация для воспитателей.

Тема: «Экологическое образование

детей дошкольного возраста.»

                                                                                            Подготовила  воспитатель

                                                                                            1 квалификационной категории
                                                                                           Коробко Наталья Борисовна

2016 год

О чем вы думаете, когда Вас просят рассказать «Что Вы понимаете под термином «экология»?  Наверняка многие сразу же вспоминают про глобальную экологическую проблему, озоновые дыры, загрязнение окружающей среды, о проблемах связанные с охраной окружающей среды. А вопрос «ознакомление дошкольников с экологией» вообще вызывает затруднение. Ну что можно рассказать ребенку об экологии? Как охранять природу, как не загрязнять ее. Вот вроде бы и все.  Однако если Вы решите поглубже изучить данный вопрос, то вы поймете, что здесь открываются такие большие перспективы работы с дошкольниками. А чтобы Вам было понятно, о чем речь, необходимо уточнить некоторые термины и понятия.

Экология – наука о доме. Изучает в целом планету Земля

«Ойкос» – дом, жилище, место обитания

«Логос» - наука

Экология – наука о взаимоотношении организмов между собой и средой их обитания

Экологическое образование – это непрерывный процесс усвоения ценностей и понятий необходимых для осознания и оценки взаимосвязей между людьми, их культурой и окружающей средой

Термин «экологическое образование» появился в 1968 году.

Цель экологического образования – формирование экологической культуры личности.

        В итоге дети должны правильно вести себя в природе.

Задачи экологического образования:

  • Формирование представлений о методах познания окружающего мира и способах  отражения чувств и эмоций в различных видах деятельности;
  • Развитие способности к поисковой деятельности и умение использовать полученные знания в новых условиях;
  • Развитие наблюдательности, познавательной потребности и мыслительной деятельности;
  • Развитие художественного вкуса, творческого воображения и способности создавать художественные образы по средствам различных видах деятельности
  • Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника
  • Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
  • Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
  • Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
  • Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
  • Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

Содержание экологического образования (отбирается в соответствии с принципами обучения и представляется в комплексных или парциальных программах):

  • Объекты природы (растения, животные, явления природы);
  • Среды жизни (наземная, водная, почвенная, воздушная);
  • Биологическое разнообразие сообществ;
  • Взаимосвязь в сообществах

Формы:

  • Экскурсии;
  • Организованная образовательная деятельность
  • Прогулки на участке и целевые;
  • Выставки, экспозиции;
  • Праздники, досуги;
  • Проекты

Методы:

  • Словесные – беседы, чтение литературы, рассказывание;
  • Наглядные – иллюстрации, опыты, наблюдения, выставки, модели, демонстрационный материал;
  • Практические – элементарные опыты, моделирование, игры, труд.

Средства обучения:

  • Раздаточный материал;
  • технические средства;
  • приборы, устройства;
  • ИКТ.

Модели реализации экологического образования в ДОО

  1. Однопредметная – деятельность в рамках познавательного развития (Целостная картина мира): кружки, проект, основная образовательная деятельность.
  2. Многопредметная – рассматриваются вопросы экологической тематики, вытекающие из содержания направлений развития ребенка
  3. Смешанная – сочетание первых двух моделей; все направления перекликаются и дополняют друг друга.

Парциальные программы экологического образования:

  • Рыжова Н.А. «НАШ ДОМ – ПРИРОДА» (10 блоков по каждому рекомендации по различным видам деятельности)
  • Николаева С.Н. «Юный эколог» (все возраста, рекомендации, тетради для детей)
  • Белавина И.Г., Найденова Н.Г. «Планета – наш дом» (старший дошкольный возраст)
  • Васякина-Новикова  Ж. Л. «Паутинка» (все возраста)
  • Кондратьева Н.И. «Мы» (все возраста, пособия, хрестоматия, тетради для детей)
  • Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. «Жизнь вокруг нас» (старший дошкольный возраст, хрестоматия, тетради для детей)

Методические пособия

  • Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами
  • Молотова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми»
  • Молотова Л.П. «Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников»
  • Скоролупова «Занятия с детьми по теме…» (разработки занятий по всем темам)
  • Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром» (для младших групп)
  • Николаева С.Н., Комарова И.А. «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников»
  • Зенина Т.Н. «Экологические праздники для старших дошкольников

Главной задачей является не приобретение ребенком знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Важно воспитать у детей познавательный интерес к объектам живой и неживой природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в природе все взаимосвязано.

Консультация подготовлена по материалам курса повышения квалификации по теме «Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности детей дошкольного возраста по экологии» под руководством Монтезори Ольги Николаевны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презент ация для воспит ат елей ДОУ «Экологическое образование дет ей дошкольного возраст а» Выполнила воспит ат ель 1 квалификационной кат егории Коробко Нат алья Борисовна МБДОУ «Дет ский сад №3»Рябинка» Г.о . Балашиха

Слайд 2

Экология – наука о доме. Изучает в целом планет у Земля « Ойкос » – дом, жилище, мест о обит ания «Логос» - наука Экология – наука о взаимоот ношении организмов между собой и средой их обит ания

Слайд 3

Экологическое образование – это непрерывный процесс усвоения ценностей и понятий необходимых для осознания и оценки взаимосвязей между людьми, их культурой и окружающей средой. Цель экологического образования – формирование экологической культуры личности Термин «экологическое образование» появился в 1968 году .

Слайд 4

Задачи экологического образования: Формирование представлений о методах познания окружающего мира и способах отражения чувств и эмоций в различных видах деятельности; Развитие способности к поисковой деятельности и умение использовать полученные знания в новых условиях; Развитие наблюдательности, познавательной потребности и мыслительной деятельности; Развитие художественного вкуса, творческого воображения и способности создавать художественные образы по средствам различных видах деятельности Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

Слайд 5

Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой); Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении; Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

Слайд 6

Содержание : Объекты природы (растения, животные, явления природы); Среды жизни (наземная, водная, почвенная, воздушная); Биологическое разнообразие сообществ; Взаимосвязь в сообществах

Слайд 7

Формы: Экскурсии; Организованная образовательная деятельность Прогулки на участке и целевые; Выставки, экспозиции; Праздники, досуги; проекты Методы: Словесные Наглядные практические

Слайд 8

Модели реализации экологического образования в ДОО Однопредметная – деятельность в рамках познавательного развития (Целостная картина мира) Многопредметная – рассматриваются вопросы экологической тематики вытекающие из содержания направлений развития ребенка Смешанная – сочетание первых двух моделей; все направления перекликаются и дополняют друг друга.

Слайд 9

Рыжова Н.А. «НАШ ДОМ – ПРИРОДА» (10 блоков по каждому рекомендации по различным видам деят ельност и) Николаева С.Н. «Юный эколог» (все возраст а, рекомендации, т ет ради для дет ей) Белавина И.Г., Найденова Н.Г. «Планет а – наш дом» ( ст арший дошкольный возраст ) Васякина -Новикова Ж.Л. « Паут инка» (все возраст а) Кондрат ьева Н.И. «Мы»(все возраст а, пособия, хрест омат ия , т ет ради для дет ей) Авдеева Н.Н., Ст епанова Г.Б. «Жизнь вокруг нас» ( ст арший дошкольный возраст, хрест омат ия , т ет ради для дет ей) Парциальные программы экологического образования:

Слайд 10

Мет одические пособия Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами Молотова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» Молотова Л.П. «Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников» Скоролупова «Занятия с детьми по теме…» (разработки занятий по всем темам) Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром» (для младших групп) Николаева С.Н., Комарова И.А. «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников» Зенина Т.Н. «Экологические праздники для старших дошкольников»

Слайд 11

Главной задачей является не приобретение ребенком знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Важно воспитать у детей познавательный интерес к объектам живой и неживой природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в природе все взаимосвязано.

Слайд 12

Спасибо за внимание.

Слайд 13

Фон, картинки детей и литературы взяты с интернет сайтов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов: "« ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

консультация для педагогов: "« ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ»Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по в...

Консультация для воспитателей "Нравственное воспитание старших дошкольников"

Важно для полноценного нравственного  развития ребенка любить его, понимать и разговаривать с ним....

Консультация для воспитателей "Основы патриотического воспитания старших дошкольников"

Консультация для воспитателей. «Основы патриотического воспитания старших дошкольников»Никто не учит маленького человека:«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,попирай красоту, выше всего ставь...

Консультация для родителей "Значение режима в воспитании старшего дошкольника"

Консультация для родителей "Значение режима в воспитании старшего дошкольника"...

Консультация для родителей тема: «Экологическое воспитание старших дошкольников – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту....