Консультация для воспитателей по развитию мелкой моторики рук у детей.
статья на тему
Содержание модели организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО по развитию мелкой моторики рук у детей Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
00064b5e-fc7c2c88.docx | 16.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей по развитию мелкой моторики рук у детей.
Содержание модели организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО по развитию мелкой моторики рук у детей Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Вопрос развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Актуальность развития мелкой моторики детей состоит в том, что у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика» Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности. Современная концепция начального воспитания и образования, изменение требований к содержанию и характеру начального образованияопределяют необходимость совершенствования развития ребенка дошкольного возраста, как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является целостное развитие. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности. Пути решения проблемы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Педагогам необходимо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Необходимо организовывать целенаправленную систематическую работу по развитию мелкой моторики у малышей через разнообразные технологии развития детей. Обогащать окружающую среду достаточным количеством пособий для развития мелкой моторики рук. Создать условия в дошкольном учреждении для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей младшего дошкольного возраста. Работа по развитию движения руки должна проводиться регулярно, только тогда, будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не нужно допускать скуки и переутомления.
Направление работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Особенности организации совместной деятельности детей и взрослых в режимных моментах и ОД по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Рисование манкой, солью. Дети рисуют непосредственно пальцами и ладошками, рисовать можно двумя руками. С помощью соли или манки ребята легко меняют детали изображения и на одной и той же рабочей поверхности рисуют бесконечное число раз. Рисунки получаются интересные, разнообразны и непредсказуемы. ОД по художественному творчеству (пластинография) Тема: «Одуванчик». Работа с пластилином, процесс лепки помогают ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев.ОД по художественному творчеству (нетрадиционная аппликация (обрывание) Тема: «Рыбка». Аппликация развивает и воспитывает у ребёнка чувство вкуса, аккуратность, усидчивость, трудолюбие, но также способствует развитию моторики рук, которая так необходима ребёнку дошкольного возраста. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. В свободное время можно поиграть с детьми. Упражнение «Месим тесто» В большую миску насыпаем горох, фасоль. Ребёнок месит его руками, приговаривая: «Месим, месим тесто. Будут, будут из печи булочки и калачи». Упражнение «В поисках сокровищ». Малыш с любопытством погружает ручки в крупу и на ощупь ищет на «дне» маленькое сокровище игрушку. Вечером можно провести представление совместно с детьми обыграть любимые детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Волк и 7 козлят» в разных вариантах театра: настольный плоскостной и объемный, фланелеграф, пальчиковый. Это хорошее средство для развития движений пальцев и речи детей. Игра с песком «Строим мир» Использование именно игр в песок позволяет достигать хороших результатов при решении ряда задач: формирование коммуникативных умений, снятия тревожности, развития мелкой моторики и др. Песок опосредованно способствует развитию речи: развиваем мелкую моторику. Игры с конструктором. Развитию мелкой моторики способствует конструирование, что развивает ловкость пальчиков и умение ориентироваться в пространстве. Оснащение предметно развивающего пространства по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста уголок для развития мелкой моторики рук с разнообразным материалом и дидактическими играми на развитие мелкой моторики рук. Игры, изготовленные руками взрослых из бросового материала для развития мелкой моторики и ознакомления с окружающим миром. Уголок изодеятельности, где дети могут самостоятельно лепить, рисовать, развивая творчество, воображение, самостоятельность и мелкую моторику рук. Театральный уголок, где дети самостоятельно и совместно с воспитателем могут инсценировать знакомые сказки. Возможные формы взаимодействия с родителями по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях» Цель: помочь осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях. 1. Игра «Песочница» на кухне. (рисование на крупе) 2. Игра «Мозаика из пробок». (выложить рисунок из пуговиц или пробок) 3. Игра «Шагаем в пробках». Рекомендации родителям. С.А. Тимофеева, А.А. Шевченко: Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях в детском клубе. Екатерина Шмелева: Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. Родительское собрание «Цветные ладошки»Цель: Привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста. Задачи собрания: 1. Способствовать развитию понимания у родителей ценности развития детского творчества. 2. Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования с детьми раннего возраста. Форма работы: круглый стол. План: 1.«Вместо кисти – ладошка». Значение рисования для всестороннего развития ребенка. 2.Знакомство родителей с нетрадиционными техниками рисования для детей младшего возраста. 3.Творческая минутка. 4.Выставка рисунков детей и родителей. Обмен мнениями.Таким образом, разные виды деятельности, используемые в работе с детьми в детском саду, а родителями дома, при целенаправленном их применении способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в- третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Работая над развитием мелкой моторики у детей, способствует решению целевого ориентира на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика» «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для воспитателей Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи
Консультации для воспитателейСредства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи...
Консультация для воспитателей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи"
Консультация для воспитателей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи"...
Консультация для воспитателей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи"
Консультация для воспитателей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи"...
Консультация для воспитателей по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необх...
Консультация для воспитателей «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»
Консультация для воспитателей...
Консультации для воспитателей Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи.
Консультации для воспитателей Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи....
Консультация для воспитателей «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи.»
У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движе...