Консультация для воспитателей "Особенности развития голосового аппарата детей дошкольного возраста"
консультация на тему
В консультации представлен материал о строении голосового аппарата, фунцкий каждой из его частей, этапов его развития, а также охране детского голоса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_golosovogo_apparata_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 22.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Особенности развития голосового аппарата детей дошкольного возраста».
Голосовой аппарат человека представляет собой сложную систему. Её основными частями являются: органы дыхания – легкие с дыхательными путями и дыхательными мышцами, гортань с голосовыми связками, где зарождается звук, артикуляционный аппарат непосредственной взаимосвязи между собой.
Во время певчего процесса все части голосового аппарата работают как единое целое. Деятельность голосового аппарата подчинена регулирующему влиянию коры головного мозга, центральной нервной системы.
Детский голосовой аппарат отличается от взрослого, прежде всего величиной и формой. Он находится в состоянии непрерывного роста, что связано с общим физическим и нервно-психическим развитием.
Каждому руководителю хора важно знать, как устроен голосовой аппарат. Вот основные сведения.
- Легкие человека находятся в герметически изолированной от атмосферного воздуха грудной полости и основанием своим покоятся на диафрагме. Ткань легких состоит из сотен миллионов альвеол. Последние, сливаясь, образуют более широкие ходы – бронхиоли. Бронхи, постепенно увеличиваясь в диаметре, в виде двух главных бронхов вливаются в дыхательное горло и трахею. Над трахеей расположена гортань- важная часть голосового аппарата.
- Гортань человека – хрупкий, легко ранимый при неправильном функционировании орган, состоящий из сложной системы хрящей и тонко управляемой нервно – мышечной системой.
- Верхние резонаторы, артикуляционный аппарат – здесь усиливаются основной и частичные тоны (обертоны).
Весьма подвижны полости рта, что дает им возможность принимать всевозможные формы, т.е. образовывать и гласные и согласны звуки. Верхней стенкой полости рта и передней части является твердое нёбо, а в задней части – мягкое. Мягкое нёбо обладает подвижностью: поднимаясь, оно увеличивает резонаторную полость.
Голос ребенка проходит в несколько этапов развития. У детей младшего возраста, до 9 лет, голос имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, в его голосе нет еще существенных изменений. Звук голоса нежный, легкий, о нем говорят «головное звучание».
Нужно помнить, что голосовой аппарат детей младшего возраста очень хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре. Голос ребенка очень нежный, очень небольшой по силе, звучит высоко, поскольку окрашивается в верхнем резонаторе. Чрезмерное его напряжение может привести к стойкой хрипоте.
Каждый звук певческого голоса имеет сложную структуру. Звонкость – драгоценное качество, необходимое как низкому, так и высокому голосу. В процессе роста звонкость в его голосе увеличивается.
В процессе обучения пению решаются многие задачи, связанные с развитием голоса и приобретением вокально-хоровых навыков происходит в определенном порядке и последовательности с постепенным усложнением заданий: на первоначальном этапе занятий вокально- хоровые навыки воспитываются в их элементарном виде, а в процессе же дальнейшей работы певческие навыки постепенно углубляются, развиваются и совершенствуются.
Певческие навыки.
Певческое дыхание. Одним из важных условий воспитания у детей певческого дыхания является правильная, естественная певческая постановка – положение корпуса, головы и рта во время пения; прямое, без напряжений положение корпуса и головы, расправленные плечи, бодрая осанка, руки свободно опущены вниз при положении стоя, или свободно лежат на коленях при положении сидя. Голову нужно держать прямо, без напряжения шейных мышц, не следует запрокидывать или опускать голову. Необходимо сохранять ощущение внутренней или внешней подтянутости. Руководитель должен постоянно наблюдать за выполнением правил певческой установки, а также демонстрировать на себе и отдельных ребятах правильное и неправильное положение при пении.
Создать спокойное, устойчивое положение гортани и дыхания поможет естественное формирование гласных. Критерием оценки правильности дыхания служат слуховые и мышечные ощущения. Красивый, полетный звук, связанный со свободным, равномерным дыханием есть результат естественной координации систем, участвующих в голосообразовании.
Воспитание певческого дыхания требуют выработки навыков бесшумного, глубокого, соответствующего характеру и темпу песни вдоха. Брать дыхания рекомендуется через нос или одновременно через рот и нос.
Типичный недостаток у детей – поверхностное неглубокое дыхание. Внешне это выражается в поднимании плеч. Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходимо короткая задержка дыхания, а затем постепенный выдох.
Научить детей правильно взять дыхание и протянуть звук, спеть поначалу небольшую фразу на одном дыхании – первое требование в обучении пению.
Певческое звукообразование.
Важным вопросом певческого звукообразования является атака звука связанная со способом его возникновения в гортани, с характером работы голосовых связок. Атака звука – начальный момент его возникновения. В практике употребляется три вида атаки: твердая, мягкая и придыхательная. При твердой атаке происходит задержка дыхания, быстрое твердое смыкание голосовых связок до начала звука. При легкой атаке смыкание происходит одновременно с возникновением звука, она обуславливает спокойное, плавное начало звука. В придыхательной атаке связки включаются в работу постепенно, их окончательная установка как бы запаздывает и происходит уже после начала выдоха.
В детском хоровом пении применяется и легкая и твердая атаки. Основу певческого звучания составляет мягкая атака звука. Учитывая то, что у детей встречается инертность голосового аппарата, целесообразно использовать активную, энергичную подачу звука.
Певческая дикция.
Дикция – это ясность, разборчивость, правильность произнесения текста. В пении она играет очень большую роль. Вопросы дикции получили значительное освещение и развитие в работах педагогов и исследователей певческого голосообразования. Останавливаясь на результатах изучения дикции, её значении для качества пения, называют две формы неправильной дикции: 1/ вялая дикция; 2/ утрированная дикция. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом. Кроме того, необходимо знать и практически применять правила культуры речи, правила логики речи, гортань с голосовыми связками, зубы. Все это называется артикуляционным аппаратом. Работа артикуляционного аппарата для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Условием грамотного звукообразования является правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующий каждый звук.
Первое требование здесь – воспитание напевного, протяжного звучания голоса. Нередко дети не поют, а просто декламируют текст песен. Нужно сразу объяснить, что петь – это значит тянуть каждый звук; обратить внимание на особенность звучания гласных звуков в пении: для того чтобы пение было красивым и правильным, округленно и мягко исполнять все гласные звуки. Воспитывая певческое звучание нужно заботиться о том, чтобы дети пели звонко, светло, легким, мягким, напевным звуком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе"
В современной школе уделяется много внимания формированию восприятия и развитию исследовательских умственных способностей. Это предусмотрено содержанием учебных программ. На протяжении всех школ...
"Использование информационных компьютерных технологий для развития артикуляционного аппарата детей дошкольного возраста"
В статье изложен материал об использовании информационных компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Для того, чтобы повысить интерес мальчиков и девочек...
Упражнения для развития артикуляционного аппарата детей дошкольного возраста
Артикуляционная гимнастика.Упражнение для губ, для развития подвижности нижней челюсти, губ и языка[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10247714","attributes":{"alt":"","class":"media-im...
Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей»
Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. [[{"type":"media","view_mode":"...
« Особенности развития голосового аппарата детей дошкольного возраста»
Хрупкий детский голосок....
Консультация для воспитателей РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ
Презентация подготовлена в соотвествествии с заявленной темой консультации: раскрывает центральные понятия "инициатива", "инициативность", требования ФГОС ДО, показатели инициативн...
Игры и развлечения для развития артикуляционного аппарата детей дошкольного возраста
Информационный материал для родителей...