Кинезиологическая гимнастика в семье
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Грачева Арина Юрьевна

Кинезиологическая гимнастика - это система двигательных упражнений, направленных на улучшение межполушарного взаимодействия,  повышение познавателной активности, снижение напряжения, развитие речи и многое другое. Они полезны как детям, так и родителям. Занимайтесь всей семьёй!

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

  1. Активизирующие упражнения выполняйте в период активности, расслабляющие – в наряжённом состоянии, после  занятий и перед сном.
  2. Выполняйте упражнения ежедневно, в разное время, в течение 1-2 месяцев. Чередуйте их. С маленьким ребёнком – не больше 10 минут на один комплекс, и те, которые он хочет делать и хорошо получаются.
  3. Перед началом надо выпить полстакана чистой воды.
  4. Создайте доброжелательную атмосферу.
  5. Старайтесь выполнять упражнения точно по описанию.
  6. Не унывайте, если не всё сразу получается! Ежедневное повторение улучшит  мастерство!
  7. Помните, что данные упражнения полезны как детям, так и взрослым. Упражняйтесь всей семьёй!

Дыхательно-координационные упражнения

(успокаивают нервную систему)

 «СВЕЧА». Присядьте и представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу (повторить 3 раза). А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечей. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями воздуха (повторить 3 раза).

 «ДЫШИМ НОСОМ». Правую ноздрю закройте указательным пальцем правой руки, а левой ноздрёй делайте тихий, продолжительный вдох. Как только вдох окончен, откройте правую ноздрю и сделайте тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха лёгких и подтягиванием диафрагмы вверх.

 «Геометрические фигуры в воздухе». Сделайте глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднимите прямые руки до уровня груди ладонями вперёд. Задержите дыхание, сконцентрируйте внимание на середине ладоней (ощутите «горячие монетки» в центре ладоней). Медленный выдох. Теперь, вдыхая, нарисуйте перед собой обеими руками одновременно геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники).

Надуй шарик. Исходное положение - лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

Глазодвигательные упражнения

«Ленивые восьмерки для глаз». Важное коррекционное упражнение, которое рекомендуется выполнять после работы на компьютере. Снимает усталость глаз, боль в спине и напряжение в мышцах шеи, устанавливается связь «рука – глаз»,  улучшаются действия, требующие зрительной работы. Включаются оба полушария головного мозга, вследствие чего улучшается концентрация внимания, письма, чтения.

  1. Вытяните руку перед собой, чуть согнув в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец выпрямите на уровне переносицы. Прямо перед собой этой рукой начинайте движение по форме перевернутой восьмерке (знак бесконечности). Держите голову прямо и расслаблено. Следите за движением пальца только глазами: то есть глаза вслед за рукой рисуют восьмерку, при этом голова все время удерживается в прямом положении. Большой палец начинает движение от центра и идет вверх, далее против часовой стрелки вниз и возвращается в центр. Движения должны быть медленными и осознанными. Повторите движение как минимум по 3  раза каждой рукой, плавно и непрерывно.
  2. Обе руки вытяните вперед и сцепите в замок, большие пальцы направлены вверх и образовывают перекрестие («Х»). Сосредоточьтесь на центре перекрестия. Проделайте «Ленивые восьмерки» минимум три раза.

«Зеркальное рисование» (улучшает восприятие и запоминание информации): на доске, на ватмане или листе бумаги одновременно рисовать карандашами или фломастерами зеркально-симметричные рисунки, узоры, цифры, фигуры.

«Энергетическая зевота» (улучшает четкость речи). Сидя, широко открыть рот и попытаться зевнуть, при этом кончиками пальцев надавив на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти (5-8 раз).  

Телесные движения

(улучшают настроение, самочувствие, настраивают на любую деятельность)

«Кнопки мозга». Выполнение упражнения способствует обогащению мозга кислородом. Можно выполнять стоя или сидя.

1. Поставьте ноги удобно, параллельно друг другу, немного скосолапив, колени расслаблены.

2. Положите одну руку на пупок. Большим и средним пальцем другой руки массируют углубления между первыми и вторыми ребрами под ключицами слева и справа от грудины.

3. Продолжайте выполнять упражнение по собственным ощущениям, дышите в обычном темпе.

4. Поменяйте руки и повторите упражнение.

«Перекрестные шаги». Благодаря этим упражнениям одновременно активизируются обширные зоны обоих полушарий мозга. Мозг переключается в интегрированный режим работы, что помогает активизироваться для выполнения любой деятельности, быстрее в нее включиться. Можно выполнять сидя или стоя.

1. Локтем левой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену правой ноги, слегка коснитесь его. Стремитесь, чтобы локоть стремился к колену.

2. Локтем правой руки потянитесь к поднимающемуся колену левой ноги, слегка коснись его. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям (примерно 4 – 8 раз), дышите в обычном темпе.

Упражнение лучше делать в медленном темпе, чувствуя, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, возможно, вы выполняете его неправильно – либо слишком высоко поднимаете колено, либо слишком низко наклоняете локоть.

3. Поднимите сзади согнутую в колене правую ногу, одновременно левой  рукой имитируйте движение к  правой пятке. То же – с левой ногой, теперь правая рука потягивается сзади к левой пятке (4-8 раз).

«Крюки». Упражнение направлено на сознательную и сбалансированную активизацию моторных и сенсорных центров каждого полушария, способствует наиболее эффективному учению и реагированию на происходящее, способствует снижению выброса адреналина, что помогает успокоиться и сознательно переключить внимание. Можно выполнять сидя или стоя:

1. Стоя прямо, скрестите лодыжки ног.

2. Скрестите руки. Для этого вытяните руки вперед тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Перенесите одну руку через другую и соедините в замок ладонями внутрь. Опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

Прижмите язык к твердому небу за верхними зубами и глубоко дышите. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям.

«Слон». Одно из наиболее интегрирующих упражнений, так как оно активизирует все каналы восприятия аудиальный, визуальный и кинестетический. Особенно рекомендуется людям с нарушением внимания, так как способствует полноценной активизации ретикулярной формации и настройке внимания. Также улучшаются память, навыки чтения и понимания прочитанного, услышанного. Стимулирует внутреннюю речь, способствует творческому мышлению.

1. Поставьте ноги на ширине плеч, чуть скосолапив, расслабьте колени. Плотно прижмите левое ухо к левому плечу. Вытяните левую руку, как хобот. Глаза смотрят на пальцы вытянутой руки.

2. Рукой рисуйте ленивую восьмерку, начиная от центра, идя вверх по часовой стрелке. Глаза следят за движением кончиков пальцев. Старайтесь рисовать всем телом, для этого нужно немного присесть и корпусом задавать движение руке. Для того чтобы задействовать аудиальный канал восприятия, одновременно с движением гудите «У», но можно выполнять упражнение без звука. Выполняйте упражнение медленно 3-5 раз левой рукой и столько же правой.

Упражнение «Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, правой - за противоположенное ухо, затем - хлопните в ладоши и поменяйте положение рук(повторить 3-5 раз)

Упражнения, растягивающие мышцы тела. Когда мышцы растягиваются и принимают естественное состояние и длину. Они посылают в мозг сигнал о том, что человек находится в спокойном, расслабленном состоянии и готов к познавательной работе.

«Сова». Помогает расслабить мышцы шеи, спины, снять напряжение, возникшее при длительном напряжении в статичной позе, например при длительном письме. Благодаря этому восстанавливается кровообращение, нормализуется приток крови к головному мозгу. Это активизирует навыки внимания, памяти, чтения. С помощью «уханья» освобождаются челюстные зажимы, что способствует совершенствованию навыков внутренней речи, мышлению, и как следствие, более плавной и связной речи. Можно выполнять сидя и стоя.

1. Правой рукой захватите мышцу посередине левого плеча (надостную мышцу).

2. Поверните голову немного влево, к руке, которая сжимает мышцу. Одновременно выполняйте следующие движения: рука сжимает мышцу, шея вытягивается немного вперед, подбородок выпячивается, глаза расширяются, губы сворачиваются трубочкой и произносят звук «УХ».

3. Возвращаемся в исходное положение: рука опускает мышцу, шея и глаза занимают свое исходное положение, губы расслабляются.

4. Выполняйте упражнения, чередуя пункты 2 и 3. С каждым «УХ» перемещайте голову по направлению от плеча, которое сжимает рука, к другому плечу (5 – 6 «УХ» в одну сторону).

5. Делайте упражнение по ощущениям, сколько считаете нужным.

6. Поменяйте руку и повторите то же самое.

«Помпа». Стресс может вызвать напряжение и укорочение икроножной и камбаловидной мышц. Упражнение направлено на их растяжение и расслабление зажимов. Способствует усилению целого ряда навыков: легче протекает коммуникация (упражнение связанно с вербальными навыками и сильно облегчает коммуникацию детей с дефектом речи), способствует развитию речи и языковых способностей, понимающего слушания, чтения, формирует навыки достижения результата, способность завершать начатое, улучшает социальное поведение. Упражнение выполняется стоя.

1. Стойте прямо, одну ногу выставите вперед и согните колено, другое отведите назад и расположите на носочке. Вес тела перенесите на переднюю ногу.

2. Глубоко вдохните. С выдохом сгибайте колено ноги, выставленной вперед, а отведенную назад ногу опускайте с носка на всю стопу. Тело должно оставаться в прямом положении, не наклоняясь вперед.

3. Возвратитесь в исходное положение, затем повторите.

4. Поменяйте ноги и сделайте то же самое. Следите за тем, чтобы вес тела всегда приходился на ногу впереди.

Сорви яблоки”. Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем поднимите как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вам нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

Моторика и массаж

«Колечки или пальчики здороваются» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем последовательно, начиная  с мизинца, затем безымянный,  средний и указательный, затем в обратном порядке – 8-10 раз.

«Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

"Кулак - ребро – ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем».

«Лезгинка»: пальцы правой руки сжать в кулак пальцами к себе, большой палей отогнуть и направить вправо. Левой рукой с вытянутыми пальцами прикоснуться к согнутому мизинцу правой руки, затем поменять руки. Пальцы левой руки сжать в кулак пальцами к себе, большой палец левой руки отогнуть и направить влево. Правой рукой с вытянутыми пальцами прикоснуться к согнутому мизинцу левой руки. Менять руки поочередно 8-10 раз.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения: разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

«Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют траву» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

«Думающий колпак». Активизирует весь механизм слухового восприятия и способствует развитию памяти, усвоению информации на слух.

1. Возьмите правое ухо правой рукой, левое – левой таким образом, чтобы большие пальцы были сзади, а остальные – спереди.

2. Массируйте край уха, продвигаясь сверху вниз, чуть оттягивая и выворачивая к затылку. Затем разомните мочку уха.

3. Повторите 3 и более раз.

Релаксация (поочередное напряжение и расслабление мышц тела)

“Снеговик. Представьте, что каждый из вас - только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу (можно встать и «полетать») .

“Дерево”. Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

“Тряпичная кукла и солдат”. Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

“Дирижер”. Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается любая музыка).

Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время, как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лечебная кинезиологическая гимнастика

Дана методика, последовательность  выполнения кинезиологических упражнений с целью улучшения взаимодействия двух полушарий. Упражнения распределены по блокам. Рекомендуется проводить с учетом воз...

Мастер-класс « Кинезиологическая гимнастика в работе с детьми дошкольного возраста».

АКТУАЛЬНОСТЬ.                 Процессы модернизации российского образования, происходящие в последние годы, существенным...

Использование кинезиологической гимнастики на непосредственно образовательной деятельности по физической культуре.

Известно, что фундамент здоровья закладывается с детства. И если мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми, необходимо поддерживать у них потребность в движе...

кинезиологическая гимнастика

Развитие межполушарной связи и межполушарного взаимодействия...

мини-пауза во время непосредственно образовательной деятельности с элементами кинезиологической гимнастики

Рекомендуется использовать как часть занятия по ознакомлению с цветовым спектром, либо как физкультурную минутку во время проведения любого занятия....

Гимнастика Брэйн Джим -   Кинезиологическая гимнастика

                                                «Гимнастика мо...

Гимнастика Брэйн Джим -   Кинезиологическая гимнастика

Я предлагаю вашему вниманию презентацию по использованию  Гимнастики Брэйн Джим - Кинезиологической гимнастики...