Технология музейной педагогики.
проект (средняя группа) на тему

Старыгина Ирина Юрьевна

Обогащение предметно –развивающей среды ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol._muzeynoy_ped-ki_starygina.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Технология музейной педагогики.

Выполнила  Старыгина И.Ю.

Цель: обогащение предметно –развивающей среды ДОУ

    Задачи:

  1. Расширение кругозора дошкольников
  2. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности
  3. Формирование активной жизненной позиции и развитие интегративных качеств 
  4. Активизация работы с родителями

 1 этап. «Планирование мини-музея».

  • создать творческую группу педагогов, которые организуют работу по созданию мини-музеев
  • Разработать тематическое планирование мини-музеев и музейных экспозиций
  • Разработать алгоритм по созданию мини-музея
  • Определить места размещения мини-музея, планировать экспозиции, выбрать дизайна оформления мини-музея, подбор экспонатов, оформление визитной карточки и паспорта мини-музея, разработка форм работы с экспозициями мини-музеев, разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей, разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея.

2 этап. Создание мини-музея

       Размещение музея в групповом помещении позволяет выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель имеет возможность обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.

Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Привлечение родителей

Совместно с мамой и папой дети подбирают экспонаты, изготавливают их своими руками (поделки из брошенных вещей), оформлять экспозиции, что будет способствовать стимулированию познавательной активности детей, сблизит родителей и детей, сделает их настоящими партнерами.

«Функционирование мини-музеев»

Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Залог хорошего мини-музея в детском саду — его интерактивность. Если детям разрешают потрогать, понюхать, поиграть, рассмотреть вблизи настоящую медаль — они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал собственностью музеев в дошкольном учреждении является то, что каждый экспонат музея доступен ребёнку. Он может его не только рассматривать, но и трогать.    Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети, конечно, с помощью воспитателя имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть.

3 этап. Реализация опыта
Обязательные условия для создания мини-музея: 
- музейный актив из числа педагогов, родителей, воспитанников;
- собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы, помещения и оборудование для хранения музейных предметов; 
- музейная экспозиция;
- положение о мини – музее, утвержденное руководителем образовательного учреждения.
Обязательными документами при открытии мини-музея являются: паспорт, инвентарная книга основного фонда, инвентарная книга других фондов (научно-вспомогательного, обменного, временного хранения, интерактивного), журнал учета работы (статистика по мероприятиям, проводимым на базе мини-музея, количественные характеристики участников, наименование, виды, формы мероприятий и прочие); план работы. 
Решение об открытии мини-музея утверждается приказом заведующего ДОУ. Назначается руководитель мини-музея, утверждается:

  • график работы и Совет мини-музея.
  • Обязанности руководителя мини-музея
  • Руководство работой музея осуществляется воспитателем-
    ответственным организатором
  • Руководитель мини-музея обязан:
    - Принимать экспонаты, обеспечивать их сохранность, учитывать в каталоге
    - Изучать педагогическую, краеведческую, художественно-историческую
    литературу
    - Планировать мероприятия (экскурсии, занятия, беседы, досуги,
    развлечения и др.) с детьми, педагогами и родителями воспитанников
    - Проводить методическую и просветительскую работу с педагогами и родителями
    - Оказывать содействие педагогам в использовании экспонатов мини-музея в образовательном процессе
    -Вести учёт и обеспечивать сохранность экспонатов.
    Все экспонаты учитываются в инвентарных книгах основного и временного фонда.

Организация мини-музея «Геленджикская бухта»(экспозиция)

  Данная тематика выбрана в связи с годом экологии и моим местом жительства, а соответственно местом работы и организуемым музеем.

Цель: обогащение предметно –развивающей среды ДОУ. Развитие познавательного развития детей, развитие и укрепление детско-родительских отношений, развитие представлений детей о малой родине, месте жительства, формирование интереса и заботливого отношения к морю.

 1 этап:

  • создать творческую группу педагогов, которые организуют работу по созданию музея.
  • определить места размещения мини-музея, (группа)
  • планировать экспозиции, выбрать дизайна оформления мини-музея, подбор экспонатов. (подбор стеллажа, места его установки и наполнения-книги по истории бухты, фото, модели кораблей, модель бухты, ракушки и тд)
  • разработать вводную экскурсию для родителей воспитанников и педагогов
  • разработать серию занятий по тематике экспозиции
  • разработать необходимую документацию

    2 этап:

  1. Провести вводное занятие для детей по раскрытию понятия музей и теме предстоящей экспозиции.
  2. Мотивировать детей к участию.
  3. Провести консультацию родителям.
  4. Провести вводную экскурсию.

3 этап:

Поддерживать функционирование музея, пополняя новыми экспонатами и разрабатывая дополнительные мероприятия, связанные с ним. Поддерживать документацию музея.

Предполагаемый результат:

- сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;

- приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей ,  расширит  познавательный интерес и эмоциональное восприятие.;

 - позволит пополнять мини –музей новыми экспозициями;

-  помощь в усвоении детей элементов культуры, расширение словарного запаса, путём  подбора картотеки к экспозициям загадок, , пословиц, поговорок, интересных материалов.

- обогатит предметно –развивающую среду в ДОУ.

- развитие и укрепление детско-родительских отношений,

- развитие представлений детей о малой родине, месте жительства,

 - формирование интереса и заботливого отношения к городу и морю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "История посуды" с использованием технологии музейная педагогика

Конспект непосредственной образовательной   по  ознакомлению с окружающим             для детей 5-6 летс использованием...

Технология музейной педагогики

Технология музейной педагогики...

Особенности использования технологии музейная педагогика в работе со старшими дошкольниками

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. И это не случайно.Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной...

Технология музейной педагогики

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём  включения её в многообразную деятельность музея....

Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)...

Внедрение в образовательный процесс инновационной технологии «Музейная педагогика» посредством реализации долгосрочного проекта «Создание мини-музея « Народная игрушка»

Музейная педагогика, как одна из инновационных технологий, становится все более востребованной в практике  духовно-нравственного, гражданско-патриотического,историко-краеведческого воспитания лич...