Проек "Господин лук"
проект по теме
Предварительный просмотр:
МАОУ Заветинская НШ-ДС п. Садовое
Информационно-экспериментальный проект
для детей разновозрастной группы
«Господин лук»
Познавательный проект «Господин лук»
Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Основные участники проекта:
дети разновозрастной группы, родители детей, воспитатели группы.
Продолжительность проекта:
Краткосрочный, групповой, творческий - 2 недели
Предмет исследования: лук.
В настоящее время проектная деятельность - одна из эффективных форм в образовательной деятельности с детьми в ДОУ.
Наш проект познавательно - исследовательский, где дети узнают много нового, исследуют, экспериментируют, проводят разные опыты.
История возникновения проекта:
Проект возник по желанию самих детей группы. В ходе очередной беседы с детьми об овощах (о луке) выяснилось, что все знают: лук полезен, его можно есть. А что в нём полезного, и как его надо выращивать практически никто не знал.
Дети задавали много вопросов и чтобы ответить на них, я предложила детям самим посадить лук. Понаблюдать насколько быстро он вырастает в разных условиях.
Так возникла проблема проекта:
Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике?
Чем может быть полезен лук? Что можно делать с луком?
Как и где быстрее вырастит лук?
Что влияет на рост овощей (лука)?
Исследование полезных свойств лука.
Возникшие проблемы предопределили следующие цели и задачи проекта.
Цель:
Развитие познавательного интереса у детей к выращиванию репчатого лука в комнатных условиях. Желание увидеть конечный результат своего труда.
Задачи:
1. Формировать представление о жизни овоща как живого существа
(он растёт, может быть здоровым, больным).
2. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
3. Закреплять представления о луке, особенностях внешнего строения, находить «донце» с корнями и верхушку.
4. Фиксировать представления детей об изменениях роста луковицы
в разных условиях.
5. Расширить знания детей о пользе лука для детского организма.
6. Учить детей вести наблюдения, исследования за объектом и делать первые выводы.
7. Воспитывать желание ухаживает за растением, формировать опыт доброжелательного общения, добрых поступков и взаимодействия детей во время исследовательской деятельности по проекту.
8. Привлечь родителей к участию в проекте «Лучок - позолоченный бочок» и предложить сделать дома «Огород на подоконнике» в домашних условиях.
Актуальность.
Чем глубже познает ребёнок таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная моя задача состоит в том, чтобы помочь найти ответы на возникшие вопросы ребёнку самостоятельно, с помощью наблюдений, опытов, исследований в проектной деятельности.
Мир овощей удивительный и многообразный. Каждый ребёнок -
внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь, и мир овощей
поможет открыть в нём что – то новое, познавательное и интересное.
А самое главное его собственное участие, умение вырастить и получить
плоды своего труда, вселить в детях чувство гордости и поможет
получить ответы на все вопросы, проблемы, возникшие перед
началом работы над проектом.
Проектная идея:
Объединить детей, родителей и воспитателей к совместной деятельности, создать в группе «Огород» на подоконнике в холодное время года.
Ожидаемые результаты:
1. Дети научатся сажать и ухаживать за луком, создав на окне «Весёлый огород», познакомится с условиями их содержания, будут учиться подмечать пользу и красоту зелёного лука.
2. У детей сформируются знания и представления о росте лука в разных условиях (в земле, в опилках, в воде) опытным путём. Научатся вести наблюдения и делать первые выводы.
3. Дети получат знания об особенностях строения лука и узнают полезные и лечебные свойства.
4. Сформируют желание ухаживать за растением, опыт доброжелательного общения со сверстниками во время исследовательской деятельности.
Считаю, что реализацию проекта можно условно разделить на несколько этапов.
1 этап. Подготовительный.
Поиск информации о луке.
Определение цели и задач проектной деятельности.
Подготовка луковиц к посадке.
Изготовление таблиц - указателей.
Создание предметно – развивающей среды: подобрать материал и оборудование для опытов и экспериментов, контейнеры с землёй, с опилками, баночки с водой, луковицы разных размеров.
-Подбор художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке.
2 этап. Исследовательский.
Внедрение проекта по образовательным областям.
Познание.
Проведение исследований: посадка лука, наблюдение за всходами и ростом лука в разных условиях, фиксирование опытов, фотографирование и зарисовка лука в календаре.
Установление связей: растение – земля, растение - вода, растение - человек.
Д. И. «Угадай по вкусу».
Задача: развивать вкусовые качества т. к. обоняние, осязание.
Беседа «Растительный мир», «Посадка лука», «Полезная пища», «Роль солнца, воздуха и воды в жизни лука».
Задача: развивать познавательные, творческие и умственные способности у детей.
Познание ФЭМП.
Д. И. «Найди такой же».
Задача: учить сравнивать лук по форме, величине.
Д. И. «Сосчитай правильно»
Задача: учить детей считать и отсчитывать овощи.
Социализация:
Д. И. «Где растёт? », «Что лишнее», «От какого овоща часть», «Собери картинку».
Сюжетная игра «Овощной магазин».
Задача: развивать умение работать друг с другом, работать в коллективе.
Воспитание трудолюбия, желание помогать друг другу.
Коммуникация:
Беседа «Для чего нужен огород на подоконнике».
Задача: закреплять новые знания об овощах с опорой на жизненный опыт,
обогащать словарный запас, развивать речь.
Д. И. «Вершки и корешки», «Овощи и фрукты».
Задача: закреплять знания об овощах, об основных частях растения.
Инсценировка сценки «Спор овощей».
Задача: приобщать детей к театрализации, выразительно играть роли – овощей, развивать речь, воспитывать дружеские отношения между детьми.
Составление рассказов, сказок о луке «Как лучок появился на грядке», «Зелёный доктор».
Задача: учить детей составлять небольшие предложения о луке, развивать речь, обогатить словарный запас.
Чтение художественной литературы:
Чтение стихотворений про лук и заучивание их наизусть, отгадывание загадок, пословиц и поговорок, чтение отрывка из сказки Джани Родари «Приключение Чипполино», русская народная сказка «Пых».
Загадки про лук:
1. Прежде чем его мы съели. Все наплакаться успели.
2. Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а друг.
3. Луковица золотая, круглая, литая,
Есть у неё один секрет,
Нас она спасает от бед,
Может вылечить недуг вкусный и душистый (лук).
Поговорки и пословицы.
«Лук от семи недуг».
«Лук да баня всё правят».
«Кто есть лук, тот избавлен от мук».
«Лук во щах и голод прощай».
Стихотворение о луке.
Да, удачный вырос лук.
Всё свершилось. Но не вдруг.
Труд затрачен мною был.
За посадкой я следил,
Вырос крупный лук – порей.
И теперь ты не болей.
Репчатый - в салат добавь,
И на стол смелее ставь.
Необычный лук - батун,
И сибирский лук – слизун,
Ароматный, горьковатый –
Плачет? Кто же виноватый?
Физическая культура:
Формирование представлений о ЗОЖ.
Игровое упражнение «Кто быстрей посадит лук», «Собираем урожай».
Задача: развивать быстроту и ловкость при выполнении физических упражнений, воспитывать дружеские, командные отношения между детьми.
Здоровье:
Беседа «Полезные свойства лука», «Лечение народным способом - луком».
Задача: познакомить детей с полезными и лечебными свойствами лука, где это применяется.
Художественное творчество:
Задача: совершенствовать умения изображать предметы по памяти, с натуры, развитие наблюдательности, развитие творческих способностей у детей.
Лепка «Лук - наш друг».
Рисование «Весёлый Чипполино», раскрашивание книжки - малышки «Лук от семи недуг».
Аппликация «Овощи в корзине».
Труд:
Задача:
воспитывать трудолюбие и наблюдательность у детей, бережное отношение к окружающей природе «Грядка на подоконнике».
Развивать умение работать сообща, получать радость от совместного труда.
Создание развивающей среды:
Книжный уголок: Подбор книжек про овощи.
Центр сюжетно – ролевых игр: создание предметно - развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.
Центр продуктивных видов деятельности: материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.
Взаимодействие с родителями:
Оформление стенгазеты «Господин Лук».
Консультация «О пользе лукового семейства», «Чем хорош лук», «Полезные и целебные свойства лука», «Детям о луке».
Папка – передвижка «Делимся рецептами салата».
Выставка детских рисунков.
3 этап. Заключительный этап:
В результате проведённой работы дошкольники понимают и осознают насколько ценен лук.
По итогам работы мною отмечено:
- дети получили знания, что растение живое, его поливают, сажают, выращивают из луковицы;
- дети получили представление о труде взрослого;
- проводимая работа позволила мне воспитать у детей трудолюбие, бережное отношение к растению, научились работать вместе, помогать друг другу;
- оформили стенд «Лучок – позолоченный бочок», дневник наблюдений;
- разучили стихи, поговорки, пословицы, загадки о луке;
-показали сценку «Спор овощей»;
- появился интерес к объектам природы ближнего окружения, в частности к луку;
- узнали полезные и лечебные свойства лука;
- все участники получили положительные эмоции от полученных результатов;
Реализация данного проекта научила детей:
сравнивать, анализировать, делать выводы.
Дети приобрели новый опыт исследовательской деятельности,
расширили свой кругозор .
Сам процесс и результат проекта принёс детям удовлетворённость, радость, осознание собственных умений, навыков. Благодаря, проделанной работе, дети могут осознанно отвечать на вопросы, которые интересовали их до начала работы над проектом.
Итоговое мероприятие развлечение «Господин Лук».
Перспективность:
Выход на новый проект
«Выращивание разного лука» (лук – батун, лук – порей).