Программа кружка нетрадиционной техники рисования "Радуга красок" 2017-2019
рабочая программа на тему
Цель и задачи программы
Целью данной программы является использование детьми дошкольного возраста нетрадиционных техник в рисовании.
На основе данной цели определены следующие задачи:
- Передача и накопление опыта использования в рисовании нетрадиционных техник
- Обучение с учётом возрастных особенностей детей, опираясь на их желание и стремление реализовать себя через художественные образы
- Знакомство детей со способами работы с нетрадиционными материалами и инструментами
- Проведение диагностики детей
- Обработка полученных данных для того, чтобы выявить уровень художественного развития детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 141.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята на заседании Педагогического совета Протокол от « » 2017г № | «УТВЕРЖДАЮ»: Заведующий НРМДОБУ «Детский сад «Морошка» ___________(И.Г.Сарапулова) приказ от « » 2017 г. № |
Программа
кружковой деятельности
по нетрадиционной технике рисования
«Радуга красок»
на 2017 - 2019 учебный год
Составитель: Борисова Е.В.
Содержание:
Введение……………………………………………………………………. 3
- Актуальность…………………………………………………………………5
- Цель и задачи программы……………………………………………………8
- В работе с детьми по программе необходимо……………………………...8
- Методические рекомендации ………………………………………………9
- Диагностика…………………………………………………………………12
6.1 Методы и приёмы диагностики………………………………………..12
6.2 Методика проведения диагностики……………………………………13
- Уровни овладения навыками и умениями…………………………….14
7. Планирование работы по использованию нетрадиционных техник в рисовании……………………………………………………………………18
7.1 Годовое перспективное планирование………………………………...18
7.2 Картотека игр и упражнений……………………………………………24
- Организация работы с родителями…………………………………………31
Список используемой литературы………………………………………….33
«Искусство заключается в том, чтобы найти в
необыкновенном обыкновенное и
обыкновенное в необыкновенном»
Дени Дидро
Введение
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения.
Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.
Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт.
Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс.
Тем не менее, даже совсем крошки способны понять, по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства.
Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Л.С. Выготкий говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает», «Ребёнок может всё, пока не знает, что чего-то не может».
Процесс рисования несёт в себе, также, психотерапевтические элементы. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания и малыш освобождается от них. Происходит «графическое реагирование»
В этот момент рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и ребёнком. При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей.
Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.
Ведь для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами – не требуется владение привычными инструментами – не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника. А для создания «мозаичного» шедевра подойдёт лист хорошо помятой бумаги. И даже пушистую шубку зайчонку подарит колючая малярная кисть из папиного ящика с инструментами и дешёвая зубная паста.
Данная программа предусматривает формирование творческих способностей у детей начиная с раннего до подготовительного дошкольного возраста.
Она содержит методические рекомендации к использованию нетрадиционных техник в рисовании в виде перспективного планирования, диагностического инструментария, подбора игровых упражнений к различным нетрадиционным техникам рисования.
- Актуальность
Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.
Актуальность проблемы заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать в ребёнке такие личностные качества, как:
- Умение одухотворять живую и неживую природу
- Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира
- Готовность чувствовать боль и радость других, сопереживать им
- Стремление заботиться о других
- Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное и в неказистом выразительное
- Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним
- Готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства
С другой стороны ребёнок набирается опыта изодеятельности:
- Учится быть оригинальным
- Учится использовать средства выразительности
- Учится давать оценку своей и чужой деятельности
- Учится проявлять инициативу, самостоятельность
- Развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник.
Исследования российских педагогов и психологов Е.А. Флериной, Н.Г. Сакулиной, Е.И. Игнатьевой дают основание сделать вывод о том, что рисование возникает у детей уже второго года жизни и является неотъемлемой частью развития ребёнка. Поэтому его необходимо включать в процесс обучения дошкольников, который должен быть направлен на овладение техническими навыками и отражение впечатлений от окружающего.
Известно утверждение, что рисование – «это глубоко своеобразная сфера духовной жизни детей, самовыражения и самоутверждения, в которой ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка» (Н.А.Ветлугина)
Но для полноценного воспроизведения на листе окружающего мира, детям необходим запас наблюдений и опыта.
Глаз ребёнка, воспитанный на наблюдении многообразных форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к обучению техникам рисования. Ведь, чем больше опыт наблюдений, тем ярче видит ребёнок конечный результат своего рисунка, тем правильней он будет использовать навыки владения материалами и инструментами.
Поэтому, педагогическую работу по обучению нетрадиционным техникам рисования следует начинать с организации чувственного познания, созерцания детьми эстетики природы, наслаждения ею, переживания её красоты.
Научить детей видеть – значит сделать их глаз восприимчивым к красоте цвета и формы, способным замечать изящное в предметах и явлениях и удерживать их в памяти.
Так же важно стимулировать проявление детьми самостоятельности в творческом процессе, который предполагает:
- Развивать художественно-эстетического восприятия
- Способность замысливать, представлять будущий рисунок
- Освоение технических и изобразительных навыков
- Опыт общения с миром изобразительного искусства
Только после такой подготовки можно ждать от ребёнка полной реализации его художественных возможностей. Также нужно приложить не мало усилий для обучения пользованию материалами и инструментами, доступными в дошкольном возрасте. Необходимо готовить руку ребёнка для более точной передачи красоты и изящества форм, цветовых созвучий.
Многообразие техник помогает детям искать себя в материале. По своей природной сути кто-то больше график, кто-то живописец и, безусловно, выразит себя наиболее адекватно в предпочтительной технике.
Чтобы это произошло, и возникает необходимость в поиске нового подхода, новых способов, новых техник рисования. И тогда каждый ребёнок сумеет реализовать свой неповторимый способ самовыражения.
Для работы можно использовать различные материалы и инструменты т.к. фантазия детей и взрослых даёт всё новые и новые возможности уверенного овладения изобразительными средствами.
Результатами работы должны стать:
- Активность и самостоятельность детей в рисовании
- Умение находить новые способы для художественного изображения
- Умение передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности
2. Цель и задачи программы
Целью данной программы является использование детьми дошкольного возраста нетрадиционных техник в рисовании.
На основе данной цели определены следующие задачи:
- Передача и накопление опыта использования в рисовании нетрадиционных техник
- Обучение с учётом возрастных особенностей детей, опираясь на их желание и стремление реализовать себя через художественные образы
- Знакомство детей со способами работы с нетрадиционными материалами и инструментами
- Проведение диагностики детей
- Обработка полученных данных для того, чтобы выявить уровень художественного развития детей
3. В работе с детьми по программе необходимо:
- Научить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке
- формировать способы зрительного и тактильного обследования объектов, для уточнения и обогащения восприятия
- наблюдать в природе и уголке природы, для обогащения и уточнения зрительных впечатлений
- создавать условия для освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе знакомых и нетрадиционных средств художественно – образной выразительности
- побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя при этом освоенные техники
- учить ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество
- стараться вызвать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций
4. Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Режим занятий:
Средняя группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия, в год 31 занятий. Длительность занятия в средней группе -20 мин
Старшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия, в год 31 занятий. Длительность занятия в старшей группе -25 мин.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы
6. Диагностика.
6.1. Методы и приёмы диагностики
Для достижения основной цели было проведено обследование детей, оно проходило в форме диагностики и строилось на основе коммуникативного подхода к развитию художественной деятельности через нетрадиционные техники.
Использовала разнообразные, в том числе, игровые приемы.
При общении с детьми использовала демократичный стиль общения, который позволял мне создать оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата в группе.
Применяла мягкие формы руководства: совет, предложение, просьба, опосредованное требование.
Во время выполнения работы детьми, наблюдала за их настроением, активностью, умением пользовать материалами и инструментами, умением применять полученные ранее знания и навыки работы в нетрадиционных техниках рисования.
Цель проведения диагностики:
- Выявить уровень художественного развития детей
- Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения
Характер диагностики: естественный педагогический.
Обследование проводилось по следующим направлениям:
- Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков
- Рисование предметное: ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов
- Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники
- Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт предмета с помощью знакомых нетрадиционных техник
6.2. Методика проведения:
- Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми
- На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми
- Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.
- По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений.
6.3. Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник
Низкий (1 балл)
- интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
- эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
- ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
- узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
- основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
- ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
- знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
- не достаточно освоены технические навыки и умения
Средний (2 балла)
- у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
- он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний
- знает способы изображения некоторых предметов и явлений
- правильно пользуется материалами и инструментами
- владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
- проявляет интерес к освоению новых техник
- проявляет самостоятельность
Высокий (3 балла)
- ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки
- быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
- владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
- передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
- обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках
- умеет создать яркий нарядный узор
- может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками
- может объективно оценивать свою и чужую работу(для детей старшего дошкольного возраста)
7. Планирование работы по использованию нетрадиционных техник в рисовании
При планировании работы по обучению детей рисованию через нетрадиционные техники я учитывала, что ребёнок должен приобретать опыт художественной деятельности, знакомиться с новыми техниками рисования, развивать ручную умелость.
7.1. Для работы кружка составлено годовое перспективное планирование:
- Перспективное планирование / средняя группа
- Перспективное планирование / старшая группа
Средняя группа
Тема занятия | Нетрадиционные техники | Задачи | Материал |
Сентябрь | |||
1 Диагностика | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Различный |
Октябрь | |||
1 «Яблочный компот» | Штамп, рисование ватной палочкой. | Учить украшать вырезанную из белого картона банку, используя печатание яблоками. Учить использовать в рисовании ватные палочки для изображения ягод смородины. Учить украшать поделку. | Вырезанные силуэты банок из белого картона, гуашь, яблоки, ватные палочки, кисти. Для украшения: салфетки, тесьма. |
2 «Осенний ковер». | Печатание растений. | Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность. | Засушенные листья, краска, кисти, бумага. |
3 «Ветка смородины» | Рисование пальчиками. Печатание растений. | Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Воспитывать аккуратность. | Листы бумаги, гуашь, сухие листья смородины, фломастеры или карандаши (для прорисовывания ветки), салфетки. |
4 «Разноцветные бабочки». | Монотипия, обведение ладони и кулака. | Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. | Силуэты симметричных, ассиметричных предметов. Лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш, принадлежности для рисования. |
Ноябрь | |||
1 «Лебедь». | Рисование ладошкой | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (лебедя). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Листы бумаги, гуашь, фломастеры, салфетки. |
2 «Подсолнух» | Пластилинография с элементами аппликации | Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму, нарисованную на светлом картоне. | Рисунок с изображением подсолнуха, пластилин, гречневая крупа, цветной картон. |
3 «Подсолнух» (продолжение) | Пластилинография с элементами аппликации | Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму подсолнуха, нарисованную на цветном картоне. | Рисунок с изображением подсолнуха, пластилин, гречневая крупа, цветной картон. |
4 «Первый снег». | Оттиск печатками из салфетки | Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | Листы бумаги, цветные краски, салфетки |
Декабрь | |||
1 «Зимний пейзаж». | Оттиск печатками листьев (пекинской капусты). | Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность. | Тонированый лист бумаги, гуашь белая, листы пекинской капусты. |
2 «Морозные узоры». | Рисование свечой + акварель | Вызвать интерес к зимним явлениям природы; помочь освоить новый способ рисования - свечой +акварель, совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с изобразительным материалом | Лист бумаги, акварель, свеча. |
3 «Ёлочка пушистая, нарядная». | Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Лист бумаги, цветная гуашь, жёсткие кисти |
4 «Ёлочка пушистая, нарядная». (продолжение) | Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Лист бумаги, цветная гуашь, жёсткие кисти |
Январь | |||
1 «Ай-да, валенки!». | Оттиск пробкой, картофелем рисование пальчиками, с элементами аппликации. | Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. | Лист бумаги с изображением валенка, пробки, картофель, цветная гуашь, клей ПВА, вата. |
2 «Мишка на севере». | Рисование техникой набрызг. | Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа. Познакомить с новым способом изображения снега - «набрызг». | Цветной картон, трафарет с изображение медведей, белая гуашь, зубная щетка, соль. |
3 «Котенок». | Тычок жёсткой полусухой кистью. | Совершенствовать навык в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Лист бумаги, цветная гуашь, жёсткие кисти |
4 «Картина настроения». | Рисование мыльными пузырями. | Развивать способность различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер. Упражнять в рисовании мыльными пузырями. Воспитывать положительные качества личности. | Листы акварельной бумаги, мыльный раствор разных цветов, коктейльные трубочки. |
Февраль | |||
1 «Веселые осьминожки». | Рисование ладошкой | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Листы бумаги, гуашь, фломастеры, салфетки. |
4 «Рыбки в аквариуме». | Рисование мыльными пузырями. | Развивать способность различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер. Упражнять в рисовании мыльными пузырями. Воспитывать положительные качества личности. | Листы акварельной бумаги, мыльный раствор разных цветов, коктейльные трубочки. |
3 «Я и мои друзья» | Восковые мелки +акварель | Учить передавать в рисунке форму, цвет, и характерные особенности обитателей подводного мира; создавать выразительные и фантазийные образы; уточнять представление о хорошо знакомых природных объектах. | Листы бумаги, восковые мелки, акварель. |
4 «Подарок для папы». | Рисование веревочками | Развивать художественно – творческие способности средствами нетрадиционной технологии рисования А. В. Никитиной «Рисование верёвочкой». | Цветной картон, трафареты, клей ПВА, цветные веревочки. |
Март | |||
1 «Цветы для мамы». | Кляксография | Познакомить со способом изображения «кляксография», показать ее выразительные возможности. Продолжать учить дорисовывать детали объектов. Развивать фантазию, воображение. | Тонированые листы бумаги, акварель, коктейльные трубочки. |
2 «Какого цвета весна». | Монотипия. | Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски | Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки. |
3 «Волшебная страна – подводное царство». | Пластилинография. | Учить создавать образ жителей подводного мира в технике пластилинография и используя навыки работы с пластилином – отщепление маленьких кусочков, скатывание, расплющивание. Развивать мелкую моторику рук, координировать движения рук, творческое воображение. | Цветной картон, пластилин, стека, трафарет рыбки. |
4 «Волшебная страна – подводное царство». (Продолжение) | Пластилинография. | Учить создавать образ жителей подводного мира в технике пластилинография и используя навыки работы с пластилином – отщепление маленьких кусочков, скатывание, расплющивание. Развивать мелкую моторику рук, координировать движения рук, творческое воображение. | Цветной картон, пластилин, стека, трафарет рыбки. |
Апрель | |||
1 «Космос – глазами ребенка». | Рисование солью. | Познакомить с одним из видов нетрадиционного вида рисования – рисование солью. | Синий картон, соль, акварельные краски, кисточки. |
2 «Космос – глазами ребенка». (Продолжение) | Рисование солью. | Познакомить с одним из видов нетрадиционного вида рисования – рисование солью. | Синий картон, соль, акварельные краски, кисточки. |
3 «Забавные зверушки». | Пуантилизм | Знакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования ватными палочками - пуантилизм. Сформировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок соответствующую данному объекту. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. | Листы бумаги, гуашь, ватные палочки, трафарет с изображением зверушек. |
4 «Фламинго». | Ниткография | Развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному весеннему настроению. | Альбомные листы, нитки №10, гуашь, салфетки |
Май | |||
1 «Насекомые». | Оттиск печатками шарика и мятой бумаги | Учить пользоваться изобразительным материалом (красками), применять способ рисования оттиск бумагой и ватными палочками, ритмично наносить отпечаток на бумагу; вызвать интерес к рисованию. | Лист тонированной бумаги, воздушный шарик, комочки мятой бумаги, гуашь. |
2 «Весеннее дерево». | Набрызг | Упражнять в технике рисования «Набрызг». Развивать внимание, мышление. Воспитывать аккуратность при работе. | Зубные щетки, листы бумаги, гуашь. |
3 «Праздничный Салют». | Граттаж | Формировать у детей представление о значении слов «салют», «фейерверк». Учить новому способу получения изображения – цветной граттаж. | альбомный лист, размер подготовленный для граттажа, палочка с заостренным концом, салфетки. |
Старшая группа
Тема занятия | Нетрадиционные техники | Задачи | Материал | |
Сентябрь | ||||
1 Диагностика | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Различный | |
Октябрь | ||||
1 «Осенний букет» | Набрызг | Познакомить с нетрадиционной техникой рисования «Набрызг многослойный». Учить новым способам получения изображений. Развивать внимание, мышление. Воспитывать аккуратность при работе. | Зубные щетки, листы бумаги, гуашь, трафареты листьев. | |
2 Ежики на опушке. | Тычок жесткой полусухой кистью. | Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями. | Жесткая кисть, сухие листья, гуашь. | |
3 «Мое любимое дерево осенью». | Кляксография трубочкой | Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования " кляксография". Познакомить детей с методом рисования при помощи трубочки и методом дорисовывания при помощи оттиска сухих листьев. | Черная и цветная гуашь, лист, простой карандаш, восковые мелки, принадлежности для рисования, сухие листья. | |
4 «Синий вечер» | Акварельные краски+восковые мелки | Показать детям способ получения изображения с помощью восковых мелков и акварели; развивать эстетические чувства, чувство композиции, аккуратность; развивать умение замечать красоту природы. | Акварельные краски+восковые мелки, лист бумаги | |
Ноябрь | ||||
1 «Медвежонок» | Пуантилизм | Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук. | Синий картон или тонированная бумага, ватные палочки, белая гуашь, трафарет медвежонка | |
2 «Гжель» роспись посуды | Набрызг | Совершенствовать навыки в нетрадиционной техникой рисования «Набрызг». Учить новым способам получения изображений. Развивать внимание, мышление. Воспитывать аккуратность при работе. | Шаблон посуды (чайника), гуашь, зубные щетки. | |
3 «Волшебное дерево» | Пластелинография | Формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости. Упражнять в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. Учить лепить листочки дерева путём сворачивания колбаски по спирали. | Цветной картон, пластилин, шаблон дерева. | |
4 «Волшебное дерево» Продолжение | Пластелинография | Формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости. Упражнять в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. Учить лепить листочки дерева путём сворачивания колбаски по спирали. | Цветной картон, пластилин, шаблон дерева. | |
Декабрь | ||||
1 «Зимняя сказка» | Набрызг | Совершенствовать навыки в нетрадиционной техникой рисования «Набрызг». Учить новым способам получения изображений. Развивать внимание, мышление. Воспитывать аккуратность при работе. | Трафарет, лист бумаги гуашь, зубные щетки. | |
2 «Белые медведи» | Рисование целлофановым пакетом | Формировать у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе изобразительной техники – рисование с помощью целлофановых пакетов. | Лист бумаги, акварель, целлофановый пакет, соль. | |
3 «Белые медведи» Продолжение | Рисование целлофановым пакетом | Формировать у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе изобразительной техники – рисование с помощью целлофановых пакетов. | Лист бумаги, акварель, целлофановый пакет, соль. | |
4 «Новогодние игрушки» | Техника выполнения витражей – клеевые картинки | Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения. Выработать навык проведения пересекающихся линий в разных направлениях. | Витражные краски, трафарет, пищевая пленка. | |
Январь | ||||
1 «Зимушка красавица». | Рисование солью. | Учить детей рисовать зимний пейзаж солью. Развивать познавательную активность и эстетическую восприимчивость. Воспитывать интерес к, изобразительной, деятельности, необычным способом. | Картон синий, клей ПВА, соль. | |
2 «Павлин» | Рисование ладошкой и оттиском мятой бумаги. | Познакомить детей с вариантами использования нетрадиционных техник рисования (отпечатками ладошек, пальчиков, штампа из мятой бумаги). | Лист бумаги, гуашь, комочки мятой бумаги | |
3 «Нарциссы» | Пуантилизм | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - «пуантилизмом». Обучать созданию композиции «Нарцисс» в технике «пуантилизм» Развивать воображение, моторику, творческое мышление. | Ватные палочки, гуашь, листы бумаги, трафарет. | |
4 «Нарциссы» Продолжение | Пуантилизм | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - «пуантилизмом». Обучать созданию композиции «Нарцисс» в технике «пуантилизм» Развивать воображение, моторику, творческое мышление. | Ватные палочки, гуашь, листы бумаги, трафарет. | |
Февраль | ||||
1 «Филин». | Тычок полусухой жесткой кистью. | Учить создавать образ филина, используя технику тычка. | Листы бумаги, гуашь, жесткая кисть, фломастеры. | |
2 «Платье для балерины» | Ниткография | Развивать творческий потенциал детей: фантазию и образное мышление. Привить художественные навыки и эстетический вкус. | Лист бумаги, нитки №10, гуашь, салфетки, трафареты балерин, клей ПВА. | |
3 Подарок для папы | Пластелинография | Формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости. Закреплять умения детей выполнять пластилиновую мозаику. | Цветной картон, пластилин, трафарет танка. | |
4 Подарок для папы. Продолжение. | Пластелинография | Формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости. Закреплять умения детей выполнять пластилиновую мозаику. | Цветной картон, пластилин, трафарет танка. | |
Март | ||||
1 «Цветы для мамочки» | Граттаж | Познакомить с техникой граттаж. Развивать композиционные умения. | Подготовленная основа (восковые мелки, свеча, гуашь черная, синяя), деревянные палочки. | |
2 «Цветы для мамочки». Продолжение | Граттаж | Познакомить с техникой граттаж. Развивать композиционные умения. | Подготовленная основа (восковые мелки, свеча, гуашь черная, синяя), деревянные палочки. | |
2 «Ранняя весна» | Рисование по мятой бумаге | Создать условия для обучения детей жанру изобразительного искусства - пейзаж путём рисования мятой бумагой. | Мятый лист бумаги, гуашь. | |
4 «Ворона» | Рисование манной крупой | Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения. | Трафарет, черная гуашь, манная крупа. | |
Апрель | ||||
1 «Космос» | Граттаж | Продолжать знакомить детей с техникой «граттаж». Закрепить умение детей владеть различными приемами изображения предметов. Развивать композиционные умения. | Подготовленная основа (восковые мелки, свеча, гуашь черная, синяя), деревянные палочки. | |
2 «Космос» Продолжение | Граттаж | Продолжать знакомить детей с техникой «граттаж». Закрепить умение детей владеть различными приемами изображения предметов. Развивать композиционные умения. | Подготовленная основа (восковые мелки, свеча, гуашь черная, синяя), деревянные палочки. | |
3 «Подводное царство». | Рисование восковыми мелками+акварель | Совершенствовать умения детей рисовать в нетрадиционной технике (восковые мелки + акварель), создавать композицию заданной тематики; Осуществлять эстетическое воспитание; воспитывать бережное отношение к объектам природы. | Лист бумаги, восковые мелки, акварель. | |
4 «Подводное царство». Продолжение. | Рисование восковыми мелками+акварель | Совершенствовать умения детей рисовать в нетрадиционной технике (восковые мелки + акварель), создавать композицию заданной тематики; Осуществлять эстетическое воспитание; воспитывать бережное отношение к объектам природы. | Лист бумаги, восковые мелки, акварель. | |
Май | ||||
1 «Мое любимое животное». | Рисование цветными опилками | Познакомить детей с аппликацией из опилок и выполнить работу в данной технике. Воспитывать художественно-эстетический вкус детей, терпение, старание и аккуратность в работе. Развивать эстетический вкус, умение использовать природные материалы. | Белый картон, трафарет с изображением животных, клей ПВА, цветные опилки, салфетки. | |
2 «Мое любимое животное». (Продолжение) | Рисование цветными опилками | Познакомить детей с аппликацией из опилок и выполнить работу в данной технике. Воспитывать художественно-эстетический вкус детей, терпение, старание и аккуратность в работе. Развивать эстетический вкус, умение использовать природные материалы. | Белый картон, трафарет с изображением животных, клей ПВА, цветные опилки, салфетки. | |
3 «Лебедушка» | Рисование тычком и ниткография | Закреплять знания детей в нетрадиционных техниках рисования тычком и ниткография. Формировать чувство композиции и ритма. | Листы бумаги тонированные, гуашь, жесткие кисти, трафарет лебедя, нитки №10 |
7.2. Картотека игр и упражнений.
Игры детей дошкольного возраста различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни ребёнка, в его воспитании и обучении
А если учесть, что игра и рисование являются самыми любимыми видами деятельности детей, то можно сделать вывод, что игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Становится ясно, что между игрой и рисованием нет противоречий.
Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результате, а в самом процессе, а в рисование ребёнок учится ставить и определять цель и добиваться конкретных результатов.
Разграничивать игру и детское рисование, особенно в нетрадиционных техниках, не стоит, они дополняют друг друга
Выгорский Л.С. писал: «В игре ребёнок всегда выше своего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре как бы на голову выше сам себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе …все тенденции развития, ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения»
- Граттаж - суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисование по восковой прокладке, - в процарапывании.
Описание техники:
Данную технику начинаем использовать только со старшего возраста.
- Сначала наносим цветной фон акварелью и подсушиваем бумагу.
- Далее весь фон полностью затрём воском.
- Нальём в розетку чёрной гуаши и добавим немного шампуня, тщательно перемешаем.
- Затем покроем этой смесью парафиновый лист.
- А теперь возьмём заострённую палочку и начнём процарапывать рисунок.
Чем не гравюра!
Надо иметь ввиду, что эту технику можно осваивать только тогда, когда у ребёнка достаточно хорошо развиты глазомер и координация движений.
Упражнения:
«В рождественскую ночь» Яркие звёзды и тонкий месяц процарапываем аккуратно.
«Что за звёздочки такие…» Процарапываем снежинки. Ни одна снежинка не похожа на другую.
«Ночной мотылёк» Яркий фонарь показался ночному мотыльку солнцем.
«Салфетка для мамы» Она может быть различной формы и с любым рисунком.
«Волшебная поляна» Кто – то злой закрасил всю поляну чёрной краской. Ничего страшного. Вот появилась бабочка, а вот цветок.
«Дворец для Снегурочки» Ночь. И вдруг сказочный терем, в котором живёт Снегурочка.
«Полёт в космос» Космонавтов встречают холодные звёзды, незнакомые планеты.
«Вечерний город» Как красиво, когда зажигаются огни в окнах домов и уличные фонари!
«Ветер по морю гуляет» Летит кораблик на всех парусах по водной глади.
- Монотипия – эта техника, развивающая у детей воображение, фантазию, чувство цвета, формы.
Описание техники:
Данной техникой мы предлагаем заниматься детям со средней группы.
Для работы понадобится гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги.
- Нарисуем половину круга на правой от сгиба стороне листа, затем левую половинку листа прижмём к правой и разгладим сложенный таким образом лист. Раскроем и посмотрим, что получилось. Мяч? А может быть солнце? Тогда дорисуем лучи.
- Нанесём яркие пятна на одну половинку листа бумаги, прижмём другую. Что получилось?
Упражнения:
«В стране Двуляндии» Необычная страна, в ней ничего не бывает по одному.
Детям предлагается нарисовать на одной половине листа всё, что им хочется, а затем…
«Каких я видела бабочек» На бумагу наносятся различные цветные пятна. А затем бумагу можно складывать в разных направлениях.
«Осенний парк» Дорогу и небо нарисуем в технике монотипия, сложив лист по «линии горизонта». А потом по небу полетят облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья.
«Я и мой портрет» Нарисуем себя и посмеёмся.
«Город на реке» Нарисуем город, согнём бумагу по «линии горизонта». Намочим вторую половину бумаги и прижмём к первой – город отразиться в воде.
«Белый пароход» Согнём лист бумаги по «линии горизонта». Нарисуем рисунок в верхней части листа, а затем, намочив нижнюю часть, сложим лист. Пароход отразиться в волнах моря.
«Гномы – близнецы» Нарисуем одного гномика. Сложим лист пополам, разгладим. Вот и брат.
- Печатка – техника, позволяющая многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.
Описание техники:
Для начала нужно изготовить «печатку». Печатки изготовить несложно самим: надо взять ластик, нарисовать на торце рисунок и срезать всё ненужное. «Печатка» готова!
Прижимаем её к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получается ровный и чёткий отпечаток. Составляй любую композицию!
Упражнения:
Для детей младшей группы можно предложить нарисовать:
- цветы для пчёлки;
- бабочек порхающих над лугом;
- грибы на полянке;
- овощи в корзинке;
- фрукты в вазе и т.п.
В средней группе дети могут использовать «печатки» с геометрическим рисунком и меняться ими в процессе работы:
- открытки;
- пригласительные билеты;
- платки;
- салфетки
В старших группах используем приём дорисовывания недостающих деталей предметов к готовым «печаткам», составление композиций из разных «печаток»
- букет цветов;
- закладки;
- букет из рябиновых веток.
- Рисование по сырой бумаге – своеобразная техника рисования.
Описание техники:
Начинать осваивать эту технику можно уже в младших группах. Для рисования в этой технологии нам понадобиться влажная салфетка и ёмкость с водой. Намочим бумагу и разместим её на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала).
Возьмём акварельный мелок или кисточку с акварельной краской и начнём рисовать.
Упражнения:
Средняя группа.
«Плывут по небу облака» Проведём плавную линию и она волшебным образом превратиться в … А на что похожи наши облака?
«Аквариумные рыбки» Встретились две дуги… А получилась рыбка. Подрисуем ей глаз, рот, чешуйки. А теперь проведём вертикальные линии – заколыхались в воде водоросли.
«Зайцы на поляне» Провели короткую линию, а увидели серенькую,пушистую шубку непоседы.
Старшая группа.
«Летний дождь» Мокрые дорожки, блестящие от капель деревья, мелькает чей – то зонтик.
«Воробышки зимой» Холодно птахам , нахохлились они, распустили пёрышки. Ничего скоро весна!
«Когда меня обижают» Каким тогда нам кажется мир? Всё расплывается от слёз, становится грустным и серым. Нарисуй, так чтобы мы погрустили вместе.
«Мой пушистый маленький друг» Я люблю его. Он всё понимает и радуется, когда я с ним играю. А как приятно прижаться к его пушистой мордочке!
Подготовительная группа.
«На дне морском» Покажем, как меняется море в зависимости от погоды.
«Последний лист» Поздняя осень. Пронизывающий ветер гонит по земле пожухлые листья, клонит стволы деревьев. и только один лист ещё трепещет на ветке. Но вот опять подул ветер. И летит вниз последний лист…
«В метель» Порыв ветра, ещё один, ещё… Снег колит лицо. он то вьётся змейкой, то взлетает веером, то мчится в бешенном хороводе, превращая тебя в невидимку.
«В подводной лодке» Что ты видишь сквозь толщину воды? Водоросли. солнечные лучи, маленьких рыбок, больших рыб…
«Радуга – дуга» Цвета расположены в определённой последовательности, смотри не перепутай. Мокрая бумага позволяет добиться результата плавного перехода одного цвета в другой.
- Кляксография – игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.
Описание техники:
Кляксографию используем в качестве игр и развлечений.
- Поставим большую, яркую кляксу. Возьмём трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю… , побежала она вверх оставляя за собой след. Повернём лист и снова подуем.
- А можно сделать ещё одну кляксу, но другого цвета. пусть встретятся.
А на что же похожи их следы?
Упражнения:
«Волшебная поляна» Поставим на листе разноцветные капли и раздуем их в разные стороны. Дорисуем стебли листья.
«Букет цветов» Нарисуем вазу, стебли, листья. а цветы сделаем из клякс. Вот какие астры получились.
«Волшебная лампа» Нарисуем сказочную лампу. Капнем кляксу – загорелся в лампе свет. А чтобы ярко горел и светил всем добрым людям, раздуем каплю.
- Набрызг – непростая техника.
Описание техники:
Её суть в разбрызгивании капель с помощью приспособленной для этого зубной щётки и деревянной лопатки (стеки). Держа в левой руке зубную щётку наберём немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щётки – быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Вот и всё. Лучше осваивать эту технику летом на прогулке так как сначала капли краски летят не только на бумагу.
Упражнения:
«Салфетки» Сделаем набрызг разными красками и полюбуемся эффектом.
«Снегопад» По цветному тону делаем набрызг белой краской.
Кружатся в танце белые снежинки.
«Закружила золотая осень» Цветной краской (золотой) набрызгать листву. Кисточкой прорисовать стволы деревьев, ветки кустов. Получается красивый осенний лес.
- Печать от руки – очень интересная техника.
Описание техники:
Обмакиваем всю ладонь или её часть в краску и оставляем отпечаток на бумаге.
Можно «раскрасить» ладонь в разные цвета и оставляем отпечаток на бумаге. В таком случае мы краску не только видим, но и чувствуем.
К отпечаткам ладоней можно добавить отпечатки одного или нескольких пальцев в разных комбинациях.
Упражнения:
Предложите детям представить:
«Потеряли перчатки по дороге котятки…»Раскрасим левую руку и приложим её к листу бумаги – одна перчатка нашлась! А теперь раскрасим правую руку (поучимся рисовать левой) и приложим отпечаток рядом. Обе перчатки нашлись!
«Чьё лицо?» Отпечаток одной ладони без пальцев похож на чьё – то лицо. Может быть к нам в гости пришёл домовёнок Кузя? Или Гном? Осталось взять кисточку и добавить необходимые детали.
«Наши птицы» Отпечаток руки может превратиться и в утку, и в лебедя, и в любую волшебную птицу, и в важного индюка, задиристого петуха, гадкого утёнка.
«Цветы» Отпечаток всей ладони приложенный к нарисованному цветочному горшку может быть кактусом или ещё каким – нибудь цветком.
«Животные» С помощью данной техники можно изобразить и испугавшихся животных, у которых шерсть встала дыбом.
«Ежи» Прекрасная ежиная семья может выйти на прогулку, если прикладывать отпечатки разных по размеру ладошек.
8. Организация работы с родителями
Для сотрудничества с семьёй выбраны следующие формы работы:
- Оформление наглядной агитации для родителей
- Проведение бесед
- Консультаций
- Родительских собраний, с целью усвоения родителями определённых знаний, умений, помощи им в разрешении проблемных вопросов
- Совместное проведение мероприятий
- Совместное творчество родителей и детей
Цель: познакомить родителей с интересным и полезным видом творчества. См приложение
Проводимая работа, не только даёт родителям знания о детской художественной деятельности, о методах и приёмах работы в нетрадиционных техниках, но и укрепляет взаимоотношения между родителями и детьми. (см.Приложение)
Список используемой литературы:
- «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду
Санкт-ПетербургДетство – ПРЕСС, 2011
- «Методика обучения изобразительной деятельности» под ред. Комаровой Т.С., Москва, Просвещение, 1992
- «Разноцветные песенки: творческо-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности» Псковский вольный институт сайт
- «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству» научный руководитель Безруких М.М.
- Алексеевская Н. «Озорной карандаш» Москва, Лист, 1998
- Венгер Л.А., Венгер Н.Б., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»
- Выгорский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте»
- Гудилина С.И. «Чудеса своими руками», Москва, Аквариум, 1998
- Доронова Т.Н. «Обучаем детей изобразительной деятельности»Москва, Школа – Пресс, 2005
- Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»
- Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию в игре», Москва, Просвещение, 1992
- Зимина М. «Учимся лепить и рисовать (от простого к сложному)»
- Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники)
- Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность младших дошкольников»
- Казакова Т.Г. «Детское изобразительное творчество»
- Комарова Т.С. «Изобразительное творчество в детском саду»
- Копцева Т.А. Методические рекомендации к программе «Природа и художник» Москва, 1994
- Копцева Т.А. Программа «Природа и художник», Москва, 1994
- Лопатина А., Скрепцова М. «Краски рассказывают сказки» Москва, Амрита – Русь, 2004
- Лыкова И. А. учебно-методические пособия по возрастам к программе «Цветные ладошки», Москва, Карапуз - Дидактика,
- Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа кружка "Нетрадиционные техники рисования в средней и старшей группе"
Авторская программа кружка "Нетрадиционные техники рисования в средней и старшей группе""РАДУГА КРАСОК"Разработана для средней и старшей гр....
Программа кружка нетрадиционной техники в подготовительной группе
Программа и план кружка "Вошебный завиток"...
Рабочая программа кружка «Нетрадиционные техники рисования» (по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста) на 2020–2021 учебный год
Рабочая программа кружка «Нетрадиционные техники рисования» (по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста) на 2020–2021 учебный годВоспитатель:...
Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в средней группе " Волшебный мир красок"
quot;Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, ...
Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в подготовительной группе " Волшебный мир красок"
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в п...
Рабочая программа кружка изобразительной деятельности «Радуга красок (нетрадиционное рисование)» по дополнительному образованию художественной направленности
Рабочая программа по ИЗО...
Рабочая программа кружка "Нетрадиционные техники рисования для детей1.5 -3 лет"
Рабочая программа кружка «Нетрадиционные техники рисования» (по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста) на 2021 –2022 учебный год...