Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников
консультация на тему

Сообщение для педагогов на педагогическом совете "Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 77»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Сообщение на тему:

Современные технологии обучения

сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников

                                                    Составила:

                                                                                  музыкальный руководитель

                                                            Павлухина Е.А.

Энгельс 2018 г.

Дошкольное детство – возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека - это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, самостоятельности и становления основ индивидуальности.

 Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. Игра является самоценной формой активности ребенка дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет игру как сквозной механизм развития ребенка, посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей и формирование социально-нормативных возрастных характеристик, таких как инициативность, самостоятельность, умение взаимодействовать и договариваться, способность учитывать интересы и чувства других, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам.

В воспитательно-образовательном процессе недостаточно внимания уделяется формированию у детей представлений о социальной действительности, их самодеятельным играм. Подчинение игры задачам обучения наносит воспитанникам двойной вред: приводит к изъятию самодеятельных игр из жизни детского сада, снижает познавательную мотивацию детей, что является основой формирования игровой деятельности. Почти полностью выпала из поля зрения воспитателей важность формирования игровых умений и игрового взаимодействия детей.

Актуальность проблемы состоит в том, что дети приходят в детский сад с низкой социальной компетентностью, неадекватной ориентировкой ребенка в социальных отношениях в семье или во взаимоотношениях ребенка со сверстниками, низким уровнем представлений об окружающем мире. Особенностью современных детей является то, что они уже с ранних лет приучаются жить в виртуальном мире, мире компьютерных игр, где отсутствует какое-либо живое общение и взаимодействие. Поэтому, социальные отношения должны стать предметом специальной подготовки ребенка к взрослой жизни. Оптимальной формой этих отношений является ролевая игра. Отсюда важность и актуальность рассмотрения теории применения игры. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Прежде чем начать играть, дети придумывают замысел, в нем находят воплощение представлений о различных событиях. Чем разнообразнее замыслы, тем интереснее игры, а это напрямую зависит от впечатлений об окружающем мире.

Для формирования игровых умений и игрового взаимодействия детей можно использовать следующие задачи:

1. Создавать условия для развития игровой деятельности детей.

2. Расширять область самостоятельных инициативных действий в выборе роли, разработке и осуществлении замысла.

1

3. Развивать у детей самостоятельность, творчество, инициативу, навыки саморегуляции.

4. Формировать доброжелательные отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

5. Развивать педагогическую компетентность родителей в области организации игровой деятельности.

Работу по развитию сюжетно-ролевых игр следует осуществляла в следующих направлениях:

1. Создание необходимой развивающей предметно-пространственной среды.

2. Непосредственное руководство играми детей.

Задача воспитателей – сделать игру интересной и содержательной, чтобы в её процессе дети учились переживать возвышенные, благородные чувства, учились мечтать и фантазировать. Этого можно достигнуть, открывая перед детьми мир добрых, самоотверженных поступков людей. Положительные эмоции, впечатления, знания – вот основа содержательных игр!

В качестве основного метода организации сюжетно-ролевых игр можно использовать  метод педагогической поддержки самодеятельных игр, предложенный Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой.

Содержание работы с детьми организуется в соответствии с возрастом воспитанников. Так, в группах раннего возраста - приобщение детей к различным играм: предметным, простейшим сюжетным, подвижным, перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации.

2 младшая группа – обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры (индивидуальные и малыми подгруппами, формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации.

Средняя группа – освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта через приобщение детей к играм с правилами.

Старшая группа – обогащение игрового опыта по развитию и усложнению сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры, создание условий и поддержка самодеятельной игры детей.

Подготовительная группа – формирование и поддержка детского коллектива, самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр разных видов, поддержка перехода к играм-диалогам, играм-фантазированиям, играм в самодельной предметной среде.

2

В игре с детьми у взрослого может быть две основные стратегии:

 - взрослый может сам организовать игру на основании заранее продуманного общего направления сюжета и подготовленных предметно-игровых материалов;

 -  взрослый может присоединиться к уже играющим детям. Он участвует с детьми в игре на равных и может влиять на содержание и общий ход игры теми же способами, что используют другие играющие. В сюжетной игре он может придумать сюжет игры, выступить с интересными предложениями о ее сюжетном

 продолжении, ввести в игру новый персонаж, создать проблемную ситуацию. При этом специально обучать детей определенным игровым действиям не рекомендуется. Важно, чтобы дети сами придумывали, какие ролевые действия включать в игру, только в таком случае игра будет носить творческий характер.

Метод комплексного руководства игрой дошкольника, разработанный С. Л. Новоселовой включает в себя следующие компоненты:

• планомерное обогащение жизненного опыта;

• совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;

• своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта;

• активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Значение каждого из компонентов комплексного подхода изменяется в зависимости от возраста, уровня развития детей. Например, в младшем и среднем дошкольном возрасте больше внимания и времени педагог должен уделять первым и вторым компонентам, чтобы дети накопили жизненный и игровой опыт.

В старшем дошкольном возрасте актуальными становятся третий и четвертый компоненты комплексного подхода.

Тематика сюжетно-ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. Развитие способов сюжетосложения происходит за счет придумывания и комбинирования разнообразных ситуаций взаимодействия людей, событий.

В старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в игры знакомой тематики«Магазин»«Больница»«Парикмахерская». При организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной

3

жизни. Например, образ магазина для современных детей - это супермаркет. Вместо обычной парикмахерской ребенок чаще встречается с салоном красоты с широким набором услуг. Организация содержательных игр на социальные темы требует выделения отношений между людьми, которые являются основой построения сюжета. Воспитателю следует продумать ситуации, которые позволяют строить сюжет на основе творческого моделирования отношений между персонажами.

 Важно, чтобы ситуации, выбранные для моделирования в сюжетно - ролевой игре вызвали эмоционально-положительное отношение и интерес. Это является условием самостоятельности и активности детей в играх.

В противном случае происходит резкий спад игровой динамики – использование игровых умений с преобладанием предметных действий, характерных для детей младшего возраста.

Существуют игровые темы, которые утратили свою актуальность для современного дошкольника: «Почта»«Библиотека»«Ателье». Люди чаще пользуются электронной почтой и предпочитают покупать готовую одежду.

 Данные темы не получают продолжения и развития в игре, так как в них отсутствует эмоционально-значимое содержание для отражения в игре. Для ознакомления детей с окружающей действительностью можно предложить такие темы«Путешествие письма»«Зачем людям нужна библиотека?».

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр предполагает:

• Организацию совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре: накопления содержания для игр, моделирование возможных игровых ситуаций,

• творческое создание обстановки для игры;

• организация совместных игр воспитателя и детей, в которых происходит освоение новых умений и нового содержания;

• создание условий для самостоятельной инициативной и творческой игровой деятельности детей.

Этапы педагогической технологии:

1 этап: обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отображать в игре, - наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях. Важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается).

2 этап: организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»):

• определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочетание событий, хода их развития в соответствии с темой игры;

4

• создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;

• совместная игровая деятельность воспитателя и детей.

3 этап: самостоятельная игровая деятельность детей. Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает. Такая игра учит соподчинению мотивов, согласованию ролей, взаимопониманию.

Большой интерес представляет прием «параллельная игра - роль». Это специально организованное игровое общение, где взрослый принимает на себя ту же роль, которую в данный момент разыгрывает ребенок, влияет на игру ребенка скрыто, обогащает новыми игровыми навыками и целями. Воспитатель также может выступить перед детьми с новой ролью, ненавязчиво побуждая детей вступить в параллельную игру.

Игра с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену ролей, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. В совместной со сверстниками и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей. У детей появляется вкус к динамическому развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках

той или иной смысловой сферы. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним-двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером – игрушкой, с воображаемым партнером, т. е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре.

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка.

 Игра как педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры. Такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.

Разумеется, требования ФГОС дошкольного образования не могут идти в противоречии с законами развития ребенка-дошкольника. Стандарт дошкольногообразования в отличие от Стандарта начальной школы не зря называют «Стандартом условий». Основной посыл ФГОС ДО - амплификация (обогащение) условий развития дошкольников.

5

Поэтому на третий раздел Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» нужно обратить особое внимание. Именно в этом разделе среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5) называются:

• создание условий для выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

• поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

• поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Все это – важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит и успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС дошкольного образования.

Литература:

1. Солнцева О. В. Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр. Сопровождение сюжетных игр детей. Издательство «Речь», 2010 г.

2. В. С. Мухина. Детская психология. Второе издание. Москва. Апрель пресс, Эксмо-пресс. 2000г.

2. Менджерицкая. Воспитателю о детской игре. Москва. Просвещение. 1982

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте

4. Эльконин Д. Б. Психология игры

5. Козлова С. А. Я – человек. Программа социального развития ребенка

6. Выготский Л. С. проблема культурного развития ребенка

7. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства

6

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников

 Тематика сюжетно-ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. ...

Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников

Тематика сюжетно-ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. Развитие спос...

"Что такое социализация дошкольника .Важность игры в социализации дошкольника."

раскрывает понятие социализации дошкольника и её важность в процессе игры....

«Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»

Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в игровой деятельности происходит социализация ребенка. Именно в  игре он развивается и самореализуеться, усваивая и в...

Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»

Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...