Важность сенсорного воспитания у дошкольников
статья на тему

Карпова Елена Николаевна

Важность сенсорного воспитания у дошкольников.

 

 

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твёрдость или мягкость, звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо.

Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребёнка. Ребёнок познаёт предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное. Если предметы одинаковые по форме и величине и отличаются по цвету, то можно по ним учить различать цвета. Также можно подобрать предметы, одинаковые по  форме, но отличающиеся по  величине. Другой путь – от общего, целостного восприятия предметов к вычленению их отдельных свойств и признаков. В этом случае познаются не предметы, а свойства, присущие различным предметам.

В процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, формирование потребностей.

Сенсорное воспитание в повседневной жизни предусматривает прежде всего обогащение личности ребёнка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром вещей, созданных руками человека.

В условиях повседневной жизни, в процессе игр и труда дети воспринимают целый комплекс различных свойств и сторон явлений. Одни  из них более интенсивны и выступают на первый план, другие им сопутствуют. У детей преобладает целостное восприятие, при котором отдельные свойства и стороны явлений могут не выделяться, не осознаваться. Роль воспитателя в основном заключается в том, чтобы раскрывать детям те стороны явлений, которые могут остаться незамеченными, вырабатывать отношение детей к этим явлениям. Жизнь детей в детском саду, правильно организованная воспитателем, даёт им достаточно много разнообразных впечатлений. Для развития сенсорных способностей очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов, испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действиями с ними. На эту сторону воспитателю следует обращать внимание, давать детям соответствующие задания: перенося предметы, почувствовать меру тяжести; беря в руки, ощутить и определить качество поверхности, температуру.

Сенсорное познание тесно связано с эстетическим восприятием: красивы хорошо расставленная на полках посуда, украшенные цветами столы, мелодично позванивают стеклянные сосуды, в их гранях солнечные лучи отражаются радугой. Мир простых вещей воспринимается ребёнком как чудесный, ещё неведомый и прекрасный мир. Представления детей формируются в процессе правильно организованной жизненной ориентировки, а не путём обучения и специальных упражнений, место которым на занятии.

Знакомство с предметным миром осуществляется также в играх, когда дети воспроизводят игровые ситуации. Труд детей тесно связан с использованием предметов, орудий. Лопаты, совки, ведёрки, лейки и многое другое дети употребляют, ухаживая за растениями, убирая комнату.

В нашей стране уделяется много внимания эстетике рабочего места, и очень важно воспитывать у детей интерес к вещи, к её красоте и целесообразности, приучать бережно хранить орудия труда. Такое отношение к предметам труда сохраняется на всю жизнь.

В любое время  года дети испытывают радость от множества ощущений, которые даёт природа. Как важно предоставить им возможность окунуться в атмосферу природы. Дети затевают разнообразные игры- бегают вокруг деревьев, прячутся за ними, обнимают руками стволы, опускают в ручей руки, из трав, корней, песка готовят «кушанья». Общение с природой обогащает слуховые, зрительные впечатления, иногда включается осязание.

Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства воспитанием ощущений, восприятий и представлений детей.

Умение рассматривать, воспринимать предметы и явления формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Поэтому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо чётко объяснять детям смысл их действий. Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в непрерывной связи с разнообразной деятельностью. Это позволит раскрыть перед детьми такие свойства предметов, с которыми они не столкнулись бы в других условиях.

В процессе каждого вида деятельности ставятся конкретные задачи: что-то нарисовать, построить и т. д. Чтобы выполнить эти задачи, требуются не только исполнительские умения и навыки, но и умение предварительно рассмотреть тот предмет, который должен быть воплощён в рисунке или конструкции. Задача педагога состоит в том, чтобы подвести детей к осознанию необходимости предварительного подробного ознакомления с предметом, организовать обследование   этого предмета до начала продуктивной деятельности.

Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные моменты, которые характерны для многих видов обследовании:

1.     Восприятие целостного облика предмета.

2.     Вычисление основных частей этого предмета и определение их свойств.

3.     Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга.

4.     Вычисление более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.

5.     Повторное целостное восприятие предмета.

Помимо  занятий могут быть использованы дидактические игры и пособия, которые требуют активизации сенсорных процессов - всматривания, вслушивания, сопоставления, нахождения такого же и т. д.

Такие дидактические пособия целесообразно использовать на занятиях со всей группой: дети самостоятельно решают поставленные перед ними  задачи, а воспитатель контролирует правильность решения. Или они могут быть даны в свободное время для индивидуального пользования.

Сенсорное воспитание осуществляется в детском саду и на занятиях и в повседневной жизни детей, поэтому оно приобретает различные формы, включается в разные виды деятельности. Но все они имеют общую направленность и единые задачи воспитания у детей культуры восприятия, отзывчивости на непосредственные воздействия явлений окружающей действительности.

Включённое в дидактическую систему занятий, сенсорное воспитание является неотъемлемой частью умственного развития. Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащения впечатлениями, приобретают обобщённый характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений.

Получаемые детьми впечатления воспитатель использует не только в целях сенсорного, но обязательно  и в целях нравственного и эстетического воспитания. Соответственно строится и руководство со стороны воспитателя: оно носит организационно-воспитывающий характер, хотя в основе и лежит получение детьми новых впечатлений, то есть процесс познания явлений.

Очень важно для воспитателя осознать основные принципы осуществления сенсорного воспитания, органическую связь его с другими сторонами воспитания и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vazhnost_sensornogo_vospitaniya_u_doshkolnikov.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Важность сенсорного воспитания у дошкольников.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твёрдость или мягкость, звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо.

Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребёнка. Ребёнок познаёт предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное. Если предметы одинаковые по форме и величине и отличаются по цвету, то можно по ним учить различать цвета. Также можно подобрать предметы, одинаковые по  форме, но отличающиеся по  величине. Другой путь – от общего, целостного восприятия предметов к вычленению их отдельных свойств и признаков. В этом случае познаются не предметы, а свойства, присущие различным предметам.

В процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, формирование потребностей.

Сенсорное воспитание в повседневной жизни предусматривает прежде всего обогащение личности ребёнка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром вещей, созданных руками человека.

В условиях повседневной жизни, в процессе игр и труда дети воспринимают целый комплекс различных свойств и сторон явлений. Одни  из них более интенсивны и выступают на первый план, другие им сопутствуют. У детей преобладает целостное восприятие, при котором отдельные свойства и стороны явлений могут не выделяться, не осознаваться. Роль воспитателя в основном заключается в том, чтобы раскрывать детям те стороны явлений, которые могут остаться незамеченными, вырабатывать отношение детей к этим явлениям. Жизнь детей в детском саду, правильно организованная воспитателем, даёт им достаточно много разнообразных впечатлений. Для развития сенсорных способностей очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов, испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действиями с ними. На эту сторону воспитателю следует обращать внимание, давать детям соответствующие задания: перенося предметы, почувствовать меру тяжести; беря в руки, ощутить и определить качество поверхности, температуру.

Сенсорное познание тесно связано с эстетическим восприятием: красивы хорошо расставленная на полках посуда, украшенные цветами столы, мелодично позванивают стеклянные сосуды, в их гранях солнечные лучи отражаются радугой. Мир простых вещей воспринимается ребёнком как чудесный, ещё неведомый и прекрасный мир. Представления детей формируются в процессе правильно организованной жизненной ориентировки, а не путём обучения и специальных упражнений, место которым на занятии.

Знакомство с предметным миром осуществляется также в играх, когда дети воспроизводят игровые ситуации. Труд детей тесно связан с использованием предметов, орудий. Лопаты, совки, ведёрки, лейки и многое другое дети употребляют, ухаживая за растениями, убирая комнату.

В нашей стране уделяется много внимания эстетике рабочего места, и очень важно воспитывать у детей интерес к вещи, к её красоте и целесообразности, приучать бережно хранить орудия труда. Такое отношение к предметам труда сохраняется на всю жизнь.

В любое время  года дети испытывают радость от множества ощущений, которые даёт природа. Как важно предоставить им возможность окунуться в атмосферу природы. Дети затевают разнообразные игры- бегают вокруг деревьев, прячутся за ними, обнимают руками стволы, опускают в ручей руки, из трав, корней, песка готовят «кушанья». Общение с природой обогащает слуховые, зрительные впечатления, иногда включается осязание.

Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства воспитанием ощущений, восприятий и представлений детей.

Умение рассматривать, воспринимать предметы и явления формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Поэтому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо чётко объяснять детям смысл их действий. Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в непрерывной связи с разнообразной деятельностью. Это позволит раскрыть перед детьми такие свойства предметов, с которыми они не столкнулись бы в других условиях.

В процессе каждого вида деятельности ставятся конкретные задачи: что-то нарисовать, построить и т. д. Чтобы выполнить эти задачи, требуются не только исполнительские умения и навыки, но и умение предварительно рассмотреть тот предмет, который должен быть воплощён в рисунке или конструкции. Задача педагога состоит в том, чтобы подвести детей к осознанию необходимости предварительного подробного ознакомления с предметом, организовать обследование   этого предмета до начала продуктивной деятельности.

Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные моменты, которые характерны для многих видов обследовании:

  1. Восприятие целостного облика предмета.
  2. Вычисление основных частей этого предмета и определение их свойств.
  3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга.
  4. Вычисление более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.
  5. Повторное целостное восприятие предмета.

Помимо  занятий могут быть использованы дидактические игры и пособия, которые требуют активизации сенсорных процессов - всматривания, вслушивания, сопоставления, нахождения такого же и т. д.

Такие дидактические пособия целесообразно использовать на занятиях со всей группой: дети самостоятельно решают поставленные перед ними  задачи, а воспитатель контролирует правильность решения. Или они могут быть даны в свободное время для индивидуального пользования.

Сенсорное воспитание осуществляется в детском саду и на занятиях и в повседневной жизни детей, поэтому оно приобретает различные формы, включается в разные виды деятельности. Но все они имеют общую направленность и единые задачи воспитания у детей культуры восприятия, отзывчивости на непосредственные воздействия явлений окружающей действительности.

Включённое в дидактическую систему занятий, сенсорное воспитание является неотъемлемой частью умственного развития. Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащения впечатлениями, приобретают обобщённый характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений.

Получаемые детьми впечатления воспитатель использует не только в целях сенсорного, но обязательно  и в целях нравственного и эстетического воспитания. Соответственно строится и руководство со стороны воспитателя: оно носит организационно-воспитывающий характер, хотя в основе и лежит получение детьми новых впечатлений, то есть процесс познания явлений.

Очень важно для воспитателя осознать основные принципы осуществления сенсорного воспитания, органическую связь его с другими сторонами воспитания и обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Опыт работы будет интересен воспитателям младших и средних групп ДОУ. Большое внимание уделяется созданию сенсомоторного уголка в группе.сенсомоторного уголка в ...

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании младших дошкольников

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании младших дошкольников...

Сенсорное воспитание младших дошкольников.Презентация.

Роль сенсорного воспитания во всестороннем развитии малышей. Презентация...

Этапы работы по сенсорному воспитанию младших дошкольников

Разработала долгосрочный проект по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. В данную работу включены этапы работы по сенсорному воспитанию младших дошкольников, сенсорное воспитан...

О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно- двигательного восприятия, как составляющей сенсорного развития детей( из опыта работы)

В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что по...

О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно-двигательного восприятия как составляющей сенсорного развития детей ( из опыта работы).

   В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка.Сенсорное развитие служит основанием успешного...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Важность сенсорного воспитание детей раннего возраста в домашних делах с родителями

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного...