Мини-музей "Воздух-невидимка"
опыты и эксперименты по теме
Мною создан мини-музей "Воздух-невидимка". Дети очень любят посещать мой музей. Я и в дальнейшем планирую его расширять и пополнять. Делюсь с вами паспортом мини-музея и конспектами-экспериментами для каждой возрастной группы детей МБДОУ. А так же помещаю перечень экспонатов мини-музея.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
паспорт мини-музея | 33.54 КБ |
конспекты | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИ – МУЗЕЙ
Автор: учитель-логопед Хроменкова С.Н.
Дата открытия: сентябрь 2016г.
Профиль музея: познавательно-исследовательский.
Цель: познакомить детей со свойствами и значением воздуха в нашей жизни, с ветром, с тем, как человек использует различные свойства воздуха.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей с понятием воздух;
- Углублять и расширять знания детей о воздухе посредством опытов;
- Выявить характерные признаки воздуха;
- Сформировать представление у дошкольников о движении воздуха на экспонатах, собранных в музее;
- Формировать осознанное понятие, что без воздуха нет жизни на земле.
Развивающие:
- Развивать умение устанавливать причинно - следственные связи;
- Развивать познавательный интерес к предмету исследования;
- Развитие диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде;
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к проведению опытов самостоятельно или с родителями дома;
- Расширять кругозор детей с помощью организованных занятий и исследовательской деятельности;
- Включать родителей и детей в поисково-исследовательскую деятельность по заданной теме;
- сближение педагога, родителей и детей при создании экспонатов по теме музея.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
- Принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
- Принцип опоры на интересы ребёнка;
- Принцип осуществления взаимодействия педагога с детьми при руководящей роли взрослого;
- Принцип наглядности;
- Принцип последовательности;
- Принцип сотрудничества и самоуважения.
Площадь, занятая под экспозицию: 1-2 кв.м.
Под экспозицию выделены настенные угловые полки в кабинете учителя-логопеда.
Мини-музей создан для детей 3-7 лет.
Предварительный просмотр:
МЛАДШАЯ ГРУППА
Что в пакете?
Цель занятия:
Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
Игровой материал:
Полиэтиленовые пакеты.
Ход эксперимента:
Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет.
Педагог спрашивает: «Ребята, что находится в пакете?»
Отвернувшись от детей, педагог набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает: «как вы считаете, что в пакете?»
Педагог обращает внимание на то, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим.
«Ребята, в пакете был воздух. А почему нам кажется, что пакет был пустой?» А потому что ВОЗДУХ – прозрачный, невидимый и легкий».
Игры с соломинкой
Цель занятия:
Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
Игровой материал:
Трубочки от коктейля (или от чупа-чупс), емкость с водой.
Ход эксперимента:
Педагог предлагает рассмотреть трубочки детям, отверстия в них.
«Ребята. Для чего нужны такие трубочки? А для чего в них отверстия?»
Дети отвечают.
«Правильно. С помощью таких трубочек можно пить, т.е. через отвертсия течет жидкость, а так же сквозь отверстия можно что-нибудь вдуть или выдуть. Давайте поиграем. Мы сейчас подуем в трубочку, подставляйте ладошки. Что вы почувствовали, когда дули? Откуда появился ветерок?» Дети произносят свои предположения.
«Верно. Мы выдохнули воздух, который перед этим вдохнули».
Педагог рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос, что его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду.
«Ребята, давайте подуем в трубочки. Что вы видите? Откуда появились пузырьки? Куда они исчезают?» (Это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается через водичку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить).
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Что в пакете?
Цель занятия:
Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).
Игровой материал:
Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом).
Ход эксперимента:
«Ребята, посмотрите, у нас с вами есть два пакета. Они полные. Что в них?»
Педагог предлагает детям обследовать два пакета (с водой, с воздухом): рассматривают пакеты, ощупывают, взвешивают их на руке, открывают, нюхают.
«Ребята, чем похожи и чем отличаются воздух и вода?»
Сходства: прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда;
Различия: вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух – невидим, невесом.
Надувание мыльных пузырей
Цель занятия:
Обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место.
Игровой материал:
Соломинка длиной 10см разного размера, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор.
Ход эксперимента:
Педагог вместе с детьми разводит мыльный раствор и надувает разные по размеру пузыри. Проводит конкурс «Самый большой пузырь».
«Ребята, как вы думаете, почему надувается и лопается мыльный пузырь?»
Дети проговаривают свои догадки.
Педагог рассказывает: в каплю воды попадает воздух; чем его больше, тем больше пузырь; лопается мыльный пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле или когда задеваешь и рвешь его оболочку).
«Как вы считаете, как надуть самый большой пузырь?» (надуть осторожно, долго к нему не прикасаться).
Пузырьки – спасатели
Цель занятия:
Выявить, что воздух легче воды, имеет силу.
Материал:
Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.
Ход эксперимента:
Педагог наливает в стакан минеральную воду, сразу бросает в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки.
Дети наблюдают.
Педагог спрашивает: «Ребята, почему падает на дно пластилин?» (он тяжелее воды, поэтому тонет).
«Ребята, а что происходит на дне? Почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее: пластилин или вода? вода или воздух?»
Педагог рассказывает детям, что в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.
Взрослый предлагает детям вместе поэкспериментировать, бросая в воду кусочки пластилина и обсудить. Какого размера зернышки пластилина воздух поднимет наверх, а какие – нет.
СТАРШАЯ ГРУППА
Где теплее?
Цель занятия:
Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.
Материал:
Два термометра, чайник с горячей водой.
Ход эксперимента:
Педагог спрашивает: «Ребята, как вы считаете, если в комнате прохладно, то где теплее – на полу или на диване, т.е. выше или ниже?»
Дети отвечают.
Педагог с детьми сравнивают показания термометров и подкрепляют это доказательство практически: держат руку выше или ниже батареи; не прикасаясь к чайнику, держат руку над водой.
«Ребята, где теплее воздух: сверху или снизу?». Ответы детей.
«Все, что легче, поднимается вверх, значит теплый воздух легче холодного и сверху теплее».
Упрямый воздух
Цель занятия:
Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.
Материал:
Шприцы, емкость с водой (подкрашенной).
Ход эксперимента:
Педагог показывает детям шприц. «Ребята. Кто знает, что это за предмет? Для чего он нужен?»
Педагог с детьми рассматривают шприц, его устройство (цилиндр, поршень) и демонстрируют действия с ним: отжимает поршень вверх, вниз без воды; пробуют отжать поршень, когда пальцем закрыто отвертстие; набирают воду в поршень, когда он вверху и внизу.
Педагог предлагает детям рассказать о своих ощущениях при выполнении действий: «Ребята, легко набирается в поршень воздух? Легко выдавливается воздух из шприца? А если закрыть отвертие, можно сдвинуть поршень?»
В конце опыта дети выясняют. Что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, которая может двигать предметы.
Сухой из воды
(салфетка в стакане)
Цель занятия:
Определить, что воздух занимает место.
Материал:
Емкость с водой, стакан с прикрепленной на дне салфеткой.
Ход эксперимента:
«Ребята, вы слышали такое выражение: «выйти сухим из воды»? Что оно означает? И возможно ли это?»
Педагог предлагает детям выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку.
Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружая в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости. Далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан.
«Ребята, посмотрите, намокла наша салфетка? (не намокла) Что помешало воде намочить её? (воздух в стакане). А что произойдет с салфеткой, если наклонить стакан?»
Педагог с детьми погружают стакан в воду наклоненным. «Пузырьки воздуха выходят и их место занимает вода. Салфетка намокает».
ПОДГОТО-
ВИТЕЛЬНАЯ
ГРУППА
Реактивный шарик
Цель занятия:
Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Материал:
Воздушные шары.
Ход эксперимента:
Педагог предлагает детям надуть воздушные шарики, но различной величины (кто-то больше, кто-то меньше). Отпускают их и обращают внимание на траекторию и длительность полета.
«Ребята, какой шарик дольше летел: который сильнее надут или слабее?
Ребята, чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону.
Такой же принцип используют инженеры при создании реактивных двигателей.
Соломенный буравчик
Цель занятия:
Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Материал:
Сырые картофелины, по две соломинки для коктейля (на каждого ребенка).
Ход эксперимента:
«Ребята, сейчас я вам раздам по одной картофелине и две соломинки. Возьмите, пожалуйста, одну соломинку за верхнюю часть, не закрывая верхнего отверстия пальцем. Резким движением с высоты 10 см воткните ее в картофелину. Вот так. Что случилось с соломинкой?»
Обсуждают, что соломинка согнулась, не воткнулась.
«Ребята. А теперь возьмите вторую соломинку за верхнюю часть и закройте отвертие пальцем. Таким же резким движением воткните ее в картофелину. Что случилось с соломинкой?»
Рассуждают, что соломинка воткнулась.
«Ребята, это потому что, внутри второй соломинки есть воздух, который давит на стенки и не дает ей согнуться».
Вывод озвучивает педагог:
В первом случае воздух свободно вышел из соломинки и она согнулась; во втором – воздух не мог выйти из соломинки, так как отверстие было закрыто. К тому же при попадании картофеля в соломинку давление ещё больше возросло, укрепив стенки соломинки.
Свечка в банке
Цель занятия:
Выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения огня.
Материал:
Свеча, банка.
Ход эксперимента:
«Ребята, как можно погасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая её?»
Давайте проведем опыт:
Зажигают свечу, накрывают ее банкой, наблюдают до тех пор, пока свеча не гаснет.
«Почему погасла свеча?»
Педагог подводит детей к выводу о том, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в другой газ.
«Поэтому ребята, когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди это используют для тушения огня при пожарах. Чтобы затушить небольшой костер достаточно набросить одеяло на огонь или забросать землей огонь, тогда кислород не будет поступать и пламя погаснет.
При больших пожарах используют воду. Вода при высокой температуре превращается в пар и препятствует доступу кислорода.