"Изучение и сохранение традиций - основа патриотического воспитания".
статья на тему
Предварительный просмотр:
Изучение и сохранение традиций – основа патриотического воспитания
( из опыта работы)
Воспитатель: Романенко Т.И.
Актуальность темы
Воспитание любви к родному краю,
к родной культуре, к родному городу,
к родной речи – задача первостепенной
важности, и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого – с любви
к своей семье, к своему дому.
Постоянно расширяясь, эта любовь
к родному переходит в любовь к своему
государству, к его истории, его прошлому
и настоящему, а затем ко всему человечеству.»
Д.С.Лихачёв
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь.
Проблема заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Эта проблема представляется мне настолько актуальной, что послужила основанием для выбора темы: «Изучение и сохранение традиций – основа патриотического воспитания».
Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств.
К сожалению, за предыдущие годы патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов…
Придет время и сегодняшний дошкольник будет ответственен за будущее страны. И очень важно именно сейчас обратить внимание на воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, воспитание личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет осознание собственной ответственность за судьбу Родины.
Чувство патриотизма многогранно и сложно это и любовь к своим близким и гордость за весь русский народ, яркие воспоминания про место, где родился, и уважение к своей Родине, желание ее беречь, содействовать ее расцвету.
1. Цели и задачи
Воспитание остаётся важнейшим преобразующим фактором общественного развития. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными. У детей искажены представления о добре, милосердии, справедливости и патриотизме, поэтому воспитание остаётся важнейшим фактором.
Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения. В дошкольном детстве любовь к своей Родине, знания о неповторимости и богатстве её культурных традиций, бережное отношение к ним играют огромную роль в становлении личности ребёнка.
Поэтому я считаю, что духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, духовно- нравственное воспитание детей считаю одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, а главным - закладывание основ духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоническому взаимодействию с другими людьми.
Основными целями в моей работе являются:
- Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
- Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия Калужской области, родного края.
- Стремление возродить традиции семейного воспитания.
Исходя, из этого данная работа включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. И считаю, что они воспитывают в ребенке патриотические чувства и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
2. Теоретические основы патриотического воспитания
детей дошкольного возраста
Придет время и сегодняшний дошкольник будет ответственен за будущее страны. И очень важно именно сейчас обратить внимание на воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, воспитание личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет осознание собственной ответственность за судьбу Родины.
О роли и значении патриотизма личности писал ещё К. Д. Ушинский, который считал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека …»
Патриотизм применительно к ребёнку старшего дошкольного и младшего школьного возраста определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы; наличие у детей таких качеств, как сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Воспитание патриотических чувств является одной из задач нравственного воспитания, которое зародилось еще в далеком прошлом. Изучение педагогической литературы показывает, что во все времена уделялось большое внимание воспитанию любви к Родине, дому, близким, желанию беречь и защищать свою Отчизну.
Вопросами патриотического воспитания занимались отечественные педагоги, такие как В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупскай, А.С. Макаренко, Князева О. и др.
Патриотизм – является одним из нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте. У детей формируются не только полноценные представления, но и простейшие нравственные понятия. Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснение замеченным явлениям.
3. Возрастные особенности развития психологических
процессов детей дошкольного возраста
Один из авторитетнейших исследователей дошкольного детства А.В.Запорожец показал, что центральными достижениями психического развития в дошкольном возрасте следует считать образные формы познания и социальные эмоции. Чувство господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребенка к окружающему. Важное значение в формировании у детей любви к Родине имеют эмоциональные переживания, которые приобретают более глубокий и устойчивый характер. Дети этого возраста способны проявлять заботу о близких и сверстниках.
Я считаю, что успех патриотического воспитания в большой мере зависит от правильного определения возрастной ступени, на которой возможно и следует активизировать формирование патриотических чувств.
Для формирования патриотических чувств необходим определенный уровень развития общения ребенка. Анализируя данные по развитию ребенка в первые четыре года жизни, отметила для себя, что это годы активного вхождения ребенка в социальный мир, формирования первоначальных представлений об окружающей (в том числе и общественной) жизни, о нормах человеческого общения. К пяти годам происходит, отмечает Л.С.Выгодский «интеллектуализация чувств». Среди мотивов деятельности и поведения начинают доминировать общественные мотивы, зарождается общественная направленность личности.
Патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное качество, оно включает:
– овладение детьми доступным их возрасту объемом представлений и понятий об окружающем мире, социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны культуре, традициях народа, природе родного края;
– переживание личностью положительного эмоционального отношения к знаниям, окружающему миру (любви к родному городу, (селу), краю, стране, гордости за трудовые и боевые успехи народа. Уважению к историческому прошлому родной страны, восхищения народным творчеством, (любви к родному языку, прирорде родного края), проявление интереса к этим сведениям, потребности расширять свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;
– реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого бережное отношение к природе,
вещам, собственному имуществу , умение отразить полученные знания в творческой деятельности), наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.
Правильная организация работы основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста.
В воспитании дошкольников большое значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к действительности. Поэтому на своих примерах, своим отношением к происходящей действительности, закладываю первоначальное эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности.
Психологи подчеркивают важность возникновения ростков патриотизма, которое составляют прошлый опыт человека, опыт чувств, отношений к окружающей действительности. (Например,если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт», «фонд эмоциональных переживаний», который будет иметь громадное значение для его дальнейшего развития.) Тем самым будут «проторены пути для ассоциаций эмоционального характера», а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного эмоционального развития человека.
Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках и действиях детей.
Считаю, что у детей старшего дошкольного возраста можно и необходимо сформировать систему обобщенных знаний о явлениях общественной жизни, которые являются основой их сознательного отношения к окружающему, предпосылкой патриотического воспитания. Этому способствует увеличение объема представлений и понятий об окружающем мире у дошкольников.
В дошкольном возрасте складываются начала действенного в полном смысле этого слова отношения к Родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу, бережно обращаться с природой.
Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.
4. Содержание работы с детьми по формированию
у дошкольников патриотизма
посредством народных традиций.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая проводится в детском саду по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьей.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Планирование своей работы я начала с диагностики детей по патриотическому воспитанию (приложение № 1). Результаты диагностики показали, что в планировании необходимо больше внимания уделять
следующим темам:
- Мой дом – моя семья.
- Знакомство с русской народной культурой.
- Столица нашей Родины – Москва
- Земля – наш общий дом.
- Защитники Отечества.
В конце учебного года я вновь провела диагностирование знаний детей,
Методы и формы работы использую самые разнообразные это - занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.). Прекрасные возможности предоставляет знакомство малыша с традициями, обычаями, бытом и прикладным искусством, фольклором России.
Большое внимание в работе с детьми отвожу великой русской поэзии А.С.Пушкина, А.А.Тютчева, А.А.Блока, С.А.Есенина. Пусть ухо ребенка приучается с ранних лет к гармонии русского слова, а сердце переполняется чувством изящного, пусть он наслаждается музыкальностью и поэтичностью русской речи.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой возрастной группе. Изменяются только содержание, объём познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы стараюсь
приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство
с правами и обязанностями – в декабре (перед Днем Конституции). Богатыри Земли Русской – в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Я считаю, что важной формой ознакомления дошкольников с родной страной являются занятия, в процессе которых осуществляется опосредованное знакомство детей с окружающим миром, формируются понятия. Стараюсь, чтобы занятия повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты, и компьютеры и т.д.), вопросы индивидуальные задания. Стараюсь приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы, искать ответы в иллюстрациях, в беседах с родителями и т.д.
Один из любимых детьми видов детской деятельности – игра. Занятия в игровой форме приносят детям радость, потому что в ходе таких занятий дети действуют непосредственно, свободно. Ценность их заключается и в том, что знания, полученные в процессе таких занятий, легко переносятся детьми в творческие игры.
При ознакомлении детей с трудом взрослых руководствуюсь принципом перехода от простого, близкого к более сложному, далекому (труд сотрудников детского сада, родителей, людей в ближайшем окружении).
Организуя труд детей, стараюсь включать в их деятельность труд, имеющий значение для самих детей, коллектива группы, детского сада, близких людей. Так, вместе с детьми изготавливаем атрибуты для игр, привлекаю детей к оформлению уголка Родины в группе, выставке рисунков для родителей, изготовлении альбома о родном городе Сухиничи, ухаживаем за цветами на участке, а также уборке своего участка.
Из опыта работы я отметила, как часто бывает, беден чувственный мир ребенка. Он может овладеть знаниями об окружающем мире, но не сумеет выразить свое личное отношение к этому миру, дать происходящему свою оценку, а не пользоваться чужой, самому ответить на вопросы «что – хорошо, а что плохо? Где добро, а где зло?» Это оказывается самое трудное быть самим собой.
При рассказывании русской народной сказки я спросила у детей, как они понимают народные выражения – «красное солнышко», «красная девица», «красный молодец». Сколько же было затруднений, самых разных объяснений, но никто не поставил знак равенства между словами «красный» и «красивый». Именно тогда передо мной стал вопрос о духовном начале наших детей. Поэтому большое внимание уделяю русскому языку. Развитие речи есть развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык. Поэтому стараюсь отбирать произведения по нравственным критериям. Это сказки, потешки, произведения русских писателей, поэтов, а также жития святых, адаптированные к дошкольному возрасту.
Задачи воспитателя – раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Большое
значение придаю увеличению словарного запаса детей, путем смыслового
объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологического) и исторического значения.
Материал по познавательной деятельности, развитию речи, художественной литературе стараюсь распределить так, чтобы он был приурочен к тому или иному празднику. Например, русскую народную сказку «Крошечка – Хаврошечка» лучше рассказать 18 февраля на Агафью – коровницу, в декабре на Наума – граммотника рассказать, как появилась азбука, происхождение этого слова, как относились к учению русские люди. Под Новый год рассказываю детям, почему мы наряжаем елку (символ жизни и процветания в народных орнаментах), откуда пришел обычай вешать игрушки, что обозначает этот обряд. С детьми беседовала о народных гуляниях, о праздничном столе, не забывая о символах зерна в растительном мире и яйца в животном. Выяснили с детьми, почему в русской народной сказке «Курочка – ряба» автор – народ отдает предпочтение не золотому, а простому яичку, т.к. в нем зарождается жизнь живого существа.
У каждого народа есть свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Сказка дает яркие примеры подлинной дружбы, воспитывает в ребенке человечность, т.е. способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Поэтому я в своей работе широко использую один из основных жанров устного народного творчества – сказку.
Хорошо известно, что среди видов детской деятельности, имеющих, большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является, игра. При этом имеется в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники и др.).
Народный праздник является большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники стараюсь воздействовать на эмоциональную сферу детей.
Это помогает детям также лучше ориентироваться во Временных понятиях. Цикличность народного календаря из года в год повторение праздников и событий позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его. Этому помогают занятия в кружке «Основы православной культуры». Начиная, занятия в кружке, провела диагностику, оценивала знания детей по открытости к добру, готовности проявлять сострадание, ответственность за свои поступки, правдолюбие. В конце учебного года вновь провела диагностику .
Православная культура – это то, чем жили и что много веков создавали благочестивые православные люди с верой, надеждой и любовью к творцу
красивого, справедливого мира.
В начале учебного года мы вместе с детьми посетили наш храм Смоленской божьей матери, где узнали, как надо вести себя в храме, насладились величием, торжеством внутри храма. Узнали, что храм – святое место особого присутствия Божия. Поэтому, чтобы посещение его принесло
духовную пользу, необходимо крайнее благоговение и также трепет перед его Святыней. Являясь наследниками православной культуры, мы учим понимать и любить мир.
Беседы и рассказы о святых людях: Сергии Радонежском, Серафиме Саровском и т.д. воспитывают такие добродетели, как милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях как со сверстниками так и со взрослыми, уметь просить прощение за дурные поступки, поступать честно и справедливо.
Дети узнают, чему посвящены красивые праздники, которые праздновали наши предки и празднуем мы.
Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Познакомившись с этой традицией, мы для себя открыли интересный духовно – нравственный смысл праздника, и стараемся в своей работе использовать этот опыт. Подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в саду начинается заранее – еще в декабре. Но это не мешает всему педагогическому процессу, а наоборот, придает ему особый радостный смысл. На занятиях по развитию речи знакомлю детей с русской духовной поэзией.
Долго будет помниться детям подготовка и праздник Пасхи Христовой. Разучивание песен, стихов пасхального содержания, рисование пасхальных открыток и разукрашивание пасхального яйца.
На праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями; кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актерские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Но если даже у ребенка нет ярко-выраженных музыкальных и актерских способностей, или он долго не посещал детский сад, например, из-за болезни, стараюсь, чтобы он все равно был активным участником праздника: пел вместе со всеми, участвовал в общих плясках и играх. Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения.
В детском саду нами создана «Комната русского быта», где собраны предметы быта русского народа народные костюмы, сочетающие удобства,
вкус и красоту. Особенно близки детям традиционные игрушки – самоделки
деревянные подвижные игрушки (Богородские), глиняные игрушки и
свистульки (Дымковские, Филимоновские) и так далее. «Комната русского
быта» помогает восстановить часто потерянные и ослабленные в современном мире, традиционные семейные, родовые связи. Поэтому часто там устраиваются «посиделки» и детей разных групп, и детей со своими
родителями. Это учит общению родителей и детей и укрепляет семейные традиции, а значит и семью.
Издавна славна наша страна своими защитниками, которые охраняли границы родной земли. Много славных полководцев прославили Россию с древних времен до нашего времени. Знакомя, детей с защитниками Отечества я стараюсь, зародить в них чувства гордости и любви к своей Родине, к её славным защитникам.
В нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) стараюсь прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Стараюсь подводить детей к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, скверов, в их честь воздвигнуты памятники. Вместе с детьми посетили музей боевой и трудовой славы, музей железнодорожного транспорта станции Сухиничи – Главные, возлагали цветы к памятникам в скверах: «Рокоссовского», «Победы». Наше счастье, что мы имеем возможность приглашать в детский сад на День Победы, день защитников Отечества ветеранов. Эти встречи производят глубокие впечатления на детей и на самих ветеранов.
Вообще, отметила для себя, что наши дети часто и очень радушно принимают у себя гостей, выступают перед ними, угощают, дарят подарки. Их бережное отношение к ветеранам нас трогает необыкновенным вниманием, бережностью и разговоры их после такой встречи вдумчивы и серьезны.
Разговор о защитниках Отечества был бы не полным без серьезного внимания к роли женщины. Понятно уважение к мужеству и жертвенности женщин, участвующих в боях, защищающих Родину. Но я стараюсь раскрыть и то, что женщины хранят семью, воспитывают детей. Без этого солдатам нечего и некого было бы защищать.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами. Знакомя детей с гербом, флагом, гимном, родной страной рассказываю о людях создавших своим трудом все то, что делает её
прекрасной и сильной, вместе с детьми отмечаем изменения, происходящие вокруг нас, рассказываю детям, что за свой труд люди получают награды и поощрения. В своей работе использую художественные произведения такие как «Кем быть?», «Чем пахнут ремесла?
5. Краеведческие экскурсии –
основа патриотического воспитания
Важную роль в воспитании патриотизма играют краеведческие экскурсии.
Краеведение — изучение определенного края, местности, её истории. Это познавательная для детей любого возраста область.
Новые впечатления, новый багаж знаний, новые исследования остаются в памяти детей надолго.
Экскурсия — посещение достопримечательностей, музеев — помогает закрепить пройденный материал и уже никогда его не забыть, ведь впечатления, полученные во время экскурсии остаются на всю жизнь.
В ходе экскурсии я помогаю дошкольникам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема, услышать о них необходимую информацию.
Я провожу экскурсии с детьми в краеведческие музеи, по улицам родного города, к историческим памятникам, различным общественным зданиям (больница, библиотека, почта, дома культуры. спортивные сооружения, школа) на темы «Исторические события в зданиях и памятниках»», «Любимые места горожан», «Милый сердцу уголок».
В начале я даю детям представление о различных объектах— памятниках истории и культуры, зданиях, природных объектах, местах знаменитых событий и т.д. Во время экскурсии стараюсь удерживать внимание детей, чтобы после её окончания провести беседу, полагаясь на детские непосредственные впечатления от экскурсии, какие-то наблюдения.
Для закрепления материала с детьми предлагаю заняться творчеством — создавать рисунки, аппликации, лепку, поделки из природного материала.
Заметила, что дети с большим интересом относятся к экскурсиям нетерпением ждут их.
Благодаря экскурсиям дети имеют возможность получить значительный объём информации, у них формируются способы мыслительной деятельности. Общаясь с участниками экскурсии ребёнок усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. Материал экскурсии, мастерство его изложения дают возможность детям анализировать, делать необходимые выводы.
6. Результаты работы и перспективы
С целью определения уровня знаний детей по изучению и сохранению традиций использую следующие методы: наглядный, беседа, анализ продуктов детской деятельности.
С 2011 года я начала проводить кружковую работу. Чтобы убедиться в необходимости и значимости проводимой работы обследовала детей посещающих кружок и не занимающихся в кружке. И выяснила, что у детей, которые не посещали кружок, тоже есть определённые знания, они приобретались по мере накопления жизненного опыта: при проведении образовательной деятельности, при общении со взрослыми (родителями, соседями, знакомыми и т.д.), но их знания поверхностные, не глубокие. В то же время знания детей занимающихся в кружке более устойчивые, прочные. Дети своими знаниями делятся с другими.
Задачи по изучению и сохранению традиций как основы патриотического воспитания, я решаю во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в проведении праздников , викторин, в организации выставок детского творчества, в беседах с детьми – так как всё это воспитывает в ребенке патриотические чувства и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
При планировании работы по изучению и сохранению традиций обязательно учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка, а также соблюдаю основные принципы:
- принцип энциклопедичности;
- принцип системности;
- принцип краеведения;
- принцип возрастной адресованности;
- принцип интеграции;
- принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в
условиях дошкольного учреждения и семьи.
Проанализировав результаты своей работы, я убедилась в целесообразности выбранной мною темы и необходимости преподнесения материала всем детям. Работу буду продолжать, так как каждый раз убеждаюсь в её актуальности.
7. Работа с семьёй
В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
С уверенностью можно сказать, что как бы, не старался воспитатель, какими бы программами не пользовался, он не сможет достичь полноценных результатов, если нет содружества с семьёй.
Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям. Только при условии положительных результатов всей работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.
Особая роль в духовно – нравственном воспитании принадлежит семье. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим корням. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А.С. Макаренко стараюсь использовать при работе и с детьми, и их родителями.
В совместной работе с родителями я широко использую консультации для родителей (групповые и индивидуальные), родительские собрания, где родители являются не слушателями, а непосредственными участниками, беседы, тематические выставки, конкурсы (поделок из бросового материала), анкетирование (см. приложение №1). Анализ анкетных данных привел к тому, что необходимо расширять знания родителей по вопросам патриотического воспитания .
Широко использую информацию в родительских уголках, в папках-передвижках консультации «Возрождение русских национальных традиций», «Воспитание толерантности у дошкольников»; «Формирование представлений детей о родном городе»; «История, традиции и культура русского народа», «Богатства Калужского края: животные, птицы, рыбы»; «Растительный мир Калужского края»; «Символика города Сухиничи».
Вместе с родителями оформляем стенды: «Страна спортландия», «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена», «Дорога в космос».
Традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают целей, поэтому часто использую индивидуальные беседы с родителями. При общении с родителями стараюсь отказываться от назиданий, привлекаю их к обсуждению важных проблем, стараемся вместе находить общие решения.
Привлечение семьи к нравственно - патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого – обязательное требование и условие этой работы. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной помогает детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов;
Корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом
края и страны;
Семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;
Счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.
И у меня появилась идея создания родового древа семьи каждого ребенка. Свою работу я начала с бесед о том, как ребенка называют в семье, как они называют маму, папу, бабушку, дедушку, других членов семьи. Предложила рассказать о ком-нибудь из членов семьи (по выбору и желанию ребенка). Во время беседы подводила детей к понятию: семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья нужна каждому человеку, она может быть большой, а может быть и маленькой. Беседовала о том, какие добрые дела делают их родные друг для друга и чем могут дети порадовать своих близких. В ходе работы использовала, наглядный материал, в данном случае это нарисованное дерево, где видны ствол, ветви, корни. Кони – мамы и папы дедушек и бабушек. Ствол – мама и папа родителей ребенка, ветки – мама и папа самого ребенка, а также его дяди и тети, а плод – сам ребенок. Дерево раскрашивали. Над каждой из таких работ трудились все вместе: дети и родители. В результате совместной деятельности родителей и детей возникает взаимопонимание, воспитывается любовь, гордость за свою семью.
Начиная с младшей группы, все праздники я провожу вместе с родителями, родители бывают не только гостями, но и участниками этих мероприятий. Всем запомнился праздник, посвященный Дню матери. Как приятно было наблюдать за глазами детей, в которых светилась гордость за своихродителей. Дети узнали, что их мамы умеют и петь, и танцевать, и рисовать, радоваться всему, как дети.
Большую пользу приносят совместные спортивные праздники. Стало доброй традицией проведение праздника «Папа, мама, я – спортивная семья»,
участие родителей в Спартакиадах.
В нетрадиционной форме проходят родительские собрания, такие встречи оборачиваются праздничным событием, для многих родителей становятся открытием своих детей, они многое узнают о своих детях. Родители учатся на таких собраниях вместе с детьми, одновременно, постигают тайны педагогики, а дети гордятся умениями своих родителей, гордятся ими.
Проведение таких собраний требует большой подготовки это и
анкетирование, проведение Дней открытых дверей, просмотр занятий и т.д.
Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, посещение предприятий, где работают родители, исторических мест. Затем предлагаю детям нарисовать то, что запомнилось и понравилось.
Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
В результате планомерной работы с родителями я заметила, что дети воспринимают их как союзников, так как папы и мамы узнают проблемы ребенка, стараются понять его чувства, его деятельность, его точку зрения. У детей, которые чувствуют постоянную поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.
Благодаря тесной связи с родителями, активной их помощи, улучшилось качество учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников.
Родители вправе ожидать от нас педагогов всесторонней помощи. Значит, надо приложить все усилия, чтобы педагогическая пропаганда была убедительна, содержательна, интересна.
Заключение
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного смысла, и обращение к духовной жизни начинается – также в дошкольном возрасте. Систематическое духовно – нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.
Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, о мире вещей созданных руками человека, во многом определяют как умственное, так и нравственное развитие детей. Чем правильнее и ярче будут впечатления, чем больше дети будут знать, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь. Моя задача состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и этических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только если я сама буду знать и любить историю своей страны, своего города. Я должна отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.
Но никакие знания не дадут положительного результата, если я сама не буду восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.
«Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества» - писал В.А.Сухомлинский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейные традиции – основа патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Одной из основных задач, стоящими перед дошкольными образовательными учреждениями является воспитание нравственно – патриотических чувств у детей. Главным условием, которой является тесная взаим...
Семейные традиции – основа патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Одной из основных задач, стоящими перед дошкольными образовательными учреждениями является воспитание нравственно – патриотических чувств у детей. Главным условием, которой является тесная взаим...
Семейные традиции – основа патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Одной из основных задач, стоящими перед дошкольными образовательными учреждениями является воспитание нравственно – патриотических чувств у детей. Главным условием, которой является тесная взаим...
Семейные традиции – основа патриотического воспитания детей дошкольного возраста Старшая группа
Семейные традиции – основа патриотического воспитания детей дошкольного возраста Старшая группа...
Семейные традиции – основа патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Семейные традиции – основа патриотического воспитания детей дошкольного возрастаОдной из основных задач, стоящими перед дошкольными образовательными учреждениями является воспитание нравственно ...
Консультация для родителей «Семейные традиции – основа патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Одной из основных задач, стоящими перед дошкольными образовательными учреждениями является воспитание нравственно – патриотических чувств у детей. Главным условием, которой является тесная взаим...
Семейные традиции и их роль в воспитании детей. Консультация для родителей/законных представителей дошкольников "Семейные традиции - основа патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Семья и Семейные традиции - основа воспитания детей...