Мои публикации.
материал на тему

Ермохина Юлия Александровна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста Подготовила: Ермохина Юлия Александровна педагог-психолог Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида Россияночка» п. Гайтер -1 Консультация для педагогов

Слайд 2

Психологические особенности детей раннего возраста Важнейшие психические новообразования - развитие речи и наглядно-действенного мышления , сознание «Я сам» Ведущая деятельность - предметно-манипулятивная Ведущая познавательная функция - восприятие Начинает формироваться знаковая функция сознания (использование одного объекта в качестве заместителя другого)

Слайд 3

Психологические особенности детей 3-4 лет Ведущая потребность – в общении, в уважении, в признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность – игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая познавательная функция - восприятие. Новообразования: Усвоение первичных нравственных норм. Самооценка. Появление элементов партнерского общения. Начинает формироваться наглядно-образное мышление. Внимание и память – непроизвольные. Возникновение эгоцентрической речи.

Слайд 4

Ведущая потребность – познавательная активность; потребность в общении. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция – наглядно-образное мышление. Новообразования: умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщённых свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями; проявление внеситуативно-личностной формы общения со взрослым. Психологические особенности детей 4-5 лет Внимание и память – непроизвольные. Недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера

Слайд 5

Ведущая потребность – потребность в общении; творческая активность. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция – воображение. Новообразования: Предвосхищение результата деятельности. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником. Психологические особенности детей 5-6 лет Произвольность психических процессов. Развитие целенаправленного запоминания. Меняется представление ребенка о себе, его образ Я (зарождается Я-идеальное). Формируются «высшие чувства» – интеллектуальные, моральные, эстетические.

Слайд 6

Наглядно-образное мышление. К концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое Ведущая потребность – общение. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра . Ведущая функция – воображение. Новообразования: Предвосхищение результата деятельности. Появление «внутренней позиции школьника». Развитие внутренней речи – речи «про себя и для себя». Психологические особенности детей 6-7 лет Произвольность психических процессов. Появляются элементы произвольной памяти: ребенок может ставить перед собой цель – запомнить и вспомнить.

Слайд 7

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: педагог –психолог Ю. А. Ермохина

Слайд 2

Советы психолога

Слайд 3

От чего зависит жизненный успех? Как найти себя в этом мире? Продолжить ли образование и где? Пойти ли работать и куда? Что ждет меня в будущем , за порогом школы?

Слайд 4

Которая помогает выпускнику состоятся как личности. Добиться материального благополучия. Экономической независимости.

Слайд 5

В современном мире насчитывается более 40 000 профессий. Важно суметь разобраться в этом многообразии. Понять содержание разных профессий. Требование , которые они предъявляют к человеку. Учитывать собственные склонности, способности, возможности.

Слайд 7

Типы профессий Человек – природа Человек – техника Человек – знаковая система Человек – человек Человек – художественный образ

Слайд 8

Специалист работает с природными объектами: растениями, животными, микроаргонизмами Например: агроном, ветеринарный врач, дрессировщик ,эколог. Ветеринар Пастух

Слайд 9

Специалист работает с техникой Техническими системами Энергией Различными материалами и веществами. Например: инженер, радиотехник, монтажник конструкций, токарь, слесарь. Пилот Швея Строитель Пожарный Слесарь

Слайд 10

Специалист работает с прежде всего с людьми, группами, коллективами. Например: педагог, врач, юрист, журналист, медицинская сестра. Врач Милиционер Продавец Учитель Секретарь

Слайд 11

Специалист имеет дело с обработкой информации в виде условных знаков, цифр, букв, искусственных и естественных языков. Например: оператор, программист, переводчик, лингвист, бухгалтер. программист

Слайд 12

Это прежде всего профессии, связанные с созданием и воспроизведением различных художественных образов, их элементов. Например: художник, дизайнер, визажист, артист, музыкант, писатель. Музыкант Балерина Клоун Художник

Слайд 14

Ваши интересы (что вам интересно на уровне хобби, а что может стать профессией). Собственные склонности и возможности, способности, которые обеспечат успех в работе. Сведения о профессиях. Возможность получить выбранную специальность (обучение). Возможности трудоустройства. Перспективы развития выбираемой профессии.



Предварительный просмотр:

Идем в детсад. Как подготовить ребёнка к посещению детского сада.

http://mamavteme.ru/wp-content/uploads/detsad.jpgКажется, ещё вчера ваш кроха только появился на свет, и вы умилялись его первыми достижениями. Но время летит незаметно, и вот маме уже пора выходить на работу, а это значит, что настало время и малышу пойти в своё первое образовательное учреждение – детский сад.  Как он будет там себя чувствовать, найдёт ли общий язык с воспитателями, появятся ли у него друзья, не будет ли часто болеть? Все эти вопросы естественны, ведь детский сад — это первое социальное общество для ребёнка, в котором он проведет 4- 5 лет своей жизни. Понравится ли ребенку в детском саду и будет ли он в дальнейшем ходить в него с удовольствием, а также как посещение садика повлияет на здоровье и развитие малыша, во многом зависит от успешной адаптации. Помочь ребенку быстро и легко адаптироваться в саду — основная задача не только воспитателей, но и родителей.

 

Зачем нужен детский сад

Некоторые родители отказываются от посещения их ребёнком дошкольного учреждения, аргументируя тем, что они сами дадут своему малышу все необходимые знания, а со сверстниками ему хватит общения и во дворе.

Но родители, как бы они не хотели, не смогут в полной мере дать возможность ребенку адаптироваться к детскому обществу, обществу своих сверстников. Конечно, общение с соседскими детишками очень полезно, но этого мало, чтобы понять детский коллектив. Когда малыш ходит в детский сад, то начинает жить вместе с детьми, выстраивать с ними отношения. Отношения эти многогранны, так как детей в группе значительно больше, чем малышей в дворовой песочнице, и они проводят вместе гораздо больше времени. При этом малыш пытается выстраивать эти взаимоотношения уже самостоятельно, без маминой опеки и контроля, что крайне важно для развития личности ребенка и его дальнейшей адаптации к школе и другим социальным институтам.

Режим дня, который соблюдают малыши в детском саду, оптимален для детей дошкольного возраста. Строгое соблюдение режима дня (что крайне сложно реализовать в домашних условиях) благоприятно сказывается на физиологическом и эмоциональном развитии малыша.  Ребенок приучается к дисциплине и самоорганизованности, учится самостоятельно одеваться, убирать за собой, следить за своими вещами.

Помимо этого в детском саду проводятся разнообразные развивающие занятия: рисование, лепка, аппликация, музыка, развитие речи, литература, физкультура и многие другие. Обеспечить такое разнообразие в домашних условиях у родителей не хватит ни времени, ни сил, а значит, всё равно придется водить малыша в центр раннего развития. Подготовительная садовская группа не зря имеет такое название. В последний год перед школой занятия деток напоминают школьные уроки, на них изучают основы арифметики, письма. Кроме того, когда ребенок пойдет в первый класс, то наверняка в нем окажется 1 — 2 человека из его садовской группы. А это значительно облегчит процесс адаптации к школе.

 

В каком возрасте лучше отдавать ребёнка в детский сад.

Психологи утверждают, что полностью готовым к посещению детского сада является ребенок, достигший 3-4 лет. До 2-3 лет ребёнок не испытывает потребности в общении со сверстниками, В ЭТОТ ПЕРИОД СИЛЬНО ПРОЯВЛЯЕТСЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ К МАТЕРИ И БЛИЗКИМ ЛЮДЯМ! Поэтому любой ребенок, а тем более, эмоционально чувствительный, которого отдают в ясли до 3-х лет, будет остро реагировать на разлуку с матерью, плакать и тосковать.

Не лучшее время отдавать малыша в сад, если он переживает так называемый, кризис трех лет (который ещё называют — возраст строптивости). Это период в жизни ребенка, когда он впервые пытается отделить себя от родителей и хочет ощущать себя взрослым и самостоятельным. Проявляться кризис может по-разному, но основными симптомами являются: невыносимое упрямство, негативизм, своенравие и протесты. Отправляя малыша в сад в этот период, мы создаём для него дополнительные стрессовые ситуации.

Наиболее мягко адаптация к саду проходит у детей в возрасте 2 — 2,5 лет. Если не получилось отдать малыша в садик в это время, лучше дождаться, когда ему исполнится 3,5 — 4 года.

В связи с интенсивным развитием современного общества, сейчас наблюдается некоторая акселерация (ускоренное развитие) детей, в том числе и раннего возраста, которая связана с увеличением потока информации, которую получают наши дети, смотря телевизор, слушая радио, с самого раннего возраста путешествуя с родителями, к тому же их воспитанию родители уделяют гораздо больше внимания, чем раньше. Поэтому возрастные особенности развития детей несколько сместились, а значит, к проблеме детского сада нужно подходить индивидуально к каждому ребёнку.

 

Если ребёнок достаточно самостоятельный, тянется к общению со сверстниками, то и в детском саду ему будет хорошо. А если малыш, очень привязан к маме и не хочет оставаться ни с кем другим, отдавая его в детский сад без достаточной подготовки, можно вызвать у крохи сильный стресс, и процесс адаптации задержится на долгие месяцы, и может сопровождаться продолжительными болезнями.

 

Как долго может протекать адаптационный период?

Считается, что адаптация к садику в среднем длится 1-2 месяца, но у кого-то этот период может растянуться на полгода и больше. Это зависит и от характера, и от темперамента, и от состояния здоровья ребенка. Легче других адаптируются дети с темпераментом холерика и сангвиника. У них быстро переключается внимание, их легче чем-то заинтересовать и отвлечь. Флегматики и меланхолики свое горе будут носить в себе и переживать несколько дольше и сильнее.

Деткам — интровертам (тип личности которых, ориентирован внутрь себя, на свои внутренние переживания) привыкать к садику сложнее, чем детям – экстравертам (ориентированным на внешний мир и окружающих). Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптационный период проходит сравнительно легко и быстро. Дети с ослабленным здоровьем, даже если им нравится в садике, часто болеют, что тоже отрицательно сказывается на продолжительности адаптации.

Как долго будет длиться период адаптации, зависит и от того, насколько правильно мама подготовит малыша к этому значимому периоду в его жизни.

 

Как подготовить малыша к детскому саду

Готовиться к переменам в жизни малыша желательно за несколько месяцев до начала посещения садика.

1. Постарайтесь расширить круг общения ребенка — чаще ходите с ним в гости, обсуждайте, что делают и как ведут себя дети на детской площадке, поощряйте и поддерживайте его инициативу в общении с окружающими.

2. Познакомьте ребёнка с детским садиком, в который вы планируете ходить, и постепенно начинайте приучать к нему своего малыша. Гуляйте возле него каждый день, наблюдая, как играют на прогулке дети. Объясните ему, что он становится взрослый, и скоро тоже, как эти детки будет ходить в этот замечательный детский сад. Расскажите ему все преимущества посещения детского сада (у тебя появится много новых друзей, там очень интересно, много игрушек и т.п.).

3. Постепенно приучайте ребёнка к режиму дня, который будет в детском саду, в который вы планируете ходить. Дома, бывает, довольно сложно организовать точно такой же режим, но приученному к режиму ребенку будет действительно гораздо легче адаптироваться в саду. Особенно тяжело приходится крохам во время сна, если дома их днем не укладывали спать. Поэтому очень важно, чтобы с 13 до 15 часов малыш привыкал находиться в кровати. Если он не может заснуть — приучайте его просто спокойно лежать.

4. Обучайте ребенка навыкам самообслуживания. Малышу значительно проще будет адаптироваться к условиям сада, если он уже будет уметь самостоятельно пользоваться ложкой и горшком, принимать активное участие в одевании, мытье рук.

5. Играйте с ребенком в «детский сад». Расскажите ему о том, что если мама и папа работают, то они отводят своих деток в детский сад, туда, где много других ребят, где есть интересные игрушки, веселые занятия. Объясните, что в садике дети едят и спят, там у каждого есть кроватка, шкафчик, полотенце. И пусть игрушки станут «детками», которых привели в садик, а ваш малыш как заботливая воспитательница будет кормить их обедом и укладывать спать. Важно сформировать у ребенка положительное отношение к детскому саду. Если вы будете регулярно говорить о садике и играть в него — гораздо выше вероятность того, что малыш пойдет туда не с тревогой, а с радостью, потому что, он уже будет знать, что это за место и чем там занимаются.

 

Если вы все делали правильно, то ваш ребенок будет готов к важным для него переменам. К началу посещения садика он уже будет знать, что такое детский сад и зачем он будет туда ходить. Ребёнок будет готов к общению со сверстниками (хотя бы на уровне: поздороваться, попросить игрушку), не будет стесняться обращаться за помощью к воспитателю и будет положительно настроен на посещение детского сада.

 

 С уважением, педагог – психолог                                            Ю. А. Ермохина



Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку пережить процесс перехода из дома в детский сад. (советы родителям)

Психологи считают, что девочки созревают для детского сада к трем годам, а мальчики к четырем. Приживется ли ребенок в коллективе, во многом зависит от его настроя и предварительной подготовки:

  • Не проявляйте беспокойства по поводу предстоящего события и не жалейте малыша, как будто готовится что – то ужасное. Скажите, что он сможет пообщаться с другими детьми и завести друзей, что в саду много книжек и игрушек, прогулки, праздники, музыкальные и физкультурные занятия и.т.д. Тогда ребенок с радостью воспримет перемены.
  • Готовьте ребенка к общению с детьми и взрослыми, посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочнице, на качелях, ходите на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.
  • Познакомьтесь с воспитателями группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет.
  • Расскажите также, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

В первые дни посещения садика оставляйте ребенка на 1 – 2 часа и забирайте домой перед дневным сном. Постепенно увеличивайте время пребывание в саду, за месяц он привыкнет, и будет ходить в садик с удовольствием. Подберите одежду и обувь для садика, чтобы в ней было удобно, без сложных застежек: пуговицам, крючкам и шнуркам предпочтите липучки. Приготовьте запасной комплект одежды в пакете – мало ли что может случиться. Дайте ребенку в садик его домашнюю игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и на утро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не соглашается, пусть игрушка ходит с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто с ней играл, было ли ей весело. Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая – нибудь из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.  

Что надо знать родителям детей 2-3 лет. (советы психолога)

Ваш ребенок только что перешагнул порог детского дошкольного учреждения. Это означает, что для него началась новая – социальная жизнь. Как сделать так, чтобы ваш малыш скорее привык к новым условиям? Думаю, вам помогут следующие советы:

  • старайтесь домашний режим (время кормления, прогулок и сна) в те дни, когда ребенок не посещает детский сад, приблизить к режиму в яслях; организуйте свое время так, чтобы забирать ребенка из яслей в первую неделю до дневного сна и только, получив согласие ребенка, оставьте его спать днем в группе; разговаривайте с ним о прошедшем дне, поощряйте его высказывания и терпеливо выслушивайте. Ребенок после 2-х лет начинает активно овладевать речью. Помогая ему правильно называть предметы, обозначать словом его чувства и желания, отвечая на все вопросы, вы стимулируете его умственное развитие.
  • Не ограничивайте его двигательную активность. Повышенная активность и эмоциональность ребенка после сада может означать «выброс энергии», который он накопил за время пребывания в группе. Пребывание 2-х летнего малыша в группе сверстников в течение целого дня является для него психологической нагрузкой, ведь они не умеют еще играть вместе, а просто играют рядом. Дети 2-3 лет только начинают учиться играть! Игра является стимулом развития ребенка, его навыков, интеллекта и моральных качеств. 
  • Обеспечьте в первую очередь такими игрушками своего ребенка, с помощью которых он развивал бы свои ощущения и восприятие, мышление и тонкое движения пальцев рук. Это – кубики, конструкторы, матрешки, пирамидки, карандаши, пластилин, заводные игрушки, машинки. Малышам 2-3 лет свойственна непосредственность, импульсивность поведения. Они действуют под влиянием своих чувств и сиюминутных желаний, они не могут встать на точку зрения другого и учитывать последствия своих поступков.
  • Проявляйте терпимость к их эмоциональным вспышкам: их агрессивность возможно, вызвана просто желанием установить контакт с другим ребенком, но они еще не знают, как это нужно сделать. Помогите ребенку сделать первый шаг в общении, используя речь, ваша основная задача помочь ему в этот трудный период и научить его дружить.

С наилучшими пожеланиями, педагог – психолог     Ю. А. Ермохина



Предварительный просмотр:

Профилактика тревожности (Рекомендации родителям).  

Рекомендации родителям по предотвращению тревожности у детей.

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: "Много ваши педагоги понимают! Бабушку лучше слушай!")

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет или вид деятельности, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

Тревожность у детей

Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

Педагог - психолог                                                                  Ю. А. Ермохина



Предварительный просмотр:

              Тренинговое занятие в старшей группе

                                       «В мире эмоций»

ЦЕЛЬ. Познакомить детей с эмоцией: радость, учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов.

Задачи:

Оборудованиеигрушка Мячик, надувная фигура «Сердце», пиктограмма "Радость", чистые листки (формат А4), цветные карандаши.

                                                                          Ход занятия

I Вводная часть 

1. Упражнение " Сердечко по кругу"

Здравствуйте, дети! У меня в руках игрушка "сердце". В сердце человека заключены любовь, тепло, дружба. Я предлагаю его вам. Будем передавать это сердечко друг другу по кругу и говорить любое вежливое слово. Сердечко вернулось ко мне. Замечательно.

 II Основная часть.

Психогимнастика:    К солнышку потянулись

                                          Лучики взяли,

                                          К сердцу прижали,

                                         Людям отдали,

                                          И заулыбались.

1. Упражнение "Складывание картинки" (познакомить детей с эмоцией радость)

Ребята, я получила по почте странное письмо. Открыла его, а там какие-то непонятные картинки. Я попробовала их сложить, но у меня не получилось. Может быть, вы мне поможете, и мы узнаем, о каком чувстве мы с вами поговорим. Дети складывают картинки. Замечательно. Кто это? Да, дети, это же мальчик. Как вы думаете, этот мальчик грустный? А может быть, сердитый? Или веселый, радостный?.. Да, этот мальчик радостный. Молодцы!

 

2. Упражнение "Зеркало"

Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: "Здравствуй, это я!"

После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.

Некоторые дети изображают подобие улыбки. На них необходимо обратить особое внимание.

Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.

Ребята, изображать радость вы умеете, и это у вас хорошо получается. А теперь поговорим о том, что же такое радость для вас?

3. Беседа "Что такое радость?" (Радость - это праздник, радость - это когда все радуются и т. д.)

Как можно порадовать человека? (подарить подарок и т.д.)

4. Игра "Я радуюсь, когда:"

Педагог: "Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: "Петя, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?". Петя должен будет поймать мячик и сказать: "Я радуюсь, когда:."

Петя рассказывает, когда он радуется, а затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: "(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?"

5. Этюд "Котенок, который хотел порадовать свою маму"

Педагог обращает внимание детей на то, что человек может улыбаться и радоваться не только тогда, когда ему что-то подарили или выполнили какое-то его желание, но и тогда, когда он сам сделает для другого что-то хорошее. В подтверждение своим словам педагог читает сказку:

 "Жил-был на свете маленький котенок. Все у него было: много игрушек, сладостей, карандаши, краски и даже компьютер. Целыми днями он бегал, играл, ничего не замечая вокруг. А потом ему стало скучно. Все надоело и ничего не доставляло радости. Он перестал улыбаться. Мама забеспокоилась, не заболел ли ее сынок.

Однажды котенок ждал маму с работы и от нечего делать слонялся по дому. Забрел на кухню и :. увидел в раковине много грязной посуды. "Мама придет уставшая с работы, и ей придется еще мыть эту гору посуды", - подумал малыш. - "Может, я справлюсь с этой работой?" И он попробовал. Когда пришла мама, радостный котенок потащил ее на кухню. "Посмотри, мама, я сделал тебе подарок", - и показал на чистую раковину. Мама улыбнулась: "Какой ты у меня молодец, спасибо тебе!" А котенок тоже улыбался - оказывается, так приятно доставить кому-то радость".

После чтения сказки педагог предлагает каждому ребенку по очереди изобразить котенка, а сам берет на себя роль мамы-кошки. Важно, чтобы дети прочувствовали радость от того, что помогли маме. В конце упражнения можно еще раз обратить внимание детей на то, как приятно сделать что-то для другого человека.

6. Игра "Спаси птенца".

Психолог: Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями верх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему

Психолог: Какое настроение у вас стало после выполнения этого упражнения? (Ответы детей)

7. Упражнение. "Радость"

А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему "Радость". Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как ему хочется.

III Заключительная часть

1. Упражнение " Круг друзей"

Психолог: - А сейчас мы с вами возьмемся за руки, поднимем их, посмотрим на всех - это наш круг друзей. Давайте в нашем тесном дружеском кругу мы вспомним, что мы делали на сегодняшней нашей встрече.

Дети вспоминают о том, чем они занимались, что нового узнали. Психолог отмечает положительные моменты в сегодняшней встрече, высказывает пожелания всей группе.

 

 



Предварительный просмотр:

Подготовка ребенка к школе: рекомендации родителям

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.

 Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться- считал детский психолог Л.А. Венгер.

Что  же включает в себя подготовка к школе?

Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Физиологическая готовность ребенка к школе

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

Интеллектуальная готовность к школе означает:

• к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний
• он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее; 
• ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен; 
• должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
• ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
• толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
• нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
• ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
• понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
• наличие интереса к учению и получению новых знаний;
• способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
• усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

1)Внимание.
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2)Математика.
     Цифры от 1 до 10.

Прямой счет от 1 до 10 и обратный счёт от 10 до 1.

Арифметические знаки  « > », « < », « = ».

Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

Ориентирование в пространстве и листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т.д.

3)Память.
• Запоминание 10-12 картинок.
• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
• Пересказывание текста из 4-5 предложений.

4) Мышление.
• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…»,  «Суп горячий, а компот…» и т. п.
• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло»,  «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
• Определять последовательность событий, что было  сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
• Складывать пазлы без помощи взрослого.
• Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.

5) Мелкая моторика.
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
• Выполнять аппликации.

6) Речь.
• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть. 

• Узнавать и называть сказку, загадку, стихотворение.
• Составлять связный рассказ по серии из 4-5 сюжетных картинок.
• Слушать чтение, рассказ взрослого, отвечать на элементарные вопросы по содержанию текста и иллюстрации.
• Различать в словах звуки.

7) Окружающий мир.
• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?

Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и сажать его за стол, а постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься. Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и т. п.

Родители должны знать и еще одну очень важную психологическую особенность детей дошкольного возраста: их основным видом деятельности является игра, через которую они развиваются и получают новые знания. То есть все задания должны преподноситься малышу в игровой форме, а домашние занятия не должны превращаться в учебный процесс. Но занимаясь с ребенком дома, даже не обязательно отводить для этого какое-то конкретное время, развивать своего малыша можно постоянно. Например, когда вы гуляете во дворе, обратите внимание ребенка на погоду, поговорите о времени года, подметьте, что выпал первый снег или у деревьев начали опадать листья. На прогулке можно посчитать количество лавочек во дворе, подъездов в доме, птиц на дереве и так далее. На отдыхе в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов, птиц. То есть старайтесь, чтобы ребенок обращал внимание на то, что его окружает, что происходит вокруг него.

Большую помощь родителям могут оказать различные развивающие игры, но при этом очень важно, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем показать игру ребенку, познакомьтесь с ней сами и решите, насколько она может быть полезной и ценной для развития малыша. Можно порекомендовать детское лото с изображениями животных, растений и птиц. Не стоит дошкольнику приобретать энциклопедии, скорее всего они его не заинтересуют или интерес к ним пропадет очень быстро. Если ваш ребенок посмотрел мультфильм, попросите рассказать о его содержании – это станет хорошей тренировкой речи. При этом задавайте вопросы, чтобы ребенок видел, что это для вас действительно интересно. Обращайте внимание на то, правильно ли ребенок при рассказывании произносит слова и звуки, если есть какие-то ошибки, то деликатно говорите о них ребенку и исправляйте. Разучивайте с ребенком скороговорки и стишки, пословицы.

Тренируем руку ребенка

Дома очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

При выполнении ребенком письменного задания следите, правильно ли он держит карандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за осанкой ребенка и расположением листа бумаги на столе. Продолжительность выполнения письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важность имеет не быстрота выполнения задания, а его точность. Начинать следует с простых заданий, например, обводить изображение, постепенно задание должно усложняться, но только после того, как ребенок будет хорошо справляться с более легким заданием.

Некоторые родители не уделяют должного внимания развитию мелкой моторики ребенка. Как правило, по причине незнания, насколько важно это для успешного обучения ребенка в первом классе. Известно, что наш ум лежит на кончиках наших пальцев, то есть чем лучше у ребенка развита мелкая моторика, тем выше его общий уровень развития. Если у ребенка плохо развиты пальчики, если ему трудно вырезать и держать в руках ножницы, то, как правило, у него плохо развита речь и он отстает по своему развитию от сверстников. Именно поэтому логопеды рекомендуют родителям, чьи дети нуждаются в логопедических занятиях, одновременно заниматься лепкой, рисованием и другими занятиями на развитие мелкой моторики.

Рекомендации родителям дошкольника

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов и педагогов.

1. Не будьте слишком требовательны к ребенку.
2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.
3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.
4. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.
5. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.
6. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном. 
7. Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы.
8. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре и т. п.
9. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.
10. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь. 
11. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы к капризам вашего нехочухи. 
12. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов. 
13. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.
14. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.
15. Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. п. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, - а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей.

Педагог – психолог                                                         Ю. А. Ермохина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.

laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П.  Распространение педопыта воспитателя...

Наличие публикаций, включая интернет публикации.

Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...

Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации

Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...

X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...

X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»

Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...