прс
материал (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Инновационные компоненты
предметно-развивающей среды
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа.
Она должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможность уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна способствовать реализации различных образовательных программ, в том числе инклюзивного образования, учитывать национально-культурные и климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также возрастные особенности детей.
Она должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
ЗОНА КОЛЛЕКЦИЙ
Предназначена для знакомства детей с объектами, для обучения
классификации по различным признакам и сенсорных навыков. Коллекции
следует располагать в специальных шкафах или на полках на уровне,
доступном для взгляда ребенка. При формировании коллекции следует
учитывать такие моменты:
—доступность объектов для сбора. Коллекция должна включать
прежде всего те объекты, которые могут собрать сами дошкольники и их
родители (камни, гербарии, морские и речные раковины, фантики,
открытки, марки, календари);
—разнообразие;
—безопасность. Любой объект коллекции должен быть безопасным как
с точки зрения механических повреждений, так и для
здоровья. Используемые объекты должны быть чистыми.
ЗОНА РЕЛАКСАЦИИ
Представляет уголок с разными комнатными растениями,
аквариумами, альпийской горкой, предназначенный для отдыха детей и
ухода за растениями.
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ УГОЛОК
Уголок может включать картографические материалы (карты,
схемы, планы, составленные детьми по результатам походов, экскурсий,
рисунки-впечатления о природе), снаряжение для походов. Создается для
развития географического и пространственного мышления. В то же время
это база для игровой деятельности ребенка.
УГОЛОК КОСМОСА, ПЛАНЕТАРИЙ
Украшается моделями Луны, Солнца и планет, звездной картой;
подбираются дидактические игры и пособия, «Картотека созвездий»,
«Собери созвездие», «Солнце и планеты». Необычность, оригинальность
оформления способствуют развитию интереса, занятия в таком уголке
вызывают положительные эмоции.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПИРАМИДЫ
Изготавливаются силами детей и педагогов.
Пирамида музыкально-шумовая — замечательна тем, что ее можно
расположить в любом месте группы, обозначив таким образом
музыкальный уголок. К ее граням прикрепляют разные музыкальные
инструменты. В свободное время дети сами могут их снимать и играть на
них.
Пирамида «Ловкие пальчики» — на ней размещены игрушки,
изготовленные из старой одежды, пластиковых емкостей, разноцветных
крышек. Дети плетут косички, завязывают шнурки, бантики, закручивают
нити.
МИНИ-МУЗЕИ
Для музея могут быть выделены отдельные участки рекреационных
холлов, групп. Мини-музеи играют большую познавательную и воспитательную
роль. Они могут создаваться коллективом детей, родителей и воспитателей.
Немаловажное значение имеет представление семейных экспонатов, собранных
детьми вместе с родителями. Каждый семейный экспонат должен быть
снабжен этикеткой с фамилией и именем ребенка. В группах можно разместить
мини-музеи: «Чудо-дерево», «Город мастеров», «Игрушки-забавы
«Мир книги», «Театр костюма», «Театр кукол».