Копилка дидактических и подвижных игр по гендерному воспитанию
материал на тему

Небольшая копилка дидактических  и  подвижных игр по  гендерному  воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Копилка  дидактических  и  подвижных игр по  гендерному  воспитанию

Игры – приключения.

Думаете, от  дерзких  сорванцов  в  девчонках  ничего  нет?

Предложите  им  пройти  красочный  детский квест или  даже  гонки  для  девочек! Сюжеты  и  графика игр- приключений  для  девочек могут немного  отличаться  от того  же в  играх для мальчиков, но  игровые  действия в  принципе очень  похожи.

Игры  с  любимыми  персонажами.

Конечно, у  девочек  и  мальчиков -  свои герои: девочка  вряд  ли  полюбит Спайдермена, а  не всякий  мальчик  захочет  отправиться на  поиски  приключений с  нежной  Белоснежкой. Но  персонажей  вроде Микки  Мауса  или  Спанч  Боба  ребята  любят, пожалуй,  одинаково!

Математические  игры, игры  с  цифрами.

Игры, где  нужно рассчитывать  бюджет  и  делать  покупки с  умом, одинаково  развивают  и  мальчиков, и  девочек.

Командные игры, где  девочки  и  мальчики  могут  одинаково  проявить свою  сноровку и  умения.

Однако, содержание  игр дошкольников  с учетом их   гендерных особенностей  разработано  недостаточно, что приводит  к отсутствию  у детей  специфических  черт, характерных для  пола: мальчики  порой лишены эмоциональной  устойчивости, выносливости, решительности , девочки – нежности, скромности, терпимости, стремления к  мирному разрешению конфликтов.

Решение  этой задачи  осложняется тем, что  отмечается, начиная  с рождения, более  раннее  созревание  девочек, и в  настоящее  время  учеными  накоплен ряд  интересных фактов о  половых различиях в  здоровье, моторике, в развитии  зрительной  системы, речевых способностях детей. Актуальными  являются  разработка и  использование  в  работе  с  детьми  дифференцированных  форм  воспитания  мальчиков  и  девочек  с  учетом  их  различий:  но  выявлено, что  в  группах  ДОУ существует  разобщенность между девочками  и  мальчиками.

В возрасте  от  3 до  7 лет отмечается 89%  избирательных контактов  со  сверстниками  своего  пола  и  только  11% - с  детьми  противоположного пола, поэтому  перед  педагогами  стоит  задача  поиска  путей, которые  бы  способствовали  дружбе  и  взаимодействию  между девочками  и  мальчиками  и  вместе  с  тем не  тормозили  бы  процесса  половой  дифференциации  детей.

Игра «Волшебный  цветок» (с  детьми  второй  младшей  группы)

1-й вариант. «За  что  нам нравятся  мальчики  (девочки)?»

Цели: воспитывать  культуру  взаимоотношений между  мальчиками  и  девочками;  формировать  у  детей  понятия о  положительных чертах  характера  мальчиков  и  девочек.

Материал: цветок  из  разноцветного картона, лепестки  съемные, вставляются  в  серединку.

Ход игры: можно  проводить  игру  индивидуально  с  ребенком, можно  с  группой детей. Взрослый  рассказывает  о  волшебной  стране, в  которой  все  дети  дружили  друг с  другом, но  злая  фея  поссорила  всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок  Дружбы», но  для этого нужно  каждому ребенку  взять  лепесток  и  назвать  хорошее  качество  девочки  или  мальчика. Дети  перечисляют  положительные качества, а  взрослый  соединяет  лепестки  с  серединкой. Когда  цветок  собран, дети  аплодируют  друг  другу.

2 –й вариант «Как  я  дома  помогаю?»

Цели: формировать  представления  о  домашних  обязанностях  женщин  и  мужчин, девочек  и мальчиков; воспитывать  желание  оказывать  помощь  людям.

Материал: цветок  из разноцветного картона, лепестки  съемные, вставляются в  серединку

Ход  игры: дети  поочередно  отрывают  лепестки  от  цветочка, называя  обязанности, которые  они  выполняют  в  семье ( поливают  цветы, подметают  пол, ухаживают  за  животными, «воспитывают» младших  сестер и  братьев, чинят  игрушки  и  др.).Можно  разнообразить  игру. Пусть  дети  перечислят  обязанности, которые  выполняют  в семье  их  мамы, а  потом  папы.

3 –й  вариант «Кто  я  в семье?»

Цели: формировать  представления о  родственных   связях; учить  детей правильно  употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра ( в  старшем  возрасте -  племянник, племянница, двоюродный  брат и т.д.)

Материал: цветок  из  разноцветного  картона, лепестки  съемные, вставляются  в серединку.

Ход  игры: с  помощью  наводящих  вопросов взрослого  дети  должны  дать  ответ, кем  они  являются  для  своей  мамы ( своему папе, своей  бабушке) и т.д.

Игра «Дом  добрых  дел»  ( с  детьми средней  группы)

Цели: формировать  представления о  домашних  обязанностях  женщин  и  мужчин, девочек  и  мальчиков; воспитывать  желание  оказывать  помощь  в семье  и другим  людям.

Материал: конструктор.

Ход  игры: дети  берут  детали  конструктора и строят  большой  дом, проговаривая   при  этом  добрые поступки  и  дела, которые  они  совершают, помогая  своим  родным  и  близким. В  конце рассматривают, какой  большой  дом  мы  построили . Сколько  добрых  дел  мы  можем  сделать!

Игра «Пожелания» ( с  детьми  второй  младшей группы)

Цели: научить  детей  быть  внимательными  друг к другу, уметь  проявлять  симпатии  к  детям  своего и противоположного пола; закреплять знания о качествах  мужественности   и  женственности.

Материал: игрушка- сердечко ( любая  игрушка).

Ход  игры: дети  встают  в  круг. Передавая  друг другу  игрушку, говорят  свои  пожелания: «Я желаю  тебе…»

Игра «Благородные  поступки» ( с  детьми  средней группы)

Цели: воспитывать  в  детях  желание  совершать  поступки ради  других  людей;  формировать понимание  того, что  поступком  мы  называем не только  героизм, но  и  любое  доброе  дело  ради  другого  человека.

Материал: мячик

Ход  игры: детям  предлагается  перечислить  благородные поступки  по  отношению к  девочкам (женщинам) и  мальчикам ( мужчинам).Воспитатель  кидает в  руки  мяч одному из  игроков, тот  называет  благородный поступок  и  перекидывает мяч  следующему  игроку по  своему желанию.

Например, благородные поступки  для  мальчиков: называть  девочку только  по  имени; при  встрече  с  девочкой  первым  здороваться; уступать  в транспорте  место; никогда  не обижать  девочку; защищать  девочку; помогать  девочке  переносить  тяжелые  вещи; когда  девочка выходит  из транспорта, нужно  выйти  первым  и  подать  ей руку; мальчик должен помочь  девочке  одеться, подать  пальто и т.д.

Благородные  поступки  для девочек: называть  мальчика  только по  имени; при  встрече  с  мальчиком здороваться; хвалить  мальчика  за проявление  внимания;  не  обижать  и  не обзывать  мальчика. Особенно  в  присутствии других  детей; благодарить  мальчика  за  добрые  дела и  поступки  и  т.п.

Игра «Отгадай  профессию» (с  детьми  старшей  группы)

Цели: закреплять  знания  детей о  профессиях; учить  умению  разделять  профессии  на  мужские  и  женские.

Материал: карточки с изображением людей  разных профессий.

Ход  игры: взрослый  перечисляет действия человека определенной  профессии, а  дети  отгадывают, что  это  за  профессия.

Например, «человек  этой  профессии  осматривает  больного, делает  прививку, назначает  таблетки, кто  это?» (врач)

После  каждого  правильного  ответа  воспитатель  просит  одного  из детей  выбрать  карточку  с  изображением  человека  данной  профессии. Далее  с  детьми проводится  беседа: какие  еще  обязанности  выполняет  врач, что  он  еще  делает? Есть ли  среди  вас те, у кого  мама  или  папа ( бабушка, дедушка, тетя и т.д.) работают  врачами?

- Кто  чаще  работает  врачом -  мужчина или  женщина? Как  вы  думаете, почему?