«Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредствам дидактических игр»
проект (младшая группа) на тему
1. Формирование практических способов ориентировки.
«поисковая », результативная проба, практическое промеривание, умение прослеживать за движением, пользоваться указательным и соотносящим жестом в ходе предметных и орудийных действий, при сравнении объектов, а также формирование системы « взор - рука».
Важно формировать зрительно – тактильное восприятие, когда ребенок узнает геометрические фигуры или величину предметов первоначально на ощупь, и потом только рассматривает их.
2. Формирование восприятия цвета.
Для формирования у детей представлений о цвете полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой, развитие восприятия цвета имеет важное значение в эстетическом воспитании ребенка.
Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно.
На первом этапе ребенка учат сличению цветов дается инструкция: Дай такой же (по цвету) кубик, кружочек и т. д.).
На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции.
На третьем он сам называет тот или иной цвет.
3. Формирование восприятия формы.
Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры. С помощью зрительного соотнесения восприятия формы ребенок учиться выполнять эти задания.
Если у ребенка еще не сложились представления о форме предмета, то упражнения начинаются с различения шара, круга и их размеров. Действия сопровождаются речью.
4. Формирование восприятия величины.
Различие и раскрепления понятий большой – маленький проводиться на различных играх – упражнения на конструктивную деятельность: постройки башен из кубиков, игры со сборными игрушками.
В этих играх не только формируются представления о величине предметов, но и развивается манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действий, развиваются пространственные представления. Проводятся также игры с матрешками и пирамидками.
5. Формирование восприятия пространственных отношений.
Первые представления о пространстве тесно связаны с развитием возможности самостоятельного передвижения, восприятия расположения частей тела (схемы тела.)
Следует особо подчеркнуть, что доступность и полезность для каждого вида заданий определяется не только возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую получили дети.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_sensornoy_kultury_u_detey_mladshego_vozrasta_posredstvom_didakticheskih_igr.doc | 181.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное Детский сад №79 «Соловушка»
воспитатель 1 младшей группы
Михалева Л.К.
Тема: «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредствам дидактических игр»
2015-2016 гг.
Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр.
Постановка проблемы
Всё более расширяющийся круг знаний и умений, которыми должно овладеть молодое поколение, готовясь к практической деятельности, ставит перед педагогической наукой задачу совершенствования процессов воспитания и обучения детей.
В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры.
Сенсорная культура ребёнка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).
Сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. развития личности ребёнка в целом.
Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познания окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущении и восприятии. Мы узнаём об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха, и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть более сложные самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление.
Развитие сенсорного восприятия в младшем возрасте влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребёнка. Ведь только чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребёнок способен по-настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения, а в последствии и создать его самостоятельно.
Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования показали, что значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребёнок не может воспроизводить образцы движений на физкультуре.
Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития
резко снижает возможность успешного обучения ребёнка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Сенсорному развитию ребёнка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства.
В истории дошкольной педагогики на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева) были разработаны разнообразные дидактические игры по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Специально организованные дидактические игры — хорошее дополнение к обучению на занятиях.
Н.К. Крупская придавала большое значение игре, как одному из средств формирования личности детей: « Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения и животных».
Наблюдая за игрой детей своей группы в дидактические игры
обратила внимание, что некоторые не могут сложить такую простую игрушку, как пирамидка или матрёшка.
Проведя диагностику, опираясь на раздел «Сенсорное воспитание» программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой были получены следующие результаты: лишь у 10% детей — высокий уровень, у 60% - средний и у 30% - низкий. (Приложение 1)
Сделала вывод о недостаточной сформированности сенсорной культуры у детей.
Анкетирование родителей показало, что у 40% детей дома нет дидактических игр по сенсорике, у 50% есть только мозаика и всего у 10% детей дома есть разнообразные дидактические игры.(Приложение 2)
В результате проведённого исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры у детей младшего возраста.
Цель проекта:
Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр.
Задачи проекта:
- Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
- Развивать умение группировать и сравнивать предметы
- Формировать сенсорные эталоны
- Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.)
Основные направления в работе:
1. Формирование практических способов ориентировки.
«поисковая », результативная проба, практическое промеривание, умение прослеживать за движением, пользоваться указательным и соотносящим жестом в ходе предметных и орудийных действий, при сравнении объектов, а также формирование системы « взор - рука».
Важно формировать зрительно – тактильное восприятие, когда ребенок узнает геометрические фигуры или величину предметов первоначально на ощупь, и потом только рассматривает их.
2. Формирование восприятия цвета.
Для формирования у детей представлений о цвете полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой, развитие восприятия цвета имеет важное значение в эстетическом воспитании ребенка.
Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно.
На первом этапе ребенка учат сличению цветов дается инструкция: Дай такой же (по цвету) кубик, кружочек и т. д.).
На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции.
На третьем он сам называет тот или иной цвет.
3. Формирование восприятия формы.
Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры. С помощью зрительного соотнесения восприятия формы ребенок учиться выполнять эти задания.
Если у ребенка еще не сложились представления о форме предмета, то упражнения начинаются с различения шара, круга и их размеров. Действия сопровождаются речью.
4. Формирование восприятия величины.
Различие и раскрепления понятий большой – маленький проводиться на различных играх – упражнения на конструктивную деятельность: постройки башен из кубиков, игры со сборными игрушками.
В этих играх не только формируются представления о величине предметов, но и развивается манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действий, развиваются пространственные представления. Проводятся также игры с матрешками и пирамидками.
5. Формирование восприятия пространственных отношений.
Первые представления о пространстве тесно связаны с развитием возможности самостоятельного передвижения, восприятия расположения частей тела (схемы тела.)
Следует особо подчеркнуть, что доступность и полезность для каждого вида заданий определяется не только возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую получили дети.
Подготовительный этап
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1 | Размещение информации на стенде для родителей о дидактических играх по сенсорному развитию. (Приложение 3) | сентябрь | Воспитатель: Михалева Л.К. |
2 | Диагностика детей по сенсорному развитию. | До 15 сентября | Воспитатель: Михалева Л.К... |
3 | Анкетирование родителей | сентябрь | Воспитатель: Михалева Л.К.. |
4 | Изучение методической литературы по сенсорной культуре | сентябрь | Воспитатель: . Михалева Л.К. |
5 | Подбор дидактических игр для детей младшего возраста | сентябрь | Воспитатель: Михалева Л.К.Родительский комитет |
6 | Выбор оборудования для предметно-развивающей среды | октябрь | Администрация д/с. Родительский комитет |
7 | Разработка перспективного плана работы по сенсорному развитию с детьми младшего возраста на 2013-2014 учебный год. (Приложение 4) | сентябрь | Воспитатель: Михалева Л.К. |
8 | Разработка плана работы по совместной деятельности. (Приложение 5) | сентябрь | Воспитатель: Михалева Л.К. |
Основной этап
№ п/п | Мероприятия | Место проведения | Сроки | Ответственный |
1 | Подбор и своевременное оснащение предметно-развивающей среды оборудованием и дидактическими играми. (Приложение 6) | группа | В течении года | Воспитатель: Михалева Л.К... |
2 | Проведение консультаций для родителей. (Приложение 7) | группа | октябрь | Воспитатель: Михалева Л.К... |
3 | Разработка конспектов занятий. | группа | В течении года | Воспитатель: Михалева Л.К. |
4 | Выставка детских работ по продуктивной деятельности для родителей. | приёмная группы | В течении года | Воспитатель Михалева Л.К. |
5 | Организация детей в совместной и самостоятельной деятельности. | группа | В течении года | Воспитатель: Цамкалова О.В. |
6 | Применение и использование инновационных форм работы. | Группа, музыкальный зал | Март, апрель | Воспитатель:. Михалева Л.К.. |
7 | Развитие сенсорного развития детей посредством бытовой деятельности в режимных моментах. | Группа, спортивный зал, детская площадка. | Ежедневно | Воспитатель: Михалева Л.К. |
8 | Проведения «Дня открытых дверей» для родителей | группа | февраль | Воспитатель: Михалева Л.К.. |
Заключительный
№ п/п | Мероприятия | Место проведения | Сроки | Ответственный |
1 | Проведение открытого занятия «Формирование сенсорных эталонов». (Приложение 8) | группа | май | Воспитатель: Михалева Л.К. |
2 | Проведение диагностики по сенсорному развитию | группа | 15-30 мая | Воспитатель: Михалева Л.К. |
3 | Фото-отчёт для родителей «Вот и стали мы на год взрослее, и много чего мы умеем». (Приложение 9) | Приёмная группы | май | Воспитатель: Михалева Л.К. |
3 | Проведение итогового собрания для родителей. (Приложение 10) | группа | май | Воспитатель: Михалева Л.К. |
4 | Презентация проекта для педагов ДОУ на пед. совете | Метод. кабинет | май | Воспитатель: Михалева Л.К. |
Полученный результат.
Исходя из проведённой работы в рамках проекта, были получены следующие результаты:
- Дети научились определять, называть и дифференцировать основные цвета и геометрические формы.
- Сформировалось у детей умение сравнивать объекты по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия.
- Дети самостоятельно определяют количественные отношения равенства и неравенства, практически устанавливают соответствие(на 3-4 предметах)
- По результатам диагностики уровень сенсорного развития детей значительно улучшился: высокий уровень возрос на 43 %.
Дидактические игры для развития сенсорных способностей у детей
II младшая группа.
Форма
1. «Сложи узор»
2. «Игра с веревочкой»
3. «Угадай, что в мешочке»
4. «Разбери по форме»
5. «Составь фигурку»
6. «Игры со счетными палочками»
7. «Найди такой же»
8. «Собери цветочек»
9. «Украсим платочек»
10. «Конструктор»
11. «Найди все фигуры как эта»
12. «Зашей юбку»
Цвет
1. «Воздушные шары»
2. «Улетающие шары»
3. «Игрушки»
4. «Красивый букет»
5. «Живое домино»
6. «Полосатые коврики»
7. «Выбор однородных предметов по цвету из четырех предложений»
8. «Сделаем кукле бусы»
9. «Игры с мозаикой»
10. «Помоги куклам найти свои игрушки»
11. «Спрячь мышку»
12. «Самолет»
Величина
1. «Домики и дорожки»
2. «Кто быстрее»
3. «Широкая и узкая дорожка»
4. «Скатай ленту»
5. «Строимся на зарядку»
6. «Сравни предметы»
7. «Кто быстрее соберет бусы»
8. «Лесенка»
9. «Найди лишнюю фигуру»
10. «Встань к дереву с самым толстым стволом»
11. «Сбор урожая»
12. «Построй башенку»
Развитие тактильных и вкусовых ощущений
1. «Угадай, что съел?»
2. «Найди листок»
3. «На что похоже»
4. «Чудесный мешочек»
5. «Найди ошибки»
6. «Чего не стало»
7. «Найди, о чем расскажу»
8. «Посели животное
Анкета для родителей
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д.
1. Как Вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребёнка?
-считаю нужным
-не считаю нужным
-затрудняюсь ответить
2. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию?
・ да
・ нет
・ не знаю
3.В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего Ваш ребёнок играет дома?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Как Вы оцениваете уровень развития у вашего ребёнка всех видов восприятия?
・ высокий
・ средний
・ низкий
Перспективный план работы
(младшая группа)
Месяц | Тема занятий | Задачи |
Сентябрь | Д/и «Овощи» | Развивать тактильные и вкусовые ощущения |
Рисование «Овощи» | Развитие формы, цвета | |
Д/и «Спрячь мышку» | Развивать цвет | |
Д/и «Магазин» | Учить группировать предметы по общему признаку | |
Октябрь | Д/и «Составь фигуру» | Учить анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия |
Д/и «Матрёшкино новоселье» | Развивать цвет | |
Д/и «Сбор фруктов» | Формирование величины | |
Аппликация «Лебёдушка» | Закрепление цвета | |
Ноябрь | Лепка «Яблоки и груши» | Формирование представлений о цвете и форме |
Заварка чая с лимоном | Показать и назвать действия, которые в последствии дети могут перенести в игровую ситуацию | |
Д/и «Чего не хватает» | Формирование представлений о цвете и форме | |
Д/и «Чудесный мешочек» | Учить на ощупь находить геометрические фигуры | |
Декабрь | Д/и «Найди все фигуры как эта» | Дать представления о цвете, форме и размере. |
Д/и «Чем похоже, чем отличается» | Развитие аналитических способностей, умение сравнивать предмет по цвету, форме, величине | |
Рассматривание меха и пальтовых тканей | Познакомить детей с некоторыми свойствами меха и ткани, дать общее представление о способах превращения их в вещи | |
Д/и «Украсим ёлочку» | Учить группировать оттенки, подбирать их по слову, обозначающему цвет | |
Январь | Д/и Домино | Познакомить детей с величиной, закрепить понятие о цвете |
Д/и «Кто скорее соберёт» | Учить собирать пирамидки | |
Д/и «Что лежит в мешочке» | Упражнять в соотношении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образом. | |
Февраль | Д/и «Придумай сам» | Учить использовать предмет в качестве заменителя других предметов |
Д/и «Сравнение шарика и куба» | Познакомить с формой предмета | |
Геометрическое лото | Учить сравнивать форму изображенного предмета с геометрической | |
Окраска воды | Формировать представление о разных оттенках цвета по светлоте | |
Март | Аппликация «Украсим салфетку» | Цвет, форма, понятие середина листа, верхний угол, развивать композиционные умения, цветовое восприят ие |
Найди предмет такой же формы | Учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическим образом | |
Конструирование «Башня» | Закреплять представление об относительной величине предметов | |
Аппликация «Узор по кругу» | Учить располагать узор по краю круга, правильно чередуя фигуры по величине. Понятие вверху, внизу, слева, справа | |
Апрель | Ознакомление с деревом и резиной | Познакомить с некоторыми свойствами дерева и резины |
Д/и «Орнамент» | Учить воспринимать, воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учётом их цвета, формы | |
Д/и «Чудесный мешочек» | Учить определять материал на ощупь, из которого сделаны вещи | |
Лепка «Миски трёх медведей» | Учить лепить мисочки разного размера | |
Май | Д/и «Цвет и форма» | Закрепить представление о пяти геометрических фигурах |
Д/и «Посади огород» | Учить детей использовать заместители предметов и располагать предметы в пространстве в соответствии расположенных заместителей | |
Д/и «Составь предмет» | Упражнять в соответствии силуэта из отдельных частей (цвет, форма) | |
Конструирование из песка | Продолжать знакомить детей со свойствами песка |
План работы совместной деятельности
№ п/П | Виды деятельности | Содержание | Дата |
1 | Опыты с водой: | Смешивание подкрашенной воды и получение разнообразных «волшебных» цветов и оттенков; | сентябрь |
«Цветные капельки»: капание из пипеток в баночки с водой жидкой краски различной густоты и наблюдение за «путешествием» капельки; | октябрь | ||
«Тонет – не тонет»: испытание на «плавучесть» игрушек из разного материала; | ноябрь | ||
Замораживание воды в разных формочках; | декабрь | ||
2 | Опыты с мыльной водой и пеной: | Пускание мыльных пузырей с помощью разных предметов | январь |
3 | Опыты с пуговицами, шнурками и пр. | С пуговицами: угадай на ощупь; найди самую большую; самую красивую пуговицу; классификация по цвету, форме; нанизывание на шнурок и т.д. | февраль |
Со шнурками: классификация по цвету, длине; выкладывание узоров; развязывание узелков | март | ||
4 | Опыты в быту | Определение вкусовых качеств. Запаха, консистенции пищи. Холодное – горячее. Сладкое – соленое. Жидкая – густая. Твердое – мягкое. И т.д. | апрель |
С напитками: Добавление молока в чай. Добавление варенья из ягод в молоко. Приготовление морса. | май | ||
4 | Дидактические игры: | «Мы умываемся» | сентябрь |
«Умоем куклу Катю», | октябрь | ||
«Купание куклы». | ноябрь | ||
«Одень куклу на прогулку» Определение - цвета, формы, размера, классификация одежды по сезонам; | декабрь | ||
«Магазин одежды» | январь | ||
«Укладывание куклы спать». Определение качества постельного белья. Чистое, мягкое, сухое, отглаженное, грязное, светлое и т.д.; | февраль | ||
«Как звенят тарелки и ложки» | март | ||
«Накрой на стол» | апрель | ||
«Мы дежурим по столовой» | май | ||
6 | Беседы: | «Зачем мы моем руки» | сентябрь |
«Дары леса» «Дары огорода» « Дары сада» | октябрь | ||
«Каждой вещи свое место» | январь | ||
7 | Наблюдения: | «Кто лучше сложит вещи» (Соревнование) | февраль |
«Как правильно завязать шнурки, шарф, застегивание рубашки» | март | ||
Мультфильм «Федорино горе», «Добрая хозяюшка»; | ноябрь |
Итоговое родительское собрание
«Как выбрать игрушки для детей»
Цель: помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него.
Задачи:
- Помочь родителям сформулировать собственные критерии выбора игрушек
- Моделирование поведения родителей в типичных ситуациях, вырабатывать стратегии поведения в их разрешении.
- пробудить интерес участников к созданию собственных игрушек для детей раннего возраста.
Подготовительный этап
· Письменная консультация для родителей «Какие игрушки нужны детям младшего возраста».
· Подобрать игрушки соответствующие разным категориям (способствующие развитию, ничего не дающие для развития, игрушки, которые ни в коем случае нельзя использовать при работе с детьми младшего возраста).
Развитие ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек – дело серьёзное и ответственное. Выбрать игрушку в настоящее время чрезвычайно трудно: наряду с традиционными (куклами, мишками, машинками) появляются новые игрушки невиданные и незнакомые самим родителям. Как сориентироваться в этом огромном мире игрушечной продукции? Как оценить их игровой и развивающийся потенциал? Как выбрать то, что нужно ребёнку? Я надеюсь, что эта встреча поможет вам ответить на эти вопросы.
А начнём мы с упражнения «Какие бывают игрушки?»
1. Упражнение «Какие бывают игрушки?»Цель: создать творческую рабочую атмосферу в группе, активизация мыслительной деятельности.
Содержание
По кругу передаётся мяч и тот, у кого он в руках, отвечает на вопрос «Какие бывают игрушки?» одним или несколькими словами.
А теперь поговорим об играх наших детей. С какими предметами и игрушками любит заниматься Ваш ребёнок?
- Упражнение «Хит-парад детских забав».
Цель: выявление основных интересов малышей, связанных с игровой деятельностью.
Содержание
Каждому участнику выдаётся список предметов и игрушек. Из списка выбрать тройку любимых игрушек и занятий своего ребёнка, список можно дополнять. Затем на аналогичном списке большего размера отмечается количество голосов, отданных той или иной игрушке, занятию. Таким образом, составляется хит-парад забав детей нашей группы.
Исследование игровых предпочтений полученных в результате данного упражнения показало, что дети нашей группы отдают предпочтение играм и игрушкам в следующем порядке:
На первое место вышли игры с куклами и с крупным конструктором «Малыш».
На втором месте игры с водой и с хозяйственными предметами.
На третьем месте чтение и рассматривание книг.
Анализ полученной информации позволил дополнить предметную среду, необходимую для игр детей в группе. А также мы пришли к выводу, что разнообразные предметы, которые взрослым иногда кажутся ненужным хламом, различные предметы быта иногда интересуют детей больше чем самые красивые и яркие игрушки. Именно такие на первый взгляд безделушки, способствуют развитию воображения и творчества детей.
Покупая своему ребёнку очередную игрушку, задумываетесь ли Вы над тем, чему она научит ребёнка? Какие чувства возникнут у него? Не испугает ли она его? Какие воспоминания останутся о ней, когда Ваш малыш вырастет и придёт его очередь выбирать игрушки своим детям? Нам, родителям нельзя забывать о том, что игрушка должна не только чему-либо научить ребёнка, но и пробуждать в нём радостные, тёплые чувства. К сожалению, очень часто, покупая игрушки для детей, мы стараемся выбрать игрушку «не хуже, чем у соседа», броскую, яркую или ориентируемся на цену и не задумываемся: а безопасна ли она для малыша? Какие качества воспитывает в нём?
- Упражнение «Магазин игрушек»
Цель: помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него.
Содержание
Группа делится с помощью игры на подгруппы по 5 человек. На полу игровой комнаты разложены игрушки, игровые предметы. Каждая команда получает задание выбрать из всех игрушек и игровых предметов:
1-ая команда – «полезные игрушки», то есть игрушки, необходимые для развития детей раннего возраста.
2-ая команда – «бесполезные игрушки», то есть игрушки ничего не дающие для развития ребёнка.
3-яя команда – «вредные игрушки», то есть игрушки, которые ни в коем случае нельзя использовать при работе с детьми раннего возраста.
И продумать какими критериями руководствовались при выборе данной категории игрушек (чем эти игрушки полезны, бесполезны почему вредны).
Обсуждение начнём с третьей команды. Какими критериями Вы руководствовались, отбирая вредные для рёбёнка игрушки?
Родители показывают отобранные ими игрушки по одной или группами и объясняют критерий, по которому они их выбрали. Педагог подводит итог по каждому критерию.
· Представители этой группы: нарочито яркие, неприятно пахнущие мячи, куклы, резиновые игрушки, мягкая игрушка с яркой вылезающей шерстью, сломанная машинка.
Критерий - несоответствие игрушек санитарно-гигиеническим требованиям. В основном, это дешёвые игрушки китайского производства. Проверка таких игрушек на токсичность выявила, что нормы концентрации химических веществ в них были превышены в десятки раз, краска на целлулоидных и резиновых игрушках содержала свинец. Покупая такую игрушку, Вы расплачиваетесь здоровьем ребёнка. Сюда же относятся игрушки с мелкими непрочно держащимися деталями и сломанные с острыми краями.
· Представители: монстры, роботы с искажёнными злобой лицами и т.д.
Критерий - агрессивные игрушки, то есть игрушки, содержащие явные признаки агрессии и жестокости или вызывающие у ребёнка страх. Ребёнок, которого окружают такие игрушки, может переносить свою игру в реальность, воспринимая окружающий мир, как субстанцию, населённую врагами, которых нужно обезвредить и уничтожить. Если ребёнок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведётся когда-нибудь в той или иной жизненной ситуации. Игрушка программирует поведение ребёнка. Агрессия маленького человека накапливается и со временем может принять неконтролируемые, опасные формы. Такие игрушки могут способствовать появлению у ребёнка невротических проявлений (нарушения сна, появление различных страхов и т.д.).
· Представители: игры, содержащие мелкие детали (мозаика, пистолет с пульками).
Критерий - игрушки, несоответствующие возрасту ребёнка. Мелкие детали представляют опасность для детей.
Вторая команда отбирала бесполезные игрушки. По каким критериям Вы определили их бесполезность?
· Представители: огромная мягкая собака, туго и со скрипом открывающаяся матрёшка, машина у которой колёса плохо прокручиваются и т.д.
Критерий - игрушки, которыми ребёнок не может играть по их назначению, то есть игрушки, которые не могут стать предметом соответствующей деятельности ребёнка. Величина или технические качества этих игрушек не дают ребёнку возможности осуществлять с ними соответствующие игровые действия в полной мере.
· Представители: различные головоломки, настольные игры для детей старшего дошкольного возраста и т.д.
Критерий - игрушки, несоответствующие возрасту ребёнка. Такие игрушки не соответствуют интересам самого ребёнка, не дают простора для самостоятельных действий.
· Представители: изящная фарфоровая кукла, раритетная модель машины и т.д.
Критерий – дорогие игрушки, скорее всего это игрушки для взрослых, а не для детей. С точки зрения ребёнка такие игрушки не приносят никакой практической пользы и доставляют сплошные неудобства. Ими нельзя насладиться в полной мере («Осторожно, сломаешь!»), их нельзя выносить во двор или в детский сад, играть с ними можно только под пристальным надзором взрослых. Красивая дорогая игрушка может быстро превратиться в источник раздражения и злости у ребёнка.
Также бесполезными будут десятая по счёту кукла, восьмая плюшевая собачка, двадцать пятая модель машины и т.д. Они не дадут ребёнку ничего, кроме страсти к накопительству.
Первая команда выбирала игрушки, необходимые для развития детей. Какими критериями руководствовались Вы при выборе игрушек?
· Представители: пирамидки, матрёшки, крупные пазлы, крупные конструкторы, геометрик, игры-вкладыши, игры-застёжки, пластиковые контейнеры, пустые коробки и т.д.
Критерий – игрушки, развивающие интеллектуально-познавательные и моторные способности. Играя с ними, ребёнок познаёт окружающий предметный мир, овладевает различными действиями с предметами, учится соотносить форму, размер, расположение отдельных деталей.
· Представители: мягкие игрушки-животные небольшого размера, куклы со всевозможной кукольной утварью (колясками, кроватками, посудой, мебелью и т.д.), детали костюма и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и шапочка врача, руль для машины и т.д.), транспортные игрушки, телефон.
Критерий: игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами. Играя с ними, ребёнок примеряет на себя роль взрослого, копирует его действия, постепенно входя в мир реальных жизненных ситуаций, человеческих отношений. Как показывает практика, пушистый мишка, симпатичный слоник или лохматая собачка способны «вылечить» ребёнка от страхов и даже ночного энуреза.
· Представители: мячи разного размера, кегли.
Критерий: игрушки, способствующие развитию физических качеств.
Все игрушки, отобранные первой командой, безусловно, полезные, однако «полезность» игрушки с точки зрения развития ребёнка далеко не единственный критерий оценки. Игрушка должна, с одной стороны, развивать способности ребёнка, а с другой – приносить ему радость и удовольствие. Для того, чтобы игрушка способствовала развитию, она должна соответствовать интересам и потребностям самого ребёнка. Игрушка должна привлекать внимание ребёнка и вызывать желание действовать с ней.
Таким образом, подбор игрушек – дело серьёзное ответственное. От того, насколько успешен будет Ваш выбор, зависит настроение ребёнка и прогресс в его развитии. При покупке игрушек руководствуйтесь простым правилом – игрушки следует выбирать, а не собирать! Поэтому так важно ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него.
Вы, вооружённые знаниями о пользе и вреде игрушек, отправляетесь в магазин. Как вы думаете, стоит ли брать с собой ребёнка?
4.Дискуссия на данную тему).
Психологи не рекомендуют брать в магазин за покупкой игрушек малышей до трёх лет. Дети от трёх до пяти лет могут выбирать себе игрушки, но не повседневно, а по какому-либо случаю (день рождения, к празднику, по случаю «дня новой игрушки» в семье и т.д.). Не водите ребёнка часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих или бесполезных (вредных) для вашего ребёнка игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках куклы, мишки, заводные машины! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что хочется, ему совсем не нужны. Только когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.
- Решение педагогических ситуаций.
Цель: учить родителей анализировать типичные ситуации и вырабатывать стратегии поведения в их разрешении.
Содержание
Каждая из трёх команд получает карточку с описанием ситуации, которую надо разрешить различными способами и разработать памятку по данной теме (памятка оформляется командой на ¼ листа ватмана).
Ситуация 1. Вы два часа провели в «Детском мире, выбирая подарок драгоценному чаду. Постарались учесть всё и купили отличную игрушку! И яркая, и интересная, и безопасная, а также развивающая и по возрасту подходит. Придя домой, вы протягиваете малышу разноцветную коробку, он с горящими глазами начинает её теребить, пытаясь поскорее заглянуть во внутрь. Наконец, извлек игрушку наружу. Покрутил, повертел в ручках с озадаченным видом, подёргал, понажимал и уже через пару минут напрочь забыл о существовании новой вещицы. Лежит она такая одинокая, абсолютно новая никому не нужная… Вопрос – почему и что теперь делать?
Ситуация 2. Пока вы готовили обед, ребёнок самостоятельно игра в комнате. Заглянув к нему, вы обнаруживаете полный кавардак. Игрушки разбросаны по всей комнате. Убирать игрушки ваш ребёнок не любит. Найдите способы, как привлечь его к уборке игрушек.
Ситуация 3. У вас не дом, а филиал магазина игрушек. Игрушек уже столько, что их негде хранить. Большей частью ребёнок не играет (из некоторых он вырос, некоторые ему уже надоели). Малыш просит новые игрушки. Но что делать с таким количеством старых игрушек.
Подведение итогов по решению педагогических ситуаций
Ситуация 1. Зачастую родители предполагают, что просто вручить игрушку малышу уже достаточно, чтобы его заинтересовать. Это не так. Ребёнку бывает трудно разобраться, что это такое и что с ним делать. Поэтому, прежде чем вручать ребёнку игрушку познакомьте его с ней, скажите как её зовут. Подготовив ребёнка таким образом, вы одновременно и заинтересуете его. Затем продемонстрируйте, как, собственно с этой игрушкой обращаться, немного поиграйте вместе. Если малыш не проявляет инициативы, можно поиграть вместо него – пусть пока побудет сторонним наблюдателем. И ни в коем случае не принуждайте его к игре. Ребёнку нужно приглядеться к игрушке, привыкнуть к её присутствию. Не следует упрекать ребёнка: «Эх, Катенька, что ж ты маму так расстроила! Я старалась, выбирала тебе подарок». Этими словами вы только расстроите ребёнка. Поэтому лучше всего в этой ситуации родителям воздержаться от преждевременных выводов, подождать какое-то время и проявить немножко хитрости и изобретательности.
Ситуация 2. Любое дело можно превратить в увлекательную игру, в том числе и уборку игрушек. Предложите малышу отправиться в путешествие, а каждая игрушка-пассажир должна занять своё место. Занимайтесь уборкой игрушек вместе с ребёнком. Неважно сколько игрушек уберёт на место малыш и сколько вы; главное – дать почувствовать ребёнку, что он участник очень важного дела. Заранее дайте ему знать, что пора убирать игрушки. Малыша надо непременно похвалить за сделанную работу. Перечислите, что он сделал. Полюбуйтесь комнатой: «Ах, как красиво! Какой порядок!»
Убирая игрушки, обращайтесь к ним, как к живым существам, и через них «давайте установку» ребёнку на сон, еду и т.д. Например, перед сном, взяв куклу, можно сказать: «Ляля, ложись спать. Машенька тоже спать сейчас пойдёт, в свою кроватку ляжет.»
Ситуация 3. Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-либо игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.
Будьте крайне осторожны, распоряжаясь игрушечным миром своего ребёнка. Вы можете случайно выбросить его любимые игрушки. Ведь любимая игрушка не обязательно новая, дорогая и красочная. Не заставляйте никогда ребёнка своими руками выбрасывать сломанные или устаревшие игрушки! С каждой из них связаны положительные эмоции и переживания. Подарите устаревшие игрушки детскому саду, какому-либо ребёнку у которого нет такой игрушки.
Дети – фантазёры и выдумщики от природы. Капля детского воображения может легко превратить обыкновенную палочку и в ложку, и в телефонную трубку, и в градусник. Ленточка станет речкой на кукольном пути, буксирным тросом для машины, бинтом в игрушечной больнице. Взрослые тоже были детьми. Давайте проверим: не разучились ли вы фантазировать.
5. Проводится конкурс «Игрушка своими руками».
Цель: пробудить интерес участников к созданию собственных игрушек для детей раннего возраста.
Задание 1-ой команде: Сделать одну игрушку из большого числа частей сломанных игрушек.
Задание 2-ой команде: Сделайте развивающую игрушку из подручных средств.
Набор подручных средств: пластиковые бутылочки различных цветов, кусочки ткани, клеёнки, искусственной кожи, нитки, картон, ножницы, пробки и т.д.
Задание 3-ей команде: создать из старой рваной книги книжку-самоделку для сенсорного развития детей, используя различные материалы (кусочки ткани, меха, наждачная бумага, бархатная бумага и т.д.)
Затем каждая команда проводит презентацию своей игрушки, делает ей рекламу.
Вспомните своё детство. Наверняка вы сможете похвастаться такой самодельной игрушкой. Так не лишайте своих малышей подобного. Примените фантазию, полистайте различные руководства по изготовлению игрушек, и вы найдёте множество способов обновить бесплатно игрушечный мир ребёнка. То, что сделано своими руками и руками близких, несёт в себе отпечаток их чувств и эмоций, вдыхает в игрушку часть души.
Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно огромные, шикарные, дорогие львы и тигры, экстравагантные куклы и электрические машины. У кого-то это невзрачный мишка без одного глаза, маленький пупсик, а может быть небольшая, сшитая мамой куколка с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля и разных лоскутков. Зачем ребёнку любимая игрушка? Затем, зачем нам, взрослым, не только дети, родители, коллеги по работе, но и друзья, и любимые. Я имею в виду ту игрушку, память о которой ребёнок пронесёт по всей своей жизни, а возможно, и подарит её своим детям вместе с чувством той близости и теплоты, которые они ощутили вместе. У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет ему преодолеть страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с игрушкой-подружкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла и чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.
Трудно представить, что подобное отношение ребёнок может испытать к роботу-трансформеру, ревущей и гремящей машине.
Игрушка, как мы смогли убедиться, серьёзно влияет на детскую психику и на развитие малыша в целом. Ведь для него она живая и настоящая. Увлекаясь игрой с игрушкой, ребёнок чаще всего отождествляет себя с ней, её «повадками», внешностью, её скрытой сутью. Игрушка – это не просто забава. Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, даёт яркие запечатляющиеся образы, и от того какими они будут, зачастую зависят формирование морально-нравственных представлений личности и её развитие в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр
Сенсорное развитие служит основой познания мира. Видные представители дошкольной психологии и педагогики Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, ...
Проект на тему: «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр».
возраста посредством дидактических игр». Паспорт проекта:Автор проекта: старший воспитатель Мотова Н. Г., воспитатель Мягчихина Т.А.Продолжительность проекта: Один годТип проекта: Вз...
План по самообразованию "Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредствам дидактических игр»
Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Задачи проекта:Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-...
Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр
План со самообразованию (первая младшая группа)...
Картотека дидактических игр и пособий своими руками по теме : «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр»
Картотека дидактически игр и пособий Дидактическая игра «Наряди матрешку» Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов по ц...
Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр
Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более раз...
Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр.
Развитие сенсорного восприятия в младшем возрасте влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребёнка. Ведь только чувствующ...