Ранее выявление семейного неблагополучия
статья на тему

Михеева Татьяна Николаевна

Родители часто не осознают неблагополучия своей семьи, а также тех последствий, к которым оно может привести. Оказать всемерную помощь неблагополучной семье – первостепенная задача, решить которую необходимо объединенными усилиями детского сада и самой семьи.

Все проводимые формы работы в ДОУ направлены на формирование ценностей семьи и дома, укрепление детско-родительских связей и отношений, авторитета родителей, восстановление семейного статуса, формирование здорового образа жизни, профилактику зависимого поведения, воспитание культуры поведения, создание условий для сохранения физического и психического здоровья детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад «Тополёк» г. Советский»

Сообщение на тему: «Раннее выявление социального неблагополучия семей в ДОО»

Старший воспитатель:

 Михеева Татьяна Николаевна

Г. Советский, 2016 год


 «Раннее выявление неблагополучия семьи в дошкольной образовательной организации»

Цель:

  • защита интересов и законных прав ребенка (воспитанника ДОО);
  • предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.
  • не допустить семьи до социально опасного положения.

Задачи:

  • выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних; 
  • оказание социально - психолого -  педагогической помощи воспитаннику; 
  • проведение   комплексной   профилактической   работы

   по   социальной реабилитации   семей  

Нормативно правовая база по работе с семьями группы риска:

Федеральный уровень:

  • КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Семейный кодекс Российской федерации  
  • Конвенция о правах ребенка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей от 20.10.1989 вступил в силу 2.09. 1990 года
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 24.06.99 N 120-ФЗ « ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
  • Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
  • Федеральный закон от16.04.2001 №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»
  • Указ президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»

Региональный уровень

  • ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ «О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ"
  • П О С Т А Н О В Л Е Н И Е "О внесении изменений в постановление администрации Советского района от 11.10.2011 № 3556"
  • О предоставлении в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительных мер социальной поддержки
  • Закон ХМАО-Югры от 11.06.2010 № 102-оз «Об административных правонарушениях»
  • Постановление правительства ХМАО-Югры от 2.09.2009 №232-п «О порядке организации на территории Ханты-мансийского автономного округа – Югры органом опеки и попечительства деятельности по выявлению и учёту детей, права и законные интересы которых нарушены»

  • Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 2 сентября 2009 г. N 232-п "О Порядке организации на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры органом опеки и попечительства деятельности по выявлению и учёту детей, права и законные интересы которых нарушены"

Муниципальный уровень

  • Постановление территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Советского района №55 от 15.04.2015 «Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Советском районе при выявлении, учёте и организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации»
  • Приложение к Постановлению территориальной комиссии №  136 от 17.12.2014 г.

Алгоритм взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Советского района по выявлению и работе со случаями  насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних

На уровне ДОУ

  • Приказ №120 от 5.08.2014 «Об утверждении мер по профилактике безнадзорности и предупреждению семейного неблагополучия в МАДОУ д/с «Тополёк», ответственный – старший воспитатель Михеева Татьяна Николаевна
  • Положение о Совете по профилактике безнадзорности и предупреждению семейного неблагополучия по МАДОУ д/с «Тополёк»;
  • Совет по профилактике безнадзорности и предупреждению семейного неблагополучия по МАДОУ д/с «Тополёк» в составе заведующего - председатель, заместителя заведующего-секретарь, и членов Совета
  • План работы по профилактике безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних и предупреждению на текущий учебный год;
  • Положение о постановке на внутрисадовский учёт и снятии с учёта неблагополучной семьи несовершеннолетнего по МАДОУ д/с «Тополёк»

Родители часто не осознают неблагополучия своей семьи, а также тех последствий, к которым оно может привести. Оказать всемерную помощь неблагополучной семье – первостепенная задача, решить которую необходимо объединенными усилиями детского сада и самой семьи.

Все проводимые формы работы в ДОУ направлены на формирование ценностей семьи и дома, укрепление детско-родительских связей и отношений, авторитета родителей, восстановление семейного статуса, формирование здорового образа жизни, профилактику зависимого поведения, воспитание культуры поведения, создание условий для сохранения физического и психического здоровья детей.

В семье дети получают первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.

Классификация по возможным признакам социального риска в семье:

- семьи, в которых находятся опекаемые дети;

- многодетные семьи;

- неполные семьи;

- малообеспеченные  семьи.

- семьи беженцев;

Критерии неблагополучия семьи:

- Асоциальное поведение;

- Ненадлежащее выполнение родительских обязанностей;

- Насилие в семье. 

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

1. Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

2. Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей — особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);

3. Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями);

4. Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);

5. Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);

6. Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).  

Работа с семьями в нашем детском саду начинается со сбора информации посредством анкетирования, посещения семей на дому воспитателями и специалистами. Затем

 составляются социальные паспорта групп, в которых содержится информация о социальном статусе семьи, образовательный и возрастной ценз родителей, социально-бытовые условия проживания семей, составляется социальный паспорт ДОО, где фиксируется количество семей по категориям, пофамильные списки многодетных семей, опекунов, малоимущие, неполные семьи, семьи, стоящие на учете в КДН, ПДН изменения и дополнения в паспорта  вносятся по мере необходимости в течение года. На основании имеющихся данных проводится анализ и определяется тип семьи. Для анализа используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.        

Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и обращает внимание на внешний вид ребенка его поведение, на поведение родителей, при возникновении подозрений (следы побоев, ухудшение самочувствия, не обоснованное заболеванием,  неряшливость ребенка, нетрезвые родители)

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:
    - утомленный, сонный вид;
    - санитарно-гигиеническую запущенность;
    - склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного  
        недоедания;
    - неумеренный аппетит;
    - задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
    - привлечение внимания любым способом;
    - чрезмерная потребность в ласке;
    - проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и 
        подавленным состоянием;
   -  проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;

   - трудности в обучении.
              
Признаки физического насилия в семье проявляются:
     - в боязливости ребенка;
    -  в выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков, 
        сосания пальца, раскачивания;
     - в боязни идти домой;
    -  в жестоком обращении с животными;
    -  в стремлении скрыть причину травм,

обращается к старшему воспитателю, затем составляется ходатайство в Совет по профилактике безнадзорности и предупреждению семейного неблагополучия о рассмотрении вопроса по постановки на внутрисадовский учет семьи. На заседании Совет по профилактике безнадзорности и предупреждению семейного неблагополучия рассматривается вопрос, семья ставится на учет, совместно разрабатывается план индивидуально-профилактической работы. В процессе реализации плана используются такие формы работы:

 Коллективные:

  • родительские собрания, дни открытых дверей, мастер-классы, семинары – практикумы, ролевые игры, круглые столы, конференции, конкурсы, семейные педагогические проекты, анкетирование, утренники, досуги, совместные занятия с детьми и родителями (детско-родительские группы);
  • проведение занятий с привлечение специалистов из различных служб (отдел опеки и попечительства, СЦРБ)

  Индивидуальные :

  • диагностика детско-родительских отношений, анализ педагогических ситуаций, посещение родителями занятий и досуговых мероприятия, посещения на дому, индивидуальные консультации (с детьми, родителями), привлечение родителей к участию в конкурсах, оформлению групп, участков, подготовки подарков для утренников, изготовление атрибутов для праздников, игрушек;
  • практические занятия, упражнения, направленные на профилактику эмоционального неблагополучия ребенка в семье, укрепление детско-родительских отношений.

 Информационно-просветительская работа с родителями

  • выставки детских работ, фотовыставки информационные стенды, папки-передвижки, тематические выставки, мини-газеты, буклеты, памятки.  

С целью профилактики и социального неблагополучия семей воспитателями ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ.

В детском саду большое внимание уделяется организации таким формам работы с родителями как:

 коллективные (родительские собрания, праздничные мероприятия, конкурсы, анкетирование), индивидуальные (консультации, беседы, посещение родителями занятий, посещения на дому), информационно – ознакомительные (открытые просмотры занятий, выставки детских работ, фотовыставки),

информационно – просветительские (информационные стенды, папки – передвижки, тематические выставки).

Посредством стендов, тематических папок - передвижек, памяток родители получают рекомендации, советы по вопросам исполнения ими обязанностей по содержанию, воспитанию, защите прав и интересов несовершеннолетних детей. Эффективность работы с родителями во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между воспитателями и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателей к самим родителям, тем, как они учитывают особенности личности родителей и затруднения семейного воспитания.

На стадии раннего выявления неблагополучия в семье педагогами ДОУ проводится целенаправленная работа по дальнейшему предотвращению фактов неблагополучия в семье. С данной категорией родителей проводятся индивидуальные консультации, анкетирования, обследования жилищно-бытовых условий детей, воспитывающихся в данных семьях. Наряду с вышеперечисленными формами работы члены семей группы риска активно привлекаются к участию в общественной жизни детского сада: родительские собрания, конкурсы для детей и родителей, выставки поделок, праздники и развлечения, спортивные соревнования и другие мероприятия в соответствии с планом ДОО.  Затем проводится анализ работы (1 раз в квартал), заседание Совет по профилактике безнадзорности и предупреждению семейного неблагополучия, принимается решение о снятии с учета  (при наличии положительной динамики) семьи, продолжении профилактической работы в ДОО или об обращение в ТКДНиЗП администрации Советского района, органы опеки и попечительства с целью постановки на учет и проведения дальнейшей работы с семьей.

Основными составляющими в работе с воспитанниками ДОУ из семей, находящихся в социально опасном положении, являются:

1. Комфортная организация режимных моментов.

2. Система профилактических средств физического воспитания: специальные оздоровительные игры, повышающие положительное эмоциональное состояние.

3. Расширение возможностей контактов ребенка с другими детьми и взрослыми, через совместные экскурсии и мероприятия.

 Работая в ДОУ, мы руководствуемся системой принципов семейного воспитания:

 - дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;

-  родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию;

- воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей;

- диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания.

- личность самих родителей идеальная модель для подражания детей;

- воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

-  все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;

 - оптимизм - основа стиля и тона общения с детьми в семье.

В заключение, можно отметить несколько выводов при работе с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию:

- нельзя предпринимать воспитательных действий в плохом настроении;

- четко и ясно определить, что нужно от семьи, что семья думает по этому поводу;   

- нужно постараться убедить семью в том, что цели педагога – это, прежде всего, семьи цели;

- обязательно предоставить семье самостоятельность, не стоит контролировать каждый ее шаг;

- не поучать родителей, а показывать возможные пути преодоления трудностей;

- надо поощрять успехи семьи, не стараться семью перевоспитывать;

- педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во, что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.

Проблемы: Основная проблема в том, что положительный эффект краткосрочный, некоторые семьи вроде и осознают необходимость изменить свой образ жизни ради ребенка, но проходит время и все возвращается. Еще есть такая проблема как невозможность оказать материальную помощь нуждающейся семье в полном объеме, мы объявляем у себя в саду акции милосердия, в частности проводили акцию по оказанию материальной помощи семьям беженцев с Украины (постельное белье, игрушки, одежда), но очень мало родителей откликается.   Также хочется отметить проблему преемственности ДОО и начальной школы, каждый год детские сады выпускают детей, семьи которых стоят на внутрисадовском учете, на учете в КДН, и работа с такими семьями велась. Нет четкой схемы по передачи сведений о таких семьях соц. педагогам школы, мне кажется нужно чтобы специалисты, работающие с такими семьями, знали какие сведения необходимо предать в школу, в какой форме, в какое время.

Пути решения:

Перспективы: квалификацию повышать по работе с неблагополучными семьями, продолжать вести работу в данном направлении, выделение 1-0,5 ставки социального педагога в ДОО.

Список литературы

  1. http://litterus.ru/ 
  2. Сухомлинский В.А. О воспитании – М.: Политиздат, 1982. – 270 с.
  3. Педагогика здоровья. – М.: Педагогика, 1990. – П24 288 с.: ил. – (Б – ка для родителей)
  4. Л. Кларк. Практическое воспитание по воспитанию – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 201с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы ранней профилактики семейного неблагополучия

Основная цель современной семейной политики, заключается в сохранении семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи. Для взрослого человека семья – это источник удовлетворения жизн...

Консультация "Работа по ранней профилактике семейного неблагополучия в условиях ДОУ"

ldquo;Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной...

Сигналы для выявления семейного неблагополучия. Алгоритм работы педагога.

Формы работы с неблагополучными семьями. Характеристика и квалификация неблагополучных семей....

План мероприятий по раннему выявлению семейного неблагополучия и профилактика жестокого обращения с детьми

Наименование мероприятияСроки выполнения1.Составление социального паспорта группы.2.Составление банка данных семей «группы риска» и неблагополучных семей и организация контроля за ними.3. ...

Консультация для воспитателей "Ранняя диагностика семейного неблагополучия"

Консультация для воспитателей "Ранняя диагностика семейного неблагополучия"...

Информационно – обучающий семинар для педагогов «Организации работы по раннему выявлению семейного неблагополучия и профилактике жестокого обращения с детьми в условиях режима ограничительных мер, введенных указом Губернатора Ивановской области от 17.03.2

Ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, атмосфере счастья, любви и понимания» (Конвенция о правах ребенка) Это выдержка из Конвенции о пра...

Консультация для педагогов ДОУ: Выявление семейного неблагополучия

Согласно Федерального Закона от 24.06.99 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» одной из важнейших задач дошкольного образовательно...