ТРИЗ в развитии творческого воображения дошкольников
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Галина Александровна Клокова

Мастер-класс для педагогов  дошкольной организации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_triz_1.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:


Мастер-класс для педагогов

«ТРИЗ в развитии творческого воображения дошкольников»

Цели мастер-класса:

  1. Актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы  приёмов технологии решения изобретательских задач.  
  2. Создание условий для овладения участниками мастер – класса технологией   решения изобретательских задач.
  3. Содействовать повышению уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса, способствующей достижению более высоких результатов.  

Ход мастер-класса

Не обрушивайте на ребенка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.

В.А. Сухомлинский

        Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно ФГОС - воспитание поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но не всегда традиционные формы помогают решить эту проблему. Необходимо использование новых форм, методов и технологий.

        Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя–фантаста Генриха Самуиловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём». Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих фантазеров, которые, позврослев, могут стать изобретателями, генераторами новых идей.

        Творческое воображение – это способность представить то, чего пока ещё в окружающем мире нет, и описать этот воображаемый объект. Все объекты материального мира, которые нас окружают и к  которым мы привыкли – очки, часы, дома, самолёты, это продукты развитого творческого воображения людей.

        Оптимальным средством для развития воображения, а также мышления и речи дошкольника является система заданий, игр, занятий с использованием элементов ТРИЗ.

        ТРИЗ – это уникальный инструмент для поиска нетривиальных идей, решения многих творческих проблем, формирования творческой личности. Особый раздел ТРИЗ – курс развития творческого воображения. Именно этот раздел чаще всего используется в детском саду.

        Уважаемые коллеги, в как вы думаете, в каких видах деятельности может применяться ТРИЗ-технология? (ответы)

        Технологию ТРИЗ   мы используем практически во всех видах деятельности  (в образовательной, в самостоятельных и совместных играх и в режимных моментах). Это позволяет нам формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребёнка. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология позволяет каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению, а также развитию творческого воображения, под которым понимается создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом.

Принципы построения занятий по ТРИЗ.

  • Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
  • Системный подход (всё в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
  • Включение в процессе познания всех доступных для ребёнка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности).
  • Обязательная активизация творческого воображения.

Вся жизнь детей должна быть организована так, чтобы дошкольники находились в положении исследователей, первооткрывателей, а не получали знания готовыми. Необходимо обучать дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути её решения. Детям можно говорить всё. Для этого нужно изменить методику проведения занятий и организацию совместной деятельности. Перестать давать детям готовые знания, не раскрывать истину, а учить находить её. Если ребёнок задаёт вопрос, не давать готовый ответ, а спрашивать, что он сам думает об этом. Приглашать детей к рассуждению, наводящими вопросами подводить к ответу. При отсутствии вопросов указывать на противоречия, тем самым ставить в ситуацию, когда нужно самостоятельно найти ответ.

        В ТРИЗ применяется много методов, направленных на развитие фантазии и воображения.

       Сегодня мы остановимся более подробно на следующих  методах  РТВ:

  • Мозговой штурм;
  • Метод «Синектики»;
  • Метод фокальных объектов (МФО);
  • Фантазирование.

        Одним из методов активизации мышления является метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств других, случайно выбранных объектов. Слово «фокальный» означает, что объект находится в зоне, в фокусе внимания. Этот метод подходит для развития воображения у детей от 5 лет.

МФО, план действий:

  • Выбрать объект рукотворного мира для усовершенствования (фокальный объект)
  • Выбрать 3-4 случайных объекта, «ткнув пальцем в небо»
  • Выделить характерные, особенные свойства у случайных объектов
  • Сложив фокальный объект и особенные свойства, получить новые сочетания и  развить их путем свободных ассоциаций.
  • Чем может быть полезен усовершенствованный объект с его новыми свойствами? Для чего он будет нужен? Зафиксировать все интересные идеи.

        МФО прост в освоении и универсален, а выдвигаемые идеи будут далеки от шаблонов. Конечно, не все варианты новых сочетаний свойств объекта будут удачными, поэтому важно критически оценить полученные варианты, отобрав наиболее сильные.

Пример создания нового объекта с помощью МФО

Совершенствуемый объект: стол

Случайные объекты: еж, льдинка, лампа

Характерные свойства или признаки случайных объектов

Льдинка: холодная

Еж: колючий

Лампа: светящаяся

Новые сочетания

Стол холодный

Стол колючий

Стол светящийся

Новые идеи

Стол со множеством колючек-ножек для устойчивости.

Стол с холодильником.

Стол с подсветкой.

        Предлагаю и вам создать новый объект при помощи методов фокальных объектов (педагогам предлагается назвать слово – совершенствуемый объект, и три любых слова – случайные объекты, подобрать характерные свойства, назвать новые сочетания и придумать новые идеи).

Следующий метод, про который мы поговорим, называется «Мозговой штурм». С детьми мозговой штурм возникает незапланированно при решении возникшей задачи (бытовой или сказочной), во время игры, образовательной деятельности, при обсуждении какого-либо поступка, случая или чтения художественной литературы. Мозговой штурм относится к методам коллективной выработки какой-либо идеи. Этому методу характерно то, что решение задачи, познание нового приходит часто внезапно, а не как длительный непосредственный результат мышления.

Правила мозгового штурма – это исключение всякой критики, проведение совместного анализа идей, поощрение самых невероятных идей, большое количество ответов и предложений, а также улучшение чужих идей.

Суть мозгового штурма – дать свободный выход мыслям из подсознания, создавать условия, расковывающие ребенка.

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.

Темами мозгового штурма могут быть:

-как не промокнуть под дождем;

-как выгнать лису из заячьей избушки;

-как сделать разноцветную льдинку;

-что можно сделать из шишки;

-как достать сосульку и т. д.

Предлагаю вам с помощью мозгового штурма решать следующую задачу: вам надо быстро охладить стакан с кипятком. Давайте определим, что есть в условии задачи? (Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне - это ресурс для решения задачи). 

Варианты решений:

- Добавить холодную воду.

- Налить в большую миску.

- Добавить много варенья или сахара.

- Переливать через воронку.

- Погружать холодные ложки.

- Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег...

А сейчас предлагаю коллегам придумать задачу, которую следует решить, используя метод мозгового штурма (педагог придумывает тему, остальные воспитатели высказывают свои ответы-решения).

Бывает, дети дружно повторяют ранее высказанную идею, не предлагая своих идей. В таких случаях мы спрашиваем: "А что ты предложишь свое?". Повторяем вопрос ребенку лично. Бывает, что дети молчат. Ни у кого нет ни одной идеи. Тогда мы задаем наводящие вопросы, обращаемся к самому сообразительному ребенку. Если нам не удалось установить процесс генерирования, значит, предложенная тема детей не вдохновила, им скучно или они боятся принимать участие в обсуждении.

Метод «Синектика».

Это объединение однородных элементов. Этот метод построен на поиске аналогов (похожестей, ассоциативных связей).

1. Прямая аналогия основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний.

По аналогии чего были созданы вертолёт? Подводная лодка?

2. Фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы.

Задания: нарисуй свою радость, изобрази любовь.

3. Личностная аналогия (эмпатия). Это представление себя каким-то предметом или явлением и передача чувств, переживаний, настроения этого образа.

Ситуации: Что думают воробьи, когда они нашли зерно?

                  А когда за ними гонится кошка?

                  А когда на улице сильный мороз?

                  Что думает звёздочка, когда увидит, что ночью где-то не            

                  спит ребёнок?

Также дошкольники очень любят задания такого вида:

Изобрази будильник, который забыли выключить?

Покажи походку человека, которому жмут ботинки.

Изобрази рассерженного поросёнка, встревоженного кота, восторженного кролика.

Фантазирование.

1. Уменьшение - увеличение объекта.

Выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку.

2. Наоборот.

Придумай сказку о добром волке и злой Красной Шапочке.

3. Дробление – объединение.

Придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного животного, отдельные части которого представляют собой части других животных.

4. Динамика – статика.

Это оживление неживых объектов и наоборот. Буратино – это живое дерево, Снегурочка – живой снег, Колобок – живое тесто. Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его и придумать название.

Несколько советов тем, кто решил использовать инструменты ТРИЗ в работе с дошкольниками:

- Помните, что нет темы, на которую нельзя беседовать с дошкольниками, только подача материала должна быть построена на живом интересе к самому ребёнку.

- Не так важно решить с детьми задачу, как сформировать умение осознавать приёмы, с помощью которых это происходит.

- Задания дошкольникам должны быть максимально понятными и интересными.

- Позволяйте ребёнку ошибаться и «ошибайтесь» сами, ищите выход вместе.

- Разговаривайте с ребёнком, а не только говорите ему.

И тогда, благодаря ТРИЗ, вы сможете вырастить из ребёнка оптимиста, интеллектуально развитую личность с хорошо развитой речью, а главное – обладающего творческим воображением, так как именно оно является неотъемлемой частью нашей жизни.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 «Рябинушка»

Мастер-класс

для педагогов

«ТРИЗ в развитии творческого воображения дошкольников»

Подготовили воспитатели:

                                                  Клокова Г. А.

                                                    Сидорова С. В.

Мичуринск-наукоград

2018 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО РИСОВАНИЮ

В настоящее время все больше педагогов начинают ставить целью обучения не просто накопление знаний и овладение навыками и умениями, но и решение более важных задач – развитие у детей творческого...

Использование элементов ТРИЗ в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Кто из нас не мечтал стать волшебником? Ведь тогда всё становится весёлым и интересным, страшное перестаёт быть страшным, неприятности оказываются преодолёнными, скучное может оказаться занимате...

Мастер-класс для педагогов «ТРИЗ в развитии творческого воображения дошкольников»

1.    Актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы  приёмов технологии решения изобретательских задач;  2.    Создание условий для о...

Доклад из опыта работы «ТРИЗ в развитии творческого воображения дошкольников»

    Тема « ТРИЗ в детском саду» в последнее время стала актуальной. Сейчас уже никто не сомневается в том, что дает ТРИЗ детям. Самая главная цель, которую ставлю перед со...

Творческий проект на тему "Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования"

Данный проект предлагает рисование с использованием нетрадиционных способов. Вся работа направлена на развитие у дошкольников творчества, которая определяется как продуктивная деятельность, в ходе кот...