Влияние пальчиковых игр на эмоциональное состояние ребенка
статья (младшая группа) по теме
В наше время воспитание и обучение ребенка преобретает огромное значение. Но не меньшее значение имеет сохранение психического здоровья ребенка и сохранение его положительного эмоционального состояния. В младшем возрасте и, особенно, в период адаптации к детскому саду, это, как мне кажется, становится главным направлением работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_palchikovyh_igr_na_emotsionalnoe_sostoyanie_rebenka.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние пальчиковых игр на эмоциональное состояние ребенка.
Воспитатель
ГБДОУ детский сад № 16
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Трощенкова Елена Александровна
В наше время, время скоростей, нано-технологий и цейтнота, задача развития ребенка приобретает огромнейшее значение. Развитие общества на данном этапе требует всесторонней, грамотной перспективной работы по развитию с детьми раннего дошкольного возраста, так как именно в этом «нежном» возрасте закладываются основы для дальнейшего воспитания зрелой и развитой личности.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра, посредством которой ребенок органично развивается, познает огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, приобретает колоссальный разноплановый опыт. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом.
В.А. Сухомлинский говорил: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития… Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики пальцев рук и преследуют те же цели в развитии ребенка раннего дошкольного возраста, что и мелкая моторика в целом. Исследованиями развития мелкой моторики занимались такие крупнейшие ученые, как И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, М.М. Кольцова. Уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Кроме того, особенности развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста заключается в том, что дети очень чувствительны к такому виду деятельности, что позволяет им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любопытными. Таким образом «программа» развития маленького человека выполняется наиболее полно.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо историй, сказок и т.д. при помощи пальцев.
Пальчиковые игры предполагают определенную комбинацию жестов, движений. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется.
Пальчиковые игры положительно влияют на развитие речи, способствуют согласованной деятельности речевых зон, развитию памяти и воображения ребенка. В процессе пальчиковых игр кисти ребенка и пальцы приобретают гибкость и ловкость, а ребенок учится управлять и координировать свои движения. В ходе проведения пальчиковых игр развивается умелость рук, укрепляется их сила, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальце дифференцируются.
В то же время пальчиковые игры способствуют творческой деятельности малыша, так как по средствам ладони, пальцев, рук ребенок учится отображать реальность окружающего мира: предметы, животных, людей и их действий. Поэтому эти игры, как правило, очень увлекательны, эмоциональны и интересны.
Универсальность и уникальность метода пальчиковых игр заключается, еще и в том, что эти игры можно включать в любую образовательную деятельность и использовать в любое свободное или удобное для этого время. С помощью таких игр можно в интересной форме организовать либо разнообразить любой режимный момент. Пальчиковые игры практически не требуют предварительной подготовки и наличия каких-либо предметов для их проведения. Поэтому пальчиковые игры можно включать в занятия по искусству, рисованию, музыке, в занятия по развитию речи и т.д. Любая свободная минута может быть заполнена полезным и интересным для детей занятием.
Таким образом, роль пальчиковых игр невозможно переоценить: они имеют огромное значение для развития ребенка младшего дошкольного возраста, так как развивают мелкую моторику, речь, кругозор. Всё это подтверждается исследованиями ученых, историей развития общества и педагогики в целом, а так же ежедневным опытом работы воспитателей детских дошкольных учреждений.
Однако, не меньшую роль, как мне кажется, имеет эмоциональная сторона пальчиковых игр. И если получается одновременно, посредству таких упражнений, развивать мелкую моторику ребенка, его речь и одновременно его эмоциональную палитру, регулировать его душевное равновесие, - то значение таких пальчиковых игр становится огромным и незаменимым.
Пальчиковые игры в раннем дошкольном возрасте невозможны без взаимодействия с взрослыми людьми. При различных пальчиковых играх ребенок получает тактильный и эмоциональный контакт со взрослым человеком, перенимает его опыт, значение чего невозможно переоценить.
Одновременно с этим развивается умение подражать взрослому, вслушиваться и понимать смысл речи, повышается речевая активность, развиваются познавательные психические процессы.
Кроме того, особенности развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста заключается в том, что дети очень чувствительны к такому виду деятельности, что позволяет им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любопытными.
Пальчиковые игры помогают ребенку установить тесный контакт со взрослым человеком, находящимся рядом, а через него – с огромным окружающим миром. Дети становятся более активными и свободными в общении, чувствуя внимание и поддержку взрослого человека. Такое взаимодействие, несомненно, поможет адаптироваться малышу в обществе и поможет в дальнейшем занять свое место в нем.
Ни для кого не секрет, какой сложный период адаптации к детскому саду проходит маленький человек, приходя в группу раннего дошкольного развития. Конечно, все дети по-разному проживают это время. Для кого-то это проходит быстро и безболезненно, а для других детей приход в детское учреждение становится большим эмоциональным испытанием. Придумать пальчиковые игры, которые, помимо развития мелкой моторики, будут выполнять функцию эмоциональной поддержки и успокоения - стало моей задачей при работе с детьми раннего дошкольного возраста.
В группу мною был принесен звонкий колокольчик с маленьким «ушком» (я специально не привязывала к нему ленточку). Колокольчик звенел только в случае, если пальчики держат его за этот «хвостик». Каждому ребенку я предлагала взять его пальчиками и позвенеть. Раздавался мелодичный звон. Я говорила, что этот колокольчик слышат мамы и знают, что их детки их ждут и у них все в порядке. Часто этот способ помогал установить тишину или успокоить плачущего ребенка. Были случаи, когда дети сами подходили и просили колокольчик. Можно сделать вывод, что это им, действительно, интересно и нужно.
Конечно, захватить «ушко» пальчиками получалось не у всех, приходилось помогать и «ставить» непослушные пальчики.
По моим 2-месячным наблюдениям можно сказать, что из группы 16 детей, постоянно посещающих группу раннего дошкольного возраста, у 7 детей с первого раза получилось захватить «хвостик» колокольчика. Через 2 месяца это число увеличилось до 11 детей. Я думаю, это упражнение очень полезно для малышей, как в развитии мелкой моторики, так и в эмоциональном аспекте.
Хочу поделиться, как полюбилась детям придуманная мною пальчиковая игра «Моя мамочка». «Родилась» она тоже не случайно. Даже те дети, кто сравнительно легко переносит адаптацию к детскому садику, устают, время от времени капризничают, просятся к маме. Поддержка ребенка в эти моменты представляется для меня очень серьезной и нужной.
Суть этой пальчиковой игры заключается в следующем. Я усаживала всех детей на свои места (даже плачущих). И начинала свой рассказ: « А сейчас мы поговорим о вашей маме, которая вас очень любит. Мама привела вас сюда, в детский садик и пошла на работу. (На раскрытую ладонь я ставлю средний и указательный палец и показываю, как мама «идет»). Так она спускается по ступенькам (показываю), так она прыгает в автобус (показываю) и едет на работу. А когда ее работа заканчивается, ваша мама бежит-торопится сюда, к вам. Так она бежит по ступенькам работы, так она бежит по тротуару, стучат каблучки, так она бежит по дорожке. Загорелся красный цвет светофора - и мама остановилась. Загорелся зеленый цвет светофора – и мама опять побежала. Вот так ваша мама торопится к вам».
Все действия мамы я стараюсь показать простыми и понятными для повторения движениями. Дети с огромным интересом и удовольствием повторяют за мной. Сначала «пальчики бегут» по ладошке, затем дети увлекаются и пальчики «бегут уже по коленкам, по столу, по полу. Плачущие детки затихают и постепенно тоже вовлекаются в эту игру. Мой рассказ никогда не повторяется: чередуются движения мамы, в рассказе появляются новые слова и обороты, новые предметы: машины, метро и т.д. Поделюсь моей маленькой победой. В этот трудный для ребенка период бывает очень тяжело уложить ребенка спать. Подхожу к тихо плачущей Вике. Она смотрит на меня глазами, полными слез, и спрашивает: «Мама бежит? Мама торопится?» Вика помнит мои слова, понимает новое слово «торопится». И это помогает ей. «Конечно», - отвечаю я, и Вика понемногу успокаивается. Смотрю на Глеба: он все время повторяет слово «Мама» и делает знакомые движения пальчиками (как мама «бежит») по кроватке. Моя пальчиковая игра запомнилась. Повторяется. И даже приносит успокоение.
Мои дети подрастают. Наверное, я продолжу эту игру и усложню ее. Наверное, мы будем показывать, как мама надевает шапку, шарф и перчатки, как застегивает пуговицы и молнию. Запомнилось новое словосочетание «бежит-торопится»… Но, конечно, появятся другие, более сложные слова. Что еще? Пока не знаю. Но раз дети любят эту игру, я ее продолжу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов и родителей «ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА НА ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА»
«Музыкотерапия - как одно из важнейших методических средств,влияющих на психическое здоровье ребенка».Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его д...
Семинар-практикум детско-родительских отношений "Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка".
Детские годы—самые важные в жизни человека. Как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей. Главную роль в жизни маленького человека играет семья. Нормы поведения, характер взаимо...
Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка
Консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему «Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка»
Эмоциональное воспитание ребенка - бесспорно, прерогатива семьи....
Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка
ВЛИЯНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКАДетские годы - самые важные в жизни человека. Как они пройдут, зависит от взрослых - родителей, учителей, воспитателей....
«Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка».
влияние внутрусчемейных отнощений на эмоциональное состояние ребенка...
«Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка».
консультация для родителей...