Воспитательная ситема Я.Корчака
статья на тему
воспитатеоьная система Я.Корчака
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema_ya.korchaka.docx | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
"Жизнь Януша Корчака, его подвиг изумительной
нравственной силы и чистоты, явились для меня вдохновением.
Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей,
надо отдать им свое сердце"
В.А.Сухомлинский
Доктор, Януш Корчак, был не только прекрасным писателем, педагогом, и создателем самой оригинальной и отличающейся от других систем воспитания, но и опекуном детей, которым он остался верен до конца. 6 августа 1942 года, он отказался быть спасенным и отправился вместе с детьми из своего Дома Сирот в Треблинку, где и погиб от рук фашистов. Корчак читал лекции на Высших педагогических курсах и даже вел дела малолетних преступников в суде. Януш Корчак – автор книг для взрослых и детей, педагогических произведений, методик преподавания и воспитания.
Немало прекрасных книг рассказывают нам о том, как любить свое дитя, как его воспитывать, лечить, понимать, но далеко не каждую книгу можно назвать «библией для родителей». «Как любить ребенка» - это библия. Потому что она учит любви. Настоящей любви – без систем, специальных методик или заключенного в казенную одежду личного мнения автора.
Врач-педиатр, педагог Януш Корчак. Это имя стало символом высоты духа, мудрости Педагога, поистине героической любви к детям. Педагогическая идея Януша Корчака, по сути, вся укладывается в одну фразу: воспитатель должен любить детей. Старая как мир идея - она так естественна, и гибель Корчака была для него тоже естественна: она стала венцом его идеи. Януш Корчак не спас своих детей и не мог их спасти, но он не оставил их перед лицом смерти точно так же, как не оставлял он их перед лицом жизни.
Можно спорить о достоинствах метода Корчака (мало найдется воспитателей, согласных дать ребенку право судить самого педагога), но очевидно, что это педагогика, где ребенок рассматривается не как сырье, из которого надо сделать вещь, а как живой человек со своими радостями и бедами и где ребенок сам активно включается в свое воспитание.
Педагогические системы достаточно различны по своим исходным принципам и методам воздействия на ребенка. Однако их сближает внимание к живой душе воспитанника, к его желаниям и интересам.
Януша Корчака называют детским королем. В своем Доме Сирот он придумал и ввел свод законов, основанных на предпочтениях детей, их образе жизни, их взглядах на мир. К примеру, в Доме работал настоящий суд. Чаще всего, на скамье подсудимых оказывался сам Корчак: он подавал заявления на самого себя, чтобы дети решали его судьбу со всей строгостью. Говорят, что детский суд выносил 95% оправдательных приговоров. При всем этом в его заведении наблюдалась удивительная дисциплина и взаимопонимание между учителями и воспитанниками.
Важной чертой детских домов Корчака было приспособление всей организации жизни к потребностям физического и психического развития ребенка. Для этого необходимо, на его взгляд, создать детское сообщество на основе справедливости, братства, равных прав и обязанностей. В ходе формирования воспитательной системы Корчака волновала, прежде всего, проблема самочувствия ребенка в коллективе других детей и тесно связанная с ней проблема установления правильных взаимоотношений воспитателей и детей.
Ведущая идея педагогической концепции Корчака связана с проблемой детского самочувствия, особенно в условиях большого детского коллектива. Именно заботой об обеспечении хорошего самочувствия ребенка и была продиктована организация жизни детей на основе самоуправления.
Наиболее выразительной чертой, отличавшей воспитательную систему Корчака, была организация общественного мнения детского коллектива.
Осознание социальной несправедливости по отношению к детям способствовало тому, что у него сложилась своеобразная концепция. Согласно ей, общество делилось на класс взрослых, и угнетаемый ими класс детей. В поисках причины угнетенного состояния ребенка в обществе Корчак приходит к противопоставлению двух миров – взрослых и детей. Корчак становится, с одной стороны, защитником интересов и прав детей от деспотизма и произвола взрослых, с другой – пытается найти пути примирения и достижения взаимопонимания между ними.
Не менее важной предпосылкой корчаковского взгляда на детей как на социальную прослойку является его убеждение в абсолютной ценности детства. На нем построена вся воспитательная система Корчака. Он неоднократно подчеркивал значение счастливого, радостного детства в формировании личности, считая, что без пережитого во всей полноте детства искалечена вся жизнь человека. Не менее важно признание права ребенка быть тем, что он есть. Взрослые также должны признавать право ребенка на: участие в рассуждениях о нем и приговорах; внимательное отношение к его проблемам; высказывание своих мыслей; самостоятельную организацию своей жизни; использование своих достоинств и сокрытие своих недостатков; протест; ошибку; тайну; движение; собственность; игру; и, наконец, право на смерть.
Прочитав книгу Корчака «Уважение к Ребенку» мне запомнились его слова: «Одна из грубейших ошибок – считать, что педагогика считается наукой о ребенке, а не о человеке…В области чувств ребенок превосходит взрослых силой, ибо не отработано торможение… В области интеллекта, по меньшей мере, равен им, недостает лишь опыта». Слишком высокий уровень понимания, недосягаемая глубина души. Разве так возможно любить? А может быть, только так и нужно?
«Поливаю цветы. Моя лысина в окне - такая хорошая цель. У него карабин. Почему он стоит и смотрит спокойно? Нет приказа. А может быть, до военной службы он был сельским учителем или нотариусом, дворником? Что бы он сделал, если бы я кивнул ему головой? Дружески помахал рукой? Может быть, он не знает даже, как все на самом деле? Он мог приехать только вчера, издалека…»
Это последняя строчка Януша Корчака. Он искал человека даже в эсэсовце.
Исследуя и анализируя книги и опыт великих педагогов, лучше начинаешь понимать, какую ответственность несет педагог за своих воспитанников. Открывается новый взгляд на задачи педагога и их решение.
У педагогов прошлого, педагогов по призванию, то есть настоящих асов своего дела учишься многим тонкостям детской психологии, так необходимой в педагогической деятельности. В идее воспитания Януша Корчака главная мысль - это, прежде всего любовь к детям. Исходя из нее, педагог никогда не навредит ребенку. Но не слепая любовь, а все понимающая и все видящая. Из любви к ребенку можно строго с ним поговорить не нравоучительно, а отнестись к нему, как к человеку способному самостоятельно контролировать свои поступки и анализировать свое поведение. Направить, помочь, поддержать - важные моменты в педагогике. Главное все это делать, с целью воспитать настоящего человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из педагогического наследия Я.Корчака
У ребенка творческое одиночество, самостоятелен его труд и стремление к познанию – через радость и грусть, любовь и гнев. Это долгий путь, на котором он сам и везде, несмотря ни на что, ищет, ошибаетс...
10 заповедей Януша Корчака для родителей
Мне кажется, это важно и уместно вспомнить иногда бывает. Десять заповедей Януша Корчака для родителей. 1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги е...
Десять заповедей Януша Корчака для родителей
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он мо...
10 заповедей для родителей от Януша Корчака
Десять принципов, на которых строится счастливоедетство, насыщенная зрелость и спокойная старость! ...
Десять заповедей Януша Корчака.
Десять заповедей Януша Корчака для родителей....
Януш Корчак "10 заповедей воспитания"
Януш Корчак "10 заповедей воспитания"Отрывок из книги "Как любить детей" знаменитого польского педагога, писателя и врача Януша Корчака (1878-1942)...
Ситема работы по безопасности и формированию здорового образа жизни детей дошкольного образования
Презентация опыта работы...