Выступление на педагогическом совете на тему «Использование серии картин по формированию связной речи старших дошкольников».
материал на тему

Картаус Валентина Владимировна

Выступление на педагогическом совете на тему «Использование серии картин по формированию связной речи старших дошкольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_svyaznoy_rechi.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете на тему «Использование серии картин по формированию связной речи старших дошкольников».

       Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся обучением русскому языку.

       Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также практическое их пояснение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, связно, последовательно и понятно для окружающих передавать содержание готового текста или  самостоятельно составлять связный текст.

      Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

       Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе. Обладая развитой связной речью, учащийся, может давать развернутые ответы на вопросы школьной программы. Аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, высокий уровень развития связной речи является непременным условием для написания изложений и сочинений. Проблемой развития речи занимаются различные науки: психология, логика, языкознание и филология, логопедия, и даже философия.

      Овладение связной устной речью является важнейшим условием успешной подготовки к обучению в школе. Главной задачей развития связной речи в старшем дошкольном возрасте является совершенствование  монологической речи через пересказ литературного произведения, составление описательных рассказов о предметах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, а также сочинение рассказов по картине и  серии сюжетных картинок. Обучение рассказыванию по  картине и серии сюжетных картинок  является наиболее трудным как для овладения детьми, так и для педагогов в плане подготовки и проведения.

      В детском саду для обучения детей рассказыванию используются как предметные, так и сюжетные картины (серии «Наша Таня», «Зимние развлечения» О.И.Соловьевой; «Домашние животные» С.Веретенниковой и др.). В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине, поскольку 3-х¬летний ребенок еще не может составить связного изложения. Как правило, дети ограничиваются перечислением объектов, отдельных их свойств и действий.

        В средней группе становится возможным составление детьми небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность. Детей среднего дошкольного возраста учат составлять главным образом описательные рассказы, как по предметным, так и по сюжетным картинам.

        В старшей и подготовительной к школе группах в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется речь, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. К рассказам детей предъявляют более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств. Рассказ-образец дается в старшей и особенно в подготовительной к школе группах для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения. Используются литературные образцы.

        Меняется роль воспитателя — он уже не принимает непосредственного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости. В работе со старшими дошкольниками широко используются серии сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой.

        Для обучения рассказывания используются следующие сюжеты из серии картин: «Уборка хлопка», «Дети Севера» (серия называется «наши маленькие друзья»); «У пристани», «В колхозном саду», «Белки», «Лиса с лисятами» (серия «Дикие животные»), «Наша Таня» (все картины серии).

        На занятиях по составлению рассказа по картине необходимо упражнять детей в следующих умения:

        - придумывать свое название картины, мотивировать его;

        - точно характеризовать время и действие (летний день, полдень, закат; недалеко, вблизи, около, перед, за, из-за и т.п.

        - выявлять причинно – следственные зависимости, рассказывать о них по-своему, не подражая товарищам;

        - передавать содержание картины в определенной последовательности, переходя от характеристики одной темы сюжета к другой. Например, рассказывая по картине «Белки», ребенок должен в начале охарактеризовать время года и время суток, затем описать окружающую природу и далее рассказать о бельчатах и их занятиях;

        - в ответах товарищей замечать отступления от логики изложения и тактично указывать на это рассказчику: «Мне кажется, что твой рассказ был бы лучше, если бы ты...»

        Рассматривание картины должно занимать 8-10 минут. В процессе рассматривания педагог учит воспитанников характеризовать место и время действия, поощрять стремления ребенка увидеть картину по-своему и рассказать о ней, не копируя ответы товарищей.

        Вопросы, которые педагог задает походу рассматривания, должны быть сгруппированы так, что бы, отвечая на них, ребенок мог составить законченный рассказ по-одному из фрагментов картины. Чтобы не нарушить целостность восприятия картины, необходимо предусмотреть фразу-связку, нацеливающую детей на рассматривание очередного фрагмента и объединяющую одну часть рассказа с последующей.

  На занятие следует заслушивать 5-6 рассказов. В данной возрастной группе целесообразны задания типа «Кто расскажет интереснее?», «Кто расскажет подробнее?» и др.

        Для составления рассказа по картинкам, на которых сюжет приставлен в развитии, можно использовать сюжеты: «Мы для милой мамочки», «Тяпа и Топ сварили компот», «Взяла с собой» и др. (автор серии В.В.Гербова). педагог показывает воспитанникам набор картинок в произвольной последовательности. Дети восстанавливают ход событий, рассказывая о каждом сюжете в отдельности, а потом о теме в целом. Заслушав описание той или иной картинки воспитатель спрашивает у детей, нет ли у них вопросов к рассказчику, не хотят ли они что-нибудь уточнить дополнить. При этом отрабатывается обращение детей друг к другу типа «Ответь (скажи), пожалуйста...»; «Будь добр, объясни...»; «Мне кажется, что...» и др. На одном занятии можно использовать 2 набора картинок (один новый, а второй уже известный детям). Надо рассказывать детям, что не следует делать такие вступления, как «На первой картинке изображено (нарисовано)..., на второй картинке...» и т.д. Лучше начать рассказ так: «Однажды утром...» или: «Это событие произошло...» и т.п.

     Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события. В таких случаях воспитатель ставит ряд вопросов, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины.

    Интересно проходит составление коллективного рассказа. Один ребенок придумывает, что происходило с персонажами раньше, другой описывает события, изображенные на картине, третий — последующие действия, поступки героев и чем закончились их приключения. На таких занятиях необходимо воспитывать у детей умение оценивать рассказы (и содержание, и форму) друг друга, подмечать удачные слова и выражения, точно отражающие содержание картины или метко характеризующие события, поступки персонажей.

    Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, но при этом педагог должен ставить разные задачи, постепенно усложняя их.
Когда дети будут достаточно свободно владеть навыками рассказывания, им можно предложить две или несколько картин (знакомых или совсем новых) для составления рассказа по любой из них на выбор (например, картинки на тему «Наш участок зимой и летом»). Это даст возможность каждому ребенку выбрать наиболее интересный для него или же наиболее доступный сюжет. Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свои рассказы описания природы.

    Развитие связной речи на занятиях по картине занимает центральное место, но вместе с тем очень важно сочетать эту задачу с другими речевыми задачами: обогащением и активизацией словаря, формированием грамматического строя речи. Так, например, в беседы по содержанию картины можно включать различные грамматические и лексические упражнения. В результате таких упражнений рассказы детей станут красочнее, обогатятся разнообразными описаниями (времен года, погоды, персонажей и т.п.).

     Составление рассказов по серии сюжетных картин.

     Я в своей работе использую следующие приемы работы с сериями сюжетных картинок.

  1. Детям раздаю картинки одной серии в любой последовательности. Даю план рассказа, по которому дети должны расположить их в нужном порядке. Вслед за эти предлагаю составить рассказ.
  2. Детям раздаю серию картинок для определения их последовательности. Начинаю рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его по своим картинкам.
  3. Детям даю по одной картинке и  каждый рассказывает, что нарисовано на его картинке. В заключении один ребенок составляет полный рассказ по всем картинкам. Дети самостоятельно придумывают имена персонажей.
  4. Каждый ребенок получает серию картинок. Его задача – подобрать в последовательном порядке картинки – эпизоды и передать содержание каждой из них, составив целый рассказ.
  5. Все картинки перемешиваю, каждому ребенку раздаю по две-три. Дети обмениваются картинками так, чтобы подобрать нужную серию.
  6. Дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность, потом переворачивают картинки и рассказывают их содержание по памяти.
  7. Дети рассматривают серию картинок, составляют рассказ, придумывая реплики, диалоги к данному сюжету.
  8. Составив рассказ по серии картинок, дети придумывают к нему название, а также дополняют его описание предыдущего или последующего события.

     Заключение

     Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшие условие успешной подготовке к обучению в школе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Формирование связной речи старших дошкольников в рассказывание по серии сюжетных картин»

Формирование связной речи старших дошкольников в рассказывание по серии сюжетных картин...

Опыт работы по теме « Формированию связной речи старших дошкольников с использованием мнемотехники и ТРИЗ-технологий»

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Согласно...

Выступление на педагогическом совете на тему: « Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательном развитии дошкольников»

Выступление на педагогическом совете на тему: « Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательном развитии дошкольников»...

Выступление на педагогическом совете (обмен опытом). "Влияние мелкой моторики на развитие связной речи у дошкольников 4-5 лет"

Выступление на педагогическом совете(обмен опытом)Тема: «Влияние мелкой моторики на развитие связной речи у дошкольников 4-5 лет»...

Консультация на педагогический совет на тему «Взаимодействие с родителями по формированию ФЭМП у старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация на педагогический совет на тему «Взаимодействие с родителями по формированию ФЭМП у старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...