Ранее выявление семейного неблагополучия
статья на тему
Родители часто не осознают неблагополучия своей семьи, а также тех последствий, к которым оно может привести. Оказать всемерную помощь неблагополучной семье – первостепенная задача, решить которую необходимо объединенными усилиями детского сада и самой семьи.
Все проводимые формы работы в ДОУ направлены на формирование ценностей семьи и дома, укрепление детско-родительских связей и отношений, авторитета родителей, восстановление семейного статуса, формирование здорового образа жизни, профилактику зависимого поведения, воспитание культуры поведения, создание условий для сохранения физического и психического здоровья детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Тополёк» г. Советский»
Сообщение на тему: «Раннее выявление социального неблагополучия семей в ДОО»
Старший воспитатель:
Михеева Татьяна Николаевна
Г. Советский, 2016 год
«Раннее выявление неблагополучия семьи в дошкольной образовательной организации»
Цель:
- защита интересов и законных прав ребенка (воспитанника ДОО);
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.
- не допустить семьи до социально опасного положения.
Задачи:
- выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних;
- оказание социально - психолого - педагогической помощи воспитаннику;
- проведение комплексной профилактической работы
по социальной реабилитации семей
Нормативно правовая база по работе с семьями группы риска:
Федеральный уровень:
- КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Семейный кодекс Российской федерации
- Конвенция о правах ребенка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей от 20.10.1989 вступил в силу 2.09. 1990 года
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 24.06.99 N 120-ФЗ « ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
- Федеральный закон от16.04.2001 №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»
- Указ президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
Региональный уровень
- ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ «О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ"
- П О С Т А Н О В Л Е Н И Е "О внесении изменений в постановление администрации Советского района от 11.10.2011 № 3556"
- О предоставлении в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительных мер социальной поддержки
- Закон ХМАО-Югры от 11.06.2010 № 102-оз «Об административных правонарушениях»
- Постановление правительства ХМАО-Югры от 2.09.2009 №232-п «О порядке организации на территории Ханты-мансийского автономного округа – Югры органом опеки и попечительства деятельности по выявлению и учёту детей, права и законные интересы которых нарушены»
- Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 2 сентября 2009 г. N 232-п "О Порядке организации на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры органом опеки и попечительства деятельности по выявлению и учёту детей, права и законные интересы которых нарушены"
Муниципальный уровень
- Постановление территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Советского района №55 от 15.04.2015 «Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Советском районе при выявлении, учёте и организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации»
- Приложение к Постановлению территориальной комиссии № 136 от 17.12.2014 г.
Алгоритм взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Советского района по выявлению и работе со случаями насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних
На уровне ДОУ
- Приказ №120 от 5.08.2014 «Об утверждении мер по профилактике безнадзорности и предупреждению семейного неблагополучия в МАДОУ д/с «Тополёк», ответственный – старший воспитатель Михеева Татьяна Николаевна
- Положение о Совете по профилактике безнадзорности и предупреждению семейного неблагополучия по МАДОУ д/с «Тополёк»;
- Совет по профилактике безнадзорности и предупреждению семейного неблагополучия по МАДОУ д/с «Тополёк» в составе заведующего - председатель, заместителя заведующего-секретарь, и членов Совета
- План работы по профилактике безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних и предупреждению на текущий учебный год;
- Положение о постановке на внутрисадовский учёт и снятии с учёта неблагополучной семьи несовершеннолетнего по МАДОУ д/с «Тополёк»
Родители часто не осознают неблагополучия своей семьи, а также тех последствий, к которым оно может привести. Оказать всемерную помощь неблагополучной семье – первостепенная задача, решить которую необходимо объединенными усилиями детского сада и самой семьи.
Все проводимые формы работы в ДОУ направлены на формирование ценностей семьи и дома, укрепление детско-родительских связей и отношений, авторитета родителей, восстановление семейного статуса, формирование здорового образа жизни, профилактику зависимого поведения, воспитание культуры поведения, создание условий для сохранения физического и психического здоровья детей.
В семье дети получают первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.
Классификация по возможным признакам социального риска в семье:
- семьи, в которых находятся опекаемые дети;
- многодетные семьи;
- неполные семьи;
- малообеспеченные семьи.
- семьи беженцев;
Критерии неблагополучия семьи:
- Асоциальное поведение;
- Ненадлежащее выполнение родительских обязанностей;
- Насилие в семье.
Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:
1. Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
2. Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей — особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
3. Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями);
4. Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
5. Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
6. Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).
Работа с семьями в нашем детском саду начинается со сбора информации посредством анкетирования, посещения семей на дому воспитателями и специалистами. Затем
составляются социальные паспорта групп, в которых содержится информация о социальном статусе семьи, образовательный и возрастной ценз родителей, социально-бытовые условия проживания семей, составляется социальный паспорт ДОО, где фиксируется количество семей по категориям, пофамильные списки многодетных семей, опекунов, малоимущие, неполные семьи, семьи, стоящие на учете в КДН, ПДН изменения и дополнения в паспорта вносятся по мере необходимости в течение года. На основании имеющихся данных проводится анализ и определяется тип семьи. Для анализа используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.
Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и обращает внимание на внешний вид ребенка его поведение, на поведение родителей, при возникновении подозрений (следы побоев, ухудшение самочувствия, не обоснованное заболеванием, неряшливость ребенка, нетрезвые родители)
К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:
- утомленный, сонный вид;
- санитарно-гигиеническую запущенность;
- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного
недоедания;
- неумеренный аппетит;
- задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
- привлечение внимания любым способом;
- чрезмерная потребность в ласке;
- проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и
подавленным состоянием;
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
- трудности в обучении.
Признаки физического насилия в семье проявляются:
- в боязливости ребенка;
- в выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков,
сосания пальца, раскачивания;
- в боязни идти домой;
- в жестоком обращении с животными;
- в стремлении скрыть причину травм,
обращается к старшему воспитателю, затем составляется ходатайство в Совет по профилактике безнадзорности и предупреждению семейного неблагополучия о рассмотрении вопроса по постановки на внутрисадовский учет семьи. На заседании Совет по профилактике безнадзорности и предупреждению семейного неблагополучия рассматривается вопрос, семья ставится на учет, совместно разрабатывается план индивидуально-профилактической работы. В процессе реализации плана используются такие формы работы:
Коллективные:
- родительские собрания, дни открытых дверей, мастер-классы, семинары – практикумы, ролевые игры, круглые столы, конференции, конкурсы, семейные педагогические проекты, анкетирование, утренники, досуги, совместные занятия с детьми и родителями (детско-родительские группы);
- проведение занятий с привлечение специалистов из различных служб (отдел опеки и попечительства, СЦРБ)
Индивидуальные :
- диагностика детско-родительских отношений, анализ педагогических ситуаций, посещение родителями занятий и досуговых мероприятия, посещения на дому, индивидуальные консультации (с детьми, родителями), привлечение родителей к участию в конкурсах, оформлению групп, участков, подготовки подарков для утренников, изготовление атрибутов для праздников, игрушек;
- практические занятия, упражнения, направленные на профилактику эмоционального неблагополучия ребенка в семье, укрепление детско-родительских отношений.
Информационно-просветительская работа с родителями
- выставки детских работ, фотовыставки информационные стенды, папки-передвижки, тематические выставки, мини-газеты, буклеты, памятки.
С целью профилактики и социального неблагополучия семей воспитателями ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ.
В детском саду большое внимание уделяется организации таким формам работы с родителями как:
коллективные (родительские собрания, праздничные мероприятия, конкурсы, анкетирование), индивидуальные (консультации, беседы, посещение родителями занятий, посещения на дому), информационно – ознакомительные (открытые просмотры занятий, выставки детских работ, фотовыставки),
информационно – просветительские (информационные стенды, папки – передвижки, тематические выставки).
Посредством стендов, тематических папок - передвижек, памяток родители получают рекомендации, советы по вопросам исполнения ими обязанностей по содержанию, воспитанию, защите прав и интересов несовершеннолетних детей. Эффективность работы с родителями во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между воспитателями и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателей к самим родителям, тем, как они учитывают особенности личности родителей и затруднения семейного воспитания.
На стадии раннего выявления неблагополучия в семье педагогами ДОУ проводится целенаправленная работа по дальнейшему предотвращению фактов неблагополучия в семье. С данной категорией родителей проводятся индивидуальные консультации, анкетирования, обследования жилищно-бытовых условий детей, воспитывающихся в данных семьях. Наряду с вышеперечисленными формами работы члены семей группы риска активно привлекаются к участию в общественной жизни детского сада: родительские собрания, конкурсы для детей и родителей, выставки поделок, праздники и развлечения, спортивные соревнования и другие мероприятия в соответствии с планом ДОО. Затем проводится анализ работы (1 раз в квартал), заседание Совет по профилактике безнадзорности и предупреждению семейного неблагополучия, принимается решение о снятии с учета (при наличии положительной динамики) семьи, продолжении профилактической работы в ДОО или об обращение в ТКДНиЗП администрации Советского района, органы опеки и попечительства с целью постановки на учет и проведения дальнейшей работы с семьей.
Основными составляющими в работе с воспитанниками ДОУ из семей, находящихся в социально опасном положении, являются:
1. Комфортная организация режимных моментов.
2. Система профилактических средств физического воспитания: специальные оздоровительные игры, повышающие положительное эмоциональное состояние.
3. Расширение возможностей контактов ребенка с другими детьми и взрослыми, через совместные экскурсии и мероприятия.
Работая в ДОУ, мы руководствуемся системой принципов семейного воспитания:
- дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;
- родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию;
- воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей;
- диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания.
- личность самих родителей идеальная модель для подражания детей;
- воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;
- все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;
- оптимизм - основа стиля и тона общения с детьми в семье.
В заключение, можно отметить несколько выводов при работе с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию:
- нельзя предпринимать воспитательных действий в плохом настроении;
- четко и ясно определить, что нужно от семьи, что семья думает по этому поводу;
- нужно постараться убедить семью в том, что цели педагога – это, прежде всего, семьи цели;
- обязательно предоставить семье самостоятельность, не стоит контролировать каждый ее шаг;
- не поучать родителей, а показывать возможные пути преодоления трудностей;
- надо поощрять успехи семьи, не стараться семью перевоспитывать;
- педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во, что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.
Проблемы: Основная проблема в том, что положительный эффект краткосрочный, некоторые семьи вроде и осознают необходимость изменить свой образ жизни ради ребенка, но проходит время и все возвращается. Еще есть такая проблема как невозможность оказать материальную помощь нуждающейся семье в полном объеме, мы объявляем у себя в саду акции милосердия, в частности проводили акцию по оказанию материальной помощи семьям беженцев с Украины (постельное белье, игрушки, одежда), но очень мало родителей откликается. Также хочется отметить проблему преемственности ДОО и начальной школы, каждый год детские сады выпускают детей, семьи которых стоят на внутрисадовском учете, на учете в КДН, и работа с такими семьями велась. Нет четкой схемы по передачи сведений о таких семьях соц. педагогам школы, мне кажется нужно чтобы специалисты, работающие с такими семьями, знали какие сведения необходимо предать в школу, в какой форме, в какое время.
Пути решения:
Перспективы: квалификацию повышать по работе с неблагополучными семьями, продолжать вести работу в данном направлении, выделение 1-0,5 ставки социального педагога в ДОО.
Список литературы
- http://litterus.ru/
- Сухомлинский В.А. О воспитании – М.: Политиздат, 1982. – 270 с.
- Педагогика здоровья. – М.: Педагогика, 1990. – П24 288 с.: ил. – (Б – ка для родителей)
- Л. Кларк. Практическое воспитание по воспитанию – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 201с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы ранней профилактики семейного неблагополучия
Основная цель современной семейной политики, заключается в сохранении семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи. Для взрослого человека семья – это источник удовлетворения жизн...
Консультация "Работа по ранней профилактике семейного неблагополучия в условиях ДОУ"
ldquo;Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной...
Сигналы для выявления семейного неблагополучия. Алгоритм работы педагога.
Формы работы с неблагополучными семьями. Характеристика и квалификация неблагополучных семей....
План мероприятий по раннему выявлению семейного неблагополучия и профилактика жестокого обращения с детьми
Наименование мероприятияСроки выполнения1.Составление социального паспорта группы.2.Составление банка данных семей «группы риска» и неблагополучных семей и организация контроля за ними.3. ...
Консультация для воспитателей "Ранняя диагностика семейного неблагополучия"
Консультация для воспитателей "Ранняя диагностика семейного неблагополучия"...
Консультация для воспитателей "Ранняя диагностика семейного неблагополучия"
Конкультация для воспитателей "Ранняя диагностика семейного неблагополучия"...
Информационно – обучающий семинар для педагогов «Организации работы по раннему выявлению семейного неблагополучия и профилактике жестокого обращения с детьми в условиях режима ограничительных мер, введенных указом Губернатора Ивановской области от 17.03.2
Ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, атмосфере счастья, любви и понимания» (Конвенция о правах ребенка) Это выдержка из Конвенции о пра...