Работа с родителями
учебно-методический материал
План работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семейный клуб « Речевичок » Только вместе с родителями общими усилиями педагоги могут дать детям большое человеческое счастье. В. А. Сухомлинский
Актуальность: Зачастую родителям не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как заинтересовать их совместной работой? Как создать единое пространство для развития ребенка в семье, ДОУ? Как сделать родителей активными участниками, а не пассивными наблюдателями? Важно создать систему личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей путем организации единого образовательного пространства в ДОУ и семье. «Семейный клуб» – одна из нетрадиционных эффективных форм взаимодействия с семьей, учитывающая актуальные потребности семьи, способствующая укреплению института семьи и передаче опыта в воспитании детей .
Цель Семейного клуба : «РЕЧЕВИЧОК» Вовлечение родителей и других членов семьи в воспитательно–образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционной–педагогической деятельности для успешного развития ребенка на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Задачи Семейного клуба: Выявить интересы родителей в вопросах воспитания . Вовлечь семьи воспитанников в педагогическом процессе в условиях ДОУ. Освоить педагогические технологии взаимодействия между детьми и взрослыми . Пополнить наглядно-информационный материал для родителей, направленный на развитие речи детей. Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться родители в осуществлении развивающей и коррекционной работы.
Прогнозируемый результат; Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутри семейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что способствует раскрытию творческих способностей детей и взрослых. Вся деятельность клуба осуществляется в тесном контакте педагогов, родителей и детей.
Этапы реализации Семейного клуба: Подготовительный этап (диагностический) Цель: Ознакомительная работа с родителями, диагностика факторов риска для каждой семьи, выявление запросов родителей, перспективное планирование совместной деятельности на учебный год. Методы: диагностика развития ребенка, индивидуальные беседы с родителями, консультации, родительские собрания, анкетирование, составление перспективного плана совместной деятельности родителей и педагогов, оформление стендов и уголков. Основной этап Цель: создание условий для вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс и для совместной деятельности детей, родителей и педагогов, организация просветительской работы с родителями по вопросам развития детей, формирование единого коррекционной – образовательного поля в детском саду и дома. Методы: Совместные мероприятия педагогов, детей и родителей. Заключительный этап Цель: Отследить вовлеченность родителей в проект и освоение ими педагогических технологии взаимодействия между детьми и взрослыми. Методы: отчеты родителей, повторное обследование, сравнительный анализ результатов первичной и повторного обследования.
Круглый стол «Ваш ребёнок-будущий первоклассник»
Логопедическа я гостиная -мастер класс «В гости к пальчикам»
С пальчиками играем-речь развиваем
Автоматизация звуков речи с помощью кинезиологических упражнений
Автоматизация звуков речи
Открытые занятия для родителей
Консультация по обучению грамоте
Консультация по обучению грамоте
Уголок логопеда
Совместные мероприятия родителей и детей «Поздравляем своих бабушек»
Семейный клуб – перспективная и эффективная форма работы с родителями, учитывающая потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, передаче опыта в обучении и воспитании детей.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика в домашних условиях.
Цель: познакомить родителей с особенностями и основными приемами проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
Ход консультации
- Вводная беседа.
Почти все родители знают, что гимнастикадля рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык - главная мышца органов речи и для негогимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматьсяартикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Уже после 7-8 месяцев после рождения малыша можно складывать губы трубочкой, улыбаться, щёлкать языком, изображая лошадку. Чем раньше малыш научится щёлкать языком, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъёма языка [ш, ж, р, л].
Сегодня я хотела остановиться на значении и организацииартикуляционной гимнастикив становлении и коррекции звукопроизношения у дошкольников.
Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика– это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так.
Систематичное выполнениеартикуляционных упражнений позволяет:
- подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков;
- быстрее преодолеть речевые дефекты;
- привести тонус мышц губ, щек и языка в норму.
- Виды артикуляционных упражнений и правила их проведения дома.
Существует несколько основных правил для достижения эффекта от проведения артикуляционной гимнастики дома:
- заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут;
- все упражнения проводятся перед зеркалом;
- все упражнения проводятся в виде игры;
- сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению;
- для каждой группы звуков существуют свои артикуляционные комплексы, которые вам предоставит логопед.
Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционныеупражнения делятся на статические и динамические.
Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:
- «заборчик»;
- «окошечко»;
- «трубочка»;
- «чашечка»;
- «блинчик»;
- «иголочка»;
- «горка»;
- «парус».
Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 5 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку:«ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать».
Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:
- «часики»;
- «качели»;
- «лошадка»;
- «чистим зубки»;
- «вкусное варенье»;
- «барабанщик»;
- «худышки – толстяки»и другие.
Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка.
- Организация проведения артикуляционной гимнастики дома
Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастикиневозможно или крайне затруднительно для ребёнка.
Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Покажите правильное выполнение упражнения.
Сейчас мы попробуем их выполнить.
Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения, демонстрирует правильное выполнение (родителивыполняютупражнения:«Улыбочка», «Трубочка», «Иголочка», , «Чашечка», «Пароход гудит», «Маляр», «Красим потолок», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Покусывание кончика языка», «Дятел», ««Лопаточка», «Горка», «Катушка» и так далее).
Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастикине доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом. Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.
Игры с ватными шариками и бутылочками, свечками
«Воздушный футбол»
Вытянуть губы вперёд «трубочкой»и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку(сдуть с ладошки).
«Поющая бутылочка»
Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.Следите за тем, чтобы не надувались щёки.
«Свеча»
Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
«Фокус»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
«Сладкая зарядка»
Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.
Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.
Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.
Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.
- Заключение.
В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). В процессе выполнениягимнастикиважно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.
Литература
- Вакуленко Л.С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей: Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 116 с.
- Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ,2016. – 216 с.
- Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках: пособие для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей. – М.: Издательство ГНОМ, 2016. – 64 с.
- Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. - Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 109 с.
Предварительный просмотр:
Советы родителям неговорящих детей с ОВЗ.
1. Начнем с Вас.
Даже если Вы молчаливы от природы - все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.
2. Встреча взглядов.
Озвучивайте любую ситуацию - но только если Вы видите, что ребенок слышит и видит Вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ребенок чрезмерно активен и постоянно двигается.
Если Ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел Вашу артикуляцию.
3. Говорите четко.
Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу.
Известно, что дети очень чутки к интонации; поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.
4. То же, но по – разному.
Повторяйте многократно одно и то же слово. При повторении фразы меняйте порядок слов («папа пришел, пришел наш папа», «Мячик упал, упал мячик, упал»). Это позволяет ребенку легче услышать и понять, что фразы делятся на слова.
Но: не переусердствуйте.
Не употребляйте слишком длинных фраз Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество незнакомых слов. Чаще сами говорите то, что хотите услышать: простые фразы из 2-3 слов, с паузой между словами.
5. Очень важно: хорошее настроение.
Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. В таких условиях ребенок лучше обучается и впитывает новую информацию гораздо лучше, чем в нейтральной или неблагоприятной ситуации.
6. Все чувства – в союзе с речью.
Очень важно, чтобы ребенок, постигая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его - то есть изучать различными способами. Если Вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз - коротко, четко, выразительно.
7. Учите в игре.
Играя, учите подражать (две собачки лают, две кошки мяукают; переклички «мяу-мяу»). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание – побуждаете не Вы, а ситуация.
8. Не предупреждайте его желаний.
Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребенка, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В случае у малыша нет необходимости произносить что-либо - достаточно просто посмотреть, протянуть руку. В такой ситуации есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения. И хотя жест - тоже общение, не стоит задерживаться на этом уровне.
Постепенно формируйте у малыша потребность говорить.
9. Расширяйте словарь малыша.
Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его - это пассивный словарь; говорит - это активный. Активный может быть еще совсем мал. Но если Вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в его пассивный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), названия вещей и существ на картинках в книжках и, конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, «где ручки, где ножки» (у куклы, у Вас). Часто спрашивайте: «Где стол?», «Где киса?» и т.д.
10. Ведите дневник.
Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он уже понимает, какие слова произносит, в каких ситуациях - так вы сможете день за днем судить о его успехах.
11. Развивайте фонематический слух.
Учите ребенка прислушиваться к различным звукам и давайте им речевое
обозначение: водичка течет: с-с-с, жук жужжит: ж-ж-ж, ветер гудит: у-у-у и т.д.
Обращайте внимание ребенка на различное звучание (с-с-с, з-э-з, ш-ш-ш ж-ж-ж), побуждайте различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса-крыша нос-нож, уточка-удочка и т.д.).
12. Не пренебрегайте звукоподражанием.
Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова типа «бух», «ку-ку», «оп», «на», «дай» и другие короткие слова: состоящие из одного или двух одинаковых слогов. Эти слова основаны на звукоподражаниях, легки для усвоения и облегчают ребенку начальные стадии вхождения в речевую стихию. Потом они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они нужны Вашему ребенку.
13. Читайте, читайте, читайте.
Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз - не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают текст, который они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение – покажите его в лицах и с предметами; предметы эти дайте ребенку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, когда ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем пробуйте не договаривать последние строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринять ритм и воспроизвести его.
14. Пальцы помогают речи.
Обратите особое внимание не развитие мелкой моторики - точных движений пальцев руки. Это тесно связано с развитием речи. Лепка, рисование, «пальчиковый театр», игры с мелкими предметами - все это поможет речи, а в будущем - и письму.
15. Будьте терпеливы, снисходительны и ... осторожны.
Если Ваш малыш неверно произнес какой-либо звук, никогда не смейтесь и не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово -правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Возможно, он сможет повторить за Вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за Вами, когда придет время. Он учится и на собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с Вашим, поэтому не слишком фиксируйте внимание на неправильном произношении - это может вызвать обратную реакцию.
16. Только Вы!
Помните: только Вы и Ваша вера в силы и способности своего ребенка могут помочь ему развиваться. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Речевая подготовка детей к школе»
C ростом ребенка проблема формирования его речи становится, пожалуй, одной из наиболее важных для родителей.
Но, тем не менее, ребенок по мере своего речевого и интеллектуального развития постепенно усваивает все эти правила самостоятельно. Помощь взрослого заключается преимущественно в том, чтобы давать ему образец той правильной речи, из которой ребенок сможет «добывать» необходимую для него языковую информацию. Однако не все дети могут самостоятельно справиться с этой работой. Здесь требуется помощь педагогов или родителей.
Она заключается в том, чтобы привлечь внимание ребенка к тем скрытым процессам, которые протекают в языке и находят свое выражение в речи, на практическом уровне показать ему действие этих правил.
Родителям, заинтересованным в том, чтобы их ребенок смог полноценно овладеть речью, интуиция подсказывает, что начинать нужно прежде всего с пополнения и расширения его словарного запаса. И это действительно так. Беседуя с малышом, посещая вместе с ним музеи, театры, рассматривая и читая книги, родители не только расширяют его представления об окружающем мире, но и вводят в словарь ребенка много новых слов. Однако полноценно усвоить значение слова в отрыве от других, без установления между ними смысловых связей, невозможно. Мало ввести в лексикон малыша нужное слово, необходимо помочь ему найти место этого слова в формирующейся системе, научить применять и комбинировать слова в соответствии с существующими правилами, показать, как в реальной речевой ситуации действуют эти правила и какие ограничения накладываются на них в родном языке.
В связи с этим у родителей закономерно возникает вопрос: на какие явления языка нужно обратить внимание ребенка, каков объем и содержание лингвистического материала, подлежащего усвоению детьми этого возраста, какие задания, упражнения, игры помогут сформировать в языковом сознании малыша системные представления о лексике родного языка? Организуя совместные занятия со своим ребенком, достаточно часто родители сталкиваются и с такой проблемой: в какой последовательности можно предлагать те или иные задания и почему? Далеко не все употребляемые ребенком слова понимаются им правильно. Наибольшую трудность у всех детей вызывает усвоение значений омонимов, паронимов, многозначных слов, фразеологических оборотов. Известно, что эти явления в языке становятся серьезным препятствием при его освоении. Действительно, когда неясно, в каком значении употреблено слово, или в речи присутствуют слова, имеющие различный смысл, но трудно различимые на слух, общение сильно осложняется.
Таким образом, при работе над лексикой ребенка дошкольного возраста задача чутких педагогов и родителей состоит в том, чтобы активизировать природную языковую способность ребенка, развить внимание к слову, показав его в совокупности разнообразных связанных друг с другом значений.
Речевая готовность ребенка к школе
Приходя в первый класс, у ребёнка должен быть
соответствующий уровень речевого развития.
На что необходимо обратить внимание:
●речевая коммуникация;
●связная речь;
●словарь;
●грамматика;
●звуковая сторона речи;
●готовность к звукобуквенному анализу и синтезу
звукового состава речи.
Речевая коммуникация: к 7 годам ребёнок должен быть
достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать
речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в
контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно
выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.
Связная речь: к 7 годам ребёнок должен уметь
пересказывать небольшие по объёму незнакомые
рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание
на понимание ребёнком текста (он должен правильно
формулировать основную мысль), на структурирование
текста (он должен уметь последовательно и точно строить
пересказ), на лексику (полнота использования лексики), на
грамматику (он должен правильно строить предложения,
уметь использовать сложные предложения), на плавность
речи ( отсутствие подсказок по ходу пересказа).
Словарь: к 7 годам у ребёнка должен быть достаточно
большой словарный запас. В своей речи он должен
активно использовать антонимы (грустный - весёлый,
молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять,
разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес,
собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.),
слова – действия, слова – признаки.
Грамматика: к 7 годам ребёнок должен уметь понимать
различные грамматические конструкции. Например, Папа
прочёл газету после того, как позавтракал. (Что он сделал
вначале?) Охотник бежит за собакой. (Кто бежит впереди?)
и т. д. А также правильно образовывать слова и
предложения. Например, варенье из сливы – сливовое,
шапка из соломы – соломенная, у лисы – лисята, у льва –
львята и т. д.
Звуковая сторона речи: ребенок должен владеть
правильным, четким произношением звуков всех
фонетических групп, должен отчётливо произносить звуки
в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их
пропускать, искажать, заменять другими. Фонемы родного
языка ребенок должен уметь слышать, различать и
дифференцировать.
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового
состава речи:
-умение выделять начальный гласный звук из состава
слова;
-анализ гласных из трех звуков типа ауи;
-анализ обратного слога гласный — согласный типа aп;
-слышать и выделять первый и последний согласный звук
в слове и т.д.
Дети должны знать и правильно употреблять термины
«звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный,
согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются
умение работать со схемой слова, разрезной азбукой,
навыки послогового чтения.
Общие рекомендации при проведении занятий родителей с детьми:
Не проводите работу с ребенком сразу по всем заданиям. 6-7 лет работоспособность, в том числе и умственная, еще невелика. Они быстро утомляются, поэтому задания могут быть выполнены неверно.
Используйте время, когда и вы, и ребенок в хорошем настроении. Очень важен ваш положительно-эмоциональный настрой
У ребенка не должно сложиться впечатление, что его проверяют, знает он это или не знает. Хорошо если занятия будут проводиться в игровой форме.
Не говорите ребенку, что он ответил или нарисовал неправильно, после такой оценки желание заниматься дальше может пропасть. Если это возможно, похвалите ребенка и вселите в него уверенность в собственные силы.
Предварительный просмотр:
«ОСОБЫЕ ДЕТИ – ОСОБЕННОЕ ОБЩЕНИЕ»
«Особый»ребенок — это целый мир со своими радостями и огорчениями,
со своим особенным восприятием окружающей действительности,
которая не всегда добра к нему.
Всё чаще у родителей возникает недоумение и растерянность, а иногда и отчаяние, раздражение, когда они сталкиваются с проблемами общения с ребёнком в семье. Ребёнок становится капризным, на всё даёт протестные реакции, возникают вспышки гнева и перепады настроения, он расторможен или апатичен, не хочет идти на контакт. Всё это провоцирует семейные конфликты.
Как погасить у ребёнка негативные проявления? Как ему помочь? Что делать взрослому, если он хочет избежать конфликта с ребёнком и одновременно добиться адекватного поведения с его стороны?
Попробуем разобраться с подобными проблемами с помощью особого общения.
СТАРАЙТЕСЬ
* не говорить с иронией и насмешкой
* не делать постоянных замечаний
* не ругаться и не кричать на ребенка
* не торопить и не подгонять ребенка
* не говорить ребенку, что Вы его не любите или обиделись на него
* не давать ребенку чувствовать себя плохим.
НЕ НАДО
- вставать на сторону людей, обвиняющих ВАШЕГО ребенка публично (лучше потом, без посторонних, спокойно, с глубоким пониманием ребенка обсудить возникшую проблему и помочь ее решить)
- хвалить в присутствии ребенка других и ставить кого-либо в пример
При общении с ребенком обращайте внимание
· выражение лица доброжелательное, теплое, приветливое, нераздраженное
· тон голоса в любых ситуациях предельно доброжелательный, теплый, приветливый, нераздраженный
В лексике по возможности избегайте употреблений
- частицы НЕ
- приказных фраз
- слов ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, НУЖНО
МИР «ОСОБОГО» РЕБЁНКА
Мир «особого» ребёнка –
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка –
Безобразен и красив.
Неуклюж, немного страшен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он молчалив?
Почему он так испуган?
И совсем не говорит?
Мир «особого» ребёнка…
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка
Допускает лишь своих.
Калиман Наталья Адамовна
ПОМНИТЕ, ЧТО ВАШ СЫН или ДОЧЬ – ЭТО РАДОСТЬ!
Предварительный просмотр:
Упражнения из практической жизни для развития общей и тонкой моторики.
Для развития мелкой и крупной моторики рекомендуется выполнение упражнений из практической жизни (заимствовано из системы Марии Монтессори - итальянского педагога и врача, 1870-1952 гг.). Запомните очень важное правило: все упражнения нужно выполнять в "обе стороны", т. е. по очереди обеими руками.
Вот их примерный перечень:
- Переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку.
- То же, но на одном стакане сделайте метку, до какого уровня можно наливать воду, а в другой стакан налейте заведомо больше воды.
- Воду из одной емкости в другую можно переносить при помощи одноразового шприца или губки.
- Вместо переливания ребенок может пересыпать крупу из одной емкости в другую.
- Подготовьте рамки с застежками: с бантами, шнурками, пряжками, пуговицами, молнией, булавками, крючками, кнопками, "липучками" и др. Обязательно покажите ребенку, как пользоваться застежками, разделяя каждое действие на маленькие шаги.
- Чистка зеркал, металла, обуви. Небольшое зеркало нужно припудрить, и ребенок должен его почистить сухой тряпочкой. Приготовьте латунную пластинку, тряпочку и чистящую пасту, ребенок должен отполировать пластинку. Для чистки обуви нужно подготовить "грязный" ботинок, небольшую обувную щетку и крем для обуви.
- Уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив).
- Подметание пола. Чтобы движения ребенка при выполнении этого задания не были хаотичными, нарисуйте на полу или разметьте изоляционной лентой небольшой квадрат. Вокруг него рассыпьте что-нибудь, например, косточки абрикоса, и покажите ребенку, как нужно сметать мусор в центр квадрата. После того как все сметете в одну кучку, дайте ребенку совок и ведерко для сбора "мусора".
- Не отказывайте своему ребенку, если он хочет помочь вам при стирке белья. Более того, сделайте ему сушилку рядом с батареей, а потом помогите погладить мелкие вещи.
- Разделение сыпучих веществ. Смешайте гречневую крупу и манку в миске. Рядом поставьте еще одну миску и положите на нее ситечко. Пусть ребенок ложкой насыпает смесь в ситечко и перемешивает смесь. Когда вся манка ссыплется в миску, гречку из ситечка ребенок должен пересыпать в баночку.
- Хорошее упражнения для развития координации движений - складывание салфеток по размеченным линиям.
- Используя безопасную овощечистку, можно научить ребенка чистить овощи и фрукты. Под вашим присмотром ребенок может попробовать их разрезать на кусочки. Было бы очень хорошо, если бы маленький повар угостил всех присутствующих в доме.
- Мытье посуды (не важно, настоящей или игрушечной) тоже поможет развить координацию движений.
- Если в вашем доме есть ручной миксер, то подготовьте еще одно упражнение: налейте в какую-нибудь миску подкрашенную мыльную воду, и пусть малыш взбивает цветную пену.
- Подвесьте где-нибудь пучок вискозных или шерстяных ниток и научите малыша заплетать косы.
- Налейте в неглубокий тазик воды и бросьте в него или теннисные шарики, или "скорлупки" от киндер-сюрприза. Пусть ребенок вылавливает их при помощи ложки с прорезями и складывает в тарелочку.
- Нарежьте кусочки поролона (размер кусочка сахара) и наломайте пробки (чтобы у кусочков специально были неровные края). Все это сложите в тарелочку, рядом поставьте другую. Ваш малыш будет все это перекладывать при помощи пинцета. Предварительно научите ребенка правильно держать пинцет.
- На края мисочки нацепите обыкновенные прищепки. Их нужно будет снять и опять одеть на край. Приготовьте разные по размеру полиэтиленовые бутылки из-под воды, шампуня, пузырьков, духов и др., и пусть ребенок отвинчивает и навинчивает пробки, подбирая по диаметру.
- Если вы найдете кусок плотного пенопласта, то можно дать малышу маленький молоток, гвозди с широкими шляпками и разрешить их забить.
- Ваш ребенок приобретет хороший практический навык при чистке стеклянной бутылки при помощи "ершика".
- Для самых маленьких рекомендуем очень простое упражнение: в одну мисочку насыпаете обыкновенный горох, и пусть малыш перекладывает его сначала всей горстью, затем щепоткой и в конце концов - указательным и большим пальцами в другую миску.
- Хорошим занятием послужит игра с телефоном.
- Если вам нужно что-либо перемешать (салат, тесто), то подключите к этой работе ребенка.
- Еще одна игра для самых маленьких: нарвите вместе с малышом в ящик бумагу и спрячьте маленькую игрушку. Ее нужно будет найти на ощупь.
- Работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять ее.
- Поставьте наклонно желоб, и пусть ребенок катит по нему мяч, после чего мяч попадает в корзину.
- Поставьте на стол воротца. Ребенок через них должен прокатить мяч.
- Изготовление гирлянд, бус.
- Продевание тесьмы в дырочки.
- Игра "поймай рыбку": сделайте удочку с магнитом на конце, а из жестяных банок вырежьте рыбок. Рыбок нужно положить на поднос, и ребенок должен при помощи удочки перенести их на другой поднос.
Изоуголок. Оборудуйте вашему ребенку изоуголок, где он будет с интересом заниматься, реализуя свой творческий потенциал и мелкую моторику рук. В изоуголке разместите пластилин, глину (для самых маленьких - соленое тесто вместо пластилина), мозаики, пирамиды, матрешки, конструкторы, все для изготовления аппликаций (цветная бумага, ножницы, клей), все для раскрашивания, для папье-маше, цветные восковые мелки.
Если маленький ребенок еще не держит в руке карандаш или кисточку, приготовьте ему густые краски. Вот их рецепт: крахмал + пищевой краситель + вода + мыльная стружка. А соленое тесто готовят так: смешивают 1 стакан соли + 2 стакана муки + 1 стакан подкрашенной воды. Для того чтобы тесто не засыхало, добавьте в него 2 столовые ложки подсолнечного масла. Перед работой его лучше слегка подогреть.
Для развития координации движений можно попробовать заниматься накалыванием. Пусть ребенок предварительно на листе бумаги нарисует что-нибудь и раскрасит рисунок. Затем по контуру начнет делать наколки при помощи безопасной иголки. После этого рисунок можно просто выдавить и сделать из него аппликацию. Если это задание будет выполнять целая группа, тогда из различных рисунков сделайте картину-аппликацию, посвященную одной теме.
Очень интересна работа с сухим и мокрым песком. При помощи мокрого песка можно лепить различные формы, а сухой песок можно раскрасить в разные цвета и при помощи кулечка, напоминающего кулинарный, но с очень тонким отверстием, можно рисовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями
Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...
Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями
Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»
Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...
Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»
Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...