Развитие исследовательской активности дошкольников через детское экспериментирование
опыты и эксперименты по теме

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд

Меня зовут Чепаускас Татьяна Николаевна, свою педагогическую деятельность осуществляю в детском саду № 105 г.Сочи.

2 слайд

Вашему вниманию представляется опыт работы по теме: «Развитие исследовательской активности дошкольников через детское экспериментирование».

3 слайд

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего мира, проявлению самостоятельности и исследовательской активности.

     Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

4 слайд

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!» Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, а особенно делает сам.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.

5 слайд

Работая над данной темой, нами была определена цель: развитие у дошкольников творческой исследовательской активности и стремления к самостоятельному познанию через детское экспериментирование.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

*Формировать у дошкольников элементарные представления о целостной картине мира.

* Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

* Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;

* Развивать у детей умственные способности и психические познавательные процессы;

* Формировать интерес детей  к исследовательскому поиску;

* Поддерживать у детей активность, инициативность и самостоятельность в поисковой деятельности. 

6 слайд

        Для реализации цели и задач мною была выстроена система работы по развитию исследовательской активности детей через детское  экспериментирование.

Система работы построена по трём направлениям:

- создание предметно-развивающей среды;

- организация работы с детьми;

- организация работы с родителями.

7 слайд

    Основная задача педагога, поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые условия.

Для этого в группе  создан «Исследовательский центр», где систематизированы материалы и оборудование для организации опытов и  экспериментов.

8 слайд

В Исследовательском центре имеются Наборы для экспериментирования, которые  предназначены  как  для проведения занятий, так и для самостоятельного использования  детьми.

При помощи несложных экспериментов дети получают ответы на множество вопросов, и удовлетворяют присущую им любознательность, там они могут почувствовать себя учёными, исследователями.

9слайд

             Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. Она пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности.

10 слайд

       Экспериментирование включается во все формы работы с детьми. Такие как занятия, наблюдения, экскурсии и целевые прогулки, опыты и эксперименты.

11 слайд

На интегрированных занятиях создаются проблемные ситуации, которые стимулируют ребёнка на поиск ответа. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание детей на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной их эффективности. Все занятия проходят в игровой форме, такой увлекательной для детей.

12 слайд

Наблюдения – основа любого экспериментирования.

В группе  мы с ребятами учимся проращивать семена и выращиваем лук. Наблюдаем за ростом растений. В экологической комнате наблюдаем  за жизнью питомцев.

13 слайд

На прогулке юные исследователи ищут ответы на очень важные вопросы: Как дует ветер? Какой бывает песок? Откуда берутся камни? И многие другие.

Наблюдают за жизнью животных и насекомых, растений. Знакомятся с природными явлениями, с объектами живой и неживой природы.

14 слайд

Экскурсии и целевые прогулки представляют собой особый вид деятельности, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и проводить элементарные эксперименты.

15 слайд

ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ проводятся:

• с растениями, насекомыми, воздухом, водой, песком, землёй, магнитом, камнем;

                                          16слайд

  • с различными материалами,  свойствами веществ, видами движения

, со звуком,  светом

17 слайд

В работе с детьми использую инновационные технологии, одна из них  МЕТОД ПРОЕКТОВ.

В процессе работы над исследовательскими проектами дети учатся видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать, выдвигать гипотезы, отбирать средства и материалы, осуществлять эксперимент и делать выводы.

Дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде какого-либо творческого продукта (газеты, картотеки опытов, презентации)

18 слайд

Огромную роль на всех этапах проектно-исследовательской деятельности играют информационно-коммуникационные технологии. ИКТ технологии позволяют сделать занятие привлекательным и современным, усилить усвоение материала. А также создать итоговую творческую презентацию проекта.

19 слайд

Экспериментальная деятельность вовлекает и «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей.

С этой целью провожу  родительские собрания, консультации, разрабатываю буклеты и памятки для родителей,  предлагаю картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.

Родители помогают в создании предметно-развивающей среды в группе, пополнении необходимыми материалами, а также участвуют в разработке и защите исследовательских проектов.

20 слайд

Практическая значимость моего опыта работы заключается в возможности использования данной системы работы по детскому экспериментированию педагогами детских садов.

Мною разработано перспективное планирование и конспекты занятий,  исследовательские проекты, картотека опытов и экспериментов, рекомендации педагогам по созданию Исследовательского центра в группе, конспекты родительских собраний и консультаций.

21 слайд

Это всё – эксперименты –

Интересные моменты!

Всё, всё, всё хотим узнать!

Нужно всё зарисовать!

Как наш опыт получился,

Сколько времени он длился?

Удивляемся всему:

Как? Зачем? И почему?

22 слайд

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чепаускас Татьяна Николаевна воспитатель МДОБУ № 105

Слайд 2

МДОБУ детский сад № 105 г.Сочи Тема: Развитие исследовательской активности дошкольников через детское экспериментирование.

Слайд 3

Актуальность: В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего мира, проявлению самостоятельности и исследовательской активности. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Слайд 4

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!»

Слайд 5

Цель : развитие у дошкольников творческой исследовательской активности и стремления к самостоятельному познанию через детское экспериментирование. Задачи: * Формировать у дошкольников элементарные представления о целостной картине мира. * Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. * Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы; * Развивать у детей умственные способности и психические познавательные процессы; * Формировать интерес детей к исследовательскому поиску; * Поддерживать у детей активность, инициативность и самостоятельность в поисковой деятельности.

Слайд 7

Исследовательский центр

Слайд 8

Наборы для экспериментов: * Воздух * Вода * Магнетизм * Растения

Слайд 9

Модель интеграции в различных видах деятельности

Слайд 10

Формы работы с детьми

Слайд 11

Интегрированные занятия

Слайд 12

Наблюдения в группе

Слайд 13

Наблюдения на прогулке

Слайд 14

Экскурсии и целевые прогулки

Слайд 15

Опыты и эксперименты

Слайд 17

Исследовательские проекты

Слайд 18

ИКТ технологии

Слайд 19

Работа с родителями

Слайд 20

Практическая значимость заключается в разработке материалов:

Слайд 21

Это всё – эксперименты – Интересные моменты! Всё, всё, всё хотим узнать! Нужно всё зарисовать! Как наш опыт получился, Сколько времени он длился? Удивляемся всему: Как? Зачем? И почему?

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование."

Статья на тему:"Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование."...

«Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование»

Экспериментирование в ДОО одно из ведущих направлений развития детей....

Развитие самостоятельности и активности дошкольников через детское экспериментирование

Необходимое условие педагогической поддержки детской самостоятельности - личностно ориентированная модель, которая направлена на построение взаимодействия ребенка с педагогом. Поддержка детской деятел...

Презентация "Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование"

Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира....

Авторская идея в моей педагогической практике "Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование"

Авторская идея в моей педагогической практике "Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование"...

Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников через детское экспериментирование.

В докладе представлена и описана предметно - пространственная среда, влияющая на развитие познавательно - исследовательской активности, ее описание и значение. Доклад представлен на межрайонном семина...