Развитие исследовательской активности дошкольников через детское экспериментирование
опыты и эксперименты по теме
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_issledovatelskoy_aktivnosti_doshkolnikov_cherez_detskoe_eksperimentirovanie.docx | 28.88 КБ |
prezentatsiya-opyta-raboty.pptx | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд
Меня зовут Чепаускас Татьяна Николаевна, свою педагогическую деятельность осуществляю в детском саду № 105 г.Сочи.
2 слайд
Вашему вниманию представляется опыт работы по теме: «Развитие исследовательской активности дошкольников через детское экспериментирование».
3 слайд
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего мира, проявлению самостоятельности и исследовательской активности.
Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.
4 слайд
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!» Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, а особенно делает сам.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.
5 слайд
Работая над данной темой, нами была определена цель: развитие у дошкольников творческой исследовательской активности и стремления к самостоятельному познанию через детское экспериментирование.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
*Формировать у дошкольников элементарные представления о целостной картине мира.
* Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
* Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
* Развивать у детей умственные способности и психические познавательные процессы;
* Формировать интерес детей к исследовательскому поиску;
* Поддерживать у детей активность, инициативность и самостоятельность в поисковой деятельности.
6 слайд
Для реализации цели и задач мною была выстроена система работы по развитию исследовательской активности детей через детское экспериментирование.
Система работы построена по трём направлениям:
- создание предметно-развивающей среды;
- организация работы с детьми;
- организация работы с родителями.
7 слайд
Основная задача педагога, поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые условия.
Для этого в группе создан «Исследовательский центр», где систематизированы материалы и оборудование для организации опытов и экспериментов.
8 слайд
В Исследовательском центре имеются Наборы для экспериментирования, которые предназначены как для проведения занятий, так и для самостоятельного использования детьми.
При помощи несложных экспериментов дети получают ответы на множество вопросов, и удовлетворяют присущую им любознательность, там они могут почувствовать себя учёными, исследователями.
9слайд
Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. Она пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности.
10 слайд
Экспериментирование включается во все формы работы с детьми. Такие как занятия, наблюдения, экскурсии и целевые прогулки, опыты и эксперименты.
11 слайд
На интегрированных занятиях создаются проблемные ситуации, которые стимулируют ребёнка на поиск ответа. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание детей на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной их эффективности. Все занятия проходят в игровой форме, такой увлекательной для детей.
12 слайд
Наблюдения – основа любого экспериментирования.
В группе мы с ребятами учимся проращивать семена и выращиваем лук. Наблюдаем за ростом растений. В экологической комнате наблюдаем за жизнью питомцев.
13 слайд
На прогулке юные исследователи ищут ответы на очень важные вопросы: Как дует ветер? Какой бывает песок? Откуда берутся камни? И многие другие.
Наблюдают за жизнью животных и насекомых, растений. Знакомятся с природными явлениями, с объектами живой и неживой природы.
14 слайд
Экскурсии и целевые прогулки представляют собой особый вид деятельности, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и проводить элементарные эксперименты.
15 слайд
ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ проводятся:
• с растениями, насекомыми, воздухом, водой, песком, землёй, магнитом, камнем;
16слайд
- с различными материалами, свойствами веществ, видами движения
, со звуком, светом
17 слайд
В работе с детьми использую инновационные технологии, одна из них МЕТОД ПРОЕКТОВ.
В процессе работы над исследовательскими проектами дети учатся видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать, выдвигать гипотезы, отбирать средства и материалы, осуществлять эксперимент и делать выводы.
Дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде какого-либо творческого продукта (газеты, картотеки опытов, презентации)
18 слайд
Огромную роль на всех этапах проектно-исследовательской деятельности играют информационно-коммуникационные технологии. ИКТ технологии позволяют сделать занятие привлекательным и современным, усилить усвоение материала. А также создать итоговую творческую презентацию проекта.
19 слайд
Экспериментальная деятельность вовлекает и «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей.
С этой целью провожу родительские собрания, консультации, разрабатываю буклеты и памятки для родителей, предлагаю картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.
Родители помогают в создании предметно-развивающей среды в группе, пополнении необходимыми материалами, а также участвуют в разработке и защите исследовательских проектов.
20 слайд
Практическая значимость моего опыта работы заключается в возможности использования данной системы работы по детскому экспериментированию педагогами детских садов.
Мною разработано перспективное планирование и конспекты занятий, исследовательские проекты, картотека опытов и экспериментов, рекомендации педагогам по созданию Исследовательского центра в группе, конспекты родительских собраний и консультаций.
21 слайд
Это всё – эксперименты –
Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?
22 слайд
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МДОБУ детский сад № 105 г.Сочи Тема: Развитие исследовательской активности дошкольников через детское экспериментирование.
Актуальность: В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего мира, проявлению самостоятельности и исследовательской активности. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!»
Цель : развитие у дошкольников творческой исследовательской активности и стремления к самостоятельному познанию через детское экспериментирование. Задачи: * Формировать у дошкольников элементарные представления о целостной картине мира. * Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. * Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы; * Развивать у детей умственные способности и психические познавательные процессы; * Формировать интерес детей к исследовательскому поиску; * Поддерживать у детей активность, инициативность и самостоятельность в поисковой деятельности.
Исследовательский центр
Наборы для экспериментов: * Воздух * Вода * Магнетизм * Растения
Модель интеграции в различных видах деятельности
Формы работы с детьми
Интегрированные занятия
Наблюдения в группе
Наблюдения на прогулке
Экскурсии и целевые прогулки
Опыты и эксперименты
Исследовательские проекты
ИКТ технологии
Работа с родителями
Практическая значимость заключается в разработке материалов:
Это всё – эксперименты – Интересные моменты! Всё, всё, всё хотим узнать! Нужно всё зарисовать! Как наш опыт получился, Сколько времени он длился? Удивляемся всему: Как? Зачем? И почему?
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему:"Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование."
Статья на тему:"Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование."...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...
«Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование»
Экспериментирование в ДОО одно из ведущих направлений развития детей....
Развитие самостоятельности и активности дошкольников через детское экспериментирование
Необходимое условие педагогической поддержки детской самостоятельности - личностно ориентированная модель, которая направлена на построение взаимодействия ребенка с педагогом. Поддержка детской деятел...
Презентация "Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование"
Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира....
Авторская идея в моей педагогической практике "Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование"
Авторская идея в моей педагогической практике "Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование"...
Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников через детское экспериментирование.
В докладе представлена и описана предметно - пространственная среда, влияющая на развитие познавательно - исследовательской активности, ее описание и значение. Доклад представлен на межрайонном семина...