план по самообразованию
материал на тему
Предварительный просмотр:
Актуальность темы.
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающей мире. Именно поэтому большинство дидактических игр в данном направлении рассчитаны 2-4 лет для детей.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов.
Так же хочу отметить, что успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов: дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей.
Цель:
создание условий обеспечивающих эффективное использование дидактических игр, позволяющих ребенку всесторонне принимать окружающий мир.
Задачи:
- формирование сенсорных представлений о внешних формах предметов(форме, величине, цвете, развитие зрительной реакции);
- знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
- развитие внимания, восприятия, памяти. Воображения, познавательной деятельности;
- развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать, обобщать предметы по этим признакам.
План работы на год.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выводы |
1 ЭТАП Информационно аналитический (вводно-ознакомительный)- | Сентябрь-май | Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под редакцией Л.А Венгера, «Просвещение» 2011; Строгонова И.А «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребенка». Ермакова И.А Развиваем сенсорику и моторику у детей. -СПб: Изд .дом «Литера», 2015 | Анализ изученной литературы |
2 ЭТАП- внедрение в практику. Цель: применять в своей работе опыт современных педагогов и использовать следующие принцыпы: -систематичность проведения игр и упражнений. -Последовательность: от простого к сложному. Сначала на правой руке, затем на левой, при успешном выполнении- на правой и левой руке одновременно. | Разучивание игр | ||
Сентябрь | «разноцветные палочки» Цель: научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению. «Собери лепесточки». Цель: научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению. | Подбор дидактического материала. Разучивание игр. | |
Октябрь | «Какого цвета не стало?» Цель: учить различать основные цвета. Лото «Цвет» Цель: закреплять знания основных цветов спектра, учить детей соотносить предметы по цвету. | Разучивание игр. | |
Ноябрь | «Поиграем с прищепками» Цель: Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения. «Какого цвета предмет?» Цель: Закреплять знания основных цветов (предложить подобрать необходимый цвет для предмета) | Разучивание игр | |
Декабрь | «Спрячь шарик в ладошках» Цель: знакомство детей с сенсорной категорией «Величина», с понятиями «большой – маленький» «Собери шарики в ведерки» Цель: знакомить с величиной в ходе практических действий. «Веселые матрешки» Цель: учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие Настольная игра «Мозаика» Цель: развивать координацию движений пальцев ведущий руки, учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу. | Разучивание игр | |
Январь | «Самая длинная, самая короткая» предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам | Разучивание игр | |
Февраль | Создание пособия «тактильных «дошечки» Цель: развивать моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, познакомить со свойствами разных предметов и поверхностей. Д/и с сыпучими материалами. Цель: Укрепление и развитие моторики пальцев рук, повышение чувствительности, сенсорное развитие, формирование основных сенсорных эталонов, форма, величина, материал. | Разучивание игр. Подбор дидактического материала | |
Март | Д/И «Чудесный мешочек» Цель: Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, развивать речь ребенка. «Геометрическое лото» Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу. | Разучивание игр | |
Апрель | «Закроем окна у домиков» Цель: закреплять представления о трех геометрических фигурах, учить детей идентифицировать предметы по форме «Найди предмет такой же формы» Упражнять детей в подборе картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму. Заучивание пальчиковых игр: «Большая стирка» | Разучивание игр | |
Работа с родителями | Сентябрь | Анкетирование родителей: «Что я знаю о сенсорном развитии» Анализ анкетирования Цель: выявить степень осведомленности родителей о сенсорном развитии ребенка. | Разучивание игр |
Октябрь | Консультация для родителей «Игры которые помогают развитию сенсорики и мелкой моторики рук» | Оформление папки-передвижки | |
Декабрь | Привлечь родителей к пополнению сенсорного уголка Д/И | ||
Май | Фотовыставка «Играем всей семьей» Цель: отметить успехи активных родителей. | Организация фотовыставки | |
Самореализация | Сентябрь-май | Сбор информации для создания картотек пальчиковых игр, дидактических игр, способствующих развитию сенсорных эталонов. | Создание картотек. |
Май | Отчет о проделанной работе | Фотовыставка | |
3 ЭТАП Оценочный | Май | Диагностика уровня развития сенсорных способностей у детей Анализ работы по теме самообразования . | Проведение контрольного диагностического исследования |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...