Занимательные опыты и эксперименты
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Булах Валентина Геннадьевна

Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnye_opyty_i_eksperimenty.doc505.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательные опыты и эксперименты

Архив материалов - Детский сад 124

Опыты с песком

«Песочная страна»

Цель: Обобщить знания о свойствах песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить. Познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Материалы и оборудование: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

Содержание:

В гости к детям приходит Красная Шапочка и приносит с собой песок и предлагает детям рассмотреть его.

Воспитатель: Рассмотрите песок. Какого он цвета?

Дети: Коричневый.

Воспитатель: Какой песок на ощупь?

Дети: Сыпучий, сухой.

Воспитатель: Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки?

С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки?

Дети: С помощью лупы

Воспитатель: Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу.

Воспитатель: Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка?  Как можно играть с сухим песком? (ответы детей)

Можно ли сухим песком рисовать?

На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается, что – либо нарисовать (или обвести готовый рисунок), а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось.

Все вместе рассматривают рисунки.

- Чем занимались на занятии?

- Что понравилось больше всего?

Красная Шапочка благодарит детей за работу.

 «Игры с песком»

Цель: Закрепить представления детей о свойствах песка. Развивать любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развивать конструкторские умения. Воспитывать взаимопомощь, выдержку.

Материалы и оборудование: песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки – животные, совки, детские грабли, лейки, план участка.

Содержание:

Дети выходят на улицу и осматривают площадку. Воспитатель обращает внимание на необычные следы в песочнице.

Воспитатель: Почему следы так хорошо видны на песке? Чьи это следы? Почему вы так думаете? (ответы детей)

Дети находят пластмассовых животных и проверяют свои предположения: берут игрушки, ставят лапами на песок и ищут такой же отпечаток.

Воспитатель: А какой след останется от ладошки?

Дети оставляют свои следы.

Воспитатель: Чья ладошка больше? Чья меньше? Проверяют прикладывая.

Воспитатель в лапах медвежонка обнаруживает письмо, достает из него план участка.

Воспитатель: Что изображено? Какое место обведено красным кружком?

Дети: Песочница

Воспитатель: Что там может быть? Наверное, какой – то сюрприз?

Дети, погрузив руки в песок, отыскивают игрушки.

Воспитатель: Кто это?

У каждого животного есть свой дом. У лисы…(нора), у медведя…(берлога), у собаки…(конура).

Давайте построим для каждого животного свой дом из песка.

Воспитатель: Из какого песка лучше всего строить?

Дети: Из сырого

Воспитатель: Как сделать его влажным?

Дети берут лейки, поливают песок.

Воспитатель: Куда пропадает водичка? Почему песок стал влажным? (ответы детей)

Дети строят домики из песка и играют с животными.

- О чем сегодня разговаривали на занятии?

- Что узнали нового?

Рассматривание песка через лупу

Цель: определение формы песчинок.

Материал: песок, черная бумага, лупа.

Ход: Из чего состоит песок?

Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.

«Свойства мокрого песка»

Цель: познакомить со свойствами песка.

Материалы и оборудование: песок, формочки.

Содержание: Засыпать сухой песок в формочку и перевернуть, что получится? Просыпать песок струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те же операции.

Вывод: мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и они слипаются.

«Песок – природный фильтрат»

Материалы и оборудование: пластмассовые бутылки, песок, мелкие камешки.

Содержание: В воронку, где расположен кусочек губки, насыпать песок и наливать грязную воду, во вторую воронку насыпать камни и так же налить грязную воду. Вода быстрее проходит сквозь камни, но она остается грязной. Вода с песком фильтруется медленнее, но вся грязь задерживается в песке и из воронки капает чистая вода.

Вывод: песок – природный фильтр, он очищает воду.

«Цветной песок»

Цель: Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом). Научить пользоваться теркой. Развивать любознательность, самостоятельность. Воспитывать желание работать сообща, взаимовыручку и взаимопомощь.

Материалы и оборудование: цветные мелки, песок, прозрачная емкость, мелкие предметы, два мешочка, мелкие терки, миски, ложки или палочки, небольшие банки с крышками.

Содержание:

К детям прилетел галчонок Любознайка. Он просит детей отгадать, что у него в мешочках. Дети пробуют определить на ощупь (в одном мешочке – песок, в другом – кусочки мела)

Воспитатель открывает мешочки, дети проверяют свои предположения. Воспитатель и дети рассматривают содержимое мешочков.

Воспитатель: Что это? Какой песок? Что с ним можно делать? (ответы детей)

Какого цвета мел? Какой мел на ощупь? Можно ли его сломать? Для чего он нужен? (ответы детей)

Воспитатель: Может ли песок быть цветным? (ответы детей)

Воспитатель: Как его сделать цветным? Что будет, если мы песок перемешаем с мелом? Как сделать, чтобы мел был таким же сыпучим, как песок?

Воспитатель показывает терку, с помощью которой можно превратить мел в мелкий порошок.

Дети вместе с воспитателем берут миски, терки и трут мел.

Воспитатель: Что получилось? Какого цвета у тебя (называет имя ребенка) порошок? Как теперь сделать песок цветным?

Дети насыпают песок в миску и перемешивают его ложками или палочками. Дети рассматривают красивый цветной песок.

Воспитатель: Как мы можем использовать этот песок?

Дети: делать красивые картины

Галчонок предлагает поиграть. Показывает прозрачную емкость, заполненную разноцветными слоями песка, и спрашивает детей: «как можно быстро найти спрятанный предмет?

Дети предлагают свои варианты.

Воспитатель: Перемешивать песок руками, палочкой или ложкой нельзя, и показывает способ выталкивания из песка предмета путем встряхивания сосуда.

Воспитатель: Что произошло с разноцветным песком?

Дети: мы его перемешали, и предмет быстро нашли.

Дети прячут в прозрачные банки мелкие предметы, засыпают их слоями разноцветного песка, закрывают банки крышками и показывают галчонку, как они быстро находят спрятанный предмет и перемешивают песок.

- Что узнали нового о свойствах песка?

- Как сделать песок цветным?

- Интересно ли было заниматься?

Галчонок на прощание дарит детям коробочку с цветным мелом.

 «Волшебное сито»

Цель: Познакомить детей со способом отделения камешков от песка с помощью сита.

Развивать самостоятельность, познавательный интерес.

Материалы и оборудование: совки, различные сита, ведерки, миски, песок, мелкие камешки, крупа манная и рис.

Содержание:

К детям приходит Красная Шапочка и сообщает, что собирается в гости к бабушке – отнести ей горшочек манной каши. Но у нее случилось несчастье. Она нечаянно уронила банки с крупой, и крупа вся перемешалась (показывает миску с крупой) Как отделить рис от манки?

Дети пробуют отделить пальцами. Отмечают, что получается медленно.

Воспитатель: Как можно это сделать быстрее? Посмотрите, нет ли на столе предметов, которые нам бы помогли?

Дети замечают сита.

Воспитатель: Что это? Для чего необходимо? Как этим пользоваться? Что остается в сите? Что из сита сыплется в миску?

Дети рассматривают очищенную манку.

Воспитатель: Как еще можно использовать это волшебное сито?

Дети: просеять песок, в нем много камешков.

Дети самостоятельно просеивают песок

Воспитатель: Что у нас в миске?

Дети: песок

Воспитатель: Что осталось в сите?

Дети: камешки

Воспитатель: Почему крупные вещества остаются в сите, а мелкие сразу попадают в миску? (ответы детей). Для чего необходимо сито?

- Есть ли у вас дома сито?

- Как его используют ваши мамы, бабушки?

Дети дарят волшебное сито Красной Шапочке.

Тема: «Праздник песка»

Цель: Закрепить свойства песка. Развивать ловкость, быстроту, внимание. Воспитывать желание победить.

Материалы и оборудование: ведерки, совочки.

Содержание:

Дети делятся на две команды.

«Наполни ведерко» У первого игрока команды – совочек. На финише – ведерко. По сигналу игрок набирает в совок песка, бежит к финишу и высыпает песок в ведерко. Затем возвращается к своей команде и передает совок следующему игроку. Играют до тех пор, пока чья-нибудь команда не наполнит ведерко полностью.

«Вензеля из камешков» На песке выдавлены бороздки в виде эмблем. Игроки по одному подбегают и выкладывают в бороздки по камешку. Кто быстрей и красивей выложит вензеля (камешки разноцветные).

«Угадай руку» Сначала капитан одной команды оставляет отпечаток ладошки на песке, а второй угадывает, отпечаток какой руки (правой или левой). Потом другой капитан оставляет след ладошки на песке, отгадывает первый.

«Угадай предмет» Сначала члены первой команды оставляют следы от предметов на песке, а члены второй команды угадывают. Потом меняются местами.

«Чья башня выше?»  (из сырого песка)

- Понравился ли вам праздник?

- Какие конкурсы были сложными? Какие легкие?

«Песок может двигаться»

Цель: познакомить со свойством песка – сыпучестью.

Материалы и оборудование:

Содержание: Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, или в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.

Вывод: песок – сыпучий материал.

«Удивительный песок»

Цель: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.

Материалы и оборудование: 3 стеклянные банки (первая – с сухим песком, вторая – с влажным песком, третья – с прозрачной водой), лопатка, пластинка, 3 оргстекла.

Содержание:

- Дети, вы любите бегать по песку босиком? Где его можно увидеть?

Что такое песок? Из чего он состоит? Обследовать сухой песок пальцами; насыпать его на пластину, рассмотреть.

Вывод: песок – это очень – очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера.

Почему песок тонет?

В баночку с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Что происходит? (песок оседает) На поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать лопаткой воду, что произойдёт? (песочная пыль, растворившись, окрашивает воду).

Вывод: песок – тяжёлый – он опускается на дно баночки; пыль – лёгкая – осталась на поверхности, при размешивании окрасила воду, мокрый песок меняет цвет.

«Свойства сухого и мокрого песка»

Цель: познакомить со свойствами песка, развивать смекалку, наблюдательность.

Материалы и оборудование: две баночки (одна с сухим, другая – с мокрым песком), пустая баночка, вода в лейке.

Содержание:

Детям предлагают пересыпать сухой песок из одной баночки в другую (песок сыпучий);

Из сухого песка слепить колобок – не получается (сухой песок рассыпчатый, шершавый, содержит пыль);

Рассмотреть влажный песок (плотный, мягкий), сделать из него колечки, оставить их на некоторое время (песок высохнет); полить сухой и влажный песок (влажный быстро пропускает влагу, а сухой – некоторое время держит её на поверхности, затем она уходит вглубь).

Вывод: песок хорошо пропускает воду; из влажного песка можно лепить предметы, а сухой не держит форму.

«Сухой песок»

Цель: выявить, что сухой песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из маленьких частичек, которые будто взялись за руки и прилипли друг к другу.

Материалы и оборудование: стаканы с песком, глиной, одноразовые тарелочки, лупы.

Содержание: Насыплем на тарелочки немного песка и глины. С помощью лупы рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Какие они? (маленькие, круглые). Похожи ли они друг на друга? Таким же образом рассматриваем глину. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипая к своим «соседкам». А в глине частички очень мелкие, они прилипают друг к другу и слипаются в комочки. Частички глины похожи на пылинки. Они меньше песчинок.

«Удивительный песок»

Цель: выявить, что во влажную землю растение сажать легче.

Материалы оборудование: палочки, стаканы с песком, с глиной, с водой.

Содержание: Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Каким он стал? (влажным, мокрым). А куда исчезла вода? Она «спряталась» между песчинками. Попробуем посадить палочку в мокрый песок. В какой песок палочка входит легче – в сухой или в мокрый?

Наливаем немного воды в стакан с глиной. Быстро или медленно водичка «прячется» в глине? Медленно, медленнее, чем в песок. Часть воды остается сверху на глине. Сажаем палочку во влажную глину. Палочка легче входит в мокрую глину или в сухую? Скажите, когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в саду, он поливает землю или она сухая? Во влажную землю растения сажать легче.

«Барханы»

Цель:

Материалы и оборудование: блюдо с песком, резиновый шланг, палочка,

Содержание: Для проведения этого опыта подберите иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы. Рассмотрите её перед началом работы. Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушайте, но не комментируйте, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта).

Поставьте перед каждым ребёнком стеклянную банку с сухим песком и резиновым шлангом. Песок в банке - это личная пустыня каждого ребёнка. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем на песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.

Вернитесь к иллюстрации с изображением пустыни. На барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. "Посадите" (воткните) в песок палочку или сухую травку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это делать со временем песок почти засыплет всё ваше растение. Откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки). В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт.

Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений.

Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.

«Своды и тоннели»

Цель:  Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

Материалы и оборудование: Трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги, карандаш, песок.

Содержание: Вставляем  в трубочку карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка осталась не смятой.

Вывод: Песчинки образуют предохранительные своды, поэтому насекомые, попавшие в песок, остаются невредимыми.

«Рассеянный песок»

Цель: Установить свойство рассеянного песка.

Материалы и оборудование: Сито, карандаш, ключ, песок, лоток.

Содержание: Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном

Вывод: Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.

Опыты с магнитом

«Как достать скрепку из воды, не намочив рук»

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.

Материалы и оборудование: Тазик с водой железные предметы.

Содержание: Убирая скрепки после экспериментов детей Узнайка «случайно» роняет часть из них в тазик с водой (такой тазик с плавающими в нем игрушками «случайно» оказывается неподалеку от стола, за которым дети экспериментируют с магнитами).

Возникает вопрос, как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того как детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы и в воде тоже.

Вывод. Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.

 

«Магнитный театр»

Цель: Развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов использования магнитов, драматизации сказок для «магнитного» театра. Расширять социальный опыт детей в процессе совместной деятельности (распределение обязанностей). Развивать эмоционально-чувственный опыт, речь детей в процессе игр-драматизаций.

Материалы и оборудование: Магнит, стальные скрепки, листы бумаги. Материалы, необходимые для рисования, аппликации, оригами (бумага, кисти и краски или карандаши, фломастеры, ножницы, клей).

Содержание: Детям предлагается в качестве сюрприза к дню рождения гнома Волшебника подготовить спектакль в театре, в котором используются магниты (гном Волшебник очень ими увлечен).

«Подсказкой» для устройства магнитного театра служит опыт, в котором по бумажному экрану движется скрепка под действием магнита.

В результате поисков – экспериментирования, раздумья, обсуждений – дети приходят к выводу о том, что если к бумажным фигуркам прикрепить какие-либо легкие стальные предметы (скрепки, кружочки и т.д.), то они будут удерживаться магнитом и двигаться по экрану сего помощью (магнит при этом подносят к экрану с другой – невидимой зрителю – стороны).

После выбора сказки для инсценировки в магнитном театре дети рисуют декорации на бумажной сцене-экране и делают «актеров» - бумажные фигурки с приделанными к ним кусочками стали (они движутся под действием магнитов, которыми управляют дети). При этом каждый ребенок выбирает наиболее приемлемые для него способы изображения «актеров»

  • Рисуют и вырезают;
  • Делают аппликацию;
  • Изготовляют способом оригами и др.

Кроме того, желательно сделать специальные пригласительные для гнома Волшебника и всех остальных гостей. Например, такие: Приглашаем всех на первый спектакль самодеятельного детского магнитного театра «ЧУДО-МАГНИТ».

 

«Поймай рыбку»

Цель: Развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов применения магнитов, придумывания сюжетов для игр с их использованием. Расширять преобразовательно-созидательный опыт детей в процессе конструирования игр (их рисования, раскрашивания, вырезания). Расширять социальный опыт детей в процессе совместной деятельности – распределение обязанностей между ее участниками, установление сроков работы, обязательность их соблюдения.

Материалы и оборудование: Настольная игра «поймай рыбку»; книги и иллюстрации, помогающие детям придумывать сюжеты «магнитных» игр; материалы и инструменты, необходимые для изготовления игры «Поймай рыбку» и других «магнитных» игр (в количестве, достаточном для того, чтобы в изготовлении таких игр принял участие каждый ребенок).

Содержание: Предложите детям рассмотреть настольно-печатную игру «Поймай рыбку», рассказать, как в нее играть, каковы правила и объяснить, почему рыбки «ловятся»: из чего они сделаны, из чего – «удочка», как, благодаря чему удается «поймать» бумажную рыбку удочкой – магнитом.

Предложите детям самим сделать такую игру. Обсудите, что нужно для ее изготовления – какие материалы и инструменты, как организовать работу (в каком порядке ее выполнять, как распределить обязанности между «изготовителями»).

В ходе работы детей обратите их внимание на то, что все они – «изготовители» - зависят друг от друга: пока каждый из них не закончит свою часть работы, игру сделать не удается.

После того, как игра готова, предложите детям поиграть в нее.

 

«Сила магнитов»

Цель: Познакомить со способом сравнения силы магнита.

Материалы и оборудование: Большой подковообразный и полосовой средней величины магнит, скрепки.

Содержание: Предложите детям определить, какой магнит сильнее – большой подковообразный или полосовой средней величины (это может быть спор, в котором участвуют сказочные персонажи, хорошо знакомые детям). Рассмотрите каждое из предложений детей, как узнать, какой из магнитов сильнее. Детям при этом не обязательно формулировать свои предложения словесно. Ребенок может выразить свою мысль наглядно, действуя с предметами.

В результате обсуждения выявляются два способа сравнения силы магнитов:

1. по расстоянию – сильнее тот магнит, который притянет стальной предмет (скрепку), на большем расстоянии (сравниваются расстояния между магнитом и тем местом, где находится притянутая им скрепка);

2. по количеству скрепок – сильнее тот магнит, который удерживает у своего полюса цепочку с большим количеством стальных скрепок (сравнивается количество скрепок в цепочках, «выросших» у полюсов магнитов), или же – по густоте железных опилок, прилипших к магниту.

Обратите внимание на эксперименты – «подсказки» с двумя магнитами разной силы, которые можно показать детям в случае их затруднений:

1. одинаковые стальные скрепки один из магнитов притягивает с большого расстояния, чем другой;

2. один магнит удерживает у своего полюса целую цепочку с большим количеством скрепок, чем другой (или более густую «бороду» железных опилок).

Пусть дети в ходе этих экспериментов определят, какой из магнитов сильнее, а затем объясняют, как они догадались, что им «подсказало» ответ.

Подсчитав количество скрепок у полюсов разных магнитов, и сравнив их, дети приходят к выводу, что силу магнита можно измерить количеством скрепок, удерживаемых в цепочке около его полюса.

Таким образом, скрепка в этом случае является «меркой» для измерения силы магнита.

Дополнительно. Можно взять вместо скрепок другие стальные предметы (например, шурупы, кусочки стальной проволоки и т.д.) и составить из них цепочки у полюсов магнитов. Это поможет детям убедиться в условности выбранной «мерки», в возможности ее замены другими.

 

«От чего зависит сила магнита?»

Цель: Развивать логико-математический опыт в процессе сравнения силы магнита через предметы.

Материалы и оборудование: Большая консервная банка, маленький кусок стали.

Содержание: Гном путаник предлагает сделать большой магнит. Он уверен, что из большой железной банки получится сильный магнит – сильнее, чем из маленького куска стали.

Дети высказывают свои предложения по поводу того, из чего получится лучший магнит: из большой консервной банки или из маленького куска стали.

Проверить эти предложения можно экспериментально: попробовать натереть оба предмета одинаково, а затем определить, какой из них сильнее (о силе получившихся магнитов можно судить по длине «цепочки» из одинаковых железных предметов, удерживаемой у магнитного полюса).

Но для такой экспериментальной проверки надо решить ряд проблем. Для того, чтобы одинаково натереть оба будущих магнита, можно:

  • натирать оба куска стали с помощью одинакового количества движений (двое детей натирают, а две команды считают количество движений, сделанных каждым из них);
  • натирать их одинаковое время и делать это в одинаковом темпе (в этом случае для фиксации времени натирания можно использовать песочные часы или секундомер, или же просто начать и закончить это действие двум детям одновременно – по хлопку; для соблюдения одного темпа в этом случае можно использовать равномерный счет).

В результате проделанных экспериментов дети приходят к выводу, что более сильный магнит получается из стальных предметов (например, из стальной иголки). Из жестяной консервной банки магнит получается очень слабый или не получается вообще. Размер предмета значения не имеет.

 

«Сделать магнит помогает электричество»

Цель: Познакомить детей со способом изготовления магнита с помощью электрического тока.

Материалы и оборудование: Батарейка от карманного фонарика и катушка из-под ниток, на которую равномерно наматывают медную изолированную проволоку толщиной 0,3 мм.

Содержание: Будущий магнит (стальной стержень, иголки и т.д.) вставляют внутрь катушки (в качестве сердечника). Размер будущего магнита должен быть таким, чтобы его концы несколько выдавались из катушки. Присоединив концы проволоки, намотанной на катушку, к батарейке от карманного фонаря и пустив тем самым электрический ток по проводу катушки, мы намагнитим стальные предметы, находящиеся внутри катушки (иголки следует вставлять внутрь катушки, подобрав их «ушками» в одну сторону, остриями – в другую).

В этом случае магнит, как правило, получается более сильным, чем при изготовлении его натиранием стальной полоски.

«Ловись, рыбка, и мала, и велика»

Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Материалы и оборудование: игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы.

Содержание: Кот-рыболов предлагает детям игру «Рыбалка». Чем можно ловить рыбу? Пробуют ловить удочкой. Рассказывают, видел ли кто-нибудь из детей настоящие удочки, как они выглядят, на какую приманку ловится рыбка. На что же у нас ловится рыбка? Почему она держится и не падает?

 Дети рассматривают рыбок, удочку и обнаруживают металлические пластины, магниты.

Какие предметы притягивает магнит? Детям предлагаются магниты, различные предметы, две коробочки. Они раскладывают в одну коробочку предметы, которые притягивает магнит, в другую — которые не притягивает. Магнит притягивает только металлические предметы.

В каких еще играх вы видели магниты? Для чего человеку нужен магнит? Как он ему помогает?

 «Фокусы с магнитами»

Цель: Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

 Материалы и оборудование: магниты, вырезанный из пенопласта гусь с вставленным в клюв металлическим стержнем; миска с водой, банка с вареньем, банка с горчицей; деревянная палочка, с одно го края которой прикреплен магнит и сверху покрыт ватой, а с другой — на конце только вата; фигурки животных на картонных подставках; коробка из-под обуви с отрезанной стенкой с одной стороны; канцелярские скрепки; магнит, прикрепленный с помощью скотча к карандашу; стакан с водой, небольшие

металлические стержни или иголка.

Содержание: Детей встречает фокусник и показывает фокус «Разборчивый гусь».

Фокусник. Многие считают гуся глупой птицей. Но это не так. Даже маленький гусенок понимает, что для него хорошо, а что плохо. Вот хотя бы этот малыш. Только что

вылупился из яйца, а уже добрался до воды и поплыл. Значит, он понимает, что ходить ему будет трудно, а плавать — легко. И в пище разбирается... Вот тут у меня привязаны две ватки. Одну я макаю в горчицу и предлагаю гусенку ее отведать (подносится деревянная палочка без магнита). А ну-ка, тега, тега! Кушай, маленький!.. Смотрите, не желает горчицы, отворачивается. Какая горчица на вкус? Почему гусь не хочет ее есть? Теперь попробуем макнуть другую ватку в варенье (подносится палочка с магнитом). Ага, потянулся к сладенькому! И уговаривать не надо. А вы говорите — глупая птица.

Почему наш гусенок тянется клювом к варенью, а от горчицы отворачивается? В чем его секрет? Дети рассматривают палочку с магнитом на конце. Почему гусь взаимодействовал с магнитом? (В гусе есть что-то металлическое.) Рассматривают гуся и видят, что в клюве есть металлический стержень.

Фокусник показывает детям картинки животных и спрашивает: «Могут ли мои звери сами двигаться?» (Нет.) Фокусник заменяет этих животных на картинки с прикрепленными к их нижнему краю скрепками. Ставит фигурки на коробку и водит магнитом внутри коробки. Почему стали двигаться животные? Дети рассматривают фигурки и видят, что к подставкам прикреплены скрепки. Дети пробуют управлять животными. Фокусник «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой. Как достать ее, не замочив руки? (Поднести магнит к стакану.)

Дети с помощью магнита самостоятельно достают из воды различные предметы.

«Какой магнит сильнее?»

Цель: Сравнить силы магнитов, изготовленных разными способами.

Материалы и оборудование: Три магнита разной формы и величины, стальные скрепки и другие металлы.

Содержание:

Предложите детям сравнить свойства трех магнитов (используя в качестве «мерок» для измерения силы магнитов скрепки или другие стальные предметы):

  • магнита, получившегося в результате этого опыта;
  • магнита, сделанного натиранием стальной полоски;
  • магнита, изготовленного фабричным способом.

 

«Магнитная стрелка»

Цель: Познакомить со свойствами магнитной стрелки.

Материалы и оборудование: Магнит, магнитная стрелка на подставке, иголка, полоски красного и синего цвета, пробка, сосуд с водой.

Содержание:

Покажите детям магнитную стрелку (на подставке), дайте им возможность экспериментально убедиться в том, что она представляет собой магнит.

Пусть дети поместят магнитную стрелочку на подставку (убедившись, что она может на ней свободно вращаться). После того, как стрелка остановится, дети сравнивают расположение ее полюсов с расположением полюсов магнитов, вращающихся на нитях (или – с магнитами, плавающими в мисках с водой), и приходят к выводу, что их расположение совпадает. Значит, магнитная стрелка – как и все магниты – показывает, где у Земли север, а где - юг.

Обратите внимание. Если в вашем расположении нет магнитной стрелки на подставке, ее можно заменить обыкновенной иголкой. Для этого надо ее намагнитить, обозначив северный и южный полюса соответственно полосками красной и синей бумагой (или ниток). Затем – положить иголку на пробку, а пробку поместить в плоский сосуд с водой. Свободно плавая в воде, иголка повернется в том же направлении, что и магниты.

 

«Компас»

Цель: Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.

Материалы оборудование: Компас.

Содержание: Каждый ребенок кладет компас на ладонь и «открыв» его (как это сделать, показывает взрослый), наблюдает за движением стрелочки. В результате дети еще раз выясняют, где север, где юг (на этот раз – с помощью компаса).

Игра «Команды».

Дети встают, кладут компасы на ладонь, открывают их и выполняют команды. Например: сделать два шага на север, затем – два шага на юг, еще три шага на север, один шаг на юг и т.д.

Научите детей находить с помощью компаса запад и восток.

Для этого выясните, что обозначают буквы – «С», «Ю», «З», «В» – которые написаны внутри компаса.

Затем пусть дети повернут компас на ладони так, чтобы синий конец его стрелки» смотрел» на букву «С», т.е. – на север. Тогда стрелочка (или спичка), которая (мысленно) соединяет буквы «З» и «В», покажет направление «запад – восток» (действия с картонной стрелочкой или спичкой). Таким образом, дети находят запад и восток.

Игра в «Команды» с «использованием» всех сторон горизонта.

 

«Когда магнит вреден»

Цель: Познакомить с тем, как магнит действует на окружающее.

Материалы и оборудование: Компас, магнит.

Содержание:

  • Пусть дети выскажут свои предположения о том, что произойдет, если к компасу поднести магнит? – Что будет со стрелкой? Изменит ли она свое положение?
  • Проверьте предположения детей экспериментально. Поднеся магнит к компасу, дети увидят, что стрелка компаса движется с магнитом.
  • Объясните наблюдаемое: магнит, который приблизился к магнитной стрелке, влияет на нее сильнее, чем земной магнетизм; стрелка-магнит притягивается к магниту, более сильно действующему на нее по сравнению с Землей.
  • Уберите магнит и сравните показания того компаса, с которым проводили все эти эксперименты, с показаниями других: он стал показывать стороны горизонта неверно.

Выясните с детьми, что такие «фокусы» с магнитом вредны для компаса – его показания «сбиваются» (поэтому лучше для этого эксперимента взять только один компас).

  • Расскажите детям о том, что магнит вреден и для многих приборов, железо или сталь которых могут намагнититься и начать притягивать разные железные предметы. Из-за этого показания таких приборов становятся неверными.

Магнит вреден для аудио- и видеокассет: и звук, и изображение на них могут испортиться, исказиться.

Оказывается, и для человека тоже вреден очень сильный магнит, поскольку и у человека, и у животных в крови есть железо, на которое магнит действует, хотя этого и не чувствуется.

Выясните с детьми, вреден ли магнит для телевизора. Если сильный магнит поднести к экрану включенного телевизора, то изображение исказится, возможно, пропадет цвет. после того, как магнит уберут, и то, и другое должно восстановиться.

Обратите внимание на то, что такие эксперименты опасны для «здоровья» телевизора еще и потому, что магнитом можно нечаянно поцарапать экран или даже разбить его.

Пусть дети вспомнят и расскажут о том, как «защититься» от магнита (с помощью стального экрана, магнитного якоря).

 

«Земля – магнит»

Цель: Выявить действия магнитных сил Земли.

Материалы и оборудование: Шар из пластилина с закрепленной на нем намагниченной английской булавкой, магнит, стакан с водой, обычные иголки, растительное масло.

Содержание: Взрослый спрашивает у детей, что будет с булавкой, если поднести к ней магнит (она притянется, так как металлическая). Проверяют действие магнита на булавку, поднося его разными полюсами, объясняют увиденное.

Дети выясняют, как будет вести себя иголка вблизи магнита, выполняя опыт по алгоритму: смазывают иголку растительным маслом, осторожно опускают на поверхность воды. Издалека, медленно на уровне поверхности воды подносят магнит: игла разворачивается концом к магниту.

Дети смазывают намагниченную иголку жиром, аккуратно опускают на поверхность воды. Замечают направление, осторожно вращают стакан (иголка возвращается в исходное положение). Дети объясняют происходящее действием магнитных сил Земли. Затем рассматривают компас, его устройство, сравнивают направление стрелки компаса и иголки в стакане.

 

«Полярное сияние»

Цель: Понимать, что полярное сияние – проявление магнитных сил Земли.

Материалы и оборудование: Магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочка для коктейля,

Содержание: Дети кладут под лист бумаги магнит. С другого листа на расстоянии 15см сдувают через трубочку на бумагу металлические опилки. Выясняют, что происходит (опилки располагаются в соответствии с полюсами магнита). Взрослый поясняет, что так же действуют магнитные силы земли, задерживая солнечный ветер, частицы которого, двигаясь к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся. Дети вместе со взрослым наблюдают притягивание мелких кусочков бумаги к наэлектризованному трением о волосы воздушному шару (кусочки бумаги – частицы солнечного ветра, шар – Земля).

 

«Необычная картина»

Цель: Объяснить действие магнитных сил, использовать знания для создания картины.

Материалы и оборудование: Магниты разной формы, металлические опилки, парафин, ситечко, свеча, две пластины из стекла.

Содержание: Дети рассматривают картину, выполненную с использованием магнитов и металлических опилок на парафиновой пластине. Взрослый предлагает детям выяснить, как она создана. Проверяют действие на опилки магнитов разной формы, высыпая их на бумагу, под которой помещен магнит. Рассматривают алгоритм изготовления необычной картины, выполняют последовательно все действия: покрывают парафином стеклянную пластину, устанавливают ее на магниты, через сито высыпают опилки; подняв, нагревают пластину над свечой, накрывают второй пластиной, делают рамку.

 

«Магнит рисует Млечный путь»

Цель: Познакомить детей со свойством магнита притягивать металл, развивать интерес к экспериментальной деятельности.

Материалы и оборудование: магнит, металлические опилки, лист бумаги с изображением ночного неба.

Содержание: Наблюдение со взрослыми за ночным небом, на котором хорошо виден Млечный путь. На карту неба широкой полосой высыпаем опилки, имитирующие Млечный путь. С обратной стороны подносим магнит и медленно передвигаем его. Опилки, изображающие созвездия, начинают двигаться по звездному небу. Там, где у магнита находится положительный полюс, опилки притягиваются друг к другу, создавая необычные планеты. Там, где у магнита находится отрицательный полюс, опилки отталкиваются друг от друга, изображая отдельные ночные светила.

4 Магнит

Оборудование: игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы.

Чем можно ловить рыбу? Пробуют ловить удочкой. Рассказывают, видел ли кто-нибудь из детей настоящие удочки, как они выглядят, на какую приманку ловится рыбка. На что же у нас ловится рыбка? Почему она держится и не падает?

Рассматривают рыбок, удочку и обнаруживают металлические пластины, магниты. Какие предметы притягивает магнит? Детям предлагаются магниты, различные предметы, две коробочки. Они раскладывают в одну коробочку предметы, которые притягивает магнит, в другую — которые не притягивает. Магнит притягивает только металлические предметы. В каких еще играх вы видели магниты? Для чего человеку нужен магнит? Как он ему помогает?

Детям выдаются рабочие листы, в которых они выполняют задание «Проведи линию к магниту от предмета, который к нему притягивается»

«Почему иногда два магнита отталкиваются?»

Материалы и оборудование: два маленьких мебельных магнита, пары магнитов разной формы (бруски или подковообразные) с окрашенными полюсами.

Содержание: Поднести два магнита друг к другу. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.

Результат опыта. В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.

У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса — северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный — в красный.

Приблизить друг к другу одинаково окрашенные полюса магнитов, потом — разноокрашенные.

Результат опыта. Полюсы одного цвета отталкиваются, полюсы разных цветов притягиваются. Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости

«Воздух невидимка»

«Послушный ветерок»

Цель: продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку.

Материалы и оборудование: ванночка с водой, кораблик из пенопласта, салфетка из ткани.

Содержание:

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (кораблик плывёт медленно).

Делают то же самое с силой (кораблик плывёт быстрее и может даже перевернуться).

Вывод: при слабом ветре кораблик движется медленно; при сильном потоке воздуха увеличивает скорость.

«Ворчливый шарик»

Цель: познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность.

Материалы и оборудование: ванночка с водой, воздушный шарик, салфетка из ткани.

Содержание:

В праздники на улице

В руках у детворы

Горят, переливаются

Воздушные шары.

Разные, разные: голубые, красные,

Жёлтые, зелёные воздушные шары.

Хотите поиграть с воздушными шариками?

Дети надувают шарик небольшого размера, не завязывают его. Какой получился шарик? (лёгкий и красивый). Разжимают пальцы. Что происходит с шариком? (шарик начал метаться – из него выходит воздух).

Надуть шарик, не завязывать его. «Горлышком» погрузить в воду, постепенно разжать пальцы. Что произойдёт? (воздух из шарика выходит, и на поверхности воды появляются пузыри).

Вывод: пузырьки воздуха, выходя из шарика, поднимаются на поверхность воды: они лёгкие.

«Здравствуй, ветер»

Цель: познакомить детей с природным явлением – ветер.

Материалы и оборудование: миска с водой, кораблики, сделанные из бумаги.

Перед каждым ребёнком миска с водой (закрасить) – это «моря». Дети – «ветры», они дуют на воду, получаются волны. Чем сильнее дуть, тем больше волны. Можно опустить кораблики и подуть на паруса. Если нет ветра, то лодка стоит.

Ходит в море ветер – пастушок,

Дует ветер в маленький рожок,

А вокруг него бегут барашки,

У барашков – белые кудряшки.

«Воздух невидим»

Цель: познакомить со свойствами воздуха – не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха.

Материалы и оборудование: корки апельсина, чеснок, ароматизированные салфетки.

Содержание: Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. и

предложите детям последовательно почувствовать запахи,

распространяющиеся в помещении.

Вывод: Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во

всех направлениях и не имеет собственного запаха.

 

«В почве есть воздух, в воде есть воздух»

Цель: закрепить представления о том, что в почве и в воде есть воздух.

Материалы и оборудование: стаканы с водой, кусочки почвы, соломинки.

Содержание: Взять два стакана с водой. Бросить в один стакан кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха. Взять другой стакан и соломинку. Один конец соломинки опустить в воду, а в другой осторожно подуть.

Вывод: мы выдохнули воздух, он виден в виде пузырьков.

«Движение воздуха»

Цель: показать, что можно почувствовать движение воздуха.

Содержание: Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали?

Вывод: воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.

«Буря»

Цель: доказать, что ветер — это движение воздуха.

Материалы и оборудование: бумажные кораблики, емкость с водой.

Содержание: Дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкость с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся благодаря ветру.

Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный?

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

 «Воздух сжимается»

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

Материалы и оборудование: Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой.

Содержание: Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда

она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем

поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик

сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании

расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом

спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.

Вывод: При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

«Воздух расширяется»

Цель: Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает

воду из сосуда (самодельный термометр).

Материалы и оборудование: термометр, шило, пластмассовая бутылочка.

Содержание: Рассмотреть "термометр", как он работает, его устройство

(бутылочка, трубочка и пробка). Изготовить модель термометра с помощью

взрослого. Проделать шилом отверстие в пробке, вставить ее в бутылочку.

Затем набрать каплю подкрашенной воды в трубочку и воткнуть трубку в

пробку так, чтобы капля воды не выскочила. Затем нагреть бутылочку в руках,

капля воды поднимется вверх.

«Как обнаружить воздух»

Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить

поток воздуха в помещении.

Материалы и оборудование:

Содержание: Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один - мелкими

предметами, другой -  воздухом. Сравнить мешочки. Мешочек с предметами

тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий,

выпуклый, гладкий.

Зажечь свечу и подуть на нее. Пламя отклоняется, на него действует

поток воздуха.

Подержать змейку (вырезать из круга по спирали) над свечой. Воздух над свечой теплый, он идет к змейке, и змейка вращается, но не опускается вниз, так как ее поднимает теплый воздух.

Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проема (фрамуги). Теплый воздух поднимается и идет снизу-вверх (так как он теплый), а холодный тяжелее – он входит в помещение снизу. Затем воздух согревается и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе.

«Пустой стакан?»

Материалы и оборудование: стакан, банка с водой

Содержание: Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

«Вытеснение воздуха водой»

Материалы и оборудование: стакан, банка с водой

Содержание: Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

«Буря в стакане воды»

Материалы и оборудование: стакан с водой, соломинка

Содержание: Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается?

«Воздушный шарик»

Материалы и оборудование: воздушные шарики, нитки

Содержание: Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться. (предлагает детям поиграть с шарами).

«Ракета»

Материалы и оборудование: воздушные шарики

Содержание: Предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.

«Мой весёлый звонкий мяч»

Материалы и оборудование: Мячи спущенный и надутый

Содержание: Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?

Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

«Тонет - не тонет»

Материалы и оборудование: Ёмкость с водой, игрушки, наполненные воздухом

Содержание: Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?

Вывод: Воздух легче воды

«Сколько весит воздух?»

Материалы и оборудование: палка длинной 60 см., верёвка, два воздушных шарика

Содержание: Попробуем взвесить воздух. Возьмите палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

«Плыви, плыви, кораблик»

Материалы и оборудование: Кораблики с парусами (можно сделать самим из ореховой скорлупы и бумаги), широкая ёмкость с водой

Содержание: Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).

 «Откуда появляются волны?»

Материалы и оборудование: веер, ёмкость с водой

Содержание: Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер - это движение воздуха (старайтесь, чтобы дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь уже обсуждался вопрос, откуда берётся ветер).

«Воздух повсюду»

Материалы и оборудование: воздушные шарики, таз с водой, пустая пласт массовая бутылка, листы бумаги.

Содержание: Галчонок Любознайка загадывает детям загадку о воздухе.

Через нос проходит в грудь

 И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?

Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.

Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? 

Пустую прозрачную бутылку опускаем в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом. Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети

надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики?

Вывод: Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

«Воздух работает»

Материалы и оборудование: пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.

Содержание: Дети рассматривают воздушные шарики. Что внутри них? Чем они наполнены? Может ли воздух двигать предметы? Как это можно проверить? Запускает в воду пустую пластмассовую ванночку и предлагает детям: «Попробуйте заставить ее плыть». Дети дуют на нее. Что можно придумать, чтобы лодочка быстрее плыла? Прикрепляет парус, снова заставляет лодочку двигаться. Почему с пару сом лодка движется быстрее? На парус давит больше воздуха, поэтому ванночка движется быстрее.

Какие еще предметы мы можем заставить двигаться? Как можно заставить двигаться воздушный шарик? Шарики надуваются, выпускаются, дети наблюдают за их движением. Почему движется шар? Воздух вырывается из шара и заставляет его двигаться.

Дети самостоятельно играют с лодочкой, шариком

«Камни»

«Камень, песок, глина»

Цель: Определить, что лучше пропускает воду: камни, песок, глина.

Материалы и оборудование: 3 пластиковые бутылки3 с отрезанным дном, поролон, песок, камни, глина, тарелочки, стаканы с водой.

Содержание: Бутылки перевернуть, вложить в горлышки поролон и заполнить разным материалом: мелкими камешками, песком, глиной. Под бутылками разместить тарелочки. Налить в каждую бутылку воды. Налить в каждую бутылку воды. В какой из бутылок вода исчезнет быстрее? Почему? Быстрее всего вода пробегает между камешками, затем – сквозь песок. Глина же не пускает воду: ее частички слиплись, и вода не может найти себе места среди них.

«Свойства глины и камней»

Цель: Выявить свойства глины (влажная, мягкая, делится на части) и камня (сухой, твердый, не делится на части, из него нельзя лепить)

Материалы и оборудование: дощечки для лепки, глина, речной камень, модель обследования предмета.

Содержание: По модели обследования предмета воспитатель предлагает детям выяснить, можно ли изменить форму предложенных природных материалов. Для этого он предлагает нажать на глину, камень. Где осталась ямка от пальца? Какая глина? (влажная, мягкая). Почему на камне не осталось ямки? (сухой, твердый).

Дети по очереди берут камень в руки, мнут его, катают в ладонях, тянут в разные стороны. Изменил ли форму камень? Почему нельзя отломить от него кусочек? (твердый, из него ничего нельзя слепить, нельзя разделить на части). Дети то же самое проделывают с глиной. Чем отличается глина от камня? Глина не такая, как камень, она мягкая, делится на части, меняет форму, из нее можно лепить. Попробуйте постучать комочком глины о камень и двумя камнями друг о друга. В чем разница?

Дети лепят из глины угощения. А почему наши фигурки не разваливаются? Глина вязкая, сохраняет форму. Какой еще материал похож на глину? (пластилин). Можно все, то же самое проделать с пластилином.

«Можно ли изменить форму камня и глины»

Цель: Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).

Материалы и оборудование: дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.

Описание: Воспитатель предлагает детям выяснить, можно ли изменить форму предложенных природных материалов. Для этого он предлагает детям нажать пальцем на глину, камень. Где осталась ямка от пальца? Какой камень? (Сухой, твердый) Какая глина? (Влажная, мягкая, остаются ямки.) Дети по очереди берут камень в руки: мнут его, катают в ладонях, тянут в разные стороны. Изменил ли форму камень? Почему нельзя отломить от него кусочек? (Камень твердый, из него ничего нельзя слепить руками, его нельзя разделить на части.) Дети по очереди мнут глину, тянут в разные стороны, делят на части. Чем отличается глина от камня?(Глина не такая, как камень, она мягкая, ее можно разделить на части, глина меняет форму, из нее можно лепить.)

Дети лепят различные фигурки из глины. Почему фигурки не разваливаются? (Глина вязкая, сохраняет форму). Какой еще материал похож на глину?

«Разнообразие камней»

Цель: показать разнообразие камней по внешним признакам.

Материалы и оборудование: разнообразные камни, мисочки с водой.

Содержание: Рассмотрим, какие бывают камни. Найдите среди них самый большой (маленький, самый красивый (невзрачный) и т. д. Пусть дети обоснуют свой выбор.

Выложите камни в ряд от большого к маленькому, от шершавого до гладкого, от белого до самого темного. Выберите камушки, похожие на овал, круг, четырехугольник. С закрытыми глазами выбираем самый гладкий (шершавый, самый круглый (неровный).

Рассматриваем самый круглый камень. Как вы думаете, этот камешек всегда был таким круглым или у него были углы? Вода двигает морские и речные камушки. Они трутся о песок, друг о друга, и острые углы постепенно исчезают, стираются, - так камушек становится круглым. Дети берут камешки в ладони, трясут их, ударяют друг о друга, слушают, как они стучат.

«Разные камни»

Цель: показать, что камни бывают разные по температуре и гладкости поверхности, что в тепле они нагреваются; в воде камни становятся мокрыми и изменяют цвет.

Материалы и оборудование: камни, разные по цвету, размеру, форме, шероховатости, емкости с водой, салфетки.

Содержание: Потрогаем разные камешки. Холодные они или теплые? Шершавые или гладкие? Зажмите камешек в кулаке и подержите. Каким он стал (теплым). Почему (руки теплые). Значит, камешки могут нагреваться. Это можно показать и на прогулке, когда камни на солнце нагреваются. Можно вспомнить каменный берег моря.

Что будет, если мы положим камешек в воду (предположения детей). Он утонет? Будет плавать? Бросим камешек в воду и понаблюдаем, что произойдет. На воде образуются круги. Может ли камешек плавать? Опустим в миску еще несколько камешков, потрогаем их в воде и вынем. Можно положить в емкость большой камень и полить его водой. Что изменилось? Какого цвета мокрые камешки по сравнению с сухими? Какие камешки красивее?

«Каждому камешку свой домик»

Цель: Закрепить умение классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

Материалы и оборудование: различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков.

Содержание: Зайчик дарит детям сундучок с разными камешками, которые он собирал в лесу, возле озера. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? надавливают на камни, стучат. Все камни твердые. Чем камни отличаются друг от друга? Затем обращает внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. Зайчик просит помочь ему разложить камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в первую — гладкие и округлые; во вторую — маленькие и шероховатые; в третью — большие и не круглые; в четвертую — красноватые. Дети работают парами. Затем все вместе рассматривают, как разложены камни, считают количество камешков.

  • Игра с камешками «Выложи картинку» — зайчик раздает детям картинки-схемы (рис. 3) и предлагает их выложить из камешков. Дети берут подносы с песком и в песке выкладывают картинку по схеме, затем выкладывают картинку по своему желанию.
  • Дети ходят по дорожке из камешков. Что чувствуете? Какие камешки?

«Как происходит извержение вулкана?»

Цель: познакомить детей с природным явлением — вулканом, причиной его

извержения.

Материалы и оборудование: картинка с изображением вулкана, карта России; поддоны, картон, клей; сода, уксус; сухая красная краска, моющая жидкость; листы бумаги (или

блокноты для фиксации наблюдений), цветные карандаши; чайные ложки,

пипетка

Содержание: Склеим конус из плотного картона. Вставить внутрь конуса пустую

пластмассовую банку. Помещаем в банку 1 чайную ложку соды, немного

красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Эта

жидкость у меня с особым знаком. Это уксус, и его наливать можно только

взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Что наблюдаете?

 

«Свет»

«Свет повсюду»

Цель: Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Материалы и оборудование: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.

Содержание: Дед Знай предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно? (Луна, костер.) Предлагает детям узнать, что находится и «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик.

А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы, в нем было светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.

• Игра «Свет бывает разный» — дед Знай предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет — изготовленный людьми. Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).

«Свет и тень»

Цель: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Материалы и оборудование: оборудование для теневого театра, фонарь.

Содержание: Приходит медвежонок Миша с фонариком. Воспитатель спрашивает его: «Что это у тебя? Для чего тебе нужен фонарик?» Миша предлагает поиграть с ним. Свет выключается, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают разные предметы. Почему мы хорошо все видим, когда светит фонарик?

Миша перед фонариком помещает свою лапу. Что видим на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.) Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют. Миша дарит детям подарок.

Игра «Теневой театр». Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети вместе с медвежонком Мишей рассматривают фигурки животных и показывают их тени.

Показ знакомой сказки, например «Колобка», или любой другой.

Описание. Перед детьми находятся различные пары предметов. Дети рассматривают их и определяют, чем они похожи и чем отличаются. (Похожи по размеру, отличаются по весу.) Берут предметы в руки, проверяют разницу в весе.

  Игра «Угадай-ка» — из сенсорного ящика дети выбирают
предметы на ощупь, объясняя, как догадались, тяжелый он
или легкий. 
От чего зависит легкость или тяжесть предмета? (От того, из какого материала он сделан.)

Детям предлагается с закрытыми глазами по звуку упавшего на пол предмета определить, легкий он или тяжелый. (У тяжелого предмета звук от удара громче.)

Так же они определяют, легкий предмет или тяжелый, по звуку упавшего в воду предмета. (От тяжелого предмета всплеск сильнее.) Затем бросают предметы в таз с песком и определяют вес предмета по оставшемуся после падения углублению в пес ке. (От тяжелого предмета углубление в песке больше.)

 «Таинственные картинки»

Материалы и оборудование: цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши.

Содержание: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать, какого цвета предметы они видят. Все вместе подсчитывают, сколько цветов назвали дети. Верите ли вы, что черепаха все видит только зеленым? Это действительно так. А хотели бы вы посмотреть на все вокруг глазами черепахи? Как это можно сделать? Воспитатель раздает детям зеленые стекла. Что видите? Каким вы еще хотели бы увидеть мир? Дети рассматривают предметы. Как получить цвета, если у нас нет нужных стеклышек? Дети получают новые оттенки путем наложения стекол — одно на другое.

«Что отражается в зеркале?»

Материалы и оборудование: зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга, новый воздушный шар, сковорода

Содержание: Посмотрите в зеркало и скажите, что находится сзади вас? слева? справа? А теперь посмотрите на эти предметы без зеркала и скажите, отличаются они от тех, какие вы видели в зеркале? (Нет, они одинаковые.) Изображение в зеркале называется отражением. Зеркало отражает предмет таким, каков он есть на самом деле.

• Перед детьми различные предметы (ложки, фольга, сковорода, вазочки, воздушный шар). Обезьянка просит их найти все предметы, в которых можно увидеть свое лицо. На что вы обратили внимание при выборе предмета? Попробуйте предмет на ощупь, гладкий он или шероховатый? Все ли предметы блестят? Посмотрите, одинаково ли ваше отражение во всех этих предметах? Всегда ли оно одной и той же формы? Где получается лучшее отражение? Лучшее отражение получается в плоских, блестящих и гладких предметах, из них получаются хорошие зеркала. Далее детям предлагается вспомнить, где на улице можно увидеть свое отражение. (В луже, в витрине магазина.)

• Дети выполняют задание «Найди».

«Перемещение тени»

Материалы и оборудование: мел

Содержание: В солнечную погоду воспитатель обращает внимание детей на тень человека, ее размеры, форму, как «она ходит», «бегает» за каждым, как исчезает.

Воспитатель организовывает рисование на асфальте или песке (на открытом солнечном месте), педагог рисует круг диаметром 20-25 см., в него спиной к солнцу встает ребенок, дети обрисовывают его тень, воспитатель отмечает время (например, 10 часов утра). В 11 часов этот же ребенок снова встает в круг спиной к солнцу, дети обводят по контуру его тень, воспитатель обозначает время. В 12 дня все повторяется еще раз. Вечером опыт с рисованием тени продолжается. Если рисунок сделан мелом на асфальте, наблюдения могут длиться несколько дней – в итоге получатся солнечные часы.

В результате данного эксперимента дети увидят, что тень каждый раз на новом месте, в одно и то же время.

«Получение радуги»

Материалы и оборудование: зеркало, таз с водой, источник света

Содержание: В солнечный день поставьте около окна таз с водой и опустите в него зеркало. Зеркало нуждается в подставке. Если зеркало «поймает» луч света, то в результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на стене или на потолке возникнет радуга.

Опыт можно провести и вечером: тогда источником света выступит настольная лампа.

Вариант 2.

Поставьте хрустальный бокал на белый лист бумаги. Попробуйте поймать бокалом солнечный свет. На листе бумаги появятся цветные полосы радуги.

«Звук»

«О «дрожалке» и «пищалке»»

Цель: Познакомить детей с понятием «звук». Выявить причину возникновения звука – дрожание предметов

Материалы и оборудование: Ученическая линейка, тонкая проволока, спичечные коробки, нитки, спички.

Содержание: Посмотрите, что я для вас приготовила. Как можно использовать эти предметы? Могут ли они издавать какой – либо звук?Если предметы неподвижно лежат, то никаких звуков мы не слышим. Услышим ли мы что – нибудь, если я положу линейку на стол так, чтобы один ее конец свесился со стола, прижму с силой конец, находящийся на столе, а свисающий дерну за кончик? Воспитатель выполняет все эти действия, дети наблюдают. Что слышим? Линейка издает бархатистый звук, дрожит. Попробуйте проделать этот опыт. Воспитатель предлагает менять длину кончика линейки: то длиннее, то короче. Зависит ли звук от длины кончика линейки? Чем короче кончик, тем тоньше звук, а чем длиннее, тем звук сердитее. Попробуйте извлечь звук из проволоки. Как вы это будете делать? Дети натягивают проволоку, цепляя за что – нибудь. Какой звук слышите?

Если натянуть сильнее и дернуть, то она тоненько пискнет. Какие предметы звучат?

Звучат только дрожащие предметы.

В детстве я очень любила с подружками разговаривать по спичечному телефону. Хотите, научу вас, их изготовлять? Вот по этим картинкам попробуйте его изготовить.

Предлагается алгоритм действий:

  1. Через центры двух пустых спичечных коробков протянуть нить
  2. Закрепить эту нить с обеих сторон с помощью спичек
  3.  Натянуть нить, передать друг другу «секрет». Один прижимает коробок к губам и говорит, другой – прикладывает ухо ко второму коробку и слушает.

Хорошо ли слышно? Слышат ли соседи ваши «секреты»? (ответы детей)

Звук слышат только те, кто участвует в опыте.

Почему вы слышите, друг друга?

Звук заставляет дрожать коробок, «бежит» по нитке ко второму коробку. По воздуху звук передается хуже, поэтому «секрет» не слышен другим.

Что может почувствовать сосед при разговоре двоих по спичечному телефону, если приложит палец к нитке, коробку?

Дети выполняют

Палец ощущает колебания. Спичечный телефон работает по принципу настоящего телефона. В настоящем телефоне звук бежит по проводам.

Что будет, если зажать нить посередине рукой?

Дети проверяют свои предположения. Телефон работает.

Почему?

Звук передается при дрожании нити. Если нитка не дрожит, звук не передается.

Каждый шум, который мы слышим, произведен неким колебанием или очень быстрым движением вперед – назад. Звуки перемещаются в виде волн. Когда кто – то говорит с тобой, колебания проходят через рот в воздух и создают вибрацию воздуха. Колебания достигают уха в виде звуковых волн, и мы воспринимаем их как звук. А о звуковых волнах мы поговорим в следующий раз.

 «Как сделать звук громче?

Цель: Обобщить представления детей о физическом явлении звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передается с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов.

Материалы и оборудование: Расческа с мелкими и крупными зубьями, рупор, слуховая труба, механические часы, блюдце целое и блюдце с трещиной, таз с водой, камешки, резиновый мяч; музыкальные инструменты, сделанные с детьми из бросового материала (барабан, маракас, свирель, стеклянный ксилофон, погремушки, гусли, губная гармошка); рабочие листы для фиксации опытов.

Содержание:

Придумано кем –то просто и мудро –

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро!» - солнцу и птицам,

«Доброе утро улыбчивым лицам!

Сегодня к нам пришли в гости Почемучка, галчонок Любознайка, Капелька.

Чем мы можем развлечь гостей? (угощение, игра, интересный рассказ, о чем – то, музыка и т. д.) Давайте включим для гостей музыку. (включает любой музыкальный фрагмент)

Что такое музыка? (мелодия) Что такое мелодия? (звук)

На столе лежат разные предметы, посмотрите на них. Они помогут вам вспомнить, что такое звук.Что сообщают нам звуки? (звуки сообщают нам о том, что происходит вокруг нас, даже если мы не видим источника звука. Например: телефон, шум дождя, гул автомобиля и т. д.) Дети вспоминают опыты с линейкой, проволокой. С помощью чего передается звук? (звуковых волн) Как это можно увидеть? Попробуйте бросить камешки в таз с водой. Что наблюдаете?

Зарисуйте, как разбегаются звуковые волны от камешков.

Где звук громче: при бросании в пустой тазик или в тазик с водой?

Воспитатель раздает детям рабочие листы, дети по схемам выполняют опыты и фиксируют результаты. Звук передается с помощью звуковых волн. Звук непременно должен «бежать» по чему – нибудь: по воде, по металлу, по проводам, а чаще всего по воздуху. Помните, как у нас это было со спичечным телефоном?

С помощью чего мы слышим звук? Какой орган нам в этом помогает?

Проведите пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок.

Одинаковый ли вы слышите звук?  От чего зависит чистота звука? (у расчесок с частыми зубьями звук низкий, грубый, громкий. У расчесок с частыми, мелкими зубьями звук тонкий, высокий). Как можно усилить звук, если он плохо слышен? (динамик, микрофон) А если у нас нет этих предметов? (для этого нам нужен рупор) Изготовить его можно самим. Слижите картон в виде конуса. Вот и готов рупор. Произнесите слова в рупор тихо, громко, изменяя голос. Как услышать тиканье часов, не поднося их к уху?

Сделайте картонную трубу и подставьте один конец к уху, другой к часам. Что слышно? Почему стал слышен звук? (в трубе звуковые волны не рассеиваются, поэтому с ее помощью звук разносится на более дальнее расстояние.

Мы сегодня порадовали гостей своими знаниями, а теперь порадуем и своей музыкой.

Треугольник есть и ложки,

Бубны, палочки, гармошки.

Если все их разом взять,

Дружно вместе заиграть,

Буду здесь я дирижером.

Кто же вы, ответьте хором!     (оркестр)

Дети берут музыкальные инструменты, и все вместе исполняют любую простую мелодию, предложенную ребенком или воспитателем.

 «Почему поет пластинка?»

Цель: Развить у детей умение сравнивать различные звуки, определять их источник. Развивать познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении соломинки – флейты.

Материалы и оборудование: Пластинка недолгоиграющая, рупор, карандаши, швейная игла, увеличительные стекла, соломинки для коктейля, ножницы, картинки – алгоритмы действий, проигрыватель для пластинок.

Воспитатель обращает внимание детей на разложенные на столе предметы: пластинки, увеличительные стекла Для чего я вам это приготовила?

Попробуйте рассмотреть пластинку под увеличительным стеклом. Что видите? (я вижу мелкие канавки. А вы?) Какие они – прямые или с извилинами? (с извилинами) Как же иголка в проигрывателе бежит по этим канавкам? Я думаю, что дрожит. А вы как думаете? (дети слушают грамзапись, наблюдая за иголкой)

Давайте сделаем свой проигрыватель. Воспитатель просит одного ребенка изготовить бумажный рупор, затем втыкает в его кончик швейную иглу. Надевает пластинку на карандаш: «Я буду крутить пластинку, а ты .. (называет ребенка) держи рупор». Крутит карандаш, на карандаше крутится пластинка, рупор ставит на пластинку. Что слышите? (пластинка запела) Крутить равномерно трудно, поэтому песенка звучит смешно.

Примечание: Чтобы рупор легко и свободно следовал вместе с иглой по звуковой дорожке, его надо держать за самый краешек вверху. Можно вращать пластинку на диске проигрывателя, но воспроизводить звук иглой с рупором. Какого инструмента еще нет в нашем оркестре? Давайте сегодня сделаем флейту. Как ее можно изготовить, вам подскажут картинки.

«Почему все звучит?

Цель: Развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах звука.

Материалы и оборудование: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

Содержание: Игра «Что звучит?» — воспитатель издает звуки с помощью известных им предметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит

муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.)

Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает. Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки при жимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.) Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Назовите предметы, которые будут звучать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема: «Занимательные опыты и эксперименты»

материал предназначен для педагогов детских садов....

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников

Содержит занимательные опыты для дошкольников...

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого нач...

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников

Экспериментальная деятельность с дошкольниками способствует развитию навыков исследовательской деятельности, творческого потенциала, повышает интерес к окружающему миру, повышает любознательность....

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников

Как способствовать развитию творческого начала ребёнка?В данной работе собрано большое количество разнообразных опытов и  экспериментов,...

Занимательные опыты и эксперименты

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ  ОПЫТЫ  И  ЭКСПЕРИМЕНТЫ 1.ВОДЯНОЙ ПОДСВЕЧНИК. Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь буде...

Консультация для родителей "Занимательные опыты и эксперименты"

Содержание консультациии позволит родителям интересно занять ребека дома и поможет в развитии исследовательских качеств детей....