Рабочая программа музыкального руководителя.
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Данная программа имеет новую редакцию, с учетом новых требований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4._rabochaya_programma_pod._gr.docx | 99.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей
Колпинского района Санкт-Петербурга
196641, Санкт-Петербург, п. Металлострой, ул. Школьная, д.5а, Лит. А
ИНН 7817027316, КПП 781701001, ОГРН 1027808757316, ОКПО 27439008
тел./факс (812) 464-55-18, E-mail: dc_3@mail.ru
____________________________________________________________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ Заведующий _________________ И.А.Фролова |
Приказ ________ от 31.08.2017 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Программа составлена:
Дмитриевой С.В.
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол № __1__ от
31 августа 2017 г.
Санкт-Петербург
2017 - 2018 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание раздела | страницы |
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 1 |
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 1 |
| 1-2 |
| 2-3 |
1.3.ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ | 3 |
1.4ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯПРОГРАММЫ | 3-4 |
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка | 4 4 |
2.1.1.. Особенности организации образовательного процесса по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» | 4-5 |
2.1.2.. Формы организации образовательной области | 5-7 |
2.1.3.. Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в ДОО реализуется в различных видах деятельности: | 7 |
2.2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ | 8-9 |
2.3. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ССЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ. | 9 |
2.4. СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 2.4.1 Взаимодействие с общественными организациями | 10 10 |
2.5. СОДЕРЖАНИЕ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ, ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ | 10- 13 |
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ | 13 13-15 |
3.2.ОБЕСПЕЧЕЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ | 16 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 17 |
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена для организации работы с детьми по музыкальному образованию дошкольного возраста строится с учетом нормативно – правовой базы:
1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН).
3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
5. Уставом ГБДОУ.
6. Лицензией (рег.№ 106 от 16.04.2012г. серия 78 № 002115 на право осуществления образовательной деятельности, срок действия –бессрочно).
7. Образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 3 Колпинского района СПб.
Рабочая программа разработана на основании Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) и с использованием методических рекомендаций авторского коллектива примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство», Т.И. Бабаевой, А.М. Вербенец, З.А. Михайловой и других
Срок реализации данной программы – 1 год
Настоящая Программа обеспечивает музыкальное развитие детей от 6 лет до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по направлению развития в образовательной области «художественно – эстетическое развитие». Программа представляет собой модель процесса музыкального воспитания, развития и обучения детей, охватывающую все основные моменты музыкально – образовательной деятельности, исполнительства и творчества, с учетом приоритетности видов детской деятельности в старшем дошкольном возрасте.
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного освоения ребенком трех компонентов музыкального воспитания: музыкально – образовательной деятельности, исполнительства и творчества, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие музыкальных качеств и способностей ребенка, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, становление эстетического отношения к окружающему миру, приобщение к фольклорным традициям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности:
в старшем дошкольном возрасте (6 - 7 лет) – Начинать развивать у детей музыкальную память. Вызывать радость от восприятия знакомого музыкального произведения. Стимулировать самостоятельную активность ребенка в процессе пения. Совершенствовать движения под музыку, учить выполнять их самостоятельно. Учить исполнять различные виды музыкальных произведений, используя пение и игру на музыкальных инструментах.
Музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир для музыкального руководителя в преломлении музыкального содержания в соответствии со ФГОС ДО.
1
Основное содержание музыкального развития и воспитания детей представлено в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» наряду с изобразительным и литературным искусством, что является интеграцией по своей сути и в дальнейшем предполагает использование технологии синтеза искусств. В других областях, обозначенных в Стандарте, так же раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребенка. Так, например, касательно образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» речь идет о формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе и тд.).
В образовательной области «Речевое развитие» речь идет о развитии звуковой и интонационной культуре речи.
«Физическое развитие» подразумевает задачи развития таких физических качеств, как координация и гибкость, развитие равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Таким образом, мы видим, что все образовательные области взаимосвязаны с собой и тесно переплетаются, что является основной сутью интеграции их между собой. Это важнейший аспект, на современном этапе дошкольного образования, в воспитании, обучении и развитии детей раннего и дошкольного возраста.
- ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах музыкальной деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах музыкальной деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
2
Принципы программы музыкального воспитания:
- соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;
- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
- учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей
- соответствие комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса.
1.3.ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Возрастные особенности музыкального развития детей раннего возраста
(от 6 лет до 7 лет):
Слушание музыки вызывает сопереживание, сочувствие, адекватное содержанию музыкального образа, побуждает к размышлению о нем, его настроении. Эмоциональная отзывчивость к музыке выражается в умении ребенка осуществлять элементарный музыкальный анализ произведения.
Ребенку седьмого года жизни свойственны эмоциональный подъем и переживание чувства волнения от участия в спектакле, празднике, выступлении детского оркестра или хора. Они характеризуют изменившееся
отношение ребенка к исполнению музыки. Участие в музыкальной деятельности становится не игрой для ребенка, а художественным творчеством.
Результаты образовательной деятельности:
- у ребенка развиты элементы культуры слушательского восприятия;
- ребенок выражает желание посещать концерты, музыкальный театр;
- музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах музыки;
- проявляет себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
- Активен в театрализации;
- Участвует в инструментальных импровизациях.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Для решения задач по определённых ООП, анализа профессиональной деятельности музыкального руководителя, организации музыкального воспитания и развития в группах: младшего возраста, определения социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребёнка с 6 лет до 7 лет, проводится мониторинг «Развитие ребенка в музыкальной деятельности».
3
Основными формами для проведения педагогического мониторинга в группах являются:
* наблюдение за ребёнком в различных видах музыкальной деятельности;
* определение качества развития тех или иных видов музыкальных деятельности;
* конкретное определение развития звуковысотного и ритмического слуха.
Полученные данные будут заноситься в специальную таблицу, и представлены в виде аналитической справки.
Такой анализ позволит увидеть динамику развития музыкальных видов деятельности, а так же грамотно выстроить образовательный процесс по музыкальному воспитанию детей раннего и дошкольного возраста.
Результаты мониторинга фиксируются в таблице.
Весь мониторинг имеет свой отдельный блок и прописан музыкальным руководителем в отдельном документе.
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Содержание работы по «Музыкальному воспитанию» включает в себя интеграцию образовательных областей:
«Социально–коммуникативное развитие» (социализация, общение; нравственное воспитание; семья и общество; самообслуживание и трудовое воспитание; основы безопасности),
«Познавательное развитие» (предметный и социальный мир; мир природы; формирование элементарных математических представлений; познавательно-исследовательская деятельность),
«Речевое развитие» (развитие речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой);
«Художественно-эстетическое развитие» (приобщение к искусству).
«Физическое развитие» (гармоничное физическое развитие дошкольников; формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, формирование у детей основ здорового образа жизни, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения)
Задачи в каждой образовательной области соответствуют задачам, перечисленным в «ООП ДО ГБДОУ детского сада № 3 Колпинского района СПб».
Описание особенностей образовательной деятельности см. в «Комплексно-тематическом планировании. (см. в Приложении к годовому планированию)
2.1.1.. Особенности организации образовательного процесса по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, педагогический коллектив ДОО ставит перед собой определенные цели и задачи, которые позволяют структурировать содержание области «Художественно-эстетическое развитие» по следующим разделам:
4
- «Восприятие художественной литературы, фольклора музыки»
- «Развитие продуктивной деятельности и детского творчества»
- «Развитие представлений о произведениях искусства»
2.1.2.. Формы организации образовательной области
«Музыка»
- Музыкальное развитие:
- Основная форма работы - обучение детей на занятиях,
- Фронтальная (групповая) форма, по подгруппам,
- Игровая форма,
- Индивидуально – творческая деятельность,
- Интегрированная форма обучения,
Здоровье сберегающие технологии, используемые в программе
- Физкультурно-оздоровительные технологии;
- Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- Здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов дошкольного образования;
К ним относятся:
- Облегченная одежда детей в музыкальном зале;
- Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях;
- Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии;
- Учитываются возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития ребенка;
- Дыхательная гимнастика;
- Пальчиковая гимнастика;
- Гимнастика для глаз;
- Психогимнастика;
- Соблюдение мер по предупреждению травматизма;
5
МОДЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Направления музыкальной деятельности.
Компоненты музыкальной деятельности
- Музыкально – образовательная (познание закономерностей организации музыкального мира в целом)
- Слушание - интерпретация (познание и освоение закономерностей и особенностей звучания музыкальных произведений, рефлексия )
- Пение (развитие музыкального слуха, певческих навыков, творчество)
- Музыкально – ритмические движения, танец (развитие музыкально – ритмического слуха, освоение базовых движений)
- Игра на музыкальных инструментах( элементарное музицирование, творчество)
- Драматизация (интегрированный вид деятельности, включает все компоненты музыкальной деятельности),
Задачи:
1. Способствовать гармоничному развитию ребенка по всем направлениям музыкальной деятельности.
2. Обеспечить индивидуальное сопровождение ребенка для успешного освоения программы по музыкальному воспитанию и развитию детей.
3. Реализовать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе непосредственной образовательной деятельности (НОД), самостоятельной деятельности (СД), режимных моментах, работе с родителями.
6
4. Обогащать развитие ребенка, обеспечивая единый процесс социализации -индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей.
2.1.3.. Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в ДОО реализуется в различных видах деятельности:
Образовательная деятельность в режимных моментах | НОД | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Утренняя гимнастика (под музыкальное сопровождение). Слушание музыки. Музыкально– подвижные паузы. Закрепление пройдённого материала. Дыхательная гимнастика для развития вокального дыхания. Релаксационные паузы под музыку. Решение игровых задач и проблемных ситуаций, дидактические игры . Участие в конкурсах и фестивале «Маленькая страна», выступление на праздниках. Беседы на заданные темы: «Блокадный Ленинград». | Музыкальные занятия: Образовательно – развивающего и воспитательного характера, сюжетные, игровые, комплексные, контрольно-диагностические. Проектная деятельность тематического характера. | Рассматривание познавательных книг по теме музыкального развития, портреты композиторов, тематических иллюстраций, музыкальное лото, различных модификаций и со звуковым сопровождением Музыкально – подвижные игры, игры на ритмическое и звуковысотное развитие музыкального слуха: «Дедушка Ритм», «Музыкальные уроки», «Музыкальный букварь», «Уроки музыки» | Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ: семейные проекты; маршруты выходного дня; музыкальные досуги и праздники; родительский Музыкальные гостиные, интерактивные праздники «День Матери», «День смеха», «День защиты детей» Психолого-педагогическое просвещение родителей через «Уголок музыкального руководителя», интернет ресурс «Страничка музыкального руководителя», информационные листы, беседы и консультации. |
7
2.2 Взаимодействие со специалистами.
Месяц | Воспитатель по физической культуре | Логопед | Музыкальный руководитель |
Сентябрь | Разработка игр по ПДД | Консультация по интонационной выразительности речи. | Совместная организация квеста по ПДД |
Октябрь | Консультация по организации физкультурных пауз и минуток. | Консультации по развитию тембра речи. | Консультации на тему «Разработка музыкального репертуара к утренней гимнастике » |
Ноябрь | Совместная работа по проведению : дня толерантности «Мы вместе», «День матери» - интерактивный праздник | Консультации по организации на музыкальных занятиях дыхательных упражнений. | Совместная работа по проведению : дня толерантности «Мы вместе», «День матери» - интерактивный праздник |
Декабрь | Консультация по играм малой подвижности и особенностям их проведения. Совместная работа по проведению новогодних праздников | Совместная работа по чтению стихов и песен. | Консультации по подборке хороводных игр и методике их проведения. Совместная работа по проведению новогодних праздников |
Январь | Закрепление бокового галопа в старшем и среднем дошкольном возрасте. | Совместная подготовка детей к музыкально – литературной композиции «День снятия блокады» | Подборка музыкального репертуара для утренней гимнастики и подвижных игр на втрое полугодие учебного года. |
Февраль | Организация праздника Масленица Совместная работа по проведению Досугов «День защитника отечества» | Консультации по организации игр на музыкальных занятиях направленных на развитие мимической мускулатуры лица. | Организация праздника Масленица Совместная работа по проведению Досугов «День защитника отечества» |
Март | Консультации на тему: «Особенности физической выносливости у детей 6-ти и 7-ми лет » | Подготовка детей к чтению стихов на празднике 8 марта. | Обучение детей навыкам поскоков . |
Апрель | Совместная работа по проведению «День смеха» Консультация на тему : «Профилактика нарушения осанки» | Совместная работа по подготовке музыкально – литературно гостиной. | Совместная работа по подготовке детей на фестиваль «Маленькая страна» |
Май | Совместная работа по проведению: «Выпускной бал», «Посвящение в дошколята» | Соместная работа над песенным и лмтератерным материалом прри подготовке выпускного вечера. | Совместная работа по проведению: «Выпускной бал», «Посвящение в дошколята» |
8 |
Летний период | Совместная разработка и организация «Дня защиты детей», «Спортивно – музыкальных- мероприятий» | Организация досуговой деятельности. | Совместная разработка и организация «Дня защиты детей», «Спортивно – музыкального- мероприятия » |
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Циклограмма работы с родителями на 2017 – 2018 учебный год
Месяц | Подготовительная группа |
Сентябрь | Родительское собрание на тему «Форма проведения музыкальных занятий и вечеров развлечений в ДОУ. Внешний вид воспитанников, одежда и обувь» |
Октябрь | Консультации, совместные досуги и семинары Осенний праздник |
Ноябрь | «День матери» Дистанционное консультирование |
Декабрь | Групповые и дистанционные консультации «Интерактивные праздники в домашних условиях» «Копила впечатлений» - Дистанционное средство мониторинга за домашним музыкальным развитием Новогодний праздник |
Январь | Консультации на, дистанционные консультации. Консультация на тему «Патриотическое воспитание дошкольника» День снятия блокады |
Февраль | Привлечение к созданию костюмирован ной базы Масленица |
Март | Консультации на тему «Мир звуков» «Значение игры на музыкальных инструментах» Праздник 8 марта |
Апрель | «День смеха» «Фестиваль маленькая страна» |
Май | «Выпускной бал» |
9
2.4. Система образовательной работы
- Учебный план Приложение №1
- Система образовательной деятельности на год Приложение № 2
- Сводный режим Приложение № 3
- Перспективное планирование на год Приложение №4
2.4.1 Взаимодействие с общественными организациями
ДОО имеет социального партнера Музыкальную школу искусств №11.
Задачи взаимодействия:
- Популяризация музыкально – культурного воспитания среди воспитанников ДОО
- Обогащение культурного опыта детей.
- Приобщение к музыкальной культуре в целом.
2.5. СОДЕРЖАНИЕ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ, ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений в ГБДОУ детский сад № 3 представлена:
- Парциальной образовательной программой Авдеевой Н.Н. и др. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Программа для дошкольных образовательных учреждений СПб.: «Детство-Пресс», 2010.
- Технологией системно-деятельностного подхода «Дом, в котором я живу» (авторы: воспитатель Гарли Л.Н. и ст. воспитатель Смирнова Е.В.)
Парциальная образовательная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Авдеевой Н.Н.
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» разработана как парциальная программа, которая предусматривает следующие цели и задачи:
Цели:
- Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Задачи:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Задачи музыкального руководителя по реализации данного раздела:
- Охрана дыхательной системы ребенка, в процессе пения.
- Охрана психического и физического здоровья ребенка на музыкальных занятиях
- Формирование положительной самооценки.
- Формирование навыков взаимодействия с ближайшим социальным окружением.
10
Система работы по реализации парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» в ГБДОУ детский сад № 3 заключается в следующем:
1. Использование в образовательной работе программы под ред. Авдеевой Н.Н. «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
2. Использование опыта работы воспитателя ГБДОУ № 3 Гарли Л. Н. «Формирование навыков безопасного поведения на улицах города».
3. Создание условий в группах и помещениях ДОО, а также на участке соответствующей РППС (например: напоминающие знаки), и тренировочных зон (например: пешеходная
дорожка на асфальте) и т. п. Проведение досуговых мероприятий на тему «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
4. Подбор методической литературы и наглядно-иллюстративного материала, в соответствии с задачами работы по данной программе, разработка конспектов.
5. Проведение индивидуальных консультаций и тематических семинаров на темы:
- «Организация работы в ДОО по программе Авдеевой Н.Н. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;
- «БОС- Здоровье»;
- «Формирования правильной осанки, и профилактика глазных заболеваний, профилактика заболеваний дыхательной системы»; и т.п.
6. Использование различных форм и методов организации обучения детей, с учетом их возрастных особенностей, основам безопасного поведения в быту, социуме, природе, а именно:
- проведение совместной регламентированной деятельности в контексте программы «ОБЖ» - не реже 1 раза в месяц в каждой возрастной группе;
- проведение игровых спортивных упражнений и подвижных игр, включающих в себя содержательную сторону некоторых разделов программы (например: п/и «Пешеходы - переходы», «Сороконожка», «Светофор»);
- пополнение РППС элементами, направленными на освоение детьми норм и правил безопасного поведения в быту, социуме, природе; (например Модель: «Я учусь слушать музыку», д/и «Мы в театре»)
- проведение экскурсий «Ребенок на улице»;
- включение в содержание сюжетно-ролевых игр специально созданные проблемные ситуации (например: «Как нужно себя вести на концерте»).
Технология системно-деятельностного подхода «Дом, в котором я живу» (авторы: воспитатель Гарли Л.Н. и ст. воспитатель Смирнова Е.В.)
Цель:
Вовлечение детей старшего дошкольного возраста в разные виды деятельности, способствующие:
• развитию познавательных интересов и исследовательской деятельности;
• формированию норм социального поведения;
• развитию творчества и продуктивных видов деятельности.
Задачи:
• Поддерживать познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, экспериментировать, выдвигать гипотезы и проверять собственные предположения на практике.
• Обеспечивать детям выбор и виды музыкальной деятельности и средств деятельности. (разнообразные музыкальные инструменты, атрибуты, костюмы и элементы костюмов)
• Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, малой и большой родине, через работу по подготовке к таким праздникам как: «День толерантности», «День снятия блокады», «23 февраля – день защитника отечества», «День победы»
• Поощрять детей воплощать в художественном творчестве свои представления, чувства, переживания, поддерживать личностное творческое начало.
• Развивать коммуникативные навыки и доказательную речь.
• Построение конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка.
11
Нормы социального поведения
Реализация системно - деятельностного подхода в этом направлении представлена следующим содержанием:
Цели и задачи:
- Формировать осознанное положительное отношение к себе, воспитывать уверенность в своих силах, формировать бережное отношение к своему здоровью.
- Воспитывать любовь к членам своей семьи и уважение к окружающим людям.
- Приобщать ребенка к социальному миру и формировать представления о себе в социуме.
- Формировать взаимоотношения между детьми на основе взаимной симпатии, привязанности к детскому саду.
- Систематизировать представления детей о своей семье, своём доме, своём посёлке.
- Воспитание культуры поведения в общественных местах.
- Воспитание бережного отношения к своему родному городу.
- Воспитывать чувство восхищения красотой города, чувство гордости за принадлежность к жителям СПб.
- Формировать представления детей о многонациональности населения нашего города и всей страны..
- Формировать в воображении детей образ Родины, представления о России, как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине. (воспитывать гордость за великое культурное наследие нашей Родины)
- Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране.
Данные цели и задачи реализовываются на музыкальном материале, различных народных играх и фольклорных праздниках («Масленица»), через беседы и использования современных технологий (мимио)
Способы конструктивного взаимодействия с родителями и социумом:
1. Консультации, дистанционные консультации, с использованием интернет – ресурса, информационного поля (стенд музыкального руководителя)
2. Вовлечение родителей в участие в различных мероприятиях посёлка Металлострой (субботники, празднование дня рождения посёлка, возложение цветов к мемориалу и т.д.) и в днях празднования города.
- Организация и проведение совместных досуговых мероприятий с родителями (праздники, посиделки, посещения выставок, субботник).
Познавательно-исследовательская деятельность
Реализация системно - деятельностного подхода в этом направлении представлена следующим содержанием:
Цели и задачи:
- Развивать кругозор и познавательно-исследовательскую деятельность через решение проблемных ситуаций социального характера: обобщая представления детей о себе, семье, ближайшем окружении, своём посёлке, городе, стране, о людях, живущих в ней, о памятных местах.
- Стимулировать поисковую деятельность и инициативу детей в стремлении узнать историю своей семьи, поселка, города, страны.
- Обеспечение условий для экспериментирования с различными музыкальными инструментами, ситуациями.
Вариативные формы работы с детьми:
- Беседы
- Разучивание песен с соответствующим тематическим материалом
- Разучивание танцев народов мира
- Слушание музыки.
- Рисование под музыку и зарисовки на тему балетов и опер.
12
Способы конструктивного взаимодействия с родителями:
1.Изготовление костюмов и атрибутов.
2. Участие в музыкальных гостиных.
3. Разучивание стихов и ролей, подготовка к открытым мероприятиям.
4. Создание мини-музея «Блокадный Ленинград», «Это наша Победа».
Продуктивная деятельность
Реализация системно - деятельностного подхода в этом направлении представлена следующим содержанием:
Цели и задачи:
- Приобщение детей к художественно - творческой деятельности.
- Формирование художественного вкуса и воспитание чуткого отношения к прекрасному.
- Познание окружающего мира через развитие творчества.
- Приобретение специальных навыков в процессе продуктивных видов деятельности (рисование, изготовление макетов, лепка, конструирование и т.п.).
Вариативные формы работы с детьми:
1. Непосредственная изобразительная деятельность:
* рисунки на тему «Мои любимые герои сказок», «Я учусь слышать музыку», «Цветная музыка», «Щелкунчик», «Лебединое озеро»
2. Разучивание песен соответствующих данным задачам.
3. Разучивание танцев и игр.
4. Игры – драматизации и разучивание сценок , постановка мини – спектаклей: «Репка на новый лад», «Старушки на завалинке», «Новогодние чудеса» и др.
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
В ДОУ имеется совмещенный музыкально – физкультурный зал, который оснащён нестандартным спортивным оборудованием (модули), атрибутам для спортивных и подвижных игр; имеется мультимедийное оборудование.
Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей . Образовательное пространство музыкального зала оснащено:
- Пианино
- Музыкальный центр
- Компьютер
- Телевизор
- Мультимедийное оборудование
- Шар «Лучи»
- Детские музыкальные инструменты
- Детские музыкальные инструменты, принадлежащие к виду русских народных инструментов.
Все пространство предметно-пространственной среды музыкального зала безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности
Музыкальный зал оснащен:
- Средствами противопожарной безопасности
- Облучатель – рецеркулятор медицинский «Armed»
- Мебель закреплена
- Стульчики имеют маркировку высоты
13
Пространство музыкального зала трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, например : Музыкальный зал легко трансформируется в зрительский зал, есть театральная ширма, театральный занавес, можно проводить различные зрелищные мероприятия для детей, заниматься театрализованной деятельностью, так же зал легко трансформируется для проведения камерных мероприятий (музыкальная гостиная), для образовательно – просвещающих мероприятий с педагогами и родителями, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Например:
- Дети могут легко могут себе подобрать ту или иную музыкально – дидактическую игру, в зависимости от сложившейся образовательной ситуации
- Принять участие либо в танце, либо в оркестре, либо в сценке, в зависимости от способностей и желаний.
- В зависимости от возможностей, выбрать понравившуюся часть музыкальной деятельности и посещать в виде дополнительных занятий на базе ансамбля «Витаминка»
Игры, пособия, мебель в музыкальном зале полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности музыкальной деятельности:
- Пение
- Игра на музыкальных инструментах
- Танцевально – ритмические движения, танец
- Драматизация
- Музыкально – образовательная деятельность (слушание - восприятие)
В музыкальном зале, педагог Дмитриева Светлана Витальевна, организовала различные пространства (для пения, танца, драматизации, игры на музыкальных инструментах, музыкально – образовательной деятельности) , наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.
Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, например: В зале проходят музыкальные занятия, тематические спортивные праздники, досуговые мероприятия, занятия дополнительного образования. Тематическое убранство зала, связанное с содержанием событий, праздников создает у детей эстетические переживания, радостное настроение. А так же:
- Новые мультимедийные проекты (мимио)
- Различные декорации, которые меняются от тематики и сезона
- Обновление атрибутов для драматизации
- Обновление атрибутов для танцев
- Обновление костюмированной базы
таким образом, развивающая среда музыкального зала является вариативной.
Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ (созданы условия реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие)
Например:
- Социально – коммуникативное: для реализации данной образовательной области в музыкальном зале имеются различные игры, а в частности игры – драматизации, существуют различные музыкально – подвижные игры направленные на работу в команде.
14
- Познавательно – речевое развитие: Для реализации данной образовательной области существуют различные дидактические игры способствующие развитию дыхания, а так же ряд скороговорок для активизации речевого аппарата, используются различные музыкальные произведения для слушания и дальнейшего анализа, бесед, существуют различные модели, способствующие пониманию механизма звучания музыкального произведения, его ладовым особенностям, тембральным и ритмическим. Так же используются игры на развитие ритмического и звуковысотного слуха. В частности для развития ритмического слуха мною используется. Как технология программа
«Ладушки»/И.Каплунова, И. Новоскольцева/.
- Художественно – эстетическое: в этой образовательной области я активно применяю технологию синтеза искусств, так только с помощью данной технологии детям становится доступным понимание механизма интеграции различных видов искусств. Используется наглядный материал для знакомства с композиторами, оперой, балетом и в целом театром. Налажено социальное партнёрство с школой искусств. Организован театральный уголок драматизации.
- Физическое развитие: Для данной образовательной области применяются различные авторские дидактические игры, которые способствуют скорейшему овладению танцевальных движений, а так же ориентировкой в пространстве музыкального зала есть разнообразные атрибуты, способствующие более точному выражению танцевального
- образа. Так же существуют разработки в области ЗОЖ, которые реализуются через досуговую деятельность.
Организация предметно-развивающей среды в музыкальном зале построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников, так, например, есть разнообразные костюмы, предназначенные только для девочек и только для мальчиков, детям предлагается исполнять роли в сценках в соответствии с их гендерными различиями, предлагается различный материал для познания, так это и в виде патриотического воспитания, тематика Дня снятия Блокады, 23 февраля и тематика Дня Победы, где мальчики в полной мере могут отработать свои гендерные потребности в развитии и воспитании.
Так же, детям легко доступны элементы различных костюмов. Ставятся разнообразные танцевальные постановки, в которых четко определены гендерные роли партнеров по танцам (менуэт, полька и тд), так же имеются сольные исполнения номеров, которые исполняют только девочки , либо только мальчики.
Все эти особенности еще и учитываются в контексте возрастных различий, материал подбирается в соответствии с возрастными возможностями детей.
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр для музыкального развития детей:
- На развитие динамического восприятия;
- На развитие ритмического восприятия;
- На развитие звуковысотного восприятия;
- На развитие тембрового восприятия;
Наглядно – образный материал
- Иллюстрации;
- Наглядно - дидактический материал;
- Игровые атрибуты;
- Карточки с заданием;
15
3.2.Обеспеченность Программы методическими материалами и средствами обучения и воспитания
- программа дошкольного образования «Детство», Т.И. Бабаевой, А.М. Вербенец, З.А. Михайловой и других. /Детство – пресс 2011/
- программа «От рождения до школы» Н.Е Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева /Москва мозаика синтез 2010/
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования
- Справочник музыкального руководителя №2 2014 год.
- Г.А. Праслова «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста» /Детство – пресс 2005/
- А.Г. Гогоберидзе В.А. Деркунская «Детство с музыкой» /Детство- пресс 2013/
- Е.А. Дубровская «Ступеньки музыкального развития» /Москва Просвещение 2003/
- Э.Костина «Камертон» программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста /2008/
- Журнал «Справочник музыкального руководителя» №3 2014
- О.П. Радынова «Музыкальные шедевры» /Сфера 2014/
- Н.В. Нищева «Топ – топ топотушки» /Спб Детство – пресс 2015/
- И.Е. Яцевич «Музыкалное развитие дошкольников на основе примерной образовательной прграммы Детство» /Спб Детство – пресс 2015/
- Программа «Ладушки» И. Каплунова, И. «Новоскольцева»
- И.А. Петрова «Музыкальные игры для дошкольников» Спб Детство – пресс 2011/
16
ПРИЛОЖЕНИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ.
- Учебный план.
- Система образовательной деятельности на год.
- Сводный режим дня
- Перспективное планирование на учебный год.
17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкальное развитие» на 2015 – 2016 учебный год
Рабочая программа музыкального руководителя разработана для детей от 2-х до 8-ми лет и определяет обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от...
Рабочая программа музыкального руководителя разработана с учетом ФГОС ДО для детей дошкольного возраста (от 1 года до 7 лет) образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность»
Разработала: музыкальный руководительЖарникова Наталья АлександровнаСрок реализации: 2019-2020 уч. год...
Рабочая программа музыкального руководителя для работы с детьми 3-5 лет по музыкальному развитию и воспитанию в детском саду
Программа стставлена для младших (первой второй) и средней групп, представлена разделами Целевой, Содержательный, Организационный....
Рабочая программа музыкального руководителя по музыкальному развитию с детьми от 1 года до 3 лет
Настоящая рабочая программа по музыкальному развитию детей с 1 до 3 лет разработана в соответствии с ООП МБДОУ ДС №10 на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обр...
Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основ...
Рабочая программа музыкального руководителя по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в части музыкального образования Предназначена для образовательной деятельности с детьми 2-7 лет
Основная идея рабочей программы – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства. Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляе...
Рабочая программа музыкального руководителя по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в части музыкального образования (Предназначена для образовательной деятельности с группами детей 4-7 лет с ТНР, приложение к АООП ДОУ)
Данная программа разработана с учётом концептуального положения используемой в ДОУ комплексной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и адапт...