Проект "Ты+Я=Наша дружная семья"
проект на тему
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования - ускорение темпов развития общества.Понятие хороший сотрудник, включает качества хорошего специалиста, т.е. определенную специальную, профессиональную подготовленность, но при этом хороший сотрудник – человек, который может работать в команде и принимать самостоятельные решения; он инициативный, способный к инновациям.
Помимо профессиональной компетентности современный педагог должен владеть стрессовоустойчивым поведением, основные показатели которого:
- психологическая устойчивость;
- готовность к перегрузкам;
- готовность к стрессовым ситуациям, умение их них выходить;
- способность делать осознанный и адекватный выбор;
- эффективное использование ограниченных ресурсов;
- умение вести переговоры, используя знания об эффективных способах организации общения, основы конфликтологии, делового этикета и т.д._ и многие другие способности, необходимые для общения со всеми субъектами образовательных отношений.
В то же время некоторые перечисленные параметры ведут к здоровьеразрушению, относя профессию педагога к «группе риска».
Поэтому необходима разработка модели управления, обеспечивающей не только развитие коллектива, но и формирование мотивации к тому, чтобы быть здоровым. На наш взгляд, тимбилдинг или командообразование – будет являться перспективным направлением формирования команды единомышленников, способной эффективно осуществлять обновленные цели, стоящие перед ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ty_yanasha_druzhnaya_semya.doc | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
ПРОЕКТ (краткосрочный)
«ТЫ + Я = НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».
Авторы проекта: специалисты службы псхологического сопровождения ДОУ
Лапшова Л.В., Ваганова С.Ф.
Яр-Сале, 2015 год
- Информационная карта проекта
руководители | Лапшова Людмила Владимировна, Ваганова Светлана Федоровна - специалисты службы психологического сопровождения МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко» |
команда | педагогический коллектив МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко» |
база реализации | муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко» |
срок реализации | с 21 по 25 сентября 2015 года |
Актуальность.
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования - ускорение темпов развития общества.
Понятие хороший сотрудник, включает качества хорошего специалиста, т.е. определенную специальную, профессиональную подготовленность, но при этом хороший сотрудник – человек, который может работать в команде и принимать самостоятельные решения; он инициативный, способный к инновациям.
Помимо профессиональной компетентности современный педагог должен владеть стрессовоустойчивым поведением, основные показатели которого:
- психологическая устойчивость;
- готовность к перегрузкам;
- готовность к стрессовым ситуациям, умение их них выходить;
- способность делать осознанный и адекватный выбор;
- эффективное использование ограниченных ресурсов;
- умение вести переговоры, используя знания об эффективных способах организации общения, основы конфликтологии, делового этикета и т.д._ и многие другие способности, необходимые для общения со всеми субъектами образовательных отношений.
В то же время некоторые перечисленные параметры ведут к здоровьеразрушению, относя профессию педагога к «группе риска».
Поэтому необходима разработка модели управления, обеспечивающей не только развитие коллектива, но и формирование мотивации к тому, чтобы быть здоровым.
На наш взгляд, тимбилдинг или командообразование – будет являться перспективным направлением формирования команды единомышленников, способной эффективно осуществлять обновленные цели, стоящие перед ДОУ.
Понятие "тимбилдинг" относительно ново, однако оно уже достаточно укрепилось в различных сферах общества. Team-building дословно переводится с английского языка как «создание команды».
Teambuilding представляет собой систему мер, направленных на построение из обычного рабочего коллектива успешной команды, где каждый участник максимально раскрывает свои способности и выполняет именно те задачи, в которых он особенно хорош, что в конечном результате приводит к качественным изменениям в структуре коллектива и его взаимоотношениях:
- налаживаются связи между теми сотрудниками, которые до этого не общались;
- происходит перераспределение ролей среди сотрудников организации;
- выявляются новые лидеры;
- появляются навыки быстрого командного решения проблем;
- развивается система подстраховки друг друга;
- работа становится приятнее для человека, так как он находится теперь не в окружении коллег по работе, а в среде единомышленников и друзей;
- у коллектива появляется более мощная мотивация, после грамотно проведенного тимбилдинга, сотрудники не просто просиживают время на работе, а нацелены на получение конкретного результата.
Основная цель тимбилдинга - создание собственного опыта командной работы коллектива через искусственно созданную ситуацию с последующим анализом результатов. Развитие коллектива направлено на улучшение эффективных вертикальных и горизонтальных связей, внедрение нововведений в работу организации, повышение лояльности персонала.
Цель первая - повышение мотивации персонала и корпоративного имиджа. Совместное решение командной задачи доказывает незаменимость и значимость каждого. А значит, есть желание отдачи: работать усердно, уважать руководство и коллектив, развиваться.
Цель вторая - возможность реализации личностного и командного потенциала участников. В условиях, освобожденных от привычной рабочей атмосферы, личность сотрудника раскрывается более полно, есть возможность рассмотреть, что называется, с другой стороны.
Цель третья - приверженность корпоративной культуре и ценностям организации. На тимбилдинге возможно до каждого донести то, что особенно важно: наградить самых творческих, поблагодарить пожилых и опытных, доверить какие-то задачи молодым и перспективным.
Цель четвертая - приобретение и укрепление навыков принимать эффективные решения в сложной и быстроменяющейся обстановке. Происходит безболезненная адаптация: попробовал, не получилось, не отчаялся, попробовал снова, и вот успех. А значит, вера в собственные силы, «широта взгляда» на проблему.
Цель пятая - эмоциональное и эстетическое удовольствие от результатов совместной деятельности. Радость от результатов совместной деятельности во время тренинга командообразования - тимбилдинга - компенсирует недостаток положительных эмоций от совместного труда, позволяет увидеть те преимущества, которых раньше не удавалось заметить, и использовать новые знания в процессе работы.
Цель шестая - укрепление доверия к членам команды и к организации в целом. Для решения актуальных задач мало усилий одного человека. В основном мы все работаем «в команде». Нас окружают люди, которые, так или иначе, участвуют в нашем рабочем процессе. Чтобы работа была быстрой и эффективной, важно доверять тем, кто стоит с тобой в одном строю.
Основная идея тимбилдинга - сплочение через совместное преодоление трудностей. Это не просто тренинг, не только полезный опыт, но также и незабываемые впечатления, накал страстей, сильнейший эмоциональный подъем участников! И, главное! Повышение мотивации и работоспособности! Смех и веселье, азарт соперничества и радость совместных побед, возможность протянуть руку помощи и ощутить поддержку коллег - все это team-building.
Тренинги командообразования рекомендуется проводить не только во время нормальной работы, но и при:
- разворачивании новых проектов.
- принятии сложных (стратегических) решений.
- увеличение персонала
2. Проблемно-ориентированный анализ
Каждый педагогический коллектив образовательного учреждения переживает периоды становления, функционирования и развития. Наше дошкольное учреждение находится в стадии развития (введение ФГОС ДОУ), когда традиционное содержание и технологии образования и воспитания вошли в противоречие с новыми условиями, задачами и потребностями общества.
Центральной фигурой в дошкольном образовании является фигура того, кто работает с ребенком этого возраста. От педагога зависит, какие будут компетентности у ребенка, как будет строиться детско-взрослое сообщество. Современный воспитатель должен обладать высоким уровнем психолого-педагогической подготовки.
На сегодняшний день в детском саду работают 35 воспитателей и 14 специалистов. Поэтому, становление коллектива и совершенствование профессиональной компетентности педагогов для нашего учреждения приобретают особую значимость.
Анализ кадровых условий ДОУ был проведен по критериям: возрастной и образовательный ценз педагогов, педагогический стаж работы, готовность к нововведениям, творческий потенциал.
В результате проведенного анализа было выявлено следующее:
Возрастной ценз
Диаграмма 1. Возрастной ценз педагогического коллектива
Анализируя данные возрастного ценза педагогического состава детского сада, следует отметить, что большее количество 32 педагога составило в возрастных рамках от 20-35 лет.
-в возрасте от 35-45 лет – 11 педагогов;
-в возрасте от 45 и свыше – 6 человек;
-молодые специалисты – 5 педагогов.
Диаграмма 2.Образовательный уровень педагогического коллектива
Из диаграммы видно, что высшее педагогическое образование составляют 61% (30 человек) из общего количества педагогов; среднее специальное – 37% (18 человек), не имеет специального образования 1 педагог, что составляет 2 % от общего количественного состава педагогических работников.
Диаграмма 3. Сравнительная характеристика педагогического стажа
По данным образовательного ценза, педагоги, имеющие небольшой стаж педагогической работы составляют 44% (22 человека) от общего количества педагогического корпуса; по 9 человек имеют педагогический стаж от 5-10 лет и от15-25 лет; 4 человека – от 10 до 15 лет. Такое же количество в образовательном формате свыше 25 лет.
Таким образом, проанализировав качественный состав педагогического коллектива, сделаны следующие выводы:
- анализ образовательного и возрастного цензов показывает:
- педагоги в возрасте от 20 до 35 лет имеют педагогическое образование, небольшой стаж работы до 5 лет, и чаще всего подвержены кризису профессиональной адаптации, что напрямую связано с "человеческой спецификой" педагогической профессии: войти в новый коллектив и установить отношения с людьми разного возраста, статуса; войти в детский и родительский коллективы; проверить на истинность собственные знания и имеющийся опыт и т.д.
- Педагоги в возрасте от 35 до 45 лет - имеют достаточный педагогический стаж, инициативны, компетентны в своей деятельности, их можно назвать «генераторы идей» но, к сожалению, образовательный уровень не отвечает сегодняшним требованиям, предъявляемым к современному педагогу ДОУ.
- Педагоги в возрасте от 45лет и свыше - активны, обладают богатым практическим опытом работы и чаще других категорий сталкиваются с необходимостью принципиальной корректировки своей профессиональной деятельности. Они вынуждены подстраиваться под ситуацию (новое поколение и идеалы; новые требования к организации педагогического труда), что усугубляет чувство неудовлетворенности от своей деятельности и профессиональную тревожность.
Педагоги с большим стажем работы зачастую ориентированы на занятия как основную форму работы с детьми, недооценивают партнёрскую совместную и самостоятельную деятельность детей.
Начинающие воспитатели теоретически подготовлены лучше, знают требования современных программ, но не имеют опыта использования разнообразных форм работы и недостаточно применяют новые образовательные технологии.
В связи с этим необходимо повышать уровень профессиональной компетентности педагогов не только своевременным направлением на курсы повышения квалификации, но и другими формами и средствами. А профессиональный и личностный рост педагога возможен только при создании необходимых условий. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но к творческому поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания детей может приобщиться каждый. Хорошие профессиональные знания, развитые педагогические способности, умения в области педагогики, постоянная работа над собой – вот необходимые условия достижения педагогом высокого профессионального мастерства.
Формулировка проблемы: различный образовательный, возрастной уровень сотрудников; различная степень профессиональной активности и креативности, исполнительной дисциплины, высокий процент заболеваемости среди педагогов ДОУ стимулирует нас на поиск таких форм работы, которые будут способствовать становлению коллектива и совершенствованию профессиональных и личностных качеств педагога, а также формированию мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья.
3. Цель и задачи проекта:
Цель: создание условий для формирования команды педагогических профессионалов и стимулирование профессионального и личностного роста педагогов ДОУ с помощью тимбилдинговой политики.
Задачи:
1. Способствовать развитию профессиональных (организаторских, проектировочных, коммуникативных, управленческих и рефлексивных компетенций) и личностных качеств педагогов с помощью эффективных форм групповой профилактической работы.
2. Повысить профессиональные компетенции педагогов ДОУ с учётом внутренних ресурсов и возможностей.
3.Обеспечить теоретическую, психологическую поддержку развития профессиональных ориентаций и умений педагогов.
4. Разработать и апробировать технологию формирования команды профессионалов-единомышленников посредством проведения тренинга, направленного на развитие у сотрудников навыков командной работы.
4. Модель и особенности реализации.
Тип проекта:
1.По содержанию: психолого-педагогический.
2.По количеству участников проекта: групповой.
3. По времени проведения: краткосрочный (с 21 по 25 сентября 2015 года).
Назначение проекта: определение стратегического и тактического плана действий по созданию условий для формирования коллектива единомышленников, профессионального и личностного роста педагогов ДОУ с помощью тимбилдинговой политики в условиях введения ФГОС ДО,
Перспективы проекта:
Использование в управленческой работе другими детскими садами.
Новизна проекта состоит в:
- разработке психологических подходов на основе тимбилдинговой политики направленной на развитие в коллективе профессиональных и личностных качеств каждого педагога;
- введение системы психологической консультативной поддержки молодых педагогов;
- дифференцированном подходе к развитию профессионального потенциала педагогов по степени готовности к профессиональному и личностному совершенствованию.
Прогнозируемые результаты реализации проекта:
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов (наличие определённых знаний по овладению способами саморегуляции, психологическая устойчивость);
3. Наличие сплоченной команды единомышленников, готовой к инновационным действиям в обновлении содержания дошкольного образования.
3 Функционирование ДОУ в статусе творческого педагогического коллектива.
Целевая аудитория проекта:
- административный персонал учреждения
- педагогический коллектив – воспитатели и специалисты детского сада «Солнышко».
Условия, обеспечивающие успешность проекта:
-дифференцированный подход к развитию профессионального потенциала педагогов по степени готовности к профессиональному и личностному совершенствованию;
- индивидуальный подход к развитию профессионального потенциала молодых педагогов;
- заинтересованность сторон – участников проекта;
- чёткое целеполагание и ориентированность на результат;
Показатели профессионального и личностного роста педагогов:
- умение работать в команде (наличие и результативность работы временных творческих объединений, работающих по различным проблемам воспитания и образования детей дошкольного возраста);
- повышение квалификационной категории;
- количество авторских методических разработок, реализованных в работе с детьми и родителями;
- результативное участие в профессиональных конкурсах;
- участие в конференциях, семинарах и т. д. различного уровня;
- результативное участие воспитанников в детских конкурсах различного уровня;
- увеличение числа воспитанников, участвующих в детских конкурсах;
- публикации в СМИ, сборниках методических материалов и т. д.
- награды и иные достижения педагогов.
Содержание проектной деятельности.
Этап | Содержание деятельности | сроки |
Определение проблемы | Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. | сентябрь 2015г. |
Постановка задач. | Формулирование задач и цели проекта, опираясь на анализ условий образовательного учреждения. | Сентябрь 2015г. |
Составление программы проекта | Разработка мероприятий, направленных на сплочение коллектива, развитие профессионального и личностного роста педагогов. Подбор средств реализации проекта. | Сентябрь 2015г. |
Реализация программы проекта | Проведение психолого-профилактической работы с педагогическим коллективом. | Сентябрь 2015г. |
Рефлексия | Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов; оценка реализации проекта; принятие решения о его распространении или закрытии. | до 25 сентября 2015 года |
Особенности управления проектом:
Психологическая служба ДОУ:
- организует командную работу педагогов;
- координирует деятельность сотрудников по реализации проекта;
- оказывает психологическое сопровождение на всех этапах реализации проекта;
- занимается информационным сопровождением проекта.
Педагоги ДОУ:
- реализуют проект;
- участвуют в работе временных творческих объединений.
Стратегия и механизмы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный этап (до 21сентября 2015г.)
Цель: психолого-педагогическое изучение деятельности и интересов педагогов ДОУ.
Мероприятия | Цель | Ответственное лицо (должность, структура) | результат |
1. Разработка мероприятий по сопровождению начинающих педагогов | Рассмотреть возможности индивидуального подхода к развитию профессионального потенциала молодых педагогов | психологическая служба ДОУ | Апробированы технологии формирования команды профессионалов-единомышленников посредством проведения тренинга, направленного на развитие у сотрудников навыков командной работы. |
2 Определение наиболее перспективных направлений тимбилдинговой политики, способствующей раскрытию ресурсов организации и личности | Познакомить педагогов с данной моделью | Методическая служба ДОУ | Определены основные направления тимбилдинговой политики. |
Основной этап (до 25 сентября 2015г.)
Цель: апробирование выбранных направлений тимбилдинговой политики: здоровьесбережение и профессиональное развитие педагога;
1 направление – здоровьесбережение
Задачи:
1 формировать устойчивую мотивацию к сохранению и укреплению физического и психического здоровья;
2.способствовать становлению профессиональной компетентности в области ЗОЖ;
3. помочь овладеть здоровьесберегающими технологиями педагогической деятельности и способами здоровьесберегающего профессионального поведения («поведенческая грамотность»).
Содержание мероприятия | цель | Ответственное лицо | результат |
1. Апробирование формы «Совместная работа в микрогруппах» | формирование навыков взаимодействия по выработке конкретных решений | психологическая служба ДОУ | формирование объединений педагогов, способных эффективно работать в условиях микрогруппы |
2.Тимбилдинг-игра-тренинг «Вместе мы сила» | приобретение навыков разработки программы развития ДОУ; определение потенциала педагогического ресурса; мотивация к работе в режиме инновационного образовательного учреждения. | скорректирована программа развития ДОУ | |
3.Групповое консультирование педагогов «Коммуникативная компетентность педагогов» | обучение педагогического коллектива с целью повышения психолого-педагогических знаний, профессиональной компетентности | повышение психолого-педагогических знаний, профессиональной компетентности педагогов по заявленной проблеме |
Результаты второго этапа
- сформированы творческие коллективы, активно участвующих в организации досуговых и профессиональных объединениях педагогов;
- оформлен позитивный педагогический опыт, подлежащий распространению.
Обобщающий этап (25 сентября 2015г.)
Цель: подведение итогов эффективности и жизнеспособности применяемых форм работы с педагогическим коллективом; трансляция результатов реализации проекта.
Результат реализации проекта.
1. Педагоги имеют устойчивую мотивацию к коллективному сотворчеству, совместной деятельности, что характеризуется развитым конкурсным движением не только в конкурсах профессионального мастерства, но и в творческих конкурсах.
2. Уровень развития коллектива характеризуется следующими составляющими:
1) сплоченность
- педагоги включаются в творческую деятельность ДОУ;
- сработанность, которая проявляется в отсутствие конфликтов, видение перспективы совместной деятельности;
2) организованность
- организованность на самообразование
- организованность на развитие
- организованность на достижение
что подтверждается результативностью участия в проектной деятельности
3) ценностно-ориентированная зрелость
- единство ориентаций;
- совместимость;
- потенциальная стабильность.
Таким образом, можно сделать вывод, что прогнозируемые результаты реализации проекта практически совпали с реальными достижениями.
1. Повысилась коммуникативная компетентность педагогов;
3. Проект обеспечил выход субъект-субъектного отношения со всеми участниками образовательных отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект спортивного праздника в день семьи « Мама, папа, я – дружная семья» для детей 1 младшей группы детского сада.
Принято считать. что с детьми 2-3 лет бесполезно проводить спортивные праздники, - плохо разговаривают, не очень хорошо слушают. Я попытаюсь доказать обратное, если работать совместно с родителями, то...
Стихотворения о семье для детей к проектной деятельности"Мама,папа,я - дружная семья"!
В данной публикации содержится небольшая подборка стихотворений о семье, которые мне показались интересными,душевными и понятыми для детей. Стихотворения можно как просто читать,так и заучить! Благода...
"Папа,мама,я - дружная семья" - сценарий праздника к Международному Дню Семьи
Праздник проводился в рамках проекта "Семейная гостиная". Представленный материал показывает как можно весело и интересно проводить совместный отдых детей и родителей....
"Детский сад - моя дружная семья!" сценарий праздника, посвящённого международному Дню семьи для детей средней группы
Ведущая: 15 мая – международный «День семьи». В нашей стране он отмечается с 1993 года. Родители, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры окружают малыша заботой и любовью, приучают к семейным тради...
Сценарий праздника «Папа, мама, я - дружная семья» для детей и родителей ко Дню семьи
Сценарий праздника «Папа, мама, я - дружная семья»для детей и родителей ко Дню семьиЦель: показать значимую роль семьи для каждого человека. Задачи: Воспитывать уважительное и бережное ...
"ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ - ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ"
Предлагаю вашему вниманию конспект физкультурного досуга....
Сценарий развлечения ко Дню семьи "Мама, папа, я - дружная семья"
Познакомить с праздником -днем семьи.Воспитывать любовь и уважение к членам семьибыть внимательными к старшему поколению....