Важность сенсорного воспитания у дошкольников
статья на тему
Важность сенсорного воспитания у дошкольников.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твёрдость или мягкость, звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо.
Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребёнка. Ребёнок познаёт предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное. Если предметы одинаковые по форме и величине и отличаются по цвету, то можно по ним учить различать цвета. Также можно подобрать предметы, одинаковые по форме, но отличающиеся по величине. Другой путь – от общего, целостного восприятия предметов к вычленению их отдельных свойств и признаков. В этом случае познаются не предметы, а свойства, присущие различным предметам.
В процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, формирование потребностей.
Сенсорное воспитание в повседневной жизни предусматривает прежде всего обогащение личности ребёнка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром вещей, созданных руками человека.
В условиях повседневной жизни, в процессе игр и труда дети воспринимают целый комплекс различных свойств и сторон явлений. Одни из них более интенсивны и выступают на первый план, другие им сопутствуют. У детей преобладает целостное восприятие, при котором отдельные свойства и стороны явлений могут не выделяться, не осознаваться. Роль воспитателя в основном заключается в том, чтобы раскрывать детям те стороны явлений, которые могут остаться незамеченными, вырабатывать отношение детей к этим явлениям. Жизнь детей в детском саду, правильно организованная воспитателем, даёт им достаточно много разнообразных впечатлений. Для развития сенсорных способностей очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов, испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действиями с ними. На эту сторону воспитателю следует обращать внимание, давать детям соответствующие задания: перенося предметы, почувствовать меру тяжести; беря в руки, ощутить и определить качество поверхности, температуру.
Сенсорное познание тесно связано с эстетическим восприятием: красивы хорошо расставленная на полках посуда, украшенные цветами столы, мелодично позванивают стеклянные сосуды, в их гранях солнечные лучи отражаются радугой. Мир простых вещей воспринимается ребёнком как чудесный, ещё неведомый и прекрасный мир. Представления детей формируются в процессе правильно организованной жизненной ориентировки, а не путём обучения и специальных упражнений, место которым на занятии.
Знакомство с предметным миром осуществляется также в играх, когда дети воспроизводят игровые ситуации. Труд детей тесно связан с использованием предметов, орудий. Лопаты, совки, ведёрки, лейки и многое другое дети употребляют, ухаживая за растениями, убирая комнату.
В нашей стране уделяется много внимания эстетике рабочего места, и очень важно воспитывать у детей интерес к вещи, к её красоте и целесообразности, приучать бережно хранить орудия труда. Такое отношение к предметам труда сохраняется на всю жизнь.
В любое время года дети испытывают радость от множества ощущений, которые даёт природа. Как важно предоставить им возможность окунуться в атмосферу природы. Дети затевают разнообразные игры- бегают вокруг деревьев, прячутся за ними, обнимают руками стволы, опускают в ручей руки, из трав, корней, песка готовят «кушанья». Общение с природой обогащает слуховые, зрительные впечатления, иногда включается осязание.
Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства воспитанием ощущений, восприятий и представлений детей.
Умение рассматривать, воспринимать предметы и явления формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Поэтому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо чётко объяснять детям смысл их действий. Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в непрерывной связи с разнообразной деятельностью. Это позволит раскрыть перед детьми такие свойства предметов, с которыми они не столкнулись бы в других условиях.
В процессе каждого вида деятельности ставятся конкретные задачи: что-то нарисовать, построить и т. д. Чтобы выполнить эти задачи, требуются не только исполнительские умения и навыки, но и умение предварительно рассмотреть тот предмет, который должен быть воплощён в рисунке или конструкции. Задача педагога состоит в том, чтобы подвести детей к осознанию необходимости предварительного подробного ознакомления с предметом, организовать обследование этого предмета до начала продуктивной деятельности.
Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные моменты, которые характерны для многих видов обследовании:
1. Восприятие целостного облика предмета.
2. Вычисление основных частей этого предмета и определение их свойств.
3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга.
4. Вычисление более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.
5. Повторное целостное восприятие предмета.
Помимо занятий могут быть использованы дидактические игры и пособия, которые требуют активизации сенсорных процессов - всматривания, вслушивания, сопоставления, нахождения такого же и т. д.
Такие дидактические пособия целесообразно использовать на занятиях со всей группой: дети самостоятельно решают поставленные перед ними задачи, а воспитатель контролирует правильность решения. Или они могут быть даны в свободное время для индивидуального пользования.
Сенсорное воспитание осуществляется в детском саду и на занятиях и в повседневной жизни детей, поэтому оно приобретает различные формы, включается в разные виды деятельности. Но все они имеют общую направленность и единые задачи воспитания у детей культуры восприятия, отзывчивости на непосредственные воздействия явлений окружающей действительности.
Включённое в дидактическую систему занятий, сенсорное воспитание является неотъемлемой частью умственного развития. Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащения впечатлениями, приобретают обобщённый характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений.
Получаемые детьми впечатления воспитатель использует не только в целях сенсорного, но обязательно и в целях нравственного и эстетического воспитания. Соответственно строится и руководство со стороны воспитателя: оно носит организационно-воспитывающий характер, хотя в основе и лежит получение детьми новых впечатлений, то есть процесс познания явлений.
Очень важно для воспитателя осознать основные принципы осуществления сенсорного воспитания, органическую связь его с другими сторонами воспитания и обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Важность сенсорного воспитания у дошкольников.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твёрдость или мягкость, звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо.
Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребёнка. Ребёнок познаёт предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное. Если предметы одинаковые по форме и величине и отличаются по цвету, то можно по ним учить различать цвета. Также можно подобрать предметы, одинаковые по форме, но отличающиеся по величине. Другой путь – от общего, целостного восприятия предметов к вычленению их отдельных свойств и признаков. В этом случае познаются не предметы, а свойства, присущие различным предметам.
В процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, формирование потребностей.
Сенсорное воспитание в повседневной жизни предусматривает прежде всего обогащение личности ребёнка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром вещей, созданных руками человека.
В условиях повседневной жизни, в процессе игр и труда дети воспринимают целый комплекс различных свойств и сторон явлений. Одни из них более интенсивны и выступают на первый план, другие им сопутствуют. У детей преобладает целостное восприятие, при котором отдельные свойства и стороны явлений могут не выделяться, не осознаваться. Роль воспитателя в основном заключается в том, чтобы раскрывать детям те стороны явлений, которые могут остаться незамеченными, вырабатывать отношение детей к этим явлениям. Жизнь детей в детском саду, правильно организованная воспитателем, даёт им достаточно много разнообразных впечатлений. Для развития сенсорных способностей очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов, испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действиями с ними. На эту сторону воспитателю следует обращать внимание, давать детям соответствующие задания: перенося предметы, почувствовать меру тяжести; беря в руки, ощутить и определить качество поверхности, температуру.
Сенсорное познание тесно связано с эстетическим восприятием: красивы хорошо расставленная на полках посуда, украшенные цветами столы, мелодично позванивают стеклянные сосуды, в их гранях солнечные лучи отражаются радугой. Мир простых вещей воспринимается ребёнком как чудесный, ещё неведомый и прекрасный мир. Представления детей формируются в процессе правильно организованной жизненной ориентировки, а не путём обучения и специальных упражнений, место которым на занятии.
Знакомство с предметным миром осуществляется также в играх, когда дети воспроизводят игровые ситуации. Труд детей тесно связан с использованием предметов, орудий. Лопаты, совки, ведёрки, лейки и многое другое дети употребляют, ухаживая за растениями, убирая комнату.
В нашей стране уделяется много внимания эстетике рабочего места, и очень важно воспитывать у детей интерес к вещи, к её красоте и целесообразности, приучать бережно хранить орудия труда. Такое отношение к предметам труда сохраняется на всю жизнь.
В любое время года дети испытывают радость от множества ощущений, которые даёт природа. Как важно предоставить им возможность окунуться в атмосферу природы. Дети затевают разнообразные игры- бегают вокруг деревьев, прячутся за ними, обнимают руками стволы, опускают в ручей руки, из трав, корней, песка готовят «кушанья». Общение с природой обогащает слуховые, зрительные впечатления, иногда включается осязание.
Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства воспитанием ощущений, восприятий и представлений детей.
Умение рассматривать, воспринимать предметы и явления формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Поэтому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо чётко объяснять детям смысл их действий. Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в непрерывной связи с разнообразной деятельностью. Это позволит раскрыть перед детьми такие свойства предметов, с которыми они не столкнулись бы в других условиях.
В процессе каждого вида деятельности ставятся конкретные задачи: что-то нарисовать, построить и т. д. Чтобы выполнить эти задачи, требуются не только исполнительские умения и навыки, но и умение предварительно рассмотреть тот предмет, который должен быть воплощён в рисунке или конструкции. Задача педагога состоит в том, чтобы подвести детей к осознанию необходимости предварительного подробного ознакомления с предметом, организовать обследование этого предмета до начала продуктивной деятельности.
Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные моменты, которые характерны для многих видов обследовании:
- Восприятие целостного облика предмета.
- Вычисление основных частей этого предмета и определение их свойств.
- Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга.
- Вычисление более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.
- Повторное целостное восприятие предмета.
Помимо занятий могут быть использованы дидактические игры и пособия, которые требуют активизации сенсорных процессов - всматривания, вслушивания, сопоставления, нахождения такого же и т. д.
Такие дидактические пособия целесообразно использовать на занятиях со всей группой: дети самостоятельно решают поставленные перед ними задачи, а воспитатель контролирует правильность решения. Или они могут быть даны в свободное время для индивидуального пользования.
Сенсорное воспитание осуществляется в детском саду и на занятиях и в повседневной жизни детей, поэтому оно приобретает различные формы, включается в разные виды деятельности. Но все они имеют общую направленность и единые задачи воспитания у детей культуры восприятия, отзывчивости на непосредственные воздействия явлений окружающей действительности.
Включённое в дидактическую систему занятий, сенсорное воспитание является неотъемлемой частью умственного развития. Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащения впечатлениями, приобретают обобщённый характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений.
Получаемые детьми впечатления воспитатель использует не только в целях сенсорного, но обязательно и в целях нравственного и эстетического воспитания. Соответственно строится и руководство со стороны воспитателя: оно носит организационно-воспитывающий характер, хотя в основе и лежит получение детьми новых впечатлений, то есть процесс познания явлений.
Очень важно для воспитателя осознать основные принципы осуществления сенсорного воспитания, органическую связь его с другими сторонами воспитания и обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/10/12/picture-3294.jpg)
Опыт работы "СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Опыт работы будет интересен воспитателям младших и средних групп ДОУ. Большое внимание уделяется созданию сенсомоторного уголка в группе.сенсомоторного уголка в ...
Роль дидактических игр в сенсорном воспитании младших дошкольников
Роль дидактических игр в сенсорном воспитании младших дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/28/picture-184952-1601296004.jpg)
Сенсорное воспитание младших дошкольников.Презентация.
Роль сенсорного воспитания во всестороннем развитии малышей. Презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/29/picture-316081-1383024454.jpg)
Этапы работы по сенсорному воспитанию младших дошкольников
Разработала долгосрочный проект по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. В данную работу включены этапы работы по сенсорному воспитанию младших дошкольников, сенсорное воспитан...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/25/picture-650562-1437846431.jpg)
О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно- двигательного восприятия, как составляющей сенсорного развития детей( из опыта работы)
В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что по...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/31/picture-557520-1420004912.jpg)
О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно-двигательного восприятия как составляющей сенсорного развития детей ( из опыта работы).
В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка.Сенсорное развитие служит основанием успешного...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/14/picture-1226930-1584174609.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Важность сенсорного воспитание детей раннего возраста в домашних делах с родителями
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного...