презентация "Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов"
презентация на тему

Сербаева Анна Витальевна

выступление с презентацией  на Методическом объединении "Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Презентация подготовлена воспитателем МБДОУ д / с «Золотая рыбка» Сербаевой Анной Витальевной 2017

Слайд 2

Факторы напряженности педагога Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций; Загруженность рабочего дня; Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки; Чувствительность к имеющимся трудностям; Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка; Требуется творческое отношение к профессиональной деятельности; Владение современными методиками и технологиями обучения;

Слайд 3

Профессиональное выгорание (СЭВ) Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Слайд 4

Ситуации, влияющие на возникновение ПВ Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная); Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями (функция – защитная); Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; Окончание учебного года.

Слайд 5

Причины возникновения ПВ у педагогов Высокая эмоциональная включенность в деятельность – эмоциональная перегрузка; Отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; жесткие временные рамки деятельности, ограниченность времени для реализации поставленных целей; Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния; Неотрегулированность организационных моментов педагогической деятельности, моральное и материальное стимулирование; Ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда; Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями и администрацией.

Слайд 6

Стадии профессионального выгорания Первая стадия: Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний. Исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи. Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

Слайд 7

Стадии профессионального выгорания Вторая стадия: Возникают недоразумения с коллегами. Появляется антипатия, а затем и вспышка раздражения по отношению к коллегам.

Слайд 8

Стадии профессионального выгорания Третья стадия : Притупляется представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру; человек становится равнодушным. Общение с людьми вызывает дискомфорт. Безразличие ко всему.

Слайд 9

Три аспекта профессионального выгорания Первый – снижение самооценки . Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние. Второй – одиночество. Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими людьми. Третий – эмоциональное истощение, соматизация . Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

Слайд 10

Симптомы профессионального выгорания Первая группа Психофизические симптомы: Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна(симптом хронической усталости); Ощущение эмоционального и физического истощения; Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на факто новизны или реакции страха на опасную ситуацию); Общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии); Частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; Резкая потеря или резкое увеличение веса; Полная или частичная бессонница; Постоянное заторможенное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; Одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния, осязания;

Слайд 11

Симптомы профессионального выгорания Вторая группа Социально – психологические симптомы: Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации нет причин (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»; Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы;

Слайд 12

Симптомы профессионального выгорания Третья группа Поведенческие симптомы: Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и труднее; Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы); Постоянно, без необходимости берет работу домой, но дома ее не делает; Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; Невыполнение важных, приоритетных задач и « застревание » на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; Дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности; Злоупотребление алкоголем, применение наркотических средств;

Слайд 13

Показатели психического здоровья педагога Принятие ответственности за свою жизнь; Самопонимание и принятие себя; Умение жить в настоящем времени; Способность к пониманию и принятию других;

Слайд 14

Профилактика профессионального выгорания Релаксация – расслабления организма (аутотренинг). Снятие мышечного напряжения, а затем и психологического (с помощью мелодий для релаксации и т.д.); Правильное питание . На фоне нервных и физических перегрузок недостаток некоторых жизненно важных пищевых компонентов порой становится той самой причиной, которая усугубляет стрессовое состояние, а в некоторых случаях даже является прямым толчком к его возникновению; Разрядка по восточным методикам (методика правильного дыхания, некоторые упражнения йоги, массаж и т.д.) Плеск воды и благоухание масел (ванны, бани, контрастный душ, закаливание, ароматерапия – травяные средства для ванн, использование эфирных масел, лекарственные настои и т.д.) Окружающая природа как источник положительной энергии (использование биоэнергетики окружающего мира – растений, животных); Цветоторапия ; Переключение на другие виды деятельности (хобби и т.п.);

Слайд 15

Профилактика профессионального выгорания Советы Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости; Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться ; Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это поможет Вам обрести себя, поверить в свои силы; Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе; Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня; Если Вам хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам.

Слайд 16

Профилактика эмоционального выгорания Советы Старайтесь смотреть на вещи оптимистично; Стремитесь побороть свой страх; Найдите время, чтобы побыть наедине с собой; Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам на самом деле не нравится; Не оказывайте слишком большое давление на своих детей; Следите за фигурой; Маленькие радости в Ваших руках; Не забывайте, что Вы красивы!

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

"Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов"

Цель: сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.

 Задачи: 

-знакомство с понятием эмоционального «выгорания», его характеристиками;

-анализ проявления признаков «выгорания», выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью;

- дать представление об основных приемах саморегуляции, способствующих профилактике синдрома профессионального «выгорания»;

 Материалы и оборудование: интерактивная доска, бумага, ручки, памятки, сборник мелодий для релаксации.

I. Вступительное слово: «Проблема эмоционального выгорания педагогов»

 Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе, преобразования в системе образования тоже поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.  

Слайд 2 Факторы напряженности педагога

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Высокая эмоциональная загруженность, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. Все это может привести к эмоциональному истощению педагогов.

 Так как личность человека целостная и устойчивая структура, то она ищет своеобразные пути защиты от нервно-психического напряжения. Одним из способов такой психологической защиты и является синдром эмоционального выгорания.

Слайд 3 Профессиональное выгорание

Эмоциональное выгорание -  это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Слайд 4 Ситуации, влияющие на возникновение ПВ

В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой, так как отмечается большое количество ситуаций, влияющих на возникновение профессионального выгорания.

Давайте сделаем акцент на причинах эмоционального выгорания.

Слайд 5 Причины возникновения ПВ у педагогов

Причины эмоционального выгорания:

•  Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций

 •  Отсутствие близких, доверительных отношений и поддержки

•  Загруженность рабочего дня

 •  Пессимистический взгляд на себя и окружающий мир

 •  Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки

•  Недостаточно времени для отдыха и общения

 •  Принятие на себя слишком большого количества обязанностей, и недостаток помощи от других.

•  Недостаток сна

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии, которые могут привести к профессиональной непригодности.

Стадии профессионального выгорания

Слайд 6  Стадии профессионального выгорания

Первая стадия:

-начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе;

-исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

-возникает состояние тревожности, неудовлетворенности;

Она проявляется в эмоциональном перенапряжении, чувстве нехватки сил до конца рабочего дня и на следующий день, и как результат — в сниженном эмоциональном фоне. возникает ощущение «пустоты», равнодушие ко всему окружающему, в первую очередь к профессиональной деятельности. На этой стадии синдром выгорания еще может рассматриваться в качестве защитного механизма, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать свои энергетические ресурсы.

Слайд 7 Стадии профессионального выгорания

Вторая стадия:

-возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

-неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.

Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

Затем начинают раздражать люди, с которыми приходится работать, теряется интерес к общению. Причем «выгорающий» сам не понимает причины своего раздражения и начинает искать их вокруг себя, как правило, на работе.

Слайд 8 Стадии профессионального выгорания

Третья стадия:

-притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

-общение с людьми вызывает дискомфорт;

-такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса, к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

 Отмечается резкое падение самооценки, которое может проявиться в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, в негативизме относительно служебных обязанностей, снижении профессиональной мотивации, снятии с себя ответственности. Общение с людьми вызывает дискомфорт.

Слайд 9 Три аспекта профессионального выгорания

Выделяют три аспекта профессионального выгорания.

Три аспекта профессионального выгорания

Первый – снижение самооценки.

Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

Второй - одиночество.

Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт. Преобладают объект-объектные отношения.

Третий – эмоциональное истощение, соматизация.

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

Слайд 10 Симптомы профессионального выгорания

Симптомы эмоционального выгорания достаточно неприятны, если не сказать опасны.

Симптомы профессионального выгорания

Первая группа:

Психофизические симптомы

-Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна ( симптом хронической усталости );

-ощущение эмоционального и физического истощения;

-снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

-общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

-частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

-резкая потеря или резкое увеличение веса;

-полная или частичная бессонница;

-постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

-одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

-заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Слайд 11 Симптомы профессионального выгорания

Вторая группа:

Социально-психологические симптомы:

-Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

-повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

-частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

-постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

-чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

-чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, «что не получится» или « не справлюсь»;

-общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Слайд 12 Симптомы профессионального выгорания

Третья группа:

Поведенческие симптомы

-Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её - всё труднее и труднее;

-постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома её не делает;

-руководитель затрудняется в принятии решений;

-чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

-невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

-дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

-злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Многие из перечисленных выше состояний вначале являются незначительными раздражителями, но со временем усиливаются и под действием стресса могут привести к серьёзным заболеваниям.

Научившись воспринимать даже слабые сигналы собственного организма, мы можем помочь себе лучше разобраться в источниках стрессов, не допустить появления серьёзных симптомов и облегчить себе борьбу со стрессовым состоянием.

Рекомендации.

Как снять профессиональные стрессы

    Часто бывает, что стресс вызывает само несоответствие между ожидаемым и реальностью. Здесь необходимо помнить, что не бывает идеальной работы. Прежде всего, необходимо осознать, что порой наши требования излишне завышены. Если сделать свои ожидания более разумными, можно с большей легкостью приспособиться к уже имеющейся ситуации. Т.е. не можете изменить ситуацию – измените своё отношение к ней.

Слайд 13 Показатели психического здоровья педагога

Осознав реальность и уяснив, что ожидания, возможно, никогда не сбудутся или сбудутся далеко не сразу, вместо того, чтобы впадать в депрессию, попытайтесь приспособиться к действительности.

Слайд 14 Профилактика эмоционального выгорания

Способы борьбы со стрессом

Релаксация – расслабление организма (аутотренинг). Снятие мышечного напряжения, а затем и психологического (с помощью мелодий для релаксации и т.д.).

Правильное питание. На фоне нервных и физических перегрузок недостаток некоторых жизненно важных пищевых компонентов порой становится той самой причиной, которая усугубляет стрессовое состояние, а в некоторых случаях даже является прямым толчком к его возникновению.

Разрядка по восточным методикам (методика правильного дыхания, некоторые упражнения йоги, массаж и т.д.).

Плеск воды и благоухание масел (ванны, бани, контрастный душ, закаливание, ароматерапия – травяные средства для ванн, использование эфирных масел и т.д.).

Лекарственные настои.

Окружающая природа как источник положительной энергии (использование биоэнергетики окружающего мира –растений, животных).

Цветотерапия (цветовая гамма интерьера может не гармонировать с нашим эмоционально – психическим состоянием).

Переключение на другие виды деятельности (хобби и т.д.).

Слайд 15 Профилактика эмоционального выгорания

Для борьбы с эмоциональным выгоранием нужно, чтобы сам человек изменил позицию «жертвы обстоятельств» на позицию «хозяина своей жизни», который сам несет ответственность за все, что с ним происходит.

Слайд 16 Профилактика эмоционального выгорания

Советы:

-будьте внимательны к себе;

-любите себя;

-подбирайте дело по себе;

-перестаньте искать в работе счастье или спасение, это деятельность, которая хороша сама по себе;

-маленькие радости в ваших руках;

Практическая часть

6. Упражнение « Распредели по порядку».

Цель: донести до участников важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего » Я».

Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:

 - дети

 - работа

 - муж (жена)

 - Я

 - друзья, родственники

 Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня:

 1. Я

 2. Муж (жена)

 3. Дети

 4. Работа

 5. Друзья, родственники

 Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.

Рефлексия.

 Сейчас я возьму  стеклянную банку и наполню её камнями. Скажите, пожалуйста, полна ли банка? (Ответили: да, полна) Сейчас я возьму банку гороха и высыплю  её содержимое в большую банку, немного потрясу  её. Горох занял свободное место между камнями. А теперь полна банка? (Ответили: да, полна.) Тогда я возьму коробку, наполненную песком, и насыплю его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл. Полна ли банка? (Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.) Тогда из-под стола я  достану  кружку с водой и вылью её в банку до последней капли, размачивая песок. А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горох — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи. Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горох и камни. И так же в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей.          

 Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль.

 Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.

 Вы спросите, какое значение имеет вода? Я это сделала  просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.

 И в заключении я бы хотела вам сказать, берегите себя для себя!

Слайд 17 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика синдрома эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов

Психологами было проведено исследование, с целью выявления подверженности педагогов эмоциональному выгоранию. Итог: 60 % педагогов находятся на разных стадиях эмоционального выгорания. Появление новых...

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов ДОУ.

Материал к мероприятиям с педагогами по эмоциональному выгоранию....

Презентация "Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов"

Презентация "Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов"...

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.

Профвыгорание-это синдром стресса , ведущий к истощению всех психологических функций....

Памятка о профилактики эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов

Профессиональное выгорание - это синдром , развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека....

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов...

Эмоциональное выгорание и поддержка психического здоровья педагогов

ПАМЯТКАУпражнения для релаксации и снятия стресса в условиях напряженной работы...