Мастер - класс для педагогов "Умные пальчики"
материал на тему
Мастер - класс для педагогов "Умные пальчики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_nikulina.docx | 24.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР – КЛАСС
«УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ» ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
Е.В. Никулина, воспитатель ЧДОУ«Детский сад № 75 ОАО «РЖД»
Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов по вопросам использования кинезиологических упражнений, применяемая в умственном и физическом оздоровлении дошкольников.
Задачи:
- Познакомить участников мастер-класса с опытом использования кинезиологических упражнений.
- Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по применению кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками.
- Создать положительный эмоциональный климат у участников посредством кинезиологических упражнений.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня профессиональной компетенции педагов в области использования кинезиологических упражнений.
2. Освоение педагогами приемов кинезиологических упражнений.
Ход мастер класса:
Уважаемые коллеги, развитие современного общества носит динамический характер, ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. Большое значение при этом будет иметь развитие интеллектуальных способностей и формирование соответствующих умений у детей. Работая в детском саду, я твердо убеждена, что основу воспитательной работы со старшими дошкольниками, в первую очередь, должно составлять именно развитие интеллектуальных способностей детей. Ведь то, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь.
На сегодняшний день одним из перспективных средств такого развития выступают кинезиологические упражнения. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта.
Всем нам известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием обладают логическим складом ума. А творческие личности – это люди с доминирующим правым полушарием.
Современный мир, наполненный обилием компьютеров, айпадов, различных гаджетов, не требует от детей ручных усилий, и поэтому моторные навыки ослабляются: дети плохо держат карандаш, кисточку, ножницы, отчего и происходят постоянные зажимы кисти, что ведет к нарушению даже эмоционального состояния. А все это в дальнейшем сказывается на восприятии и усвоении любого обучающего материала и на здоровье. Кинезиология способствует развитию мелкой моторики и относится к здоровьесберегающей технологии. А одной из главных задач нашего детского сада является укрепление и сохранение здоровья. К тому же кинезиология не требует никаких материальных и методических затрат. Руки всегда рядом и постоянно в дошкольном возрасте требуют нагрузки в движении.
И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с кинезиологией. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга, его больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.
Доктор психологических наук, профессор А.Л. Сиротюк, занимавшаяся данной проблемой, разработала развивающую кинезиологическую программу для дошкольников, цели которой: развитие межполушарной специализации; развитие межполушарного взаимодействия; синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления.
По мнению А.Л. Сиротюк, коррекционно-развивающая и формирующая работа, основанная на двигательных методах, должна включать в себя растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Подробнее вы можете познакомиться с ними в книге Л.А. Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников».
Сегодня я предлагаю вам выполнить несколько простых, но действенных кинезиологических упражнений для рук вместе со мной. Эти упражнения способствуют развитию мелкой моторики.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
- занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
- занятия проводятся утром;
- занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
- от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
- упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
- упражнения проводятся комплексами;
- длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.
Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.
- Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
- Кулак-ребро-ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течении 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях педагог предлагает ребенку помогать себе командами ( «кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
- Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
- Ухо-нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
- Зеркальное рисование. Это рисование двумя руками одновременно. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Сегодня мы познакомились с некоторыми кинезиологическими упражнениям, которые вы можете использовать при работе с детьми. В завершении я хочу поблагодарить всех участников мастер – класса, пожелать вам, чтобы самым лучшим отдыхом была для вас работа; лучшим днем был день – «сегодня»; самым большим даром - любовь, а самым большим богатством – здоровье!
Список литературы:
1. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002 – 48с.
2. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. – М.: ВНИИФК, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Зайчик на пальчик"
Мастер-класс...
Мастер-класс Зайчик на пальчик
Мастер-класс в фотографиях "Зайчик на пальчик" из ткани. Приложение к сценарию совместного досуга "Солнечные зайчики"...
Мастер-класс "Наши волшебные пальчики"
Развитие мелкой моторики рук....
презентация мастер класс "Зайчик на пальчик"
Изготовление тряпичной куклы "Зайчик на пальчик"...
Мастер-класс "Зайчик на пальчик"
Этот материал предназначен для воспитателей детского сада...
Мастер-класс для родителей «Пальчики учат говорить»
Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики для стимуляции речевого развития детей....
Мастер - класс "Играем с пальчиками"
Материал направлен на развитие детей мелкой моторики пальцев рук, которое оказывает благоприятное воздействие на развитие речи детей дошкольного возраста...