Консультация для родителей. Мы играем с песком.
консультация (младшая группа) на тему

Консультация для родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx739.69 КБ

Предварительный просмотр:

            Консультация: «Игры с песком».

 

Игры с песком – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Это традиционные игры с песком. Игры с песком можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет.

Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов, я использую на логопедических занятиях элементы песочной терапии. Ребенок копает, лепит, рисует на песке, создает на нем отпечатки, что-то говорит… Основная деятельность дошкольника – игра. Работая с песком, я выделяю следующие задачи по преодолению нарушений речи у детей:

      Коррекция звукопроизношения

      Звуко-буквенный анализ слов

      Развитие фонематического слуха

      Формирование связной речи у детей

      Развитие мелкой моторики

      Развитие интонационной выразительности речи и темповой организации высказывания

      Развитие диафрагмального высказывания

При отборе материала для автоматизации звуков необходимо учитывать фонетические требования, соблюдение постепенного нарастания произносительных трудностей связанных с воспроизведением различного типа слогов и слов.

Желание играть и действовать с предметами, естественно возникающее во время игры, облегчает усвоение необходимых слов и понятий. Дети лучше улавливают смысл каждого нового для них слова и выражения, быстрее их запоминают. Успех , которого они достигают в играх , их окрыляет. Они так увлекаются, что занятия кажутся им слишком короткими. При обучении связной речи мы обращаем внимание, чтобы дети не только называли отдельные качества, но и повторяли описание предметов целиком. Так постепенно вырабатывается навык связного высказывания. Грамматические задачи переплетаются с лексическими. Сначала дети выполняют различные фонетически, грамматически и лексические упражнения, а затем уже учатся рассказывать.

В песочной игре ребенок и логопед легко обмениваются идеями, что позволяет построить  партнерские и доверительные отношения.

На занятиях развивается восприятие различного темпа речи и самостоятельное воспроизведение ребенком определенного темпа фразы. Речь сопряжена с разными по скорости движениями рук по песку, что воздействует на нормализацию темпа речи. Развивается восприятие интонации повествовательного, вопросительного и восклицательного типов, появляется способность дифференцировать различные виды интонации. В ходе работы развивается высота и сила голоса, длительность и интенсивность речевого дыхания.

На занятиях, включаются  игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «сухое - мокрое», «твердое - мягкое», «гладкое - острое». Кинестетические  ощущения  получаются  во время  движения. Это:

- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

- «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

- «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками).

Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы.

 Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола. Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»). Предварительно ребенку завязывают глаза.

На первом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи используются игры на развитие фонематического слуха:

- выбрать фигурки, в названиях которых есть звук [а] или другой гласный;

- выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизируемый звук [с] или [ш] и т.д.

Затем задание можно конкретизировать: составить устно предложения, в которых слова со звуком [с] находятся в начале, середине, конце слова.

Это простая игра помогает нам решить немало логопедических задач:

- закрепить навыки правильного произношения автоматизируемого звука;

- развить умение слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове и т.д.

Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д.

Слова на песке пишем печатными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

Игры на развитие диафрагмального дыхания.

- «Выровняй дорогу»- от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;

- «Что под песком?»- картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение;

- «Ямка»- ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;

Автоматизация звуков.

- «Два города» - под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

- «Дорожка»- произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.

Развитие фонематического слуха.

- «Спрячь ручки» - прятать руки в песок или воду, услышав заданный звук.

- «Сильный мотор»- произносить звук р , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке или на воде букву Р , произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

- «Слабый моторчик»- произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.

Совершенствование грамматического строя речи.

-«Лодочка» - в этом игровом упражнении с водой или с песком можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:

- предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

- приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ, ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;

- наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

- «Чего не стало»- игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Это упражнение используется только при работе с песком, когда логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

. Связная речь

- «Дорисуй картинку и составь предложение» - логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это дает большие возможности для работы с детьми с нарушениями речи, для творчества.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "КАК ПОЛЕЗНЫ ИГРЫ С ПЕСКОМ"

Советы психолога. Играем с песком!

                                                            Дорогие папы и мамы!

     Наслаждаясь летним отдыхом, порадуйте своего ребенка совместными играми! Используя свободное время на берегу моря или гуляя с малышом на детской площадке, поиграйте с ним в песке.

    Игра с песком — это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности, которая развивает и приносит радость открытий и удовольствие.

   Через игры с песком существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать. Мощно развивается «тактильная» чувствительность. Формируются игровые и коммуникативные навыки ребенка.

    В играх с песком интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

    Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, помогает снять напряжение. • Доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми.

               Предлагаем возможные варианты игр с песком.

                                 «Необыкновенные следы»

                                                       

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

 «Ползут змейки» - ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).        

«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - «жучки здороваются»).

«Кроказябла» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы.

                                      «Узоры на песке»

https://nfdou7.edumsko.ru/uploads/2000/1430/section/83003/folder/skachannye_fajly6.jpg

 

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры, простые и сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке либо продолжить узор взрослого.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например, камешков, желудей, палочек и т.

«Песочные строители» Предложите ребенку построить (нарисовать пальчиком) домики для игрушек: Например, колобку нужен дом круглой формы, жирафу — прямоугольной формы, а бегемотик хочет жить в квадратном доме… Где же нарисовать домик? Колобок хочет жить в правом верхнем углу песочницы! и т.д.

 «Песочные прятки».«Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок. После того как я скажу: "Открываются глаза, начинается игра", ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки».

Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, то он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.

                                         Игры с мокрым песком.

https://nfdou7.edumsko.ru/uploads/2000/1430/section/83003/folder/images_12.jpg

 Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы … Ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Можно развить сюжет и сочинить мини-сказку: «Кто, куда, зачем и что «получилось?»                                                 

 На мокром песке можно рисовать достаточно четкие линии, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радости, грусти, злости, страха, удивления.

Игра «Кто к нам приходил?». Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные / горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводится их контур. Усложнение задания: игра происходит с новыми формочками без предварительного их ощупывания.

                  Фантазируйте вместе с детьми!

                                                               Всего хорошего!

          Игры с песком для детей дошкольного возраста

             Показательное занятие  для родителей: "Игры с песком"

Цель: Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной техники. 

Образовательные задачи: формирование навыка экспериментирования с песком; обогащение тактильного опыта у воспитанников; 

Развивающие задачи: развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук; развитие речевой активности в процессе познавательной деятельности и игре. 

Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность; вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. 

Образовательные области: "Здоровье" продолжать вызывать желание заботиться о своем здоровье. 

Оборудование: 
стол с песком; столы и стулья на каждого ребенка; тарелочки с песком по количеству детей; магнитная доска; картинка улыбающегося солнышка; мелкие предметы (макароны; бусины; фасоль), вода и салфетки для мытья рук. 

Педагог: Здравствуйте ребята, поздоровайтесь с гостями. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку. 
Ребята, а знаю такую волшебную страну, где круглый год лето, светит солнышко и согревает все кругом своими лучиками. В этой стране совсем нет снега, там много песка, которым можно играть, из которого можно строить замки. Хотите туда отправиться?
А солнышко, которое светит нам с мольберта, знает туда дорогу.
Ребята повторяйте за мной:
Проснулось солнышко и сладко зевнуло (Поднять руки вверх), Солнышко лучик тебе протянуло (Протянуть руки в центр круга), Солнышко щечку тебе полоскало (Погладить ладонями щечки), Доброй дороги тебе пожелало! (Прижать ладони к груди). 
И вот мы уже в волшебной стране. 
Дети подходят к столу с песком.
Посмотрите ребята, что это? Ответы детей, песок. Правильно - это настоящий песок. Так и хочется его потрогать, поиграть с ним.
Но прежде, чем мы начнём играть с песочком, давайте повторим правила игры с песком: 
1. Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться! 
2. Нельзя бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!
4. Нельзя вдыхать песок - будет трудно дышать!
5. После игры с песком – помой руки!
Педагог: Молодцы! Все правила запомнили!
Давайте опустим ладошки в песочек, погладим его, переберем пальчиками. Какой он на ощупь?
Ответы детей: теплый, сыпучий, интересный, мокрый, холодный.
Давайте аккуратно пересыплем песочек из одной ладошки в другую и почувствуем, как приятно стало нашим ладошкам. А теперь давайте представим, что наши пальчики, как ножки, пойдут гулять по теплому песочку от края стола к центру и за тем обратно.
Пошли пальчики гулять, Долго, долго шли пешком, А затем бегом, бегом, Немного поскакали. И в конце пути упали.
Ребята давайте поиграем в игру «Необыкновенные следы». Посмотрим, как идёт медведь.
«Идёт медведь» — сжимаем руки в кулачок и с силой надавливаем на песок. 
Мишка косолапый
По лесу идет, Топ-топ-топ..

http://kladraz.ru/upload/blogs/6490_371c5088ee1c4d7e46ebbfea332ecbd8.jpg


«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ударяем по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!
Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.

http://kladraz.ru/upload/blogs/6490_7fa5e19bfd52eb970e995d8e3d930e74.jpg


«Ползёт змея» — расслабленными/напряженными пальцами рук делаем поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
Змея очковая в песке
Очки вдруг потеряла.
Ползет она в большой тоске,
Ползет куда попало.

http://kladraz.ru/upload/blogs/6490_9919ac4d886894350b7f8792b4bf0f2e.jpg


«Бежит сороконожка» — двигаем всеми пальцами, имитируя движение. 
У сороконожки заболели ножки.
Видишь на дорожке снятые сапожки?

http://kladraz.ru/upload/blogs/6490_c29593e161e9a3270c2512f8a76e0cab.jpg


Педагог: Посмотрите, какие получились интересные следы, сколько их много и все они разные.
А теперь, я прошу вас подойти к столам и сесть на стулья. Молодцы!
Педагог: (Обращает внимание на солнце на мольберте). Ребята, посмотрите, как ярко светит наше солнышко. Так и хочется понежиться под его лучами. Наши глазки не привыкли к такому яркому свету, давайте зажмурим глазки сильно-сильно, откроем. Уже легче смотреть на солнце. Еще раз зажмурим, сильно-сильно, откроем. Поморгаем. Привыкли глаза. Теперь солнышко не кажется таким ярким.
Сейчас я приглашаю родителей помочь детям справиться со следующим заданием. 
Перед вами стоят тарелочки с песком, вам нужно нарисовать пальчиком солнце (рисуем круг и лучики), а затем мамы помогут вам украсить лучики разными мелкими предметами.
Игра – упражнение «Песочное солнце»
Цель: Создание мандалы на песке, с использованием мелких предметов (макарон; бусин; фасоль). Ребёнок на песке рисует круг, совместно с мамой украшает лучики солнца различными предметами.

http://kladraz.ru/upload/blogs/6490_f6316bf6fc1f5f645c08dda8ba6ca59f.jpg


Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились. Молодцы ребята! Все справились с заданием. Наши солнышки нам улыбаются, давайте мы тоже улыбнемся им.

http://kladraz.ru/upload/blogs/6490_4e7c91d22908bc87d9e8a064b539688e.jpg


Педагог: Дорогие мамы, все эти несложные и интересные упражнения, вы сможете проделать совместно с детьми во время игры, на летнем отдыхе, прогулки во дворе и даже в домашних условиях, если позаботитесь о запасах песка. Вместо песка можно использовать различные виды круп, соль, а чтобы игра казалась интереснее, песочек с помощью пищевых красителей можно покрасить в яркие цвета.
Игры с песком отлично развивают воображение ребёнка, мелкую моторику рук, делают пальчики чувствительными, обогащают тактильный опыт и конечно вызывают положительные эмоции.
Но мы забыли выполнить последнее правило: После игры с песком - помой руки!

D:\123\Новая папка\фото с песком\игры с песком в младшей группе_ 11 тыс изображений найдено в Яндекс.Картинках — Яндекс.Браузер 2017-12-10 20.53.52.png

Игра с песком

Рекомендации для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Интересные игры с песком"

Сохранение и укрепление здоровья детей - важнейшая задача как родителей, так и педагогов. В решении этой проблемы, особенно в летний оздоровительный период, помогут снимающие эмоциональное и пси...

Консультация для родителей "Интересные игры с песком»

Сохранение и укрепление здоровья детей - важнейшая задача как родителей, так и педагогов. В решении этой проблемы, особенно в летний оздоровительный период, помогут снимающие эмоциональное и псих...

консультация для родителей "Летние игры с песком и водой"

В разгаре летняя пора, самое любимое время года наших дорогих детишек. Как много радости оно приносит! У детей масса свободного времени, повышенная любознательность, активность и огромное желание заня...

Консультации для родителей "Развивающие игры с песком"

Консультация для родителей о  том, как можно развивать ребёнка через игры с песком...

Консультация для родителей "Интересные игры с песком"

Сохранение и укрепление здоровья детей - важнейшая задача как родителей, так и педагогов. В решении этой проблемы, особенно в летний оздоровительный период, помогут снимающие эмоциональное и психическ...

Подбор консультаций для родителей «Совместные игры с песком»

Играя вместе, родители лучше узнают своего ребёнка, узнают его характер, его интересы и пристрастия, его мнение и оценку в различных ситуациях. Благодаря игре можно не только лучше узна...