Консультация для родителей "Влияние родительских установок на развитие детей"
консультация на тему
Прежде чем ответиьб ребёнку нужно подумать, а не пренесёт ли мой ответ вреда ребёнку. Что бы дети росли в полном понимании и доверии нужно прежде всего следить за своей речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustanovki.docx | 17.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Влияние родительских установок на развитие детей»
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое - сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала…", "Папа велел…" и т.д.
В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ | ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ | ||
Сказав так: | подумайте о последствиях | и вовремя исправьтесь | |
"Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…". | Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению. | "Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!". | |
"Горе ты моё!" | Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. | "Счастье ты моё, радость моя!" | |
"Плакса-Вакса, нытик, пискля!" | Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение. | "Поплачь, будет легче…". | |
"Вот дурашка, всё готов раздать…". | Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. | "Молодец, что делишься с другими!". | |
"Не твоего ума дело!". | Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями. | "А ты как думаешь?". | |
"Ты совсем, как твой папа (мама)…". | Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя | "Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!". | |
"Ничего не умеешь делать, неумейка!". | Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. | "Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!". | |
"Не кричи так, оглохнешь!" | Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность. | "Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!". | |
"Неряха, грязнуля!". | Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей. | "Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!" | |
"Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике). | Нарушения в псих сексуальном развитии, осложнения в меж половом общении, трудности в выборе друга противоположного пола. | "Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого". | |
"Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!". | Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей. | "Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!". | |
"Жизнь очень трудна: вырастешь - узнаешь…!" | Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм. | "Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!". | |
"Уйди с глаз моих, встань в угол!" | Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность. | "Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!" | |
"Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!". | Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя. | "Давай немного оставим папе (маме) и т.д." | |
"Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!". | Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях. | "Как ты мне нравишься!". | |
"Все вокруг обманщики, надейся только на себя!" | Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги. | Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги. | |
"Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!". | Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность. | "Смелее, ты всё можешь сам!". | |
"Всегда ты не вовремя подожди…". | Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение. | "Давай, я тебе помогу!" | |
"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!". | Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности. | "Держи себя в руках, уважай людей!". |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Влияние родительских установок на развитие детей"
Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. В консультации представлена таблица часто встречающихся негативных родительских ус...
Консультация: "Влияние родительских установок на развитие детей".
Влияние родительских установок на развитие детей. Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознавае...
Консультации для родителей. "Влияние родительских установок на развитие детей".
Душевная жизнь человека чрезвычайна сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое-сознание и подсознание....
консультация для родителей "Влияние родительских установок на развитие детей"
Добро пожаловать на мой мини-сайт. Надеюсь, что размещенные на нем материалы будут полезны воспитателям и учителям....
Консультация для родителей "Влияние родительских установок на развитие детей"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей по теме : Влияние родительских установок на развитие детей.
Влияние родительских установок на развитие детей....
Консультация для родителей : «Влияние родительских установок на развитие детей».
Влияние родительских установок на развитие детей.Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсоз...