Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей»
консультация на тему
консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_vospitatelya_v_organizatsii_samostoyatelnoy_muzykalnoy_deyatelnosti_detey.docx | 18.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Для воспитателей
МАДОУ «Детский сад №5»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей»
Провела: музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад №5»
Молчанова Татьяна Михайловна
(первая квалификационная категория)
г. Гусев
май, 2018 г.
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Музыкальное воспитание способствует развитию речи, эмоций, движений, даёт детям радость, побуждает к активности, обогащает яркими художественными впечатлениями. Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.
Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей, в группе должны быть оборудованы «музыкальные уголки», куда помещаются детские музыкальные инструменты, дидактические игры, игрушки-забавы. Которые в последствие могут быть обыграны воспитателем (мишка играет на балалайке, заяц прыгает, девочка танцует и др.) Чтобы поддерживать интерес детей к самостоятельной музыкальной деятельности, педагог 1 раз в месяц должен обновлять пособия в «музыкальном уголке», пополнять его новыми атрибутами и дидактическими играми.
Важной ролью воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание проблемных ситуаций, побуждение детей к вариативным самостоятельным действиям, развитие способности применять усвоенное в новых условиях. При этом художественное оформление усиливает впечатления детей. Под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут возникать яркие положительные эмоции. Все это будет побуждать их выражать свои чувства и в пении, и в танце, и в игре, а также способствовать формированию интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом.
Создав таким образом в детском саду обстановку максимально наполненную музыкальными интонациями, воспитатель сможет пробудить интерес и любовь к музыке у детей, а также способствовать формированию и развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.
Рассмотрим различные виды музыкальной деятельности детей в группе:
1. Игра на детских музыкальных инструментах. Дети очень любят играть на металлофоне, гармошке, баяне, бубне, барабане и других инструментах, они могут исполнять попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или же придумывают и исполняют свои мелодии, проявляя творчество. Часто детей привлекает процесс освоения нового инструмента. В таких случаях они обучают друг друга: те, которые хорошо играют на этом инструменте, показывают приемы тем, кто еще не умеет играть. Такую товарищескую помощь чаще всего можно наблюдать в старших и подготовительных группах. Играя на инструментах, дети учатся различать их звучание, начинают выделять более понравившиеся, сами организовывают «оркестр», выбирают дирижера. Роль воспитателя – поощрять творческую активность детей, учить их договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.
2. Одной из наиболее ярких форм музыкальной самостоятельной деятельности детей является музыкальная игра. Старшие дошкольники уже сами создают условия, необходимые для данной игры. Игра может иметь развернутый характер: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т.д.). В других сюжетно - ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в парад, мальчики поют «Барабан» М. Красева, барабанят и маршируют, девочки, укладывая кукол, поют песню «Баю - баю» М. Красева. Песня способствует более динамичному протеканию игры, организуют действия детей.
В этом виде самостоятельной деятельности детей воспитатель продолжает формировать у воспитанников умение договариваться (кто что будет делать), может подсказать завязку сюжета для игры, поддержать активность любого ребенка и помогает ему организовать коллективную игру.
3. Музыкально - дидактические игры, используемые в самостоятельной музыкальной деятельности развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся кто поет», «Кого встретил колобок?», «Тише - громче в бубен бей», «Назови песню по картинке», «Теремок» и др.
Для обогащения музыкальных впечатлений детей и побуждения их к применению навыков, полученных на музыкальных занятиях воспитатель должен наполнять режимные моменты звучанием известных детям музыкальных произведений.
На прогулке можете поиграть с детьми в игры, разученные на музыкальных занятиях:
«Солнышко и дождик», «Воробышки», «Тень-тень-потетень», «Теремок» и др.
Также можно наполнить музыкой время утреннего приема детей и вечер, во время ухода домой. Причем музыкальные интонации в утренние часы должны отличаться от музыкальных интонаций в вечернее время. Утром - спокойная, светлая по характеру музыка. Рекомендуется использовать произведения из альбомов фортепианных пьес для детей П.И. Чайковского, А.Т. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С.М. Майкапара и других. Это создаст атмосферу благожелательности и позитивного настроения с утра и на весь день.
Вечером же характер музыки должен быть более подвижным. Это расположит детей к проявлению двигательной активности, придумыванию образов и воплощению их в танце. Рекомендуется использовать музыкальные альбомы с детскими песенками.
Таким образом, роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах муз. деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе. Воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.
Планируя приемы руководства, воспитатель намечает следующие моменты:
- что надо внести нового из оборудования для музыкальной деятельности
дошкольников (инструменты, пособия, самодеятельные игрушки),
- в каком порядке это целесообразно сделать, за кем надо понаблюдать,
- чтобы выяснить интересы, склонности детей, какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонние ли их интересы.
В более раннем возрасте воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный. В свою очередь ребенок репродуктивно усваивает эти способы. Позже педагог должен использовать объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным поисковым способам действий. Метод показа и подробное объяснение применяются при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца или певческой интонации. Хочется пожелать, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи.
Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет также действовать и вне занятий: организовывать музыкальные игры, по собственному желанию петь, танцевать. Повседневная работа воспитателя с детьми, знание их интересов и способностей дает возможность воспитателю выполнять задачу качественно и ответственно. Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.
Какие формы организации самостоятельной музыкальной деятельности можно выделить?
Прежде всего, эти формы определяются типами самостоятельной музыкальной деятельности: исполнительской и творческой.
Исполнительская деятельность представляет собой упражнения, в процесс которых, дети упражняются в каком-либо умении
(например, в игре на детском музыкальном инструменте).
В творческой деятельности дети импровизируют, ищут свой вариант, свой способ действий и т.д.
(Например, сочиняют мелодию, наигрывая ее на металлофоне; придумывая новое танцевальное движение, или целую сценку).
Для творческой деятельности характерны такие организационные формы, как:
а) сюжетно-ролевые игры («Наш оркестр», «Ищем таланты» и др.);
б) импровизирование на детских музыкальных инструментах;
в) песенное и танцевальное импровизирование;
г) театрализованные представления (импровизированного характера).
Для исполнительской деятельности детьми используются такие формы как:
а) игры с пением;
б) настольные музыкально-дидактические игры;
в) хороводные музыкально-дидактические игры;
г) игра на детских музыкальных инструментах (закрепление, повтор выученных с педагогом мелодий);
д) сюжетно-ролевые игры «Музыкальные занятия», «Музыкальный магазин», «Концерт» и т.п.);
е) театрализованные представления с включением отдельных видов музыкальной деятельности по готовым сюжетам («Репка», «Кот, Петух и Лиса», «Заюшкина избушка» и т.д.);
ж) игры-драматизации с использованием различных видов музыкальной деятельности;
з) концерты детской художественной самодеятельности (развлечения, организованные стихийно по инициативе детей или стимулированные игровым материалом («Музыкальная карусель», «Музыкальный будильник», «Вертушка», «Музыкальный телефон» и др.).
Также тесный контакт с родителями, их помощь в организации музыкальной среды – таковы важнейшие предпосылки формирования самостоятельной музыкальной деятельности детей.
Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей».
Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять...
Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей"
В консультации даны рекомендации, как развивать самостоятельную деятельность детей в музыкальном аспекте. Какие виды деятельности можно развивать в групповых условиях, что размещать в музыкальны...
консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей»
Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей»
Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять ...
Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей".
Консультация для воспитателей....
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей»
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей"
laquo;Роль воспитателя в развитиисамостоятельной музыкальной деятельности детей»...