Кружковая деятельность
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование кружковой работы
«Мир волшебных красок»
2 младшая группа
Воспитатели: Бирюлева О.Н.
Цель работы - развитие творческих способностей у детей младшей группы через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
♦ Познакомить детей с нетрадиционными техниками изобразительного искусства и научить применять их на практике.
♦ Развивать детское творчество, воображение, фантазию, мелкую моторику рук.
♦ Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать, создавать художественные образы.
♦ Способствовать созданию в группе благоприятных условий для творческой самореализации каждого ребёнка.
Ресурсное обеспечение:
- Уголок изобразительной деятельности в группе.
- Разработка перспективного плана.
- Картотека нетрадиционных техник изобразительного творчества.
- Репродукции картин, открытки, фотоальбомы.
- Разнообразные виды красок, кисти и другие изобразительные инструменты (цветные карандаши, печати, штампы, трафареты, мелки восковые, свечки, поролон, ватные палочки, трубочки для коктейля и др.), пластилин.
- Бросовый материал (кусочки ткани, бусинки, фольга, макаронные изделия, карандашная стружка, бутылочки, стаканчики и др.)
Ожидаемые результаты:
- Создание образов детьми, используя различные материалы и техники.
- Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
- Развитие мелкой моторики рук, воображения, фантазии, самостоятельности.
- Повышение уровня эмоционального благополучия воспитанников.
Перспективное планирование
по нетрадиционным техникам изобразительного искусства
с детьми младшего возраста
Сентябрь | ||||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал | |
1. | Диагностика | Диагностика | Диагностика | |
2. | Рисование «Осень на опушке краски разводила» | Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувство композиции, цветовосприятия. | Лиственные деревья Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр. 5 | |
3. | Рисование с использованием манки «Яблоко и груша» | Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения. | Манка + гуашь РузановаЮ.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр. 46 | |
4. | Рисование «Мое любимое платье или свитер» | Закрепить умение украшать свитер или платье простым узором, используя крупные и мелкие элементы | Оттиск печатками, рисование ластиками Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. стр. 55 |
Октябрь | |||||
1. | Рисование «Веселый щенок» | Знакомить детей со способом рисования тычком жесткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании. | Жесткая полусухая кисть Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр. 54 | ||
2. | Рисование ладошкой «Домашние птицы» | Познакомить детей с техникой печатания ладошкой. Учить дополнять изображение деталями с помощью кисточки. Развивать способность сочувствовать | Цветная бумага, гуашь | ||
3. | «Необычная посуда» | Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, образные представления о предметах. | Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. стр. 120 | ||
4. | «Кактус» (рисование ладошками) | Учить находить сходство рисунка с предметами, радоваться полученному результату. | |||
Ноябрь | |||||
1. | Аппликация из рваной бумаги «Лесные друзья» | Развивать интерес к аппликации и конструированию, упражнять в работе с клеем, развивать мелкую и общую моторику рук. | Обрывание бумаги Рузанова Ю.В.Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр. 61 | ||
2. | Рисование «Необычные машины» | Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. | Оттиск пробкой и печатками, черный маркер + акварель Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. стр. 124 | ||
3. | Рисование «Веселые человечки» | Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении. | Волшебные веревочки Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.35 | ||
4. | «Снежные облака» (работа с зубной пастой) | Познакомить детей с новой техникой рисования зубной пастой, развивать воображение и фантазию, аккуратность в работе. Помочь понять красоту зимней природы. | Зубная паста | ||
5. | Рисование «Первый снег» | Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками. | Монотипия, рисование пальчиками Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр. 39 |
Декабрь | |||
1. | Рисование восковыми мелками через трафареты «Разные дома» | Упражнять в расположении изображения на листе, рисовании восковыми мелками, силе нажима при рисовании, зрительный контроль за движением руки. | Тиснение Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр. 87 |
2. | Рисование «Необычная посуда» | Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, образные представления о предметах. | Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ». Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. стр. 120 |
3. | Рисование «Елочка нарядная» | Закрепить умение изображать елочные игрушки. | Рисование пальчиками, оттиск поролоном Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр. 47 |
4. | Рисование солью «Дед Мороз» | Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. | Гуашь + соль Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр. 38 |
Январь | |||
1. | Рисование «Морозный узор» | Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. | Восковые мелки + акварель Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр. 43 |
2. | Рисование «Зимний лес» | Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева. | Рисунки из ладошки Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. |
3. | Рисование «Аквариум» | Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали. | Рисунки из ладошки Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр. 75 |
Февраль | |||
1. | «Бусы» (окрашивание макарон) | Развивать чувство цвета, воспитывать аккуратность и способность довести начатое до конца, радоваться полученному результату. | Макароны, нитки |
2. | Рисование ватной палочкой «Мячик» | Продолжать знакомить детей со способом рисования ватной палочкой методом тычка; развивать изобразительные навыки и умения. | Ватные палочки Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр. 111 |
3. | Рисование «Галстук для папы» | Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы. | Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр. 73 |
4. | Рисование гуашью с манкой «Ворона» | Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения. | Гуашь + манка Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.81 |
Март | |||
1. | Открытка для мамы «8 Марта» | Учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками. | Печать по трафарету, воздушные фломастеры. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр. 63 |
2. | Рисование «Ранняя весна» | Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой. | Монотипия пейзажная Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр. 69 |
3. | Рисование «Ветка с первыми листьями» | Учить рисовать ветки с натуры, передавать форму вазы и веток, учить рисовать полураспустившиеся листочки. | Оттиск печатками Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр. 71 |
4. | Рисование «Платок для бабушки» | Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павло-посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие. | Оттиск печатками |
5. | Рисование цветным клейстером «Клоун» | Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами. | Работа с трафаретом Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр. 79 |
Апрель | |||
1. | Рисование «Грачи прилетели» | Учить детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц | Печать ластиком Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр. 81 |
2. | Рисование «Космический пейзаж» | Познакомить детей с техникой оттиска стаканчиком, развивать цветовосприятие, чувство композиции. | Граттаж Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр. 45 |
3. | Аппликация из мятой бумаги и жгутиков «Веселое солнышко» | Упражнять детей в составлении изображения из частей на плоскости. | Обрывание бумаги, скатывание Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр. 29 |
4. | Рисование «Одуванчики в траве» | Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой, развивать изобразительные навыки и умения. | Тычок жесткой полусухой кистью + манка Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук внетрадиционной изобразительной деятельности. стр. 37 |
Май | |||
1. | «Бабочка» (набрызг) | Продолжать закреплять навыки в работе с краской, развивать воображение, цветовосприятие, аккуратность в работе. | Бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см) |
2. | «Салют Победы» (кляксография) | Создать условия для свободного детского экспериментирования с различными материалами и инструментами (художественными и бытовыми), показать новый способ абстрактных изображений (клякс), развивать творческое воображение. | Трубочки |
3. | «Наша выставка» | Показать результаты работ, чему научились, порадовать родителей своими успехами. | Детские работы |
4. | Диагностика | Выявить и закрепить полученные знания | Детские работы |
Нетрадиционные техники рисования
в детском саду
Кляксография
Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Точечный рисунок
Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Метод волшебного рисунка
Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может быть целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой.
Разрисовка маленьких камешков
Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками.
Метод ниткографии
Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичный мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие.
Метод монотипии
Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисуют краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.
Рисование на мокрой бумаге
До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Мне приснились сны», «Идет дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
Объемная аппликация
Объемная аппликация лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.
Коллаж
Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. Хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, ребенок решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование в старшей группе по кружковой деятельности "Нетрадиционные техники, приёмы, материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Рабочая программа кружковой деятельности «Умелые ручки» направлена на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Данная программа рассчитана на детей старшего дошко...
Презентация на тему: Организация совместной деятельности взрослых и детей по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации кружковой деятельности
На фоне современного копирования западных форм жизни происходит разрушение семейных ценностей, традиций, деформация традиционных христианских моральных норм и нравственных установок. Этому...
Программа кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности "Это удивительная природа"
Пояснительная записка.Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного ма...
Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...
Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических представлений» Кружковая деятельность «Развивай - ка»
Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических п...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная палитра» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная ...