К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (подготовительная группа) на тему

Аверина Галина Александровна

В статье предложена диагностика уровня развития исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Полученные результаты окажутся полезными для оценки достижений воспитанников во всех образовательных областях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_voprosu_o_diagnostike.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

К   ВОПРОСУ   О   ДИАГНОСТИКЕ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО   РАЗВИТИЯ   ДОШКОЛЬНИКОВ

Иванова А.И.,  Аверина Г.А.

Ключевые слова: познавательная деятельность, исследовательская деятельность, детское экспериментирование, ФГОС ДО.

Аннотация. В статье предложена диагностика уровня развития исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Полученные результаты окажутся полезными для оценки достижений воспитанников во всех образовательных областях.

1. Общие положения

В основу диагностики исследовательской деятельности положены 3 утверждения:

- «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности» [11] (ФГОС ДО, п. 2.6);

- «… содержание образовательной программы выполняет роль средства развития, подбирается по мере постановки и решения развивающих задач и не всегда может быть задано заранее». [10], (Комментарии к разделу II пункта 2.7, первый абзац),

- «В дошкольном возрасте знания – не самоцель, а только средство развития личности» [6] (наше собственное убеждение, высказанное в 2006 году).

Поэтому, несмотря на то, что в ходе исследовательской деятельности воспитанники изучают поведение черепахи и хомячка, экспериментируют с магнитом и воздухом, знакомятся со строением семени фасоли и своего глаза, в Программе  не предусмотрен контроль объема полученных знаний. Главной целью контроля является динамика формирования личностных качеств ребенка при осуществлении исследовательской деятельности.

2. Глоссарий

Приведем определения терминов, используемых в данной статье.

Деятельность – «активность человека, направленная или на преобразование внешнего мира (внешняя деятельность), или на самосозидание себя (внутренняя деятельность) [8].

Исследование -  «(буквально «следование изнутри») … - поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов» [1].

Исследовать - «… Внимательно, тщательно осматривать кого-либо или что-либо, знакомиться с чем-либо для выяснения, изучения чего-либо» [3].

Эксперимент – «(от лат. Experimentum - проба, опыт), также опыт, в научном методе - метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях… Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом» [1].

«Познавать – значит генерировать знание» [9]

Познавательная деятельность – «это специфическая деятельность человека … по производству новых знаний» [9]. 

Познавательная деятельность – «сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний» [2].

Как следует из приведенных определений, исследовательская деятельность является одной из форм познавательной деятельности. Приобретать информацию об объектах, явлениях и процессах можно и иными способами, помимо исследования. В связи с этим диагностику познавательной деятельности и диагностику исследовательской деятельности мы проводим раздельно.

Таблица 1. Структура эксперимента

№ этапа

Содержание этапа

1.

Осознание проблемы

2.

Формулирование целей и задач исследования

3.

Продумывание методики

4.

Выслушивание инструкций и рекомендаций другого человека

5.

Прогнозирование последствий своих действий

6.

Выполнение работы

7.

Выполнение правил безопасности

8.

Наблюдение хода исследования

9.

Фиксирование результатов эксперимента

10.

Анализ получаемых результатов

11.

Словесный отчет об увиденном

12.

Формулирование выводов

2. Структура эксперимента

Структура любого эксперимента одинакова, независимо от того, проводит исследование ребенок или взрослый (Таблица 1) [4, 5]. В нем  можно выделить 12 этапов. В ДОУ об этих этапах знает только педагог. Они помогают ему ориентироваться как во время проведения экспериментов, так и при диагностике уровня развития исследовательской деятельности воспитанников. Дети не должны запоминать эти этапы.

4. Диагностика исследовательской деятельности

Задача диагностики - отследить степень владения каждым воспитанником всех этапов исследовательской деятельности.

Узловыми точками педагогического контроля являются сентябрь, январь и май, но, в принципе, контроль может осуществляться и чаще, особенно если педагогу необходимо понять динамику прохождения ребенком индивидуального образовательного маршрута.

Показателем развития исследовательской деятельности служат 12 этапов реализации исследовательской деятельности. Их характеристика для каждой возрастной группы дана в работах [4, 5], а здесь приведена для справки в Таблице 2 в конце статьи.

Измерителем является количество баллов, полученных воспитанником за качество выполнения каждого показателя.

Чтобы правильно оценить достижения своих воспитанников, педагог должен хорошо знать  программу всех возрастных групп. Вышесказанное отражено в таблице 2.

Если ребенок выполняет все этапы в пределах требований своей программы, он за каждый этап получает по 1 баллу. В этом случае суммарное количество баллов не может превысить число 12.

Таблица 2. Критерии исследовательской деятельности

Соответствие знаний детей

требованиям программы

Уровень подготовленности детей

Кол-во баллов

Полностью соответствуют программе

Нормальный

1

Опережают программу на 0,5 –1 группы

Высокий

1,5

Опережают программу на 1,5 – 2 группы

Очень высокий

2

Отстают от программы на 0,5–1 группу

Низкий

0,5

Отстают от программы на 1,5–2 группы

Очень низкий

0

Если ребенок по какому-то этапу опережает программу на 1 группу (см. Таблицу 3), он получает 1,5 балла, если опережает свою программу на 2 группы или выходит за пределы дошкольных требований, получает 2 балла. У такого ребенка суммарное количество баллов превысит число 12.

Если ребенок по какому-то этапу не овладел программой своей группы, отстает от нее на 1 группу, он получает 0,5 балла; если отстает на 2 группы, получает 0 баллов. Суммарное количество баллов окажется меньше 12.

 Технология диагностики

Диагностирование проводится путем  каждодневного наблюдения за ходом исследовательской деятельности – на специально организованных занятиях по всем образовательным областям, в режимных моментах, в свободной деятельности. Не чувствуя контроля, дети ведут себя более естественно и, как следствие, показывают более высокий результат. Тестирование, специальная проверка детей не предполагаются.

Полученные  данные вносятся в диагностические карты 1, образец которой приведен ниже. Суммарное количество баллов по всем 12 пунктам позволяет сделать вывод об общем уровне исследовательского развития данного воспитанника.

Диагностическая карта 1.

Уровень исследовательского развития

ребенка старшей группы Ильинского МБДОУ

Авдеева Сергея

этапа

Содержание этапа

15.09.

2015

15.01.2016

15.05.2016

1.

Осознание проблемы

1

1,5

2.

Формулирование целей и задач исследования

0,5

1

3.

Продумывание методики

1

1,5

4.

Выслушивание инструкций и рекомендаций взрослого

0,5

0,5

5.

Прогнозирование последствий своих действий

0,5

0,5

6.

Выполнение работы

1

1

7.

Выполнение правил безопасности

0,5

0,5

8.

Наблюдение хода исследования

1

1,5

9.

Фиксирование результатов эксперимента

0,5

1

10.

Анализ получаемых результатов

1

1,5

11.

Словесный отчет об увиденном

1,5

2

12.

Формулирование выводов

1

1,5

Итого

10

14

Анализ результатов диагностики интересен в том плане, что в нем отражается не только степень исследовательской активности ребенка, но, в какой-то мере, его психологический портрет.  

Так, из карты видно, что Авдеев Сергей является хорошим экспериментатором; он наблюдателен, понимает смысл исследовательской деятельности и грамотно анализирует результаты опытов, обладает высоким уровнем речевого развития. Но, вероятно, он импульсивен; увлекаясь непосредственным делом, не вникает в рекомендации взрослых, забывает подумать о возможных последствиях своих действий и о соблюдении правил безопасности.

Кроме того, из карточки видно, что за первое полугодие у Сергея улучшились показатели по пп. 1, 2, 3,8, 11, 12, но не изменились по пп. 4, 5, 7.

В дальнейшем, составляя индивидуальный маршрут Сергея, педагог оценит его любовь к исследовательской деятельности, продумает формы его дальнейшего участия в экспериментах, но обязательно запланирует целенаправленную работу по выработке у него осторожности, чтобы снизить риск возможных ЧП не только в ДОУ, но и вне его стен.

Групповая диагностическая карта. По индивидуальным данным отдельных детей создается диагностическая карта группы, образец которой приведен ниже (Карта 2).

Диагностическая карта 2.

Уровень исследовательского  развития

детей старшей группы (январь, 2016 год)

Фамилия

ребенка

Номера этапов эксперимента

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1.

Авдеев С.

1,5

1

1,5

0,5

0,5

1

0,5

1,5

1

1,5

2

1,5

14

2.

Веселов К.

1

1

1

0,5

0,5

1

0,5

1

1

1

0,5

1

10

3.

Крупник Э.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

7,5

4.

Соловьев А.

1,5

1,5

1,5

1,5

1

1,5

2

1,5

2

2

1,5

1,5

19

Анализ результатов диагностики. Результаты, внесенные в карту, позволяют оценить общий уровень исследовательского развития детей. В приведенном примере этот показатель достаточно высок (последняя колонка).

Особо выделяется своей культурой экспериментирования Соловьев Алеша - мальчик вдумчивый, умеющий работать и руками, и головой.

Вызывает тревогу Крупник Элла: она либо недавно стала посещать детский сад и еще не приобрела необходимых навыков экспериментирования, либо вообще испытывает затруднение в обучении по всем образовательным областям. В дальнейшем прицельное наблюдение за ребенком и при необходимости - психологическая диагностика позволят выявить причины такого отставания: общая слабость мыслительных процессов, страх перед экспериментированием, постоянные запреты самостоятельной деятельности в семье, низкий социальный статус в группе или иное. Исходя из этого, будет разрабатываться ее индивидуальный образовательный маршрут.

Зато вызывает тревогу тот факт, что у многих детей группы страдают произвольность внимания и способность соблюдать правила безопасности (см. пункты, по которым многие дети получили оценку 0,5). Такие выводы педагог относит  уже не к детям, а к себе. Обратив внимание на выявленный факт, он скорректирует образовательный процесс в нужном направлении.

Рекомендации. 

1. Возможно, на первых порах заполнение диагностических карт покажется педагогам лишней нагрузкой.  Но эта работа позволит внимательнее вглядеться в каждого ребенка, проанализировать его индивидуальные особенности, выявить сильные и слабые стороны, понять, над чем надо работать, чтобы создать условия для максимального раскрытия исследовательского потенциала воспитанника.

2. Время, затраченное на диагностику, окупится за счет более экономной и продуктивной организации образовательного процесса.

3. Полученные результаты окажутся полезным не только для познавательно-исследовательской деятельности как таковой, но и для всех остальных образовательных областей, поскольку исследовательская деятельность является постоянным компонентом всех направлений развития личности воспитанника. Она во многом способствует развитию самостоятельности детей, что красной нитью проходит через весь документ «ФГОС ДО».

4. Воспитатель сам решает, будет он вести индивидуальные диагностические карты на всех детей или выборочно на тех ребят, которые нуждаются в особом подходе (Карта 1). Возможно, для большинства воспитанников достаточно общегрупповых карт (Карта 2).

Справочный материал по возрастной динамике формирования исследовательских навыков приведен ниже в таблице 3.

Литература

  1. Википедия.  ru.wikipedia.org.
  2. Глоссарий. www.studyroom.ru.
  3. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. М., 2006.
  4. Иванова А. И. Структура знания и ее преобразование в онтогенезе. Новокузнецк,1999.
  5. Иванова А. И. Методика организации детского экспериментирования в дошкольных учреждениях: Методическое пособие для работников дошкольных учреждений. – М.,  2003.
  6. Иванова А. И. Обучать или развивать? // Управление ДОУ. 2006. № 6.
  7. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М., 2006.
  8. Некрасова Н.А., Некрасов С.И., Садикова О.Г. Тематический философский словарь: Учебное пособие. М., 2008.
  9. Некрасов С.И., Некрасова Н.А Философия науки и техники: тематический словарь-справочник. Орёл, 2010.
  10. Письмо Министерство образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
  11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет-круглый стол "К вопросу о социально-личностном развитии дошкольников"

В ходе педсовета педагоги уточнят понятия: "Социализация", "Социальное развитие",  задачи социально-личностного развития дошкольников, этапы работы по этому направлению, что такое детская субкуль...

Задачи и диагностика музыкального развития дошкольников 5-7 лет

Задачи по музыкальному развитию детей на учебный год: 1. Научить детей слышать и воспринимать музыку;2. Сформировать навык звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического восприятия;3. Ра...

Условия эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения и физического развития дошкольников.

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах ...

Конспект индивидуальной консультации с родителями воспитанников по вопросам психического и физического развития дошкольника "Здоровье ребёнка в наших руках"

Быть здоровым - естественное  желание каждого человека. Забота о воспитании здорового ребёнка является приоритетной  в работе любого дошкольного учреждения.В дошкольном детстве закладывается...

Презентация: Условия эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения и физического развития дошкольников.

В дошкольном учреждении задача сохранения и укрепления здоровья детей всегда была и остается приоритетной. Кроме того, в настоящее время в связи с катастрофическим ухудш...