Проект по духовно-нравственному воспитанию "Я - часть России!"
проект (подготовительная группа) на тему
Актуальность духовно-нравственного воспитания и развития детей обусловлена непрерывным процессом нравственного развития человека и заинтересованностью человеческого сообщества в управлении этим процессом, стремлением передать новому поколению культуру духовно-нравственной жизни, систему нравственных ценностей, как одного из условий сохранения и развития человека, общества, страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ya_chast_ross.docx | 47.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 2 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «КАПИТОШКА» ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА, КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОЕКТ
по духовно – нравственному воспитанию
«Я – часть России!».
База выполнения:подготовительная к школе группа
Разработала:Соболева Наталья Вениаминовна
Железногорск 2018
В душе и сердце Ребенка должны быть
поселены светлые образы,
мысли и мечтания – чувство прекрасного,
стремление к самопознанию и саморазвитию;
ответственность за свои мысли;
устремленность к благу; мужество и бесстрашие,
чувство заботы и сострадания, радости и восхищения,
сознание жизни, смерти и бессмертия…
Ш. А. Амонашвили
Паспорт проекта
Тип проекта: групповой, с привлечением родителей.
Вид проекта: информационный - практико — ориентированный.
Продолжительность проекта: долгосрочный,сентябрь 2017 – май 2018г.
Участники проекта: педагоги ДОО, воспитанники подготовительной к школе группы, родители воспитанников.
Материально – технические ресурсы проекта:
- информационные ресурсы: наглядные консультации, памятки, буклеты, рекомендации для родителей и педагогов;
- учебно-методические ресурсы: ФГОС, учебная программа, методические пособия;
- электронные ресурсы: аудио-, видеоматериалы, мультимедийные презентации;
- кадровые ресурсы: воспитанники, педагоги, родители.
Актуальность: актуальность духовно-нравственного воспитания и развития детей обусловлена непрерывным процессом нравственного развития человека и заинтересованностью человеческого сообщества в управлении этим процессом, стремлением передать новому поколению культуру духовно-нравственной жизни, систему нравственных ценностей, как одного из условий сохранения и развития человека, общества, страны.
На фоне снижения многих показателей качества жизни современных
детей, их телесного, психического и духовного здоровья, вопрос духовно-
нравственного воспитания является одной из ключевых проблем нашего
общества. Современный мир предлагает ребенку информацию вместо знания,
заданную программу вместо развития собственной фантазии, телевизор и
игровой компьютер вместо необходимого человеческого общения.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения. Уже к середине 80-х годов назрела необходимость перестройки дошкольного воспитания. Была разработана Концепция дошкольного воспитания с учетом современных требований общества. Одним из существенных направлений Концепции стало многообразие и вариативность дошкольного образования, что и нашло отражение в возникновении и создании системы духовно-нравственного воспитания, основанного на Православных духовных ценностях, на любви к своей родине.
Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников – это радость приобщения к Православным традициям нашего народа. Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Период дошкольного детства, это период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников основаны на традиционных источниках нравственности: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество
Таким образом, сегодня как никогда актуальна системная организация духовно-нравственного воспитания, начиная с первых лет жизни и взаимодействие системы образования и семьи.
Цель проекта: формирование у дошкольников духовно-нравственных ценностей в ходе реализации проектной деятельности.
Задачи проекта:
- Воспитывать любовь к родному городу, дому, семье, детскому саду, уважение к традициям города, его культуре, людям труда.
- Знакомить с символикой родного города, края, страны:
-формирование положительного эстетического восприятия Государственных символов нашей страны, края, города;
- формирование элементарных представлений об истории происхождения и функциональном назначении герба и флага, гимна, о символическом значении цветов и образов (орел, всадник);
- развитие познавательных интересов;
- воспитание патриотизма, уважительного отношения к государственной символике;
-сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным ценностям русской культуры;
- изучение истории своего народа, родной культуры;
- воспитание чувства патриотизма: любовь к малой Родине - родному краю, поселку; -гордость за свой народ и его достижения; желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
- Формировать у дошкольников уважительное отношение к людям в общении с близкими и сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе, развивать навыки успешного общения с окружающими, знакомить с примерами жизни и деятельности интересных земляков, служащих достойным примером подрастающему поколению.
- Формировать культуру бережного отношения к природе.
- Развивать познавательный интерес к народному творчеству, традициям родного края, страны, природе, всему, что нас окружает;
- Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, творить ее своими руками.
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет: родному городу, дому, семье, окружающей его природе.
- Воспитывать чувство сострадания, заботы, внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто рядом и нуждается в помощи.
- Воспитывать толерантное отношения к людям разных национальностей, их традициям.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Гипотеза: Если во главу воспитательной системы в дошкольном учреждении поставить гармоничное развитие подрастающей личности с использованием социально-культурных условий малой родины и страны, используя систему интеграции воспитания, обучения и развития дошкольников на основе идеи духовности и нравственности, то можно качественно изменить приоритеты подготовки дошкольника, определив первостепенность раннего развития компетентностей, связанных с окружающей ребёнка социально-культурной средой, пробудить познавательную активность, повысить практическую значимость и воспитательное воздействие работы в ДОУ.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный.
Задачи этапа:
- анализ существующей ситуации и поиск наиболее эффективных форм работы с детьми и взрослыми;
- постановка проблемы;
- поиск пути решения проблемы;
- составление перечня вопросов с целью выявления знаний детей о….;
- разработка плана реализации проекта;
- информация для родителей «Участвуем в проекте!» ;
- подбор и изучение методической, научной и художественной литературы по теме проекта;
- подбор иллюстративного материала, раскрывающего тему проекта;
- подборка дидактических, подвижных, музыкальных игр, пособий по теме проекта;
- подготовка природного материала, материала для изобразительной деятельности;
- подбор художественной и познавательной литературы для чтения детям (стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд) по теме проекта;
- подбор презентаций, видеофильмов, мультфильмов по теме проекта;
- разработка конспектов мероприятий.
- Основной.
Задачи этапа:
- работа по перспективному планированию;
- взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта;
- практическая деятельность;
- отображение знаний детей в творческих работах (рисунках, аппликациях, лепке и т.д.).
- Заключительный
Задача этапа:
- презентация альбомов «Народы России», «Предметы старины», «Государственные символы России – флаг, герб, гимн», «Курский край- край родной», «Природа родного края», «Достопримечательности города», «Михайловский ГОК», «Как жили наши предки», «Россия-наша Родина», «Народный календарь», «Народные промыслы», «Богатыри земли русской», «Военные силы России», «Защитники Отечества», «Профессии»;
- создание мини-музея «Изба», «Народы России»;
- выставка продуктивной деятельности детей по теме проекта;
- презентация проекта;
- создание фоторепортажа по результатам проекта;
- распространение опыта в детском саду.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Методы реализации проекта: наглядные, словесные, практико-ориентированные.
Предполагаемые результаты:
для детей:
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
- формирование чувств национального достоинства;
- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
для педагогов:
- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;
- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.
для родителей:
- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;
- создание системы социального партнёрства МДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
Перспективное планирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по духовно-нравственному воспитанию "Русь моя Россия. Традиции русского народа" для детей старшего дошкольного возраста.
Практико-ориентированный долгосрочный педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Традиции русского народа»....
Презентация проекта «Формирование духовно-нравственных чувств дошкольников через ознакомление с народными промыслами России"
laquo;Формирование духовно-нравственных чувств дошкольников через ознакомление с народными промыслами РоссииАктуальность проекта: Обусловлена большой значимостью воспитания духовно -нравственных...
ПРОЕКТ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников "Россия мастеровая"
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников...
Проект по духовно - нравственному воспитанию "Культура России"
В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к своей Родине - России.. Москва – глав...
Познавательный проект по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию «Моя Россия и малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста
Одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы сегодня – это патриотическое воспитание. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известн...
Инновационный проект «Социально-коммуникативное развитие дошкольников, приобщение их к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России через проектную деятельность»
Инновационный проект «Социально-коммуникативное развитие дошкольников, приобщение их к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России через проектную деятельность» (Опыт...
Проект по духовно-нравственному воспитанию «Я- частичка родного края»
Цели:- формирование у детей целостного представления о малой Родине – Донском крае- формирование личности выпускника как достойного представителя казачьего сообщества, носителя, пользовател...