Проект "Волшебница-вода"
проект (средняя группа) на тему

Бездетко Маргарита Викторовна
1. Развивать у детей представления о природном объекте – воде. 2. Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде. 3. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnaya_voda.docx56.02 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель

М.В.Бездетко

2017 год.

Тип проекта: познавательно-поисковый.

Актуальность. Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства – рациональное использование природных ресурсов в интересах не только человека, но и природы.

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста.

С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в детском саду был разработан проект «Водичка, водичка» для детей младшего дошкольного возраста.

Участники проекта: дети второй младшей группы, их родители, воспитатели.

Сроки реализации проекта: 2 месяца (март-апрель).

Цель проекта:

1. Развивать у детей представления о природном объекте – воде.

2. Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде.

3. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.

Задачи проекта:

1. Подвести детей к пониманию:

  • вода может находиться в жидком и твердом состояниях: при замерзании вода превращается в лед, лед в тепле тает (превращается в воду), летом идет дождь, зимой – снег, снег в тепле тает (превращается в воду);
  • в воде растворяются соль, сахар, гуашь, песок – не растворяется;
  • вода прозрачная, без запаха, без вкуса;
  • роли воды в жизни человека, растений, животных.

2. Закрепить представления детей:

  • вода бывает холодная, теплая, горячая;
  • вода течет, журчит, разливается, ее можно пить, наливать, переливать.

3. Учить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога.

Ожидаемые результаты:

Образовательные:

  • формирование представлений детей о природном объекте воде;
  • формирование познавательного интереса;
  • обогащение словарного запаса.

Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к воде;
  • привнесение результатов работы в группе в домашние условия.

Перспектива развития проекта:

  • в данной группе наблюдения за природным объектом водой, связанные с весенними и летними изменениями в природе;
  • в летний период проведение досуга на улице «Чистая вода нужна всем и всегда»;
  • в старшем дошкольном возрасте создание и реализация проекта «Волшебная вода».

Предварительная работа.

1. Определение темы, цели, задач проекта.

2. Определение участников проекта.

3. Определение времени в режиме для группы для реализации проекта.

4. Оформление альбома потешек, стихов для детей и родителей по теме.

5. Подготовка необходимого оборудования.

6. Поиск, изучение имеющийся литературы по теме проекта.

7. Определение объема знаний детей о воде, в соответствии с возрастом детей группы, учитывая требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

8. Определение вопросов диагностики детей по теме, формы фиксации результатов.

9. Определение содержания, методов, форм работы с детьми, родителям по проекту.

Материал и оборудование:

ведёрко, тазик, стаканы, чашечки, баночки, бокалы, тарелочки, пипетки, салфетки, игрушки: заяц, белочка, медведь, угощение для животных: капуста, морковь, шишки, цветные льдинки, снег, лёд, сахар, песок, соль, гуашь, мыльные пузыри, верёвка, кукла, пелёнка, клеёнка, фартуки, зонт, мыло, кукольная одежда, бумажные и пластмассовые кораблики.

 

Схема реализации проекта через разные виды деятельности.

Этапы реализации проекта.

I этап. Подготовительный.

1. Составление проекта.

2. Подготовка к реализации проекта.

3. Проведение диагностики детей по теме проекта.

2 этап. Основной. Март:

1 неделя.

  •  Наблюдение за дождем из окна.
  • Подвижная игра «Солнышко дождик»
  • Рисование красками с элементами аппликации «Дождик».
  • Наблюдения на прогулках за лужами, образовавшимися после дождя.

Поисковая деятельность. Игры детей в центре «Песок - вода»

Цель: закрепление понятий: вода льется, она жидкая, песок – сыплется, он сыпучий.

Во время умывания чтение потешек о воде.

 Наблюдение за трудом воспитателя и выполнение трудовых поручений: мытьё игрушек.

Цель: показать детям, что в воде мылится мыло, после мытья игрушки становятся чистыми.

2 половина дня.

Поисковая деятельность. Наблюдение за водой в фонтанчике. Цель: продолжать закреплять знания детей о свойствах воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают.

 2 неделя.

Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя.

Цели: продолжать формировать представление детей о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темней; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя.

Вопросы:1. Что делаю? 2. Чем поливаю?  3. Какая вода? 4. Для чего поливают комнатные растения?

Обобщения воспитателя: вода нужна комнатным растениям, если мы не будем поливать их водой, то комнатные растения погибнут.

 2 половина дня. Поисковая деятельность: «Холодная, теплая, горячая вода».

Цель: уточнить представление детей о том, что вода бывает холодной, тёплой и горячей (это можно узнать, если потрогать воду руками).

 3 неделя.

Утро. Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за аквариумными рыбками. Кормление рыбок.

Вопросы: 1. Где живут рыбки? 2. Что налито в аквариум?  3. Какая вода?

Обобщение воспитателя: без воды и корма рыбки погибнут.

 2 половина дня.  Поисковая деятельность: «Прозрачная вода».

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачная.

Логоритмическое занятие «Путешествие маленькой капли».

 4 неделя.

Утро. Наблюдение за трудом помощника воспитателя: как Людмила Николаевна моет посуду.

1. Что делает Виктория Юрьевна? 2. Чем моет посуду? 3. Какая вода? 4. Что делает вода? (льется из крана) Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для мытья посуды, воду надо беречь.

 2 половина дня.  Поисковая деятельность: «У воды нет запаха и вкуса».

Цель: дать детям знания: вода не имеет вкуса и запаха.

Наблюдение за трудом помощника воспитателя: как Людмила Николаевна моет пол после завтрака.

1. Какая вода в ведре?  2. Что делает Людмила Николаевна? 3. Чем моет пол?

4. Какая вода стала в ведре после уборки?

Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для уборки помещений, чтобы было чисто.

 2 половина дня.Поисковая деятельность: «Что растворяется в воде».

Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ: сахара, соли, гуаши, песка.

Работа с родителями: показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода.

 

Апрель: 1 неделя. I половина дня.

Программные художественные произведения.

Чтение стихотворений: А Барто, П. Барто «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь», З. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо, потешки «Дождик, дождик, пуще»;

рассказов В. Бианки «Купание медвежат», Л. Воронкова «Снег идет»;

рассказывание сказки «Лиса и заяц».

 2 половина дня.  Поисковая деятельность: «Что плавает в воде».

Цель: закрепление знаний детей о свойствах воды и различных предметов:

легкие игрушки в воде плавают, тяжелые тонут.

Игра «Капитаны» (пускание бумажных корабликов).

 

2 неделя.  I половина дня.

Дидактическая игра «Купание куклы».

Цель: закрепить знания детей: кому и для чего нужна вода, свойств воды: чистая, теплая, холодная, горячая, льётся.

 2 половина дня.  Итоговое занятий. Тема: «Вода и ее свойства».

 Работа с родителями. Консультации для родителей: «Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни – ты сама жизнь», « Сказка «Как люди речку обидели»».

I половина дня. Наблюдения на прогулках «Лед на лужах».

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: на морозе вода замерзает, превращается в лед; лед холодный, твердый, скользкий, гладкий, не льется, хрупкий – его можно разбить, если ударить чем-нибудь твёрдым.

 II половина дня.Поисковая деятельность «Лед – это вода».

Цель: показать, что в тепле лед становится водой.

Развлечение: «Лесные чудеса».

1 половина дня.  Наблюдения на прогулках за снегом «Снег - он какой?»

Цель: продолжать уточнять представление детей о свойствах снега: белый, холодный, рассыпчатый, мягкий; снег нельзя брать в рот.

 Аппликация с элементами рисования «Снежинка».

II половина дня.

Поисковая деятельность.

«Снег – это вода».

Цель: показать, что в тепле снег становится водой, он белый, но в нём есть грязь – она хорошо видна в талой воде.

 3 неделя.

Утро. Игры- забавы «Пускание мыльных пузырей».

Интегрированное занятие «Про маленькую капельку».

 II половина дня.

Наблюдения за трудом воспитателя: стирка кукольного белья.

Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека: нужна для стирки одежды; в воде мылится мыло, и смывается грязь.

Досуг «Праздник мыльных пузырей».

 

4 неделя.

Утро. Рассматривание иллюстраций с изображением купания в водоемах, бассейне,   ванне, под душем.

Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде.

2 половина дня. Поисковая деятельность: «Делаем цветные льдинки для украшения снежные построек, живой ели на участке».

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: вода может быть цветной, если в неё добавить гуашь, на морозе цветная вода замерзает, превращается в цветной лед.

 

3 этап. Заключительный.  Май.

1. Диагностика детей по теме проекта.

2. Презентация проекта на родительском собрании.

 Литература:

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под «редакцией М. А. Васильева, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.

3. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство – Пресс 2007 г.

4. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной – Набережные Челны,2009.

5. Интернет ресурсы.

6. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004 год.

7. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2005 год.

8. Журнал «Ребенок в детском саду» № 3 2006 год.

9. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Младшая группа.