Консультация для воспитателей "Советы по организации самообразования воспитателя в ДОУ".
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУ
Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Задача старшего воспитателя – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
Изучение учебной и научно-методической литературы;
Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
Изучение новых программ и педагогических технологий;
Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
Повышение общекультурного уровня.
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
Формирование основ педагогического мастерства;
Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
Проявление творческого потенциала педагога;
Пропаганда своих достижений;
Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
Овладение методикой работы с детьми;
Адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой самообразования также может быть:
одна из годовых задач ДОУ;
проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспитателю:
в определении темы, целей и задач;
в планировании работы по самообразованию;
в ходе реализации плана;
в изучении и анализе результативности своей работы.
Этапы и содержание деятельности по самообразованию представлены в таблице.
1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности педагога.
Выявление желания педагога работать над той или иной проблемой: индивидуальные беседы, анкетирование
2. Планирование работы по самообразованию Консультирование и методические рекомендации по разработке темы:
• в определении содержания работы по самообразованию;
• в выборе вопросов для самостоятельного углублённого изучения;
• в составлении плана в зависимости от уровня профессионализма педагога
3. Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов) Создание условий для работы воспитателя по самообразованию:
• тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической и художественной литературы;
• тематическая подборка и составление картотеки газетных и журнальных статей;
• видеозаписи;
• оформление выставки «В помощь занимающимся самообразованием»;
• материалы из опыта работы;
• тематические стенды «Посетите занятие», «Советуем поучиться у коллег», «Лучшее от каждого – коллективу» и др.
4. Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми) Оценка работы педагога по самообразованию при посещении занятий и других форм воспитательно-образовательного процесса, изучение практических материалов
5. Подведение итогов самообразования Привлечение к проведению индивидуальной или групповой консультации; выступлению на заседании совета педагогов; проведению открытого просмотра.
Помощь в оформлении результатов самообразования:
• выступление по итогам работы и обмену опытом;
• составление картотеки по проблеме;
• игры и пособия;
• советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;
• составление перспективного плана работы с детьми;
• организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;
• оформление передового педагогического опыта
Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.
План работы по самообразованию:
Воспитатель________группы №_____МДОУ д\с №____
Тема:_________________________________________
Цель, задачи:__________________________________
Литература:
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
Раздел плана Сроки Форма работы Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУ»
Консультация для воспитателей ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/07/picture-477799-1410109126.jpg)
Консультации для педагогов (воспитателей) Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУ
Консультации для педагогов (воспитателей)Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУОдним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированн...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/07/picture-888915-1694056428.jpg)
Консультации для педагогов (воспитателей) Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУ
Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Задача старшего воспитателя ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/20/picture-298844-1482251892.jpg)
Консультация для воспитателей «Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУ»
Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Задача старшего воспитателя ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/14/picture-144130-1352909463.jpg)
советы по организации самообразования воспитателя детского сада
советы для воспитателей при организации самообразования...
Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/14/picture-366836-1397487469.jpg)
Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУ
Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Задача старшего воспитателя ...