Развитие внимания у детей дошкольного возраста.
статья на тему

Смирнова Ольга Магомедовна

Развитие внимания у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnimanie.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

         Внимание - составляющая часть любого процесса, это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или виртуальном объекте, проще говоря, с помощью внимания мы можем концентрироваться на существующих и несуществующих объектах.                                                                                                                                                                                                                                                                                       

         Внимание может быть направлено не только на окружающий мир, но и на внутренние ощущения и мысли. У детей это фантазии, мечты, рассуждения, у взрослых - ещё и планирование дел, идеи.

          Характерная особенность внимания ребенка дошкольного возраста в том, что оно вызывается внешне привлекательными объектами, следовательно оно является непроизвольным.

                                Выделяют три основных вида внимания:

                       непроизвольное, произвольное, послепроизвольное

          Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли по своему происхождению это внимание биологическое. Но непроизвольное внимание само по себе нестойко, оно может угаснуть, переключившись на другой, более интересный объект.

 До  6 лет пользуются в основном непроизвольным вниманием.

                              3 разновидности непроизвольного внимания:

-Вынужденное внимание.

Деятельность, неосознаваема, связана с условными рефлексами.

-« Невольного» внимания.

- «Внимание - привычка», обусловленное внутренними установками и намерениями выполнить ту или иную деятельность.

        Произвольное внимание требует от ребенка волевых усилий для своего возникновения, приходиться   делать не то, что хочется, а то, что необходимо. Этим вниманием ребенок может управлять сам. Здесь формула простая: «Мне нужно быть внимательным, я могу заставить себя быть внимательным, я внимателен несмотря ни на что». Поэтому важно хвалить ребенка каждый раз, когда он, сделав над собой усилие. Справился с поставленной задачей.

        У ребенка произвольное внимание начинает развиваться примерно к 6-7 годам. До этого возраста дети пользуются в основном непроизвольным вниманием. Обычно именно взрослые помогают ребенку научиться управлять своим вниманием. В первую очередь, оно развивается с помощью игры - основного рода деятельности детей дошкольного возраста.

       Педагогические советы заключаются в направлении внимания ребенка на моменты, необходимые для правильного выполнения действия.

Витя раскрашивает книжку. Педагог, спрашивает: «А почему ты раскрашиваешь зайца серым?  Посмотри какой он на картинке?» - «Белый»,- отвечает Витя и берет подходящий карандаш.

Спустя некоторое время, дети сами начинают облекать в словесную форму все необходимое для достижения успеха в игре. Проговаривая действия или правила, дети помогают себе удерживать внимание на текущем занятии, овладевая одним из важнейших элементов внимания - словесной формулировкой его ориентиров.

        Формирование произвольного внимания напрямую связано с развитием речи и возрастанием роли в регуляции поведения ребенка. Речь помогает малышу облекать условия произвольного внимания в словесные формы, упрощая работу сознания.

         В 5 лет ребенок должен научиться подчинять свои действия речевой инструкции взрослого,  дети 6 лет проговаривают её примерно в 10 раз чаще, чем дети 3-4 лет. А в 6-7 лет – овладевают умением подчинять свое поведение собственной речевой инструкции.

        В процессе обучения, игры могут возникнуть интерес, увлеченность, которые снимают волевое напряжение. В таком случае внимание ребенка из произвольного переходит в послепроизвольное - среднюю форму между произвольным и непроизвольным. От произвольного внимания остаются активность и целенаправленность, а от непроизвольного- отсутствие усилий для удержания внимания.

      Итак, к концу дошкольного  возраста у ребенка происходит активное развитие произвольного внимания (внутреннего и внешнего). Одновременно с этим начинают развиваться и свойства внимания.

 Свойства внимания:

- объём

- устойчивость

- концентрация

- распределение

- переключение

        Объём внимания: он тем больше, чем большее количество объектов, которые ребенок может одновременно воспринять, то есть охватить своим вниманием с одинаковой скоростью. Простейший способ определения объема внимания ребенка – игра на запоминание. Дети 3-5 лет, обычно охватывают вниманием, лишь один объект.

(Ребенок 6 лет воспринимает только 3 объекта с условием, что они хорошо знакомы ему и находятся не очень близко  друг от друга.)

        Устойчивость внимания: это способность ребенка удерживать, сосредотачивать свое внимание на объекте или деятельности (игре), которую он выполняет. Оно существенно повышается, если ребенок активно взаимодействует с объектом (рассматривает его и изучает), а не просто смотрит.

         Противоположным устойчивости внимания свойством является отвлекаемость внимания. В 3 года за 10 минут игры ребенок отвлекается 4 раза, в 6 лет- 1 раз.

Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.

       Внимание обычно колеблется, словно маятник, частота колебаний от 2 до 12 секунд.

При длительных периодах работы (игры) устойчивость внимания проходит 3 этапа.

3 этапа устойчивости внимания:

- врабатываемость (необходимость вникнуть в задание, увлечься им)

- сохранение сосредоточенности на задании

-появление усталости (постепенное уменьшение работоспособности)

        Концентрация внимания - способность углубленно сосредоточиваться на одном занятии или объекте, не отвлекаться на другие предметы и обстоятельства. Дошкольники обладают небольшой концентрацией внимания, их легко отвлечь.

        Распределение внимания - это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и тоже время, например, слушать воспитателя и схематично рисовать объяснения.

        Переключение внимания - это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Переключение и распределение внимания в дошкольном возрасте развиты очень слабо, поэтому необходимо их тренировать.

       Умение сконцентрироваться  и направить внимание станет главным для ребенка в первые годы его обучения в школе.

    У детей с особыми возможностями здоровья нарушение внимания связано с не сформированностью или нарушением процессов активности. При этом обнаруживаются разные варианты этих нарушений.

         Первый - когда дети не могут сконцентрировать свое внимание из-за низкого уровня реакции на внешние стимулы, что тоже проявляется как нарушение внимания и организации деятельность. (Медлительные дети)

         Второй - когда внимание нарушено из-за того, что дети не в состоянии отфильтровать поступающую информацию. Внешние стимулы, выделить главное, наиболее значимое. Именно поэтому они быстро отвлекаются. (Это дети с СДВГ)

         Внимание детей с СДВГ характеризуется отвлекаемостью, низкой концентрацией. Если признаки гиперактивности уменьшаются по мере взросления ребенка, то нарушения внимания, импульсивность могут оставаться на долгие годы. Однако и их возможно преодолеть, но при этом от педагогов, родителей требуется немало сил, терпения.

        Развитие внимания можно проводить в форме игры. В привычных условиях ребенку будет легче уяснить,  насколько важно быть внимательным и сосредоточенным.

 Игр направленных на развитие внимания, - неисчислимое множество, ведь вообще любое действие можно считаться игрой на развитие внимания.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей.

Игры, приведенные в этой статье, направлены на развитие внимания у ребенка. Следует обязательно учитывать возрастные особенности детей! Дети 3-4 лет- обычно могут заниматься в течении 15-20 мину...

«Развитие внимания у детей дошкольного возраста».

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИСПОЛЬЗУЯ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ ВНИМАНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА...

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность дет...

Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей»

Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. [[{"type":"media","view_mode":"...

ВНИМАНИЕ. Главные составляющие. Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста.

Виды и компоненты внимания по возрастам. Игры и упражнения направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста....