Экологическое воспитание в ДОУ
статья (старшая группа) на тему

Шабаева Татьяна Александровна

Экологическое воспитание в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie_v_dou.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

« Экологическое воспитание в ДОУ».

Занятие  1

Доклад по теме:

«Компоненты предметно-развивающей среды по экологическому образованию детей дошкольного возраста».

                                                                   Подготовила:

Воспитатель  МБДОУ № 63

                                                                     Шабаева Т. А.

План

  1. Эколого – развивающая среда.
  • Уголки
  • Территория детского сада

  1. Эколого – предметная среда.
  • Книги и наглядные пособия
  • Произведения искусства
  • Игры и игрушки

Эколого – развивающая среда включает в себя следующие компоненты.

  • Природный уголок.

Главная особенность и приимущества уголка природы – непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого – педагогических мероприятий и организаций разной деятельности с дошкольниками. Здесь есть комнатные растения, подобранные по возрасту детей, паспорт и карточка на них, оборудование для ухода за растениями, календарь природы, поделки из природного материала. Кроме постоянных растений в уголках природы находятся временные объекты природы, например мини – огород на окне – лук, чеснок, овёс и другие культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года, или веточки разных деревьев за которыми наблюдают дети, как появляются из почек  листочки.

  • Экологический уголок,  где находятся макеты разнообразных природных зон, имеется зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий), зона природного и бросового материала, а так же дидактические игры по экологии.
  • Мини – лаборатория, где находятся материала для детского эксперементирования ( стаканчики палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т.д.), микроскоп, разнообразный бросовый и природный материал. Здесь дети под руководством воспитателя проводят опыты с различными объектами живой и не живой природы, наглядно знакомятся со свойствами и качествами материалов. Работа в мини – лаборатории позволяет детям самостоятельно проводить опыты, научится обобщать, делать выводы.
  •  Экологическая библиотека.

Здесь находится познавательная литература о природе, произведения о родном крае, альбомы с фотографиями и иллюстрациями, альбомы с экологическими сказками, стихами, которые сочиняли дети вместе с родителями, аудиокассеты с записями голосов животных, звуков природы, видеокассеты с фильмами о природе, карты, глобус. Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению.

  • Территория детского сада.

Особое внимание необходимо уделять организации экологического пространства на территории детского сада. На территории должны расти различные породы деревьев и кустарников, которые создают благоприятную среду, защищают территорию от пыли, процент кислорода в составе воздуха, делает его умеренно влажным. Кроме того, разнообразные растения интересны в познавательном плане и полезны в оздоровительном.

     На территории детского сада должна быть создана экологическая тропа. Это «Экологическое пространство» позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого – педагогическую работу в летний период.

     Огород традиционен для дошкольного учреждения. Здесь дети могут познакомиться с особенностью роста растений. Приобщаться к труду на земле, применять свои знания на практике

     На всей территории ДОУ должны быть расположены цветники – учреждение для маленьких детей должны быть действительно цветущим садом. Чтобы у всех приходящих  сразу поднималось настроение, на каждом групповом участке, чтобы дети видели как растут цветы, ухаживали за ними и собирали семена, украшали ими своё помещение. В цветниках должны расти различные неприхотливые однолетние и многолетние растения.

     И так, создание эколого – развивающей среды в детском саду – это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, ежедневное поддерживание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ.

Организация эколого – предметной среды.

     Помимо живых объектов зелёной зоны детского сада важным условием успешной работы с детьми является наличие книг, пособий, игрушек, наглядного материала и другого оборудования, необходимого для ведения эколого – воспитательного процесса в детском саду.

     Работая со справочной и природоведческой книгой, воспитатель обретёт уверенность в новой методике, понимание ее отличия от давно сложившейся методики ознакомления детей с природой, это позволит ему успешно работать с детьми и родителями. В детском саду должно быть достаточно детской художественной и познавательной литературы о природе. Особенно близки воспитателям книги И.В. Цветковой, А.А. Плешакова, различные произведения классики: Л. Толстого, С.А. Аксакова, М.Пришвина, Г. Никольского, Н. Сладкова, И. Акимушкина, Г. Снегирёва, В. Чаплиной и др. Интересны для экологического воспитания и произведения современных писателей А. Иванова, В. Зотова. Кроме перечисленной литературы в детском саду нужны, конечно и периодические издания экологического содержания. В журналах «Свет», «Свирель», «Семь гномов», «Муравей» есть немало интересного о природе для детей. Серьезными справочными изданиями являются журналы «Экос», «Экология и жизнь», «Вестник экологического образования в России», газета «Зелёный мир». В детском саду должен быть большой глобус, крупнома


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...