План работы по самообразованию Тема:
методическая разработка (средняя группа) на тему
Своевременное формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-raboty_po_samoobrazovaniyu.docx | 35.17 КБ |
Предварительный просмотр:
План-работы
по самообразованию (средняя группа)
Воспитатель:
Колмыкова Е.Т.
Пояснительная записка.
В современной, общей педагогике формирования развития математических способностей детей направленно на развитие познавательных интересов, интеллектуального развития детей. Поэтому разработка по самообразованию на тему: «Занимательная математика» является актуальным на сегодняшний день. Своевременное формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. У каждого ребенка есть способности и таланты. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявлять свои дарования это умное руководство.
Математические игры собранные в данной программе, направлены на развитие количественных и качественных, пространственных и временных представлений; развитию логического мышления.
Содержание программного материала не превышает медико-психологические требования, предъявляемые к процессу развития и обучения ребенка.
Подача материала по разделам осуществляется в игровой, занимательной форме. Игра активизирует умственную деятельность, в ходе игры закрепляются полученные знания, дети овладевают умениями вести поиск решений самостоятельно.
Содержание программы позволяет проводить математические игры в течение всего дня: как в специально организованной деятельности, так и в совместной и самостоятельной деятельности. Содержание занятий насыщено математическими играми и интересно для детей. Для активизации внимания используются разные методы и приемы: наглядный материал, сказочные герои и т.д. Новый материал вводиться на основе принципа проблемности. В процессе решения проблемной ситуации ребенок сам открывает для себя новое, сам находит решение, нередко путем проб и ошибок.
Математика – это один из наиболее трудных учебных предметов. Поэтому в обучении на занятиях во главе ставиться игровой метод, что позволяет чаще менять вид деятельности и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
Математические игры активно используются и в совместной деятельности воспитателей и детей. Дети овладевают количественными представлениями: много, мало, несколько, немного, столько же, поровну, одинаково; происходит осознанное понимание и употребление понятий «больше, меньше, ровно». Пространственные представления уточняются и закрепляются: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. Дети учатся в специально созданных ситуациях, и определять свое место по заданному условию. Дети легко выполняют задания: встать так, чтоб справа от тебя был шкаф, а сзади стул. При помощи игровых упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например: справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы пирамидка. Для поддержания интереса детей к деятельности желательно вводить появление сказочного героя. Например: игра «Найди игрушку» - к нам прилетел Карлсон и принес в подарок игрушки. Так как он любит шутить то, он взял и спрятал игрушки, а в письме написал, как их найти.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур помогут игры: «Составь узор», «Кто больше увидит?», «Какой фигуры не достает?» и т.д. Большое внимание необходимо уделять работе со счетными палочками. Работа строиться по принципу от простого к сложному. Сначала предлагались задачи на построение простых фигур:
- Построить треугольник со стороной в 2 палочки.
- Построить треугольник из 6 палочек.
Далее задания усложняются. Детям предлагается задание на построение сложных фигур.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. С целью развития у детей мышления используются различные игры и упражнения. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжение рядов фигур, знаков на поиск чисел. Для закрепления знаний, детям даются домашние задания в виде дидактических игр и упражнений. Например: «Найди ошибку», «Какие цифры потерялись?», «Найди и вычеркни лишнюю фигуру». Дети стараются выполнить свои задания правильно, не допуская ошибок.
Данная программа предназначена для обучения и воспитания детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Обучение и воспитание детей направленно на развитие логики, мышления, памяти, внимания, любознательности, на расширение кругозора детей.
Также используя различные математические игры в работе с детьми убеждаешься в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.
Результатом программы должно быть достижение дальнейшего продвижения детей в развитии мышления, формирования у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.
Принцип построения программы.
Принципы построения программы основываются на:
1.Принцип наглядности и обучения.
2.Принцип доступности обучения.
3.Принцип систематического обучения.
4.Принцип проблемного обучения.
5.Принцип активности и сознательного обучения.
6.Принцип возрастного обучения.
7.Принцип интеграции.
Цель: Формирование полноценно развитой личности ребенка.
Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:
Задачи и обучения.
1.Обучение детей счету в пределах 5-ти; сравнению 2-х групп предметов; узнаванию, называнию геометрических фигур; различию и называнию частей суток; определению направления движения, представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета, умение уравнивать неравные группы двумя способами.
Развивать умение отсчитывать предметы из большого количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5.
Развивать умение детей сравнивать предметы по двум признакам величины. Формировать умение устанавливать размеренные отношения между 3-5 предметами разной длины.
Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе.
Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении.
2.Развитие логического мышления, умение доказывать правильность решения, развитие сенсорных решений умение и способностей аналитического восприятия.
Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, новыми способами их обследования.
3.Различие геометрических фигур составление из них геометрических картинок по образцу, по собственному замыслу, формировать умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов, развитие мелкой моторике пальцев, рук.
4. Воспитывать у детей логические умения, размышления, умение делать выводы, умозаключения. Развивать исследовательскую деятельность ребенка, оказывать помощь в формировании её результатов и создавать условия для её презентации сверстникам.
Технологическая карта.
1 квартал | Задачи по развитию мыслительной деятельности | Дидактические игры | ||
1.Количество и счет | Учить детей количественному счету в пределах 5-ти на основе наглядного сравнения 2-х групп предметов. Образование равенства из неравенства. Учить детей понимать образование нового числа, учить находить данное число в натуральном ряде чисел и отвечать на вопросы: Который? На котором месте? Какой по счету? | «Медведь и пчела»; «Разноцветные фонарики»; «Рыбак и рыбки»; «Птички»; «Поезд»; «Самолеты»; «Найди и закрась»; «Сосчитай и нарисуй»; «Не ошибись». | ||
2.Велечина | Совершенствовать умение детей сравнивать два предмета по величине, длине, ширине, высоте. | «Куклы собираются в гости»; «Какая дорога длиннее»; «Убери полоски на место»; «Кто скорее собирает»; «Соедини правильно»; «Найди и закрась» | ||
3.Геометрические фигуры | Закрепить умение различать и правильно называть геометрические фигуры – круг, квадрат. | «Геометрическое лото»; «Найди такую же»; «Разложи в коробки»; «Найди и разложи»; «Найди и назови»; «Дострой»; «Гаражи»; «Найди свой домик» | ||
4.Ориентировка во времени | Расширить и углубить у детей представление о частях суток (утро, день, вечер, ночь) их последовательности. | «День, ночь»; «Когда это бывает»; «Части суток»; «Соедини правильно». | ||
5.Ориентировка в пространстве | Учить детей определять направления от себя двигаться в заданном направлении (вперед-назад; вверх-вниз). Познакомить с понятиями «вперед-назад», «вверх-вниз». Научиться различать предметы расположенные спереди и сзади от себя. | «Игры с подвесным шариком способствующие усвоению понятия «вверх-вниз». «Где звенит колокольчик». | ||
2 квартал | ||||
1.Количество и счет | Продолжать упражнять детей в счете в пределах 5-ти; формирование понятия о числе – показ независимости числа от расстояния между предметами его образующими (предметы расположены в ряд) - показ независимости числа от размера предметов. - показ независимости числа от формы расположения предметов. | «Узнай сколько игрушек на ощупь»; «Угадай сколько стоит»; «Сбор грибов»; «Считай не ошибись»; «Найди сколько же»; «Кот и мышь»; «Четвертый лишний». | ||
2.Велечина | Учить детей устанавливать соотношения между тремя предметами по размеру (развитие глазомера) - по длине; - ширине; - толщине. | «Карандаши» (разложи по порядку); «В лес за елкой»; «Найди такое же колечко»; «Иди дальше»;»Кто у нас в гостях»; «Речка-широкая, ручеек-узкий». | ||
3.Геометрические фигуры | Знакомство с треугольником, учить группировать модели геометрических фигур по форме, размеру, учить сравнивать геометрические фигуры и выявлять разные и одинаковые. | «Найди не ошибись»; «Найди свой домик»; «Найди пару»; «Почини одеяло Буратине»; «Сложи фигуру» (счетные палочки); «Найди предмет такой же формы». | ||
4.Ориентировка во времени | Продолжать расширять у детей представления о частях суток. Познакомить с понятиями: вчера, сегодня, завтра. Учить понимать значение этих слов. | «Когда это бывает»; «Наоборот»; «Угадай когда это было»; «Соедини правильно». | ||
5.Ориентировка в пространстве | Рассматривать у детей знания о формировании представлений: направо - налево; близко – далеко; ближе – дальше. | «Где спрятался мишка?»; «Дети с мечами»; «Прятки с игрушкой»; «Кто ушел?»; «Где мяч?». | ||
3 квартал | ||||
1.Количество и счет | Обучение счету по образцу и заданному числу, обучение счету по осязанию, на слух; счет движений. Обучение порядкового счета в пределах 5-ти; Учить детей считать и отсчитывать, дать понятие, что счет это одно к другому, а отсчет – это беру предмет, переношу и т.д. | «Игра с мячом»; «Назови соседей»; «Назови число»; «Чудесный мешочек»; «Бабочки»; «Найди столько же»; «Исправь ошибку»; «Которая игрушка спряталась». | ||
2.Велечина | Установить соотношение между 3-5 предметами по размеру: -длине, -ширине, -высоте, -толщине в возрастающем и убывающем порядке, пользуясь сравнением величины, например: длинная - короче- самая короткая. | «Башенка»; «Самое высокое дерево»; «Спортсмены»; «Разложи по прядку»; «Мы строители»; «Найди такое же колечко»; «Кто скорее соберет». | ||
3.Геометрические фигуры | Учить детей определению пространственного положения геометрических фигур и воспроизведения такого же расположения. Учить детей сопоставлению формы предметов с геометрическими образцами. Познакомить с термином вершина. Познакомить с объемной формой куб, шар, цилиндр, кирпичик. | «Лото»; «Что изменилось?»; «Домино»; «Сложи фигуру» (счетные палочки); «Каких фигур больше»; «Найди предмет такой же формы»; «Из каких фигур состоит предмет». | ||
4.Ориентировка во времени | Учить ориентироваться в специально созданных ситуациях, учить определять своё собственное положение относящиеся к определенной части суток, подойти к пониманию, что части суток, определяются в целые сутки. Познакомить с моделированием (Утро - голубое, день - желтый, вечер - серый, ночь - черная). | «Иди дальше»; «Кто в гостях»; «Найди и определи»; «Части суток». | ||
5.Ориентировка в пространстве | Научить детей различать левую и правую руки не только у себя, но и у стоящего напротив человека. Учить ориентироваться на себя и от себя, учить определять направления от себя и находить предметы, положенные по отношению к себе. | «Назови соседей»; «Кто ушел и где стоял»; «Кто скажет правильно», «Угадай, что где находиться», «Что вокруг меня». |
Индивидуально-коррекционная работа.
Количество и счет.
- «Сосчитай и раскрась».
- учить детей считать до 5-ти, развивать логическое мышление.
- «Найди и покажи»
- упражнять детей в счете предметов, нахождении групп с одинаковым числом предметов.
- «Магазин»
- упражнять детей в нахождении равенств и неравенств предметов.
- «Подбери кружки к блюдцам»
- упражнять детей в количественном счете предметов, развивать логическое мышление.
- «Сделай столько, сколько я»
- упражнять детей в отсчете предметов на слух, развивать внимание.
- «Сколько пуговиц?»
- упражнять детей в отсчете на ощупь.
- «Инсценировка сказки «Репка».
- упражнять детей в порядковом счете, развивать память.
- «К нам пришли гости»
- упражнять детей в количественном и порядковом счете, развивать память, логическое мышление.
- «Найди ошибку»
- упражнять детей в соотношении цифры с количеством предметов, развивать память, зрительный ориентир.
Величина.
- «Разложи карандаши по порядку»
- упражнять детей в сравнении предметов в возрастающем и убывающем порядке.
- «Построим башенки», «Мы строители».
-упражнять детей в сравнивании предметов по длине и высоте.
- «Войдет ли елка в комнату»
- упражнять детей в сравнении предметов по высоте и ширине, развивать зрительный ориентир, логическое мышление.
- «Делаем ремонт»
- упражнять детей в сравнивании предметов с помощью условной мерки.
- «Найди и покажи»
- упражнять детей в сравнивании предметов по длине, развивать логическое мышление.
Геометрические фигуры.
- «Найди свой домик»
- упражнять детей в узнавании геометрических фигур в окружающей обстановке, развивать память.
- «Угадай, что это?»
- учить узнавать и различать геометрические фигуры
- «Найди предмет такой же формы»
- упражнять детей в названии предметов геометрической формы, развивать логическое мышление, память.
- «Путешествие по комнате»
- упражнять детей ориентироваться в окружающей обстановке и находить предметы геометрической формы.
- «Игра с мячом», «Найди соседей»
- упражнять детей в ориентировке относительно себя.
- «Чудесный мешочек»
- упражнять детей в умении различать и называть геометрические фигуры.
Пространство и время.
- «Когда это бывает?»
- упражнять детей в определении частей суток.
- «Отгадай, что это?»
- учить детей определять части суток.
- «Наведи порядок»
- упражнять детей в названии части суток в установленной последовательности.
- «Наш день»
- учить детей ориентироваться в повседневной жизни.
- «Угадай, что, где находиться?»
- упражнять детей ориентироваться в окружающей обстановке.
- «Кто ушел и где стоял?»
- упражнять детей согласовывать двигательные упражнения с указаниями взрослых.
Литература для составления данной программы.
- Е.В. Колесникова
«Математика для дошкольников 4-5 лет»
- А.В. Аджи
«Конспекты интегрированных занятий в средней группе»
- Программа воспитания и обучения в детском саду
«От рождения до школы»
- ФГТ в ДОУ
Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе «От рождения до школы» (средняя группа)
- Н.Е. Вераксы; Т.С. Комарова; М.. Васильева
«Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» (средняя группа)
- Васильева М.А.; В.В. Гербова.; Т.С. Комарова
«Комплексные занятия в ДОУ» (средняя группа)
- Л.А. Венгер, А.Л. Венгер.
«Домашняя школа»
- Т.И. Ерофеева
«Математика для дошкольников»
- Данилов В.В. Учебное пособие по математике «Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях»
- З.А. Михайлова
«Игровые занимательные задачи для дошкольников»
- Е.В. Соловьева
«Моя математика»
- С.И. Волина
«Математические ступеньки»
- З.А. Серова
«Знакомлюсь с математикой»
- Т.М. Лямин
«Воспитание детей в средней группе детского сада»
- Л.В. Русакова
«Методические рекомендации к программе воспитания и обучения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».
Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском садуЗадачи:-Овладение методами экологического воспитания, совершенствован...
Индивидуальный план работы по самообразованию Тема : «Современные технологии в становлении ценностей здорового образа жизни детей дошкольного возраста».
Тематическое планирование деятельности по самообразованию...
Перспективный план работы по самообразованию тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» 2015-2016 учебный год
Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, Когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и...
План работы по самообразованию Тема: «Развитие сенсорных способностей в дидактической игре»
Цель: систематизация знаний по методике сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, изучение учебной и научно-методической литературы, новых программ и педагогических технологи...
План работы по самообразованию. Тема: "Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 4-5 лет."
Нетрадиционные способы рисования позволяют развивать в ребёнке наблюдательность, художественный вкус, эмоции, творческие способности и умение доступными средствами создавать красивое. Чтобы ярко и быс...
План работы по самообразованию Тема: «Использование фитнес-технологий в системе физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ»
Цель:1.Совершенствование своего профессионального уровня с учетом ФГОС.2.Повышение качества занятий по физической культуре.3.Формирование комплекта дидактических материалов.4.Фо...
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: « Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской» 2016 г.
Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема:« Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской»...