Тренинг техник, направленных на развитие мышления.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Тренинг техник, направленных на развитие мышления.
Тренинг на развитие логики.
Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).
Выделяют
1) наглядно-действенное мышление (познание с помощью манипулирования предметами)
2) наглядно-образное мышление (познание с помощью представлений предметов, явлений)
3) словесно-логическое мышление(познание с помощью понятий, слов, рассуждений)
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.
На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.
К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников.
Непосредственный опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать формирование простых логических действий (приемов мышления) можно уже в 3-4 летнем возрасте (на соответствующем материале и соответствующими методами) и тогда к 6-7 летнему возрасту они могут быть сформированы на весьма высоком уровне.
Т. к. ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то развитие логического мышления наиболее эффективно происходит именно через игровую деятельность.
Детям предлагается используя игровой и дидактический материал выполнить следующие задания:
– упорядочить по возрастанию или убыванию: матрешки, вкладные мисочки, пирамидки;
– распределить предметы по размеру: по длине, по высоте, по ширине;
– если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты и т. д., и просто по «величине» (с указанием того, что считать «величиной») – если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту);
– разложить предметы по степени интенсивности окраски (по цвету);
– найти «лишнюю» фигуру (предмет, объяснить почему);
–выделение фигуры из композиции, образованной наложением одних форм на другие;
– конструирование: мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие данному возрасту, пазлы;
– разгадывание загадок;
– классификация по математическим (по общему названию, по размеру, по цвету, по форме) и нематематическим признакам (что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в лесу и кто в доме; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу);
– назвать по одному общему понятию 5 и более родовых понятий;
– указать кто или что лишнее в перечне и объяснить почему;
– распределить объекты на группы, объяснить почему;
– подобрать картинки в пустые клетки;
– продолжить заданную последовательность;
– дорисовать картинку;
– найти отличия в картинках
Развивающие игры: Блоки Дьенеша, палочки Кьюзенера, кубики В. Никитина, «Колумбово яйцо» - самые главные в развитии логического мышления, так как они заставляют думать, включают воображение, учат операциям сравнения. обобщения, анализа.
Любая игра имеет широкий диапазон действий: Например, в одну и ту же игру можно играть от 3 до 7 лет. Это возможно, потому что в ней есть упражнения как в 1-2 действия для малышей, так и многоступенчатые задачи для старших детей.
Развитие логического мышления детей происходит не только при помощи дидактических игр, но и в самостоятельной деятельности детей: например, в ролевой игре «Семья»: играя в дочки – матери, ребенок думает о том, куда пошла мама, тем самым выстраивая дальше логическую цепочку: чем она будет заниматься, что будет делать потом. Что случиться, когда она вернется домой и т. д. Этот вид деятельности очень важен для развития мышления ребенка. В таких играх ребенок закрепляет полученные знания, развивает интеллект, появляется неограниченная возможность придумывать и творить, а значит, развивается его мыслительная деятельность. В старшем дошкольном возрасте игра усложняется.
Если ребенок имеет определенные знания о работе водителя, то он не только будет оперировать с рулем, но он будет работать на торговой базе, куда будет привозить материалы, в ремонтной мастерской, таксистом и пр.. Т. е. знания ребенка, его воображение, умение мыслить, вспоминать, сравнивать как раз и помогает развивать сюжет игры.
Работая в этом году с детьми младшей группы, я научила ребят играть в такие ролевые игры, как «магазин», в котором они продают и покупают не только игрушки, но и продукты, одежду, инструменты, используют кассу, деньги, причем в начале развития игры это были рисованные купюры, сегодня дети заменяют их простыми фантиками, листочками с деревьев, что свидетельствует о том, что ребенок уже мыслит, фантазирует.
В игре «Парикмахерская» раньше только причесывали друг друга, к концу года – моют голову, накручивают бигуди, стригут, делают прическу, сравнивают клиента до начала операции и в конце, говоря такие слова: какая красивая прическа получилась, вам это нравится, вам это идет и пр.
Успех в работе по развитию логического мышления детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями, поскольку знания, полученные в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Родители помогают в изготовлении атрибутов к играм, улучшении развивающей среды. Таким образом, можно сделать вывод, что игра является основным фактором развития логического мышления дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры математического содержания, направленные на развитие мышления детей 4 года жизни»
Мышление как психический процесс развивается в течение всей жизни человека и имеет огромное значение для функционирования его как личности. Предпосылки основных характеристик мышления закладываются в ...
Комплекс упражнений, направленный на развитие мышления у дошкольников с ОНР.
Упражнения, направленные на развитие мыслительных процессов у дошкольников с ОНР. Рекомендовано педагогам дошкольного образования, родителям....

"Игры–головоломки для старших дошкольников направленные на развитие мышления"
Методическая разработка...
Игры,направленные на развитие мышления с детьми дошкольного возраста
В этом документе представлена картотека игр, направленных на развитие мышления с детьми дошкольного возраста с наглядным материалом к одной из игр....
Практикум для педагогов ДОУ по распространению собственного опыта работы "Организация математической деятельности детей дошкольного возраста, направленной на развитие мышления"
Протокол организации и проведения практикума для педагогов ДОУ по развитию мышления средствами математической деятельности...

Практикум для педагогов ДОУ по распространению собственного опыта работы "Организация математической деятельности детей дошкольного возраста, направленной на развитие мышления"
Протокол проведения практикума...
Комплекс игр и упражнений, направленных на развитие мышления.
Комплекс игр и упражнений, направленных на развитие мышления детей 3 – 7 лет....