Инклюзивное образование и воспитание. Родительское собрание
консультация по теме
Пояснительная записка.
Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми возможностями здоровья в ОУ является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с “Законом об образовании” Российской Федерации. С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов перед педагогами встали новые цели и задачи, а именно воспитание и образование детей с особыми возможностями здоровья, а также повышение компетенции родителей в вопросах инклюзии детей с ОВЗ в образовательные учреждения.
Опросы родителей показывают, что большинству из них не знакомо понятие «инклюзивное воспитание и образование», а кто знаком с понятием, категорично высказывается против пребывания детей с ОВЗ в обычных дошкольных учреждениях с нормально развивающимися сверстниками. Считают, что достаточно учреждений, удовлетворяющих потребности таких семей: это и психолого-медико-педагогический центр, и детский сад компенсирующего вида.
Однако, сегодня увеличивается тенденция воспитания и обучения детей с отклонениями развития совместно с нормально развивающимися сверстниками в ДОУ. Этому способствовали демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования.
Инклюзивное образование – важная часть процесса развития общего образования, которая не только подразумевает доступность образования для всех детей, но и обеспечивает доступ к образованию для ребят с особыми потребностями.
Инклюзивное (франц. – «включающий в себя», от лат. «заключаю, включаю», или включенное, образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах и ДОУ. Каждый ребенок, каким бы он ни был, - это, прежде всего, уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. На Западе идеи инклюзивного образования появились, и стали активно развиваться в конце 60-х годов XX века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie._inklyuzivnoe_vospitanie_i_obrazovanie.docx | 43.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми возможностями здоровья в ОУ является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с “Законом об образовании” Российской Федерации. С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов перед педагогами встали новые цели и задачи, а именно воспитание и образование детей с особыми возможностями здоровья, а также повышение компетенции родителей в вопросах инклюзии детей с ОВЗ в образовательные учреждения.
Опросы родителей показывают, что большинству из них не знакомо понятие «инклюзивное воспитание и образование», а кто знаком с понятием, категорично высказывается против пребывания детей с ОВЗ в обычных дошкольных учреждениях с нормально развивающимися сверстниками. Считают, что достаточно учреждений, удовлетворяющих потребности таких семей: это и психолого-медико-педагогический центр, и детский сад компенсирующего вида.
Однако, сегодня увеличивается тенденция воспитания и обучения детей с отклонениями развития совместно с нормально развивающимися сверстниками в ДОУ. Этому способствовали демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования.
Инклюзивное образование – важная часть процесса развития общего образования, которая не только подразумевает доступность образования для всех детей, но и обеспечивает доступ к образованию для ребят с особыми потребностями.
Инклюзивное (франц. – «включающий в себя», от лат. «заключаю, включаю», или включенное, образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах и ДОУ. Каждый ребенок, каким бы он ни был, - это, прежде всего, уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. На Западе идеи инклюзивного образования появились, и стали активно развиваться в конце 60-х годов XX века.
Можно выделить восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен думать, чувствовать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее достигается в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества: социального характера: - развитие самостоятельности через предоставление помощи; - обогащение коммуникативного и нравственного опыта; - формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность; психологического характера: -исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности; медицинского характера: - подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме; - исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»; педагогического характера: - рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом); - активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.
Всем понятно, что нельзя сделать из обычного дошкольного учреждения, которое вчера работало на основах традиционной педагогики, инклюзивный детский сад. Необходимо знание новых методик. В инклюзивном детском саду очень важно, что и дети, и родители, и команда специалистов – это, прежде всего партнеры. И важно своевременно донести родителям информацию о меняющихся условиях пребывания их ребенка в дошкольном учреждении, о внедрении инклюзии в воспитательный образовательный процесс. И сделать это не только способом информационного просвещения родителей, но и непосредственного вовлечения их в деятельность «ребенок - особый ребенок- воспитатель- родитель»
План-конспект родительского собрания.
Тема: инклюзивное воспитание и образование в ДОУ
Место проведения: МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки», музыкальный зал.
Цель: погружение родителей в проблему инклюзивного воспитания и образования, умения проявлять сочувствие и гуманность, формирование толерантности у взрослых и детей.
Задачи:
- Ознакомить родителей с понятием «инклюзивное воспитание и образование» .
- Сплотить родительский коллектива.
- Ознакомить родителей с основными условиями реализации инклюзивного воспитания и образования.
- Повысить имидж ДОУ.
Предварительная работа:
- Проведено анкетирование родителей.
- С детьми изготовлены пригласительные на родительское собрание.
- Организована выставка детских рисунков на тему «Разные дети».
- Так же, выставка публикаций, статей, положений об инклюзивном образовании и воспитании.
- Подготовлена информация для родителей во самым важным вопросов.
Ход родительского собрания:
Педагог группы встречает родителей в музыкальном зале, предлагает ознакомиться с выставкой детских рисунков «Разные дети» и выставкой публикаций, статей, положений об инклюзивном воспитании и образовании. В музыкальном зале столы и стулья расставлены по кругу, спокойное музыкальное сопровождение.
1.Вступительное слово педагога:
Уважаемые родители, педагоги! Разрешите открыть наше родительское собрание, посвященное инклюзивному воспитанию и образованию. Мы рады, что вы проявили интерес к этой теме. Чувствуйте себя свободно и активно включайтесь в работу.
Степень зрелости любого общества оценивается отношением к незащищенным слоям населения – это дети, старики, а также люди с ограниченными способностями.
Сегодня, как никогда остро стала проблема социализации детей-инвалидов. Многие из них, конечно, посещают специальные коррекционные дошкольные учреждения, где хорошо разработана и налажена методика обучения и воспитания, но слабо развита социальная адаптация такого ребенка в реальном мире. Дети-инвалиды оторваны от общества своих сверстников, они не имеют возможности развиваться, дружить, играть как обычные дети. Как объяснить мальчишке, который проводит свое время с ровесниками во дворе, что он пойдет не в тот садик, что по соседству, не в тот, куда ходят все его сверстники, а в специализированный, отличный от других? Именно поэтому дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, а в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов, причем не в специализированном дошкольном учреждении, а в обычном. Именно в этом и заключается задача инклюзивного воспитания и образования.
Когда мы говорим об инклюзивном воспитании и образовании, мы подразумеваем, что все дети разные, они могут быть любыми, они могут иметь разный рост, разный цвет кожи, разный цвет волос, разные способности, но все дети могут развиваться и учиться. При этом система адаптируется к потребностям ребенка.
Следует отметить, что инклюзивное воспитание и образование – процесс сложный, многогранный и он возможен только когда в нем взаимодействуют все участники образовательного процесса: это воспитатели, психолог, логопед, врачи, администрация дошкольного учреждения и конечно же родители. Но центральной фигурой всегда остается ребенок.
Когда ребенок-инвалид попадает в обычный детский сад, то должны быть созданы определенные условия. Давайте поговорим об этих условиях.
Одно из первых условий – это специально подготовленные для работы с этими детьми педагоги. Воспитатели, в чьих группах находятся дети-инвалиды , должны постоянно обучаться, повышать свою педагогическую квалификацию. Это и прохождение специальных курсов, семинаров, прослушивание лекций, получений индивидуальных консультаций специалистов, обмен опытом с другими педагогами. Процесс обучения педагогов должен быть непрерывным и качественным. Профессиональный рост воспитателя – несомненный плюс в инклюзивном воспитании и образовании. Давайте обратимся к нашим таблицам принятия решения и впишем эти условия в графу «плюсов» или «минусов», или «интересно», на усмотрение каждого. У меня тоже есть такая таблица и я впишу профессиональный рост воспитателя в графу «плюсы» (педагог работает с демонстрационной доской).
Следующие условие пребывания ребенка-инвалида в обычном детском саду – это особый медицинский контроль как за таким ребенком, так и за всеми детьми группы. Медицинская поддержка должна быть оказана всем воспитанникам без исключения. Что тоже является плюсом инклюзивного воспитания и образования. Я вписываю данное условие в графу «плюсы» (работа педагога с демонстрационной доской). Если и вы считаете усиленный медицинский контроль плюсом, то вписывайте его в графу «плюс».
Помимо особого медицинского контроля инклюзивное воспитание и образование предполагает и поддержку психолога. Психологическая поддержка, как и медицинская, должна быть направленна не только на такого ребенка, но и на детей всей группы. В психологической поддержке нуждаются так же педагоги. Особую психологическую поддержку мы можем отнести к графе «плюсы» нашей таблицы принятия решения. Психолог должен помочь «особому» ребенку успешно включиться в детский коллектив. Когда такой ребенок попадает в обычный детский сад, то важным условием является то, как относятся к нему, принимают его играть или нет, уделяют ли ему внимание, любят ли его. И действительно проблема межличностных отношений в детском коллективе одна из очевидных. Слово представляется психологу нашего дошкольного учреждения.
Давайте мы обсудим самые важные вопросы, которые чаще всего волнуют родителей.
- На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?
Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Эти гарантии закреплены в Конституции РФ и во многих законодательных актах России: Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 «О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы» (с изменениями на 11.09.2012 года), в иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
- Каким бывает инклюзивное дошкольное образование?
Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах. При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно, они остаются включёнными в социальную жизнь ДОУ, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т.д. Обыкновенно, в специальных группах обучаются дети, имеющие отклонения и задержки в психическом и интеллектуальном развитии. В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми. Этот вариант чаще применяется при условии сохранности интеллекта у детей-инвалидов.
- Как влияет инклюзивное дошкольное образование на результаты обучения и социальной интеграции детей?
Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.
- Имеет ли инклюзивное дошкольное образование негативные последствия для обеих сторон?
Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить своё драгоценное время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения. Для детей с ограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов.
- Правила инклюзивного образовательного учреждения
- Все воспитанники равны в детском сообществе.
- Все воспитанники имеют равные стартовые возможности и доступ к процессу обучения в течение дня.
- У всех воспитанников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
- Педагоги планируют и проводят эффективное воспитание и обучение дошкольников.
- Сотрудники, вовлеченные в процесс воспитания и образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию воспитанников.
- Программа и процесс воспитания и развития учитывает потребности каждого дошкольника.
- Семьи, «включенных» воспитанников являются участниками образовательного процесса.
- Вовлеченные сотрудники настроены только позитивно и понимают свои обязанности
6. Основные принципы инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
7. Построение инклюзивного процесса в группе ДОУ
- Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы - беседа и анкетирование родителей, диагностика развития ребенка ,наблюдение за поведением в группе.
- Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка.
- Составление Индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана.
- Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы
- Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.
8. Содержание работы в инклюзивных группах ДОУ.
- Содержание работы с детьми ОВЗ определяется комплексными и парциальными программами, реализуемыми в ДОУ;
- Педагогические технологии инклюзивного образования направлены на развитие компетентностей в различных видах детской деятельности;
- Обучение в сотрудничестве на основе организации работы в малых смешанных группах;
- Индивидуальная программа обучения (ИПО);
- Компетентный подход и инклюзивное образование.
- Педагоги, варьируют затраченное время в соответствии с усвоением материала и их способностями, но при этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше внимания, дают меньший объём заданий и в облегченной форме; Активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности ДОУ;
- Педагогический поиск направлен на те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы;
- Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми;
- Внимание акцентируется педагога на возможности и сильные стороны ребенка.
9.Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования
с детьми:
беседы и чтение художественной литературы, моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры, индивидуальные занятия со специалистами, активные действия в специально организованной среде(свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка),совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми, проведение режимных моментов воспитательного -образовательного процесса формирование навыков саморегуляциии самообслуживания;
с родителями:
тематические родительские собрания и консультации доступная информация о работе по инклюзии;
с педагогами:
педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений работы, посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы;
детско-родительские группы:
комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия, консультирование родителей специалистами по интересующим вопросам, обсуждение волнующих родителей проблемы, информационную и психологическую поддержка.
2. Анализ результатов анкетирования родителей.
Перед нашей встречей вы принимали участие в анкетировании (приложение №1). Нам было очень важно узнать ваше мнение об инклюзивном воспитании и образовании. Давайте теперь вместе посмотрим результаты анкетирования:
10% опрошенных не готовы к появлению в группе ребенка-инвалида.
30% опрошенных не против если такой ребенок будет посещать нашу группу.
60% родителей затрудняются определенно ответить.
Результаты анкетирования показали, что большинство родителей испытывают трудности и не могут однозначно ответить «за» или «против» они инклюзивного воспитания и образования. Предлагаю высказаться о затруднениях, озвучить те сложности, которые возникли перед вами, когда вы отвечали на вопросы анкеты.
3. Заключение
Теперь когда вы узнали больше об инклюзивном воспитании и образовании сомнений, я надеюсь, стало меньше. Сегодня мы с вами находимся только в начале пути становления инклюзивного воспитания и образования. Качество которого зависит
от нас. Каждый из нас должен сделать шаг навстречу, протянуть руку помощи, поменять свое отношение к детям с ОВЗ. Мы подготовили для вас брошюры, которые называются, так же как и наше собрание - «Разные дети». В этих брошюрах прописаны основные тезисы инклюзивного воспитания и образования. Возможно, она вам поможет окончательно разобраться. Заглянув в брошюру, вы сразу освежите в памяти суть нашей беседы. Огромное вам спасибо за активную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Азы воспитания" родительское собрание в средней группе.
Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей.Речь пойдёт о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и иногда не придаём должного...
Микроклимат в семье – условия успешного воспитания (родительское собрание)
Родительское собрание....
«Проблемы семейного воспитания» - родительское собрание
Семейное воспитание (воспитание детей в семье) — общее название для процессов взаимодействия родителей с детьми с целью достижения желаемого уровня развития, обучения и воспитания детей. Общ...
Инклюзивное образования и воспитание. Что это? Консультация для педагогов
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает...
Анкета " О способах воспитания". Родительское собрание "Воспитываем добротой". Памятка "Искусство наказывать и прощать"
Зачастую родителям необходима психолого-педагогическая поддержка для разрешения ряда возникающих вопросов воспитания и обучения ребенка в семье. По мере необходимости родители получают консультатичную...
Семинар для педагогов дошкольного образования по проведению родительских собраний.
Уважаемые коллеги! Мы прослушали курс на форуме «ПЕДАГОГИ РОССИИ» «Библиотека родительских собраний». И сегодня хотим провести для вас семинар....
Консультация «Разные дети. Инклюзивное образование и воспитание в ДОО»
Ни для кого не секрет, что в нашей стране происходит множество реформ и изменений в сфере политики, экономики и культуры. А так же за последний период произошло много изменений и в системе о...