"Сенсорно-двигательные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста"
материал (младшая группа) на тему
"Сенсорно-двигательные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 34.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Калтасинский детский сад№ 2 «Рябинушка». МР Калтасинский район
Республики Башкортостан
Педсовет
Тема:
«Сенсорно-двигательные игры
для детей раннего и младшего
дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель
младшей группы
Колотова Н.А.
с. Калтасы 2016г.
Известно, в раннем возрасте у ребенка закладываются такие важные качества, как моторная ловкость, сенсорная координация, чувство равновесия, соразмерность и целенаправленность движений и др. Современная педагогика формирование этих качеств связывает с физическим воспитанием. Однако данный аспект не сводится к тренировке движений, к развитию моторики. Он охватывает характер взаимодействия маленького ребенка с миром, предметным и социальным, а также со становлением чувства Я. Чувство Я развивается на пересечении двух встречных процессов, один из которых направлен внутрь себя (ощущение своих движении и телесных границ), а другой вовне (социальные отношения, освоение свойств и качеств окружающего мира).
Общее развитие ребенка раннего возраста невозможно без базового телесного ощущения самого себя. Ощущение себя в границах тела и выстраивание границы «Я и Мир» имеет большое значение в различных областях развития ребенка: В предметной, познавательной, учебной деятельности, в контактах с окружающими людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками, в становлении самостоятельности. От овладения своим телом, произвольного управления им, от адекватной тактильной чувствительности зависит и формирование произвольности поведения, внимания, зрительно-пространственная ориентация. На этой основе базируется способность ребенка к обучению письму и чтению и в целом к школьному обучению.
В настоящее время все больше детей раннего и дошкольного возраста испытывают те или иные затруднения в развитии. Среди них наиболее часто встречаются расторможенность, двигательная неловкость, задержка моторного, речевого, эмоционально-волевого развития. По мнению нейропсихологов, затруднения наблюдается почти у 70 % детей первых семи лет жизни. Даже незначительные нарушения в раннем возрасте в развитии моторики, координации движении в дальнейшем чреваты серьезными психологическими проблемами. Несформированность или нарушение границ телесного Я отражается не только на двигательной сфере, но и на внутреннем самоощущении ребенка, его эмоциональной, речевой, коммуникативной, познавательной сфере. Ребенок, плохо чувствующий свое тело, не управляющий своими движениями, не может сосредоточиться на восприятии событии, впечатлений и ощущений, приходящих как извне, так и изнутри.
Нарушение границ своего Я могут иметь две основные тенденции: либо в сторону их отсутствия, либо в направлении чрезмерной закрытости, отгороженности от окружающего мира. Для первого типа характерна чрезмерная открытость внешнему миру и потеря, а точнее, необретение самого себя. Проявляется это в чрезмерной возбудимости, обостренной тактильной чувствительности, импульсивности и непредсказуемости движении. В общении с незнакомыми людьми таких детей либо охватывает страх, либо отличает напористость поведения, переходящая в навязчивость. Второму типу свойственна погруженность в себя, своеобразная «толстокожесть», нечувствительность. Проявляется она в «неуклюжести» движений, общей пассивности, сниженном интересе к окружающему. Такие дети безынициативны и в общении, и в предметной деятельности; в играх у них не выстраиваются контакты со сверстниками-они обычно попадают в группу не желанных или отвергаемых партнеров.
Обе тенденции сигнализируют о затруднении в становлении адекватного контакта у ребенка не только с окружением, но и с самим собой. Часто их связывают с врожденными динамическими характеристиками нервной системы. Однако эти характеристики не являются главными и единственными причинами проблем ребенка.
Пространственный образ Я складывается в раннем возрасте в 1-3 года. Именно в этот период помощь взрослого наиболее эффективна и помогает предотвратить серьезные проблемы в более поздние периоды.
В авторских разработках и в народной педагогике представлено множество игр, позволяющих в наглядно-образной форме целенаправленно формировать у детей собственный пространственный образ. Часть из них известна как потешки. Они непременно сопровождаются как ритмичными стихами или песенками, так и движениями. Некоторые из игр предполагают подражающие жесты и движения в кругу. Игры эти в явной, очевидной для малыша форме предъявляют образы осмысленных и понятных ему движений и побуждают к их воспроизведению. Внешне и внутренне уподобление, проигрывание своего действия становятся условием его чувствования, осознания. Такие игры можно назвать сенсорно-двигательными. Им присущи следующие черты:
- рифмованный текст или песенка, которые создают целостный образ и эмоциональный фон;
- ритмичные движения, в которых присутствует чередование контрастов: быстро-медленно, высоко-низко, далеко-близко, крепко-нежно;
- повторы, предполагающие различные качества и вариации движений;
- эмоциональное напряжение и расслабление по ходу развития сюжета, который малыш переживает вместе с близким взрослым.
Можно выделить два вида игр и, соответственно, два уровня сложности: простые (сенсорно-двигательные) и сложные (образно-жестовые). В простых играх используются образы, относящиеся к повседневной жизни ребенка раннего возраста: к умыванию, одеванию и т.п., где важным элементом является непосредственное восприятие собственного тела в контексте обыденной жизни. В сложных играх (музыкально-ритмические или хороводные) сюжет составляют отвлеченные образы-движения животных, явления природы, что предполагает сложные и дифференцированные движения. По существу это жесты с участием воображения. Предназначены такие игры для детей дошкольного возраста.
Простые сенсорно-двигательные игры
«Потягушеньки»
Цель. Игра направленна на восприятие крайних точек своего тела через максимальное телесное расширение и сжатие, движение в вертикальном и горизонтальном направлении. Чувствуя крайние точки, ребенок может лучше воспринимать центр, середину, т.е. определять самого себя. В процессе игры задействована артикуляционная моторика, создается возможность восприятия движения речевого аппарата. Движения дети выполняют сидя на стульях, подражая взрослому.
Ход игры
Ведущий, сидя кругу, совершает движения, сопровождая их словами.
- Потягу-у-шеньки-порастушеньки, вдоль растушеньки ( Руки медленно тянем высоко вверх, а пяточки вперед –вниз. Ладонями оглаживаем тело-плотно и ласково- от макушки книзу до самых кончиков пальцев ног. Вытягиваемся до максимального размера тела в длину, обозначая эту длину тактильно.
- А поперек –толстушеньки, поперек толстушеньки. (Потягиваемся руками очень широко в стороны и крепко обнимаем тело-растягиваемся на максимальную ширину, сжимаемся до максимальной ширины. Повторить, растягивая руки в ширину не спеша и обнимая тело плотно-плотно.)
- Ручки –хватушеньки, ручки-хватушеньки, ручки- хватушеньки, ручки-хватушеньки. (Ритмично сжимаем и разжимаем кулаки, чтобы почувствовать локальное раскрытие и сжатие.)
- А ножки-топтушеньки, ножки-топтушеньки. (В ритме стиха, сидя, топаем ножками. Дети могут топать с ускорением, педагог дает возможность детям разогнаться перед более мелкими движениями, акцент на самые удаленные точки тела.)
- А в роток –говорок. Ну-ка, выглянь язычок! ( Указательный палец к губам- подготовка локального движения.)
- Язычок посмотрел по сторонам, посмотрел на небо, на землю. (Движения языком, вертикальные и горизонтальные.)
- Вышел за ворота подальше и спрятался, вышел и спрятался. Попрыгал-попрыгал и убежал, попрыгал и спрятался. Дверь за ним крепко закрылась. (Изменение глубины, движения во фронтальной плоскости и вертикальной).
- В роток-говорок (коснуться губ пальчиком),а в головку разумок (обхватить голову двумя руками).
Возможно, дети не сразу смогут включится в действия, подражая взрослому. Многим потребуется одна-две, а то и три недели. Задача ведущего: удерживаясь от словесных инструкций, с видимым удовольствием, увлеченно и весело разыгрывать действия. Тем самым дается выразительный пример, который и побуждает к подражанию, к активным действиям.
«Потягушеньки»- пример целостной тактильно-кинестетической игры, где, как сказано выше, задействовано все тело. Другой вид игр-локальные. Здесь уже задействуются отдельные части-животик, или ножки, или стопы, или ладошки и.т.п.
«Ков- ковалек»
(модификация русской народной игры)
Цель. Обратить внимание ребенка на область стоп и голеней, что должно способствовать осознанному их восприятию и сделать движения более управляемыми. Можно перейти к этой игре после предыдущей. Дети и ведущий, сидя на стульчиках, разуваются.
Ход игры
- Куй, куй, ковалек! Подкуй сапожок, на правую ножку теплую сапожку.
( Плотно обнимая рукой, оглаживаем ножку от кончиков пальцев, через щиколотку, пятку до колена. Ножку возвращаем на пол.)
- Куй, куй, ковалек! Подкуй сапожок, на левую ножку теплую сапожку.
( Теперь кладем левую стопу на правое колено, берем стопу на левую руку и правой ладонью ритмично постукиваем по ней и плотно оглаживаем.)
- Подкуем, подкуем, ножки бегайте бегом.
( топаем поочередно правой и левой ногой об пол или более сложный вариант поднимаем обе ноги невысоко от пола, как позволяет равновесие, и похлопываем стопами друг об друга.)
« Наши ручки в пляс пустились»
Еще одна так называемая целостная игра, в которой задействована также спина.
Цель. Способствует развитию внимания и терпения у детей, ведь руки должны оставаться за спиной до определенного момента песенки.
- Наши ручки в пляс пустились, завертелись ( обеими руками, согнутыми в локтях, крутим перед грудью).
- Закружились ( руки полусогнуты в локтях, раскрытие кверху кисти поворачиваем в разные стороны несколько раз).
- На головке полежали (далее движения по тексту).
- И на плечиках полежали.
- На коленях полежали.
- И на ножках полежали.
- И за спину убежали.
- Спрятались.
- Где же, где же, где же наши ручки? (руки остаются спрятанными за спиной.) Нету- нету -нету наших ручек. Где же, где же, наши ручки?
- Вот-вот-вот-вот пляшут наши ручки! ( Хлопки по коленям.) Вот-вот-вот-вот пляшут наши ручки!
Усложнение. 1. В этой игре, как только дети освоятся, можно произвольно менять порядок называемых частей тела, но называть их медленно, чтобы каждый ребенок успевал не только сориентироваться, но и почувствовать прикосновения в обратном направлении. Кроме того, в игру можно без ограничений вводить другие части тела, которые тоже важно прочувствовать через собственное касание, например на носике полежали, на пяточках полежали и т.д. 2. На последних строчках можно менять хлопки по коленям на другие жесты изменяющегося « рисунка»- хлопки по коленям, поворачивая ладони то книзу, то кверху, хлопки по бедрам, в ладоши, разнообразные повороты кистей.
«В нашем маленьком домике»
Эта игра проводиться по кругу, дети садят на стульчиках или на полу, в зависимости от того, насколько дети нуждаются в закреплении в пространстве своего места.
Цель. Игра направлена на развитие управляемости движений. Она соединяет в себе элементы осязания поверхности своего тела с различными движениями. Момент полного покоя в начале игры выступает контрастом к обычной повседневной подвижности, что концентрирует внимание ребенка как на самом себе ,так на восприятии тела в неподвижности . Как известно, детям не свойственна статичность, а в контексте сюжета она становится осмысленной и вполне выполнимой, что способствует становлению произвольности. Плотные прикосновения к разным частям тела помогают ребенку выстраивать и воспринимать схему или образ тела. Важно, чтобы его стопы стояли на полу.
Ход игры
Кладем голову на «подушечку», сложенную руками на коленях, закрываем глаза –отдаем тяжести и расслабляемся.
- В нашем маленьком домике в колыбельках спят детишки (длинная пауза –отдаем тяжести, расслабляемся, глаза можно прикрыть).
- Вот с кроватки кувыркнулись, быстро-быстро все проснулись. (Переход к легкости и движению. Бодро поднимаем голову, обеими руками, согнутыми в локтях, крутим перед грудью-переход из тяжести и неподвижности к легкости и движению).
- Нос, лоб, голова, уши, щеки и глаза спрятались и нашлись
- Плечики-плечики (плотно гладим одно плечо, потом другое)
- Спинка и грудь (медленно заносим руки за спину, поглаживаем спину, затем грудь- разная степень доступности).
- Ты разбудить ничего не забудь!
- Ручки хлопают, ручки хлопают. А ножки топают, ножки топают (сидя топаем).
- Ру-ки хло-па-ют, ру-ки хлопают.
- А ноги громко топают, очень громко топают, еще громче топают.
- Ручки хлопают, ручки хлопают ( декламируя шепотом , «хлопаем» перед собой указательными пальцами).
- Ножки тихо топают, тихо- тихо топают
- Мы проснулись, потяну-у-у-у –лись
- Всем вокруг мы улыбнулись.
«Зарядка»
Простая жестовая игра.
Цель. Дает ребенку возможность пережить состояние сжатия и расширения всего тела, концентрирует внимание то на центр, то на его периферию. Диапазон движения у каждого человека свой. Все зависит от роста, размаха рук и восприятия своего движения. Эта игра позволяет ребенку ощущать и воспринимать свой максимальный и минимальный метрический размер. «Зарядка» может быть продолжением одной из предыдущих игр. Стулья расставляются просторно, поскольку предполагаются действия, выполняемые стоя, и для каждого ребенка требуется достаточное пространство. В начале игры все сидят на стульях, затем встают и выполняют движения стоя.
Ход игры
- Мы сегодня дружно встали и зарядку делать стали (выразительно встаем со стульев, так чтобы почувствовать опору в ногах).
- Руки вверх ( энергично потянулись пальчиками высоко-о-о, чтобы почувствовать каждому свой максимальный вертикальный размер).
- Руки вниз ( не приседая, наклонились, опустили руки к полу-вертикальный размер в половину).
- Вправо-влево потянулись( руки максимально растянули, чтобы почувствовать протяженность тела в горизонтальном направлении).
- А потом в клубок свернулись (присели на корточки, обхватив колени, сжались в комок до минимума, голову спрятали в колени).
- Вправо- влево потянулись, а потом комок свернулись.
- Пола ручками коснулись, пола ручками коснулись ( в положении на корточках (сжатие) ритмично и легко постучать пальцами по полу- контраст на крупные движения и мелкие).
- И до неба дотянись –вытягиваемся вверх ( переход из сжатия в максимальный вертикальный размер).
- Пола ручками коснись и до неба дотянись (повторяем действия сжатия и расширения).
- А потом к себе вернись.
«Тесто»
Известная игра, в которой скрыт интересный и важный тактильно двигательный потенциал.
Цель. Дети имеют возможность через прикосновение четче пережить границы своего тела, почувствовать себя и друг друга посредством прикосновений и соприкосновений. Двигательный элемент игры примечателен тем, что нужно соотносить скорость, ритм и характер своего движения с движениями рядом стоящих детей. Это стимул для целенаправленного восприятия своего движения и управления им. Таким образом решается важная коммуникативная задача-замечать, как чувствуют себя партнеры. Для игры –ее дети выполняют стоя- требуется достаточно большое безопасное пространство, больше, чем круг, образованный детьми и максимально растянутый во все стороны. Круг это «кастрюля». Считалкой выбирают тех, кто будет исполнять роль «теста», от одного до четырех детей. Они встают в середину круга.
Ход игры
Все медленно на каждое слово приговорки сходятся маленькими шагами к центру приговаривая:
- Месим- месим-месим тесто, нет ему в кастрюле места ( 2-3 раза; круг становится все теснее и теснее, в центре все меньше и меньше места).
- Месим- месим-месим тесто, нет ему в кастрюле места ( сойдясь максимально плотно, не расцепляя рук, все вместе кулачками мнем «тесто», т.е. спины и боков стоящих в середине. Месим
« тесто» интенсивно, ощутимо, но никто никого не толкает).
- Тесто с медом, с молоком, с маслицем, с дрожжами ( расцепив руки, ласково гладим «тесто» обеими руками вдоль корпуса; руки плотно прилегают к корпусу ).
- Тесто месят кулаком, мнут его руками ( снова, сжав руки в кулачки, мнем тесто, потом гладим раскрытыми ладонями).
- Чем мы тесто приправим? Маком, орехами ( «осыпаем» тесто маком-похлопываем одновременно всеми пальцами, «орехами» -похлопываем поочередно кулачками).
- Эй, дуйся, пузырь, раздувайся, большой! Оставайся такой и не лопайся! (Дети внешнего круга берутся за руки и расходятся. Теперь тем, кто стоит в центре круга, снова очень просторно. Круг «натягивается» до максимального напряжения.)
Где-то круг обязательно лопнет. Иногда дети рассыпаются в стороны. Там, где круг лопнет, должны быть « продукты» для новой порции теста-два ребенка.
« Иванушка у камешка»
Цель. Направлена на развитие восприятия тела со стороны спины, различение участков спины, на пространственную ориентацию как в отношении собственного тела, так и в соответствии себя самого с окружением. Важный ее элемент-развитие доверия друг к другу, будучи в тесном кругу.
В игре есть водящий и ведущий. Водящий –это тот, кто предоставляет свою спину и затем угадывает, в чьей ладони спрятан камешек.
Ведущий – тот, кто действует маленьким камешком. Он касается им ладоней. Ведущий превращается в валун- большой камень.
Ход игры
Играющие кладут на валун руки раскрытой ладонью вверх. Ладони покрывают спину по всей ее поверхности, не слишком тяжело, но все же достаточно ощутимо. Ведущий, держа в руке камешек и, напевая простой мотив или приговаривая, касается центра каждой ладони игроков. Начинает с любой ладошки и двигается по по порядку, никого не пропуская.
Ведущий .
Разыгрался Иванушка
Возле белого камешка.
На последнем слоге ведущий оставляет камешек в последней по порядку ладони. Играющие, в свою очередь, сжимают ладони в кулачки и, напевая, приглашают угадать, где же спрятан камень.
Играющие.
Этот камень у меня, у меня.
Покажи- ка на меня, на меня.
Водящий поднимает голову с колен, смотрит на играющих и старается угадать по глазам, мимике, по характеру жестов, у кого же спрятан камешек. Можно попросить раскрыть кулак, мягко тронув его. При этом раскрытая ладонь теперь остается лежать на коленях. Если камешка там не оказалось, вода переходит к следующему игроку. Он может раскрывать кулачки по порядку или выборочно – на свое усмотрение. И так, пока не найдет. Тот, у кого был спрятан камешек, становится водящим. А бывший вода отправляется в общий круг. Игра начинается сначала.
«Игра-одевание»
Цель. Наряду с сенсорно-двигательным развитием, уделяет внимание познавательному развитию детей, прививаем навыки наблюдения за природой. Желательно использовать игры в соответствии с сезоном. В холодное время года темой жестовой игры может быть одевание, т.е. поэтапная ревизия тела-как периферических частей, так и центра.
Ход игры
В начале играющие могут сидеть на стульях.
- Наденем на ножки теплые сапожки: этот-с правой ножки ( плотно гладим ногу от носка к колену).
- Подтянем штанишки (встаем, подтягиваем штанишки-юбочки).
- Наденем пальтишки ( гладим руки от запястья к плечу, потом другую так же).
- Пальтишки пуховые (обнимаем себя).
- И шапки шерстяные (обхватываем ладонями голову).
- И застегиваемся: вот так, вот так, пуговка к пуговке в ряд ( в ритме стиха по центру груди касаемся пальцами тела, будто отмечаем пуговицы).
- Что ж, готовы? Это дело! И пойдем гулять мы смело! (Беремся за руки, идем по кругу хороводом-переход к подвижной части или любой подвижной игре соответствующего сюжета. Игра эта может служить прелюдией к любой другой.)
Все описанные выше сенсорно-двигательные игры, несмотря на их отличия, обостряют у ребенка чувство переживания своего движения, развивают тактильное и осязательное восприятие. Кроме переживания своего движения, игры такого рода предполагают наблюдение и восприятие движении других играющих. Наблюдение , как и подражание-это тоже переживание движения, только уже внутреннее. Внимательно наблюдая, малыш воспроизводит воспринимаемое движение взрослого внутри себя, незримо, о чем говорят микрожесты, мимика и спонтанные повторения. Поэтому наблюдение так же, как и непосредственное действие, способствует становлению переживания и осознания ребенком самого себя.
Литература : Дошкольное воспитание №8 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение "Сенсорно-двигательные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста"
Сообщение заслушивалось на педсовете....
Дидактическая игра для детей раннего и младшего дошкольного возраста «Весёлый кораблик»
Дидактическая игра для детей раннего и младшего дошкольного возраста «Весёлый кораблик» Жаркова Инна Анатольевна, воспитатель.Ход игры:На плотной картонной коробке с аппликацией кораб...
"Умные коробочки" (дидактическая игра для детей раннего и младшего дошкольного возраста с ТНР)
Дидактическая игра для детей раннего и младшего дошкольного возраста с ТНР....
Конспект праздника – развлечения «Играем с мамой в народные игры» для детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Сегодня я предлагаю вам поговорить на одну очень важную и нужную тему – влиянии песенок и потешек на развитие наших деток. Родители всегда стараются предложить малышу самое лучшее. Новые игрушки...
Рекомендации для родителей СЕНСОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье дается разнообразный практический материал с комментариями и методическими рекомендациями по разным видам сенсорно-двигательных игр (тактильных, тестовых, музыкально-ритмических) для раннего ...
Рекомендации для родителей СЕНСОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье дается разнообразный практический материал с комментариями и методическими рекомендациями по разным видам сенсорно-двигательных игр (тактильных, тестовых, музыкально-ритмических) для раннего ...
Сенсорно-двигательные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста
Сенсорное развитие - это одно из самых главных направлений дошкольного воспитания: с одной стороны - это фундамент общего умственного развития, основа интеллектуального развития, а с другой - оно имее...