Программа "МОРСКИЕ ЗВЁЗДОЧКИ" по аквааэробике с элементами танца, результативность
рабочая программа по теме
Программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_morskie_zvyozdochki.docx | 334.65 КБ |
rezultativnost_po_akvaaerobike.docx | 36.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание.
- Пояснительная записка.
- Содержание программы.
- Учебный план:
I раздел программы: «Аквааэробика».
II раздел программы: «Аквааэробика с элементами танца».
- Методические рекомендации.
- Календарно-тематический план.
- Мониторинг.
- Материально-техническое обеспечение.
- Список литературы.
- Пояснительная записка
Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений.
Поиск наиболее эффективных средств, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию особенно актуален для детей дошкольного возраста, поскольку в данный период происходит интенсивное формирование знаний, умений, навыков. С этим возрастом связано глобальное психическое новообразование - произвольность психических процессов и поведения, проявляющаяся в способности управлять своей умственной и двигательной деятельностью.
Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде, создает определенные трудности для восприятия собственных движений и управления ими. Успешное овладение двигательным действием в значительной степени зависит от того, насколько развита у ребёнка способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, насколько адекватны его двигательные представления.
Актуальность программы заключается в том, что плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Игры и развлечения на воде - один из самых полезных видов физических упражнений, способствующий оздоровлению детей, укрепляющий их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма. В последнее время увеличение числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата определило необходимость поиска эффективных средств коррекции в условиях ДОУ. Одним из таких средств являются занятия аквааэробикой.
Аквааэробика - это популярный вид физических упражнений для умеющих и не умеющих плавать детей. Одной из её особенностей является выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном (в отличии от плавания) положениях тела на глубокой и мелкой воде. При этом работают практически все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры и подвижности в основных суставах.
Выталкивающая сила воды создает благоприятные условия для детей с избыточным весом. Тем более что движения в воде имеют статодинамический характер, что благоприятно воздействует на рост мышечной и уменьшение жировой массы тела. С помощью аквааэробики можно укрепить связки и мышцы, которые с трудом развиваются во время занятий на суше; например, сухожилия, ограничивающие с боков подколенную ямку.
Велико гигиеническое значение аквааэробики. Вода очищает кожу, способствует улучшению кожного дыхания, активизирует деятельность различных внутренних органов.
Занятия аквааэробикой помогают развивать такие качества, как сила, выносливость, гибкость и ловкость. Особенно велико оздоровительное и укрепляющее воздействие на интенсивно развивающийся детский организм:
- формирование “мышечного корсета”;
- предупреждение искривлений позвоночника;
- гармоничное развитие почти всех мышечных групп, особенно мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног;
- устранение повышенной возбудимости и раздражительности, подверженности простудным заболеваниям.
Программа кроме занятий аквааэробикой включает элементы танца на воде, различных игр и эстафет на воде.
Настоящая программа не дублирует содержание основной общеобразовательной программы в ДОУ, является дополнительной и учитывает специфику работы с детьми дошкольного возраста, возрастные особенности воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Ее отличительной особенностью является развернутая деятельность педагога, направленная на обучение детей аквааэробике, в процессе которой происходит развитие физической и общей культуры, гармонии и высокой самооценки, приобщение к здоровому и активному образу жизни.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Устав МБ ДОУ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Письмо МО РФ от 02.06.1998г. №89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий;
- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660/10 от 22.07.2010г.
Цель программы: обеспечение оздоровления, закаливания детского организма, всестороннего физического развития средствами музыкальных ритмичных согласованных движений в воде.
Задачи:
Оздоровительные:
- повышение сопротивляемости организма к заболеваниям;
- расширение адаптивных возможностей детского организма;
- совершенствование опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма;
- укрепление сухожилий связочно-суставного аппарата;
- устранение повышенной возбудимости и раздражительности.
Образовательные:
- формирование теоретических и практических основ освоения водного пространства;
- обучение уверенным и безбоязненным движениям в воде под музыку.
Развивающие:
- развитие творчества в игровых действиях под музыку в воде;
- выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном положениях тела на глубокой и мелкой воде;
- развитие чувства ритма, пластики в движениях;
- развитие двигаться под музыку при выполнении упражнений;
- гармоничное развитие мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног;
- развитие плавательных навыков через разучивание согласованных упражнений и композиций.
Воспитательные:
- воспитание нравственно-волевых качеств: настойчивости, смелости, выдержки, силы воли;
- формирование устойчивого интереса к занятиям по плаванию, обеспечение эмоционального благополучия при выполнении упражнений в водной среде;
- воспитание доброжелательных взаимоотношений между детьми.
Ожидаемый результат:
- расширение кругозора у детей;
- интерес у детей к музыкальному искусству, искусству танца на воде;
- сформированность чувства ритма, пластики в движениях;
- сформированность художественного вкуса в соответствии с возрастными особенностями;
- умение самостоятельно подбирать элементы для танцевальных композиций;
- улучшение посещаемости за счёт снижение заболеваемости;
- расширение спектра двигательных умений и навыков в горизонтальном и вертикальном положениях тела в воде;
- повышение динамики развития движений в воде;
- развитие творческого потенциала и личностного роста ребёнка;
- развитие эмоционального и двигательного раскрепощения в воде; ощущение чувства радости и удовольствия от движений;
- приобретение грации, пластичности, выразительности движений.
Образовательные области: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Срок реализации: 1 год.
- Содержание программы.
Содержание материала каждого занятия направлено на решение нескольких задач, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом, объединяясь в одну общую. Содержание занятий строится в порядке возрастающей сложности, постепенного увеличения нагрузки, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа предусматривает взаимодействие детей в воде через игры и игровые упражнения, а также развитие движений по аквааэробике с элементами танца.
- Учебный план
№ | Название раздела | Количество занятий в год | Количество часов в год |
I | Аквааэробика | 32 | 32 |
II | Аквааэробика с элементами танца | 32 | 32 |
| Всего: | 64 | 64 |
Открытые занятия для родителей проводятся 2 раза в год.
Структура программы.
Занятия предусматривают выполнение плавательных и физических упражнений под музыку в воде с элементами танцевальных движений, различные эстафеты и игры на воде в оздоровительных целях.
Всего в учебном году 64 занятия, которые проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 20 мин.
Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста 5-6 лет с учетом их возрастных особенностей и уровня плавательной подготовленности и не имеющих медицинских противопоказаний.
Включают элементы художественного плавания, комплексы и плавательные упражнения, игры и игровые задания с предметами, восстановительные упражнения, эстафеты на воде.
Движения в воде рассматривается как комплексный навык, требующий отдельной отработки каждого плавательного элемента: задержка дыхания, погружение, всплывание, лежание, скольжение, работа рук, работа ног, правильное дыхание.
Ведущим методом обучения является игровой метод. Игра – это естественная потребность ребенка, умелое удовлетворение которой позволяет проводить занятия на высоком эмоциональном уровне и успешно решать поставленные задачи.
Для достижения максимальных результатов, на занятиях используются следующие методы обучения:
- наглядный: показ пособий и видеоматериалов, показ упражнений и приёмов, имитация, зрительные ориентиры, показ инструктора;
- словесный: объяснения, указания, беседа, рассказ, заучивание терминологии, команды, распоряжения, пояснения;
- практический: выполнение упражнений в команде и индивидуально, повторение упражнений, игры, выполнение контрольных нормативов.
Структура занятия
- 3 минуты - разминка на суше;
- 5 минут – обучение базовым движениям аквааэробики с предметами и без предметов;
- 5 минут – обучение аквааэробике и согласованности выполнении движений;
- 5 минут - подвижные игры на воде;
- 2 минуты - свободное плавание.
Занятие строится по следующей схеме:
- подготовительная часть,
- основная часть,
- заключительная часть.
Подготовительная часть состоит из выполнения умеренных по интенсивности физических упражнений в воде, под музыку с предметами и без, обеспечивающих разогревание организма, повышение частоты пульса, дыхания.
Основная часть направлена на развитие физических качеств, силы, гибкости, выносливости, а также основных навыков плавания. Состоит из выполнения плавательных движений, элементов художественного плавания под
музыку, упражнений на развитие акватворчества, комплексного использования умений и навыков в самостоятельной деятельности и в сотворчестве с педагогом.
Заключительная часть предусматривает постепенное снижение нагрузки под успокаивающую, расслабляющую музыку, выполнение дыхательных упражнений, релаксации, заданий на расслабление методом контраста («напряжение» - «расслабление») и восстановление дыхания.
I раздел «Аквааэробика».
Основными средствами занятий аквааэробикой являются физические упражнения, выполняемые в воде:
- игры на воде;
- упражнения силовой направленности;
- упражнения на гибкость и растяжку;
- упражнения на расслабление;
| Задачи обучения | Методы | |
I этап (октябрь)
| Цель: ознакомление с видом аквааэробики и разнообразным акваоборудованием; обучение базовым движениям акваэробики, правильному дыханию, приемам безопасного пребывания в воде. | Прыжки, подскоки, бег, различные виды ходьбы, махи руками и ногами, вращение вокруг своей оси, в сочетании с дыхательными упражнениями. | Ознакомление с условиями плавучести и равновесия тела; помощь в ориентации в воде; обучение основным движениям в воде. |
II этап (ноябрь-декабрь)
| Цель: развитие координации и тренировка основных мышечных групп с использованием акваоборудования.
| Общеразвивающие упражнения для различных групп мышц, элементы танца и музыкально-ритмические движения, подчиняющиеся определенному темпу, ритму выполнения и сопровождаются различной по характеру музыкой. | Способствование развития чувства ритма и умения управлять телом в воде; развитие творческих способностей и акватворчество. |
III этап (январь) | Цель: совершенствование специальных упражнений. | Упражнения на все группы мышц. | Обучение специальным упражнениям на растяжку мышц в воде, для того, чтобы мышцы стали более эластичными и выносливыми. |
- упражнения, подводящие к обучению спортивным способам плавания.
Этапы работы по аквааэробике.
II раздел «Аквааэробика с элементами танца».
Основными средствами занятий аквааэробикой с элементами танца в воде являются:
- ритмичные согласованные упражнения и композиции под музыку;
- упражнения направленные на пластичность, гибкость и выполнение согласованных движений;
- слушание музыки и ритма при выполнении элементов и упражнений танца;
- выполнение композиций из отдельных элементов танца.
Принципы подбора музыкального произведения:
- небольшие по объему (3 - 4 минуты);
- доступные для детского восприятия и понимания;
- удобные по темпу в воде (умеренно-быстрые или умеренно – медленные, разнообразные по темпу, т.е. с ускорениями и замедлениями).
Начинать введение танцевальных элементов следует со второй половины учебного года.
Этапы разучивания аквааэробики с элементами танца
| Задачи обучения | Методы | |
I этап (февраль) | Ознакомление с простыми упражнениями под спокойную музыку без изменения ритма. | Движения под счет или сигнал, простые построения, выполнение композиций под музыку, выполнение простейших переворотов. | Составление композиций для 2-4 человек, разучивание определенных сигналов и счета, при использовании для обучения элементов танца. |
II этап (март, апрель) | Разучивание связок и композиций с предметами и без предметов под музыку; координирование согласованности движений при выполнении различных упражнений. | Движения в разных перестроениях, перевороты на 180-360 градусов, различные упражнения с предметами в паре. | Формирование совместного выполнения движений, совершенствование выполнения упражнений в шеренге, кругу, умения следить за своей осанкой. |
III этап (май) | Развитие гибкости, пластичности, красоты и эстетического восприятия от выполнения упражнений и движений на воде; выполнение разнообразных согласованных движений под музыку. | Согласованное выполнение связок элементов танца. | Обучение качественному выполнению упражнений с соблюдением согласованности, корректирование работы ног и рук. |
Перед разучиванием решаем задачи:
- максимально сконцентрировать внимание детей;
- вызвать интерес к новой композиции с помощью просмотров видеофильмов, иллюстраций, прослушиваний музыкальных композиций;
- активизировать детей с учетом индивидуальных способностей;
- освоить танец детьми примерно в течение 3-5 недель.
Последовательность разучивания танца в течение месяца.
1 неделя | Прослушивание мелодии, обсуждение темпа, характера, движений. Разучивание танцевальных движений на суше. |
2 неделя | Разучивание танцевальных движений в воде. |
3 неделя | Закрепление движений в воде, обучение согласованности в выполнении движений. |
4 неделя | Скоординированное выполнение танца. |
5 неделя | Отработка выполнения танца в костюмах и с предметами. |
Чтобы достижения детей не прошли без внимания, необходимо использовать подготовленные композиции во время проведения праздников на воде, показательных выступлений для детей и родителей.
- Методические рекомендации:
- занятия проводится со всей группой детей (10);
- при обучении целесообразен фронтальный метод;
- разучивание упражнений сначала на месте, потом в движении;
- на занятии двигательный режим детей должен быть рациональным, с учетом их возрастных особенностей и обеспечения благоприятных условий статической нагрузки - снижение её продолжительности и величины;
- использование игровых приёмов обучения;
- после занятия целесообразно проводить оздоровительные мероприятия:
- самомассаж;
- ходьба по тропе здоровья;
- релаксационные упражнения;
- дыхательная гимнастика;
- водный стретчинг.
- Календарно - тематический план
№ | Месяц | Неделя | Формы работы | Задачи | Количество занятий | Количество часов | ||
I раздел Аквааэробика | ||||||||
1 | О К Т Я Б Р Ь | 1 | Занятия №1,2 | - Выявление уровня подготовленности детей; - Обучение разнообразным передвижениям в воде; - Освоение базовых упражнений по аквааэробике | 2 | 2 | ||
2 | Занятия №3,4 | - Развитие мышц тела и нижних конечностей с помощью специальных упражнений; - Обучение погружению под воду без чувства страха на задержке дыхания. | 2 | 2 | ||||
3 | Занятия №5,6 | - Обучение передвижению по дну бассейна различными видами ходьбы, бега и прыжками в сочетании с дыхательными упражнениями. | 2 | 2 | ||||
4 | Занятия № 7,8 | - Обучение специальным упражнениям на растяжку мышц в воде, для того, чтобы мышцы стали более эластичными и выносливыми. | 2 | 2 | ||||
2 | НОЯБРЬ | 1 | Занятия № 9,10 | - Разучивание и закрепление различных коллективных движений, а также упражнений в воде с гибкими палками под музыку. | 2 | 2 | ||
2 | Занятия № 11,12 | - Переход к упражнениям под музыку, с целью сплачивания детей при помощи специально подобранных игр, проводимых в воде; - Снятие напряжения, тревожности и повышенной агрессивности средствами игр и совместных упражнений. | 2 | 2 | ||||
3 | Занятия № 13,14 | - Выполнение упражнений, направленных на укрепление сердечно-сосудистой системы с постепенным увеличением интенсивности тренировок при помощи ножных манжет; - Обучение способам самоконтроля и саморегуляции, снятию стресса при помощи специальных приёмов и упражнений в воде. | 2 | 2 | ||||
4 | Занятия № 15,16 | - Разучивание коррекционных движений для профилактики плоскостопия и сколиоза; - приучение детей к самостоятельному и каждодневному выполнению | 2 | 2 | ||||
3 | Д Е К А Б Р Ь | 1 | Занятия № 17,18 | - Обучение попеременным движениям ног вверх-вниз; руки –поочередные круговые движения); - постепенное усложнение упражнений, для координации рук и ног при плавании данными способами; - Способствование эмоциональному раскрепощению детей при помощи игр в воде. | 2 | 2 | ||
2 | Занятия № 19,20 | - Повторение разученных на предыдущих занятиях комплексов упражнений для укрепления различных мышц организма; | 2 | 2 | ||||
3 | Открытое занятие «Капельки» по аквааэробике для родителей. Занятие № 21 Занятие № 22 | -Способствование качественному выполнению упражнений и соблюдению совместной согласованности; -Формирование чувства радости и удовольствия от движений в воде под музыку; -Закрепление полученных умений по плаванию; -выполнение специальных упражнений для расслабления, снятия напряженности, тревожности. | 2 2 | 2 2 | ||||
4 | Занятие № 23,24 | -Обучение попеременным движениям ног вверх-вниз; руки – поочередные круговые движения); -постепенное усложнение упражнений, для координации рук и ног при плавании данными способами; –Выполнение комплексов групповых упражнений под музыку с предметами и без. | 2 | 2 | ||||
4 | Я Н В А Р Ь | 2 | Занятия № 25,26 | - Постепенное усложнение упражнений, для координации рук и ног; - Эмоциональное раскрепощение детей при помощи игр в воде | 2 | 2 | ||
3 | Занятия № 27,28 | - Закрепление навыка выполнения упражнений в воде с гибкими палками под музыку; - Разучивание различных коллективных упражнений. | 2 | 2 | ||||
4 | Занятия № 29,30 | - Проведение контрольных занятий для проверки уровня приобретённых навыков и умений. | 2 | 2 | ||||
II раздел Аквааэробика с элементами танца | ||||||||
5 | Ф Е В Р А Л Ь | 1 | Занятия № 31 «Ручеек»,32 | - Формирование умения совместного выполнения движений; - Совершенствование выполнения упражнений в шеренге, кругу; - Приучать детей следить за своей осанкой; - Формирование чувства радости и удовольствия от движений вводе под музыку. | 2 | 2 | ||
2 | Занятия № 33 «Цветные поплавки»,34 | - Формирование согласованности движений рук и дыхания в наклоне (на суше); - Разучивание движений под счет инструктора и его сигнал; - Воспитание взаимопомощи, посредством игровых упражнений. | 2 | 2 | ||||
3 | Занятия № 35,36 | - Способствование качественному выполнению упражнений и соблюдению совместной согласованности движений; - корректирование попеременной работы ног вверх-вниз; - формирование умения согласованно выполнять движения в паре; - возбуждение желания заниматься в воде под музыку. | 2 | 2 | ||||
4 | Занятия № 37,38 | - Учить детей выполнять движения согласованно, не только в своей тройке, но и взаимосвязано с остальными тройками; - выполнение простейших переворотов; - способствование возникновению мотивации к творческой деятельности. | 2 | 2 | ||||
6 | МАРТ | 1 | Занятия № 39,40 | - Учить детей выполнять движения в разных перестроениях. - Формирование умения выполнять перевороты на 180-360 градусов; - Обучение согласованному выполнению движений под музыку; способствование созданию новых движений, основанных на использовании личного опыта. | 2 | 2 | ||
2 | Занятия № 41 «Озорные лягушата»,42 | - Координирование согласованного выполнения движений в различных упражнениях; - формирование умения выполнять переворот у края бассейна, продолжая движение в обратном направлении отталкиваясь от борта ногами; - выполнение разных движений под музыку с согласовыванием их друг с другом; - способствование творческой деятельности детей при выполнении упражнений под музыку. | 2 | 2 | ||||
3 | Занятия № 43,44 | - Совершенствование переворотов на 180 градусов с последующим скольжением; - формирование интереса к плаванию между предметами с изменением направления; - разучивание движений под музыку, с ориентацией на её темп; - учить имитировать движения животных, основываясь на использовании личного двигательного опыта. | 2 | 2 | ||||
4 | Занятия № 45,46 | - Обучение согласованным, скоординированным движениям не только в своей тройке и в общей композиции; -выполнение простейших переворотов; - создание мотивации к творческой деятельности. | 2 | 2 | ||||
7 | А П Р Е Л Ь | 1 | Занятие № 47 Занятие № 48 «Весёлые ребята» | - Закрепление умений выполнения различных упражнений с мячами в паре. - Совершенствование отталкивания ногами от борта с продвижением вперед с мячом в руках; - выполнение задания самостоятельно считая про себя, согласовывать движения с музыкой | 1 1 | 1 1 | ||
2 | Занятия № 49,50 | - Совершенствование выполнения переворота у края бассейна с продолжением движения в обратном направлении; - выполнение разнообразных согласованных движений под музыку; - вовлечение в творческую деятельность детей посредством выполнения упражнений под музыку. | 2 | 2 | ||||
3 | Занятия № 51,52 | - Выполнение движений в перестроениях; - совершенствования техники переворотов на 180-360 градусов ; - обучение согласованному выполнению движений под музыку; - способствование созданию новых движений, основанных на использовании личного опыта. | 2 | 2 | ||||
4 | Открытое занятие «Вальс цветов» по синхронному плаванию для родителей. Занятие № 53 Занятие № 54 | - Закрепление умения контролировать свое дыхание во время выполнения упражнений; - способствование оздоровлению посредством создания хорошего настроение, положительных эмоций. | 2 | 2 | ||||
8 | МАЙ | 1 | Занятия № 55,56 | - Координирование синхронности движений выполнении различных упражнений; -совершенствование согласованной работы рук и ног; -формирование чувства радости и удовольствия от движений в воде. | 2 | 2 | ||
2 | Занятия №5 7,58 | - Совершенствование навыка переворота на 180 градусов с последующим скольжением и отталкиванием ногами от борта; - способствование творческой деятельности детей, при выполнении упражнений под музыку. | 2 | 2 | ||||
3 | Занятия № 59,60 | - Повторение разученных на предыдущих занятиях комплексов упражнений для укрепления различных мышц организма. | 2 | 2 | ||||
4 | Занятие № 61,62 | Проведение контрольных занятий для проверки уровня приобретённых навыков и умений. | 2 | 2 | ||||
Итого: | 64 | 64 |
- МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Оценка качества обучения детей старшего дошкольного возраста в данной программе оценивается по 4-балльной системе.
- 3,5 балла и выше - высокий уровень,
- 2,5- 3,4 балла - средний уровень,
- 2,4 балла и ниже - низкий уровень.
Оценочные тесты по обучению аквааэробике
с элементами танца детей 5-6 лет
№ | Ф.И. ребёнка | Скольжение на груди | Скольжение на спине | Специальные упражнения | Выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном положениях тела. |
1 | |||||
2 | |||||
3 |
№ | Ф.И. ребёнка | Развитие творчества в воде | Согласованное выполнение упражнений под музыку | Пластика в движениях | Сумма баллов |
1 | |||||
2 | |||||
3 |
Тестовые задания и критерии:
1. Скольжения на груди: 4 б - ребёнок проскользил 4 м и более; 3 б - 3 м; 2 б - 2 м; 1 б -1 м.
2. Скольжение на спине: 4 б - ребёнок проскользил 4 м и более; 3 б - 3 м; 2 б - 2 м; 1 б -1 м.
3. Специальные упражнения: 4 б - правильно; 3 б - имеется неточность ; 2 удовлетворительно; 1 б - не справился
4. Согласованное выполнение движений: 4 б - правильно; 3 б - имеется неточность ; 2 б - удовлетворительно; 1 б - не справился
5. Развитие творчества в воде: 4 б - выполняет самостоятельно; 3 б - выполняет по образцу; 2 б - выполняет повторяя движения детей; 1б - не выполняет.
6. Пластика в движениях: 4 б - присутствует; 1 б - отсутствует.
Методика проведения диагностики.
1. Скольжение на груди: стоя у бортика, руки впереди, кисти рук соединены, присесть, оттолкнуться ногой от бортика или двумя ногами от дна и выполнить упражнение «Стрела» на груди. Тело ребёнка должно быть у поверхности воды, руки и ноги соединены, вытянуты, лицо опущено в воду.
2. Скольжение на спине: Стоя у бортика, руки вверху соединены, присесть, прогнуться назад, оттолкнуться одной ногой от бортика или двумя ногами от дна бассейна и выполнить упражнение «Стрела» на спине. Туловище прямое, руки и ноги соединены и выпрямлены, лицо - на поверхности воды.
3. Специальные упражнения.
Глубина воды - по пояс:
1. Подъем колена. Из исходного положения, стоя на одной ноге (прямой), другую ногу, сгибая, поднять вперед выше горизонтали (допускается любой угол в коленном суставе), носок оттянут. Туловище следует удерживать в вертикальном положении. При подъеме колена может быть использован любой вариант (стоя на месте, с перемещением в любых направлениях, в шагах, беге, подскоках).
2. Мах выполняется стоя на одной ноге, в горизонтальном положении. Прямая маховая нога поднимается точно вперед-горизонтально, разрешено небольшое «выворотное» положение стопы. Разрешается использовать любое сочетание маха ногой с движениями на месте, шагами, бегом, подскоками. Возможна также разная плоскость движения:
1) мах вперед;
2) вперед - в сторону (по диагонали) или в сторону.
Выполняется на 2 счета:
1- сгибая колено, поднять правую ногу вперед - вниз (мах может быть выполнен в любом направлении - вперед, по диагонали, назад);
2 - вернуться в исходное положение.
3. Прыжок - ноги - вместе, ноги – врозь выполняется из исходного положения: пятки вместе, носки слегка врозь (на ширину стопы). Отталкиваясь двумя ногами, выпрыгнуть невысоко вверх и затем принять положение полуприседа ноги врозь (стопы слегка повернуты наружу или параллельны), при приземлении опуститься на всю стопу, вернуться в и.п.
4. Выпад может быть выполнен любым способом (шагом, скачком, после маха), а также в разных направлениях (вперед, в сторону). Основным вариантом этого «аэробного шага» является положение «выпад вперед».
5. Шаг напоминает естественную ходьбу, но отличается большей четкостью. Стоя на прямой ноге (туловище вертикально), другую ногу сгибая поднять точно вперед. «Marching» - ходьба на месте, «Walking» - ходьба в различных направлениях, вперед-назад, по кругу, по диагонали.
6. Бег - переход с одной ноги на другую как при ходьбе, но с фазой полета. «Joging» - вариант бега, типа «трусцой».
7. Подскоки выполняются в ритме «И - РАЗ» или «РАЗ - ДВА».
4. Согласованное выполнение упражнений. Технике исполнения оцениваются 3 характеристики - правильность выполнения, согласованность, сложность. Дети находятся на небольшой глубине, их движения должны быть четкими и уверенными от начала и до конца выступления. Все члены команды должны одновременно менять положение тела, производить толчки и перемещения.
7. Материально-техническое обеспечение
Оборудование:
- длинный шест (2-2,5м.), для поддержки и страховки детей;
- разделительные дорожки; цветные поплавки;
- сетка;
- баскетбольное кольцо;
- надувные ворота.
Инвентарь:
- плавательная доска;
- нудлы или поролоновая «лапша» из легкого полиуреатана;
- плотики;
- ласты;
- гантели из легкого плавучего материала;
- надувные: круги, мячи, игрушки;
- нарукавники;
- гимнастические палки;
- обручи;
- пластмассовые кубики;
- султанчики
8. Список литературы
1. С.В.Яблонская Физкультура и плавание в детском саду. Сфера, Москва, 2008г.
2. М.Д. Маханева Фигурное плавание в детском саду. Сфера, Москва 2009г.
3 .И.В. Сидоров Как научить ребёнка плавать. М.2011г.
4. Т.А. Протченко Обучение плаванию дошкольников и младших школьников. Айрис-пресс, Москва,2013г.
5. Л.Ф. Еремеева Научите ребёнка плавать. Детство-пресс, Санкт-Петербург 2009г.
6. Н.В. Микляева Обучение плаванию и аквааэробике в группах оздоровительной направленности. Москва, Аркти, 2011г.
7. А.А.Чеменева Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2011г.
8. Аквааэробика / авт.-сост. Е.А. Яных, В.А. Захаркина. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.- 127 с. ил.
9. Аквааэробика. 120 упражнений. / Э. Профит, П. Лопез. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 128 с..
10. Аквафитнес / И. Тихомирова. – М.: Питер, 2005.- 125 с.
11.Белая Н.А. Лечебная физическая культура и массаж: Учебно-методическое пособие для медицинских работников. – М.: Советский спорт, 2001. – 272 с., ил.
12. Большакова И.А. Маленький дельфин: пособие для инструкторов по плаванию, педагогов дошкольных учреждений / И.А.Большакова. - М.: Аркти, 2005. – 24 с.
Предварительный просмотр:
МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
по программе «Морские звёздочки»
Оценка качества обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста в данной программе проводится по методике А.А. Чеменевой «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста» и строится на методах педагогического и медицинского контроля физического состояния детей. Педагогический контроль осуществляется путём оценки сформированных у детей специальных умений и навыков. Уровень овладения плавательными навыками оценивается по 4-балльной системе.
3,5 балла и выше - высокий уровень,
2,5- 3,4 балла - средний уровень,
2,4 балла и ниже - низкий уровень.
Оценочные тесты по обучению аквааэробике
с элементами танца детей 5-6 лет
№ | Ф.И. ребёнка | Скольжение на груди | Скольжение на спине | Специальные упражнения | Выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном положениях тела. |
1 | |||||
2 | |||||
3 |
№ | Ф.И. ребёнка | Развитие творчества в воде | Согласованное выполнение упражнений под музыку | Пластика в движениях | Сумма баллов |
1 | |||||
2 | |||||
3 |
Тестовые задания и критерии:
1. Скольжения на груди: 4 б - ребёнок проскользил 4 м и более; 3 б - 3 м; 2 б - 2 м; 1 б - 1 м.
2. Скольжение на спине: 4 б - ребёнок проскользил 4 м и более; 3 б - 3 м; 2 б - 2 м; 1 б - 1 м.
3. Специальные упражнения: 4 б - правильно; 3 б - имеется неточность ; 2 удовлетворительно; 1 б - не справился
4. Согласованное выполнение движений: 4 б - правильно; 3 б - имеется неточность ; 2 б - удовлетворительно; 1 б - не справился
5. Развитие творчества в воде: 4 б - выполняет самостоятельно; 3 б - выполняет по образцу; 2 б - выполняет повторяя движения детей; 1б - не выполняет.
6. Пластика в движениях: 4 б - присутствует; 1 б - отсутствует.
Методика проведения диагностики.
1. Скольжение на груди: стоя у бортика, руки впереди, кисти рук соединены, присесть, оттолкнуться ногой от бортика или двумя ногами от дна и выполнить упражнение «Стрела» на груди. Тело ребёнка должно быть у поверхности воды, руки и ноги соединены, вытянуты, лицо опущено в воду.
2. Скольжение на спине: Стоя у бортика, руки вверху соединены, присесть, прогнуться назад, оттолкнуться одной ногой от бортика или двумя ногами от дна бассейна и выполнить упражнение «Стрела» на спине. Туловище прямое, руки и ноги соединены и выпрямлены, лицо - на поверхности воды.
3. Специальные упражнения.
Глубина воды - по пояс:
1. Подъем колена. Из исходного положения, стоя на одной ноге (прямой), другую ногу, сгибая, поднять вперед выше горизонтали (допускается любой угол в коленном суставе), носок оттянут. Туловище следует удерживать в вертикальном положении. При подъеме колена может быть использован любой вариант (стоя на месте, с перемещением в любых направлениях, в шагах, беге, подскоках).
2. Мах выполняется стоя на одной ноге, в горизонтальном положении. Прямая маховая нога поднимается точно вперед-горизонтально, разрешено небольшое «выворотное» положение стопы. Разрешается использовать любое сочетание маха ногой с движениями на месте, шагами, бегом, подскоками. Возможна также разная плоскость движения:
1) мах вперед;
2) вперед - в сторону (по диагонали) или в сторону.
Выполняется на 2 счета:
1- сгибая колено, поднять правую ногу вперед - вниз (мах может быть выполнен в любом направлении - вперед, по диагонали, назад);
2 - вернуться в исходное положение.
3. Прыжок - ноги - вместе, ноги – врозь выполняется из исходного положения: пятки вместе, носки слегка врозь (на ширину стопы). Отталкиваясь двумя ногами, выпрыгнуть невысоко вверх и затем принять положение полуприседа ноги врозь (стопы слегка повернуты наружу или параллельны), при приземлении опуститься на всю стопу, вернуться в и.п.
4. Выпад может быть выполнен любым способом (шагом, скачком, после маха), а также в разных направлениях (вперед, в сторону). Основным вариантом этого «аэробного шага» является положение «выпад вперед».
5. Шаг напоминает естественную ходьбу, но отличается большей четкостью. Стоя на прямой ноге (туловище вертикально), другую ногу сгибая поднять точно вперед. «Marching» - ходьба на месте, «Walking» - ходьба в различных направлениях, вперед-назад, по кругу, по диагонали.
6. Бег - переход с одной ноги на другую как при ходьбе, но с фазой полета. «Joging» - вариант бега, типа «трусцой».
7. Подскоки выполняются в ритме «И - РАЗ» или «РАЗ - ДВА».
4. Согласованное выполнение упражнений. Технике исполнения оцениваются 3 характеристики - правильность выполнения, согласованность, сложность. Дети находятся на небольшой глубине, их движения должны быть четкими и уверенными от начала и до конца выступления. Все члены команды должны одновременно менять положение тела, производить толчки и перемещения.
Материально-техническое обеспечение
Оборудование:
- длинный шест (2-2,5м.), для поддержки и страховки детей;
- разделительные дорожки; цветные поплавки;
- сетка;
- баскетбольное кольцо;
- надувные ворота.
Инвентарь:
- плавательная доска;
- нудлы или поролоновая «лапша» из легкого полиуретана;
- плотики;
- ласты;
- гантели из легкого плавучего материала;
- надувные: круги, мячи, игрушки;
- нарукавники;
- гимнастические палки;
- обручи;
- пластмассовые кубики;
- султанчики.
Результативность программы «Морские звёздочки»
Исходя из полученных показателей, можно сделать вывод, что уровень освоения программного материала детей старшей группы хоть и имеет положительную динамику роста, но остаётся сравнительно стабильным
Высокий уровень показателей на конец учебного года составляет границу от 54% -62%, а низкий показатель составляет границу от 18%-8%.
Диагностика освоения программы по плаванию указывает, что лидирующими разделами являются «Скольжение на груди», «развитие творчества в воде».
Повышению высокого уровня и снижению низкого способствовало определение западающих разделов программного материала «согласованное выполнение упражнений под музыку», «выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном положениях тела» и определение их причин. Недостаточное использование вспомогательного оборудования для обучения «кроль на спине», затруднение выполнения выдоха в воду при плавании кроль на груди. Недостаточное количество плавательных средств (подвижная опора), основной процент низкого уровня дают дети, испытывающие страх перед водой и не систематически посещающие образовательную деятельность.
Для улучшения усвоения программного материала была проведена следующая работа: индивидуальная работа, консультирование с родителями по коррекции плавательных умений, разработан индивидуальный план по преодолению чувства боязни воды воспитанников, приобретены плавательные средства (подвижная опора), максимально использовалось специально подобранное вспомогательное оборудование и упражнения на развитие плавания в кроль на спине, подобраны упражнений на выполнение «вдох-выдох» сериями. Причиной низкого уровня также являлось нарушение дисциплины при обучении плаванию, дети отвлекались и плохо усваивали материал.
Для решения этой проблемы были разработаны дополнительные мероприятия на закрепление правил безопасного поведения на воде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Танцевальные композиции в воде с использованием элементов аквааэробики, гидропластики и акробатических упражнений
По развитию у детей плавательных навыков использую нетрадиционные формы работы на занятиях: элементы аквааэробики, гидропластики, акробатические упражнения....
Плавание с элементами Аквааэробики в ДОУ у старшего дошкольного возраста
Упражнения (групповые либо одиночные) выполняются под музыку, с различными предметами и без предметов....
Применение элементов аквааэробики на занятиях по плаванию у старшего дошкольного возраста
СТАТЬЯПрименение элементов аквааэробики на занятиях плаваниему старшего дошкольного возрастаПлавание – наиболее традиционная форма оздоровления. Оно способствует привитию жизненноважных на...
Статья "Оздоровительное плавание с элементами аквааэробики"
Аквааэробика является частью оздоровительной физической культуры. Она основывается на принципах и методах лечебной физкультуры, рекреационной и реабилитационной двигательной деятельности....
Конспект занятия с элементами танца " Дружба нам нужна"
Занятие с элементами танцев...
Проект "Обучение плаванию с элементами танца на воде"
Цель: развитие творческих способностей у детей во взаимосвязи разных видов деятельности детей, таких как плавание, музыка, хореография, познавательная среда, формирование творческого начала и са...
Комплекс ритмической гимнастики с элементами танца.
Ритмическая гимнастика для дошкольников...